Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7868946
Внеклассное мероприятие - "Семья - волшебный символ жизни".
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог

Крылова Ирина Геннадьевна, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Анжеро-Судженского городского округа «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции», социальный педагог.
Мероприятие направлено  на познание  ребенком  понятий -  родословная, традиции, реликвии; на формирование положительного отношения к понятию "родственные связи" и углубление представлений об именах и фамилиях,  их происхождении и значении;  на воспитание чувства гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам, прошлому нашей родины.

 Дата публикации: 29.09.2014 г.

"Семья - волшебный символ жизни" - внеклассное мероприятие,  2014.

 

Задачи:  пробудить интерес к своей родословной, обычаям, преданиям, семейным традициям и реликвиям; расширить представления и связи времен; углубить представления об именах и фамилиях,  их происхождении и значении;  воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам, прошлому нашей родины; создать условия для приобретения родителями опыта педагогического сотрудничества с ребенком; помочь ребенку узнать, что такое родословная, традиции, реликвии; сформировать положительное отношение к понятию "родственные связи".

Оборудование:   мультимедийный проектор; мультимедийная презентация;  сочинения учащихся;  плакаты: генеалогические древа,   «Увлечения моей семьи»;  выставка семейных реликвий.

Ход праздника

Социальный педагог:  Ребята, хочу предложить вашему вниманию ребус, отгадайте, пожалуйста.

Мой первый слог средь цифр найдете,

Конец – ищите в алфавите.

А целое не трудно отгадать, взирая на детей, на их отца и мать.

Дети: Семья.

1-й ученик: Сегодня в этом зале  мы собрались не зря.

Сегодня мы узнаем, как нам важна семья.

Давайте же о дружбе в семье поговорим,

И дружбе в наших семьях наш праздник посвятим.

Социальный педагог: Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Мы рады видеть вас в нашей уютной гостиной, по-домашнему теплой и нарядной. Сегодня у нас не просто праздник, а праздник семьи, который называется «Семья – волшебный символ жизни». А семья – это близкие нам люди. Семьей становится и родной коллектив, в котором мы работаем, и класс, в котором мы учимся. Каждый из вас, ребята, в будущем обязательно будет иметь свою семью. И очень хотелось, чтобы она была дружная, крепкая и счастливая.

2-й ученик: За окном бушует вьюга, ветер воет за окном,

Но в любую непогоду хорошо, когда есть дом.

Где не только стены, крыша, где уютно и тепло.

Дом, где ждут тебя и любят, там и в сумерках светло.

И под вечер в этом доме собирается семья:

Папа с мамой, да три сына, две дочурки – семь, семья!

3-й ученик: Семья – волшебный символ жизни!

В ней – все, в ней капелька Отчизны!

4-й ученик: В ней – мама, папа, брат, сестра,

В ней – маленький квадрат двора.

5-й ученик: В ней – солнце, в ней – березка, дом,

Согрето все теплом кругом.

Социальный педагог:  В 2008г. в России появился новый праздник - День семьи, любви и верности.   Всероссийский день супружеской любви и семейного счастья будет отмечаться каждый год 8 июля, в День покровителей супружеской жизни святых Петра и Февронии, которые считаются образцом супружеской верности и идеалом семейного счастья. Согласно легенде, князь Муромский Петр полюбил крестьянку Февронию, однако боярская знать была против их брака из-за низкого происхождения девушки. Петр и Феврония предпочли семейную жизнь княжескому престолу. Они жили долго и счастливо и умерли в 1228 году в один день и час.

Символ праздника — ромашка — появился не случайно. Это самый чистый и нежный летний цветок.  А что для вас, ребята, означает СЕМЬЯ?  

(Отрывки из сочинений детей)

Мария

Семья – это гнездышко, в котором уютно и хорошо. В семье человек чувствует себя защищенным от бед. Когда у человека есть семья, он чувствует любовь и ласку близких. Моя мама – добрая, отзывчивая, трудолюбивая, ласковая. Помогает и заботится, когда нам хорошо или плохо. Иногда мама что-нибудь вкусненькое испечет и еще свяжет носочки.

А папа – добрый, но большую часть времени находится на работе.

В семье каждый заботится друг о друге. Когда приходишь домой, тебя вкусненько накормят, обнимут, выслушают все твои проблемы и помогут.

Я хочу, чтобы моя семья была дружная, крепкая и были бы все здоровы.

Надежда

Семья для человека – самое главное и дорогое. Думаю, что семья нужна каждому в жизни. Мама, папа, брат и я – наша дружная семья! Когда мы все вместе, то очень любим смотреть мультфильмы, съездить к бабушке на блины. Нам вместе очень хорошо. Я хочу пожелать, чтобы все были здоровы и счастливы. Пусть у всех будут мама и папа и такая дружная и самая любимая семья, как у меня. В ней тепло и уютно.

Александр

Каждому человеку нужна семья. В семье мы учимся любить и помогать друг другу. В семье человек становится зрелым и достойным гражданином своей Родины. Семья – это свое, родное. Дома тебя всегда ждут, выслушают, приласкают. Я живу с мамой. Недалеко от нас живут бабушка, дедушка и тетя. Мне хотелось бы, чтобы в нашей семье никто не болел, чтобы мы оставались такими же чуткими друг к другу. Нас пятеро, но если бы нас было семеро (семья – семь Я), было бы лучше.

6-й ученик: Любите и цените счастье!  Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже  на этой сказочной земле!

Социальный педагог:  Давайте подарим нашим мамам, хранительницам семейного очага, песню. ( Дети исполняют песню С. Ведерникова «Мама»).

                      1 страничка «Что в имени тебе моем…» А. Пушкин.

Социальный педагог: Родился ребенок, и родители дают ему имя.

Что имя – звук, оброненный случайно,

В котором нет ни смысла, ни значенья?

Конечно, нет! И в имени есть тайна,

И таинство есть имянареченье.

И вот мы сами, силами своими,

Осознаем в конце прошлого века:

Не человек находит себе имя,

А имя выбирает человека.

Социальный педагог:  Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечался в месяце рождения ребенка, или в честь кого-либо из членов семьи. А знаете ли вы о происхождении вашего имени?

Илья: -  мое имя Илья означает «сила Божья». Это русская форма древнееврейского имени. Мои родители выбрали для меня такое имя, потому что я родился 3 августа, это сразу после дня Святого Ильи. Был такой пророк Илья. По христианскому календарю 2 августа – Ильин день. Русское православие чтит его. Мама рассказывала, что в эти дни ангелы охраняют меня. Говорят, что после этого дня купаться уже нельзя. А еще в городе Пензе, где живет моя бабушка, в этот день едят огурцы с медом.

Когда мы на уроке литературы читали былины, я встретил свое имя в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Илья Муромец – храбрый богатырь, в нем кипела не только богатырская сила. Он был добрым, благородным, смекалистым. О нем сложено столько славных былин, песен и сказок, что начнешь слушать и заслушаешься. Я нашел даже сходство с ним – у меня тоже светло-серые глаза, русые волосы, много силы и, надеюсь, твердости характера. Глядя на картину В.М.Васнецова «Богатыри», меня переполняет чувство гордости и восхищения перед силой и бесстрашием русских богатырей. Я очень буду стараться быть на них похожим, не только именем, но и духом.

Татьяна: Меня зовут Татьяна (Татиана). Это имя греческое, означает оно – устроительница, учредительница. Так зовут и мамину сестру, а мою крестную, мамину тетю и мою троюродную бабушку. Это имя прославила святая римская мученица в III веке нашей эры. Она пламенно уверовала во Христа, служила при храме, помогала бедным, а во время гонений на Церковь отказалась принести жертву римским Богам и удостоилась мученического венца. 12 января (25 января по новому стилю) 1755 года в день памяти святой мученицы Татианы императрица Елизавета Петровна подписала Указ об основании Московского университета. Позже при университете был открыт храм в честь святой мученицы Татианы, а Татьянин день стали отмечать как праздник русской интеллигенции, культуры и просвещения Это имя носила и святая Великая княжна, дочь русского императора Николая II.Семья их была образцом благочестия. Они жили очень дружно и были как одно целое. Во дни I Мировой войны устроили во дворце госпиталь для раненых, много трудились в операционных и перевязочных. В смутные революционные годы не покинули Россию, остались с ней до своего мученического конца.

Я бы хотела быть такой же целеустремленной, последовательной и стойкой, как эти носительницы такого славного имени.

Андрей: Имя у меня такое, что нельзя не быть героем.

Оно ясно означает – я в беде не подкачаю!

Друг заблудится в лесу, как герой его спасу,

Отыщу и обогрею – ведь зовут меня АНДРЕЕМ!

В основе имени лежит греческое слово «андрос», означающее «мужчина». В Англии распространено в форме Эндрю, в Германии – Андреас, во Франции – Андре.

Жила с нами прабабушка Нюра. Это была мама нашей бабушки Гали. Прабабушка прошла всю войну, знала и холод, и голод, была мудра. Когда я забеременела, прабабушка стала приговаривать за обедом : «Ешь горбушки, и будет у нас Андрюшка». Всем очень понравилось это имя. Андрюшка подрастал в животике, а все уже знали и готовились к встрече с ним. Это имя носил Андрей Боголюбский – великий князь, основавший Боголюбский монастырь. А еще Андрей Первозванный – апостол, священномученик. Он одним из первых был призван Иисусом Христом в число апостолов. Проповедовал христианство причерноморским народам. Был распят на кресте (Андреевский крест). В эпоху Киевской Руси был покровителем русской государственности. В императорской России стал патроном русского военно-морского флота: Петром I был учрежден Андреевский флаг и орден, старейший из наших орденов.

Виктория: Меня зовут Виктория, в переводе с латинского «победа». Так назвала меня моя мама. Она решила, что это имя больше всего подходит мне. Когда я родилась, мама, увидев меня, сказала: «Победа!». Поэтому я – Виктория.

Николай: Николай – с греческого – победитель народов.

Есть у Коли – Николая  сила воли и большая.

Если жжет его обида –  не покажет Коля вида.

Он мальчишка очень  скрытный  и совсем нелюбопытный:

Лезть с вопросами не будет  Коля к незнакомым людям.

Да и сам он не болтлив, в спорах часто молчалив.

Хоть друзей у Коли мало, их всегда ему хватало.

Коля рассуждает зрело:  «Не в количестве тут дело!»

Родился я в день Николая Угодника.

7 ученик. Моя семья, моя святыня  ко мне в наследство перешла

В ней доброты на всех хватает, на всех хватает в ней тепла.

Моя судьба, моя гордыня,  на весь оставшийся мне век

Ты подарила мне не имя,  дала мне званье – ЧЕЛОВЕК!

                                         2 страничка «Откуда мы родом»

Социальный педагог: Имя вам дали родители. Отчество – от отца. А фамилия? К вашему отцу она перешла от деда, к деду – от прадеда. Но кто же первый в роду так назывался и почему?

8 ученик. Прадеды.  Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси.  Звучат как музыка, как стих фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них  историю России.

Социальный педагог: Каждый человек в нашей стране имеет фамилию. Она записана в свидетельстве о рождении, в паспорте и сопровождает нас всю жизнь. Специалисты насчитали несколько путей образования русских фамилий.

Во-первых, от древнерусских и славянских имен (Егоров, Петров, Георгиев)

Во-вторых, фамилия возникла из древних прозвищ (например, за цвет волос– Белов, или пристрастие к кулачному бою – Бойцов).

Фамилии возникали и от профессии предков. Так на свет появились Гончаровы, Кузнецовы, Рыбаковы.

Фамилии могли образовываться от названия села, города, местности (Новгородцевы, Муромцевы, Москвичевы).

А вот потомки служителей церкви носили, как правило, фамилии Рождественский, Троицкий, Вознесенский, Богословский.

А вот знаете ли вы, что означает ваша фамилия? Давайте попробуем разобраться, а может быть и пофантазировать.

Бочаров – бочар, человек, который изготавливал бочки. Моя фамилия произошла от профессии.

Бубнова – возможно, мои предки были скоморохами или бродячими музыкантами, ходили по свету, веселили людей, играя на бубнах.

Родионова – а кого-то из моих предков звали Родион, а его потомков стали называть Родионовыми.

Рязанов –  мои предки когда-то жили в Рязани, а родственники мамы живут и сейчас в Пензе, мамина девичья фамилия – Пензина.

Семикашева – а мои предки были, наверное, очень сильными, так как ели семь каш. Шумихина – а мои предки, возможно, были балагуры и очень шумливы.

3 страничка «Моя родословная».

9 ученик: Жизнь человека – только миг  в безбрежном времени вселенной,

И только в памяти живых она становится нетленной.

Всё это так. Да вот беда, что забываем иногда,

Откуда мы, кто наши предки? Такие случаи нередки.

10 ученик: Заставить нас забыть о них не должен злой народный гений –

Уйдя из памяти живых,  исчезнет много поколений.

Одной мы связаны судьбой, одной семьей, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой надеждой, верой и любовью.

И дух наш, продолжая жить,  во внуков, правнуков вольётся.

И никогда не оборвётся Веков связующая нить.

Социальный педагог: Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Ваши предки, ваши корни, ваша родословная. Родители и вы – часть, причем верхняя часть, чудесного родословного древа. В дальнейшем вы станете родоначальниками новых ветвей, и внуки будут гордиться такими предками, как вы.

В нашей гостиной вы видите прекрасные родословные, с одной из них мы сейчас познакомимся.

(Презентация   Анастасии «Листая старый альбом»)

4 страничка «Семейные предания и истории. Реликвии нашей семьи».  Социальный педагог: В каждой семье есть вещи, предметы, которые нам очень дороги. Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остается и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями и передаются из поколения в поколение.

11 ученик: Умный, сильный наш народ  далеко глядит вперёд,

Но преданья старины  забывать мы не должны.

Слава русской старине,  слава нашей стороне.

Илья: У нас дома есть фотоальбом, можно сказать, что это семейная реликвия, то есть вещь, свято, бережно и почтительно хранимая, как память о прошлом.

Иногда, когда к нам приезжают родные и друзья, мы садимся за стол всей семьей и с волнением перелистываем пожелтевшие со временем страницы с фотографиями. Просмотр всегда сопровождается интересными, иногда смешными или грустными комментариями. Эти снимки очень дороги, так как на них запечатлены родные нам люди, интересные моменты и события из их жизни.

Очень важно знать об истории своей семьи, о своем происхождении. Из бабушкиных рассказов я узнал, что мой прадедушка был участником Великой Отечественной войны, он участвовал в военных действиях под Ленинградом, в Петрозаводске. Я очень горжусь, что мой прадедушка был настоящим отважным защитником нашей Родины.

Мы не должны забывать ни историю наших предков, ни историю нашей страны. Мне приятно, что я могу подержать фотоальбом в руках, ощущая при этом, как приближается ко мне история моей семьи.

Виктория: В нашей семье мы бережно храним награды моей прабабушки. Она бабушка моего папы.  Ей довелось работать в годы войны и после войны учителем начальных классов. За свой труд она была награждена медалями, и ей было присвоено звание «Заслуженный учитель СССР». А еще за долгое время работы учителем в школе ей присвоено звание «Ветеран труда».  Прабабушка написала много статей в местную газету.

Мы очень ценим её за доблестный труд.

Татьяна: В нашей семье бережно хранится икона. Этой иконой родители моей бабушки благословили её, когда она выходила замуж за дедушку. Когда была написана икона, мы не знаем, но краски на ней не потеряли своей яркости.

Долгое время жизнь у моих бабушки и дедушки была неустроенна. Дедушка был военным. По долгу службы им приходилось часто переезжать с места на место, жили в бараках, казармах. Все это время икона хранилась в родительском доме бабушки в Белоруссии. Теперь же она занимает главное место в нашем красном углу. А дедушка с бабушкой, перенеся много испытаний, прожили вместе уже полвека.

7 страничка «Семья – это наша Родина».

Социальный педагог: Семья – это и наша Родина. А если все семьи будут счастливы, то счастлив будет и наш район, и наша страна в целом. Очень хочется, чтобы радость и счастье царили в каждой семье и в нашем общем доме под названием Россия.

12 ученик: Есть на свете земном разные края.

Только там, где отчий дом, Родина твоя.

Веселись, расти и пой,  знай, что Родина с тобой.

Помни главные слова: «мама», «Родина», «семья».

13 ученик. Дом, в котором мы живем,  самый лучший в мире дом.

Память добрую о нем мы всю жизнь в сердцах несем.

Пусть тепло и добрый свет будут в нем на тысячу лет.

(Исполняется песня «Родительский дом»)

                                                       

 

Заключение.

Социальный педагог: Как всем нам в наше непростое время хочется тепла и доброты. А что может быть лучше семейного очага, огонь которого согревает нас. И пусть люди, чей семейный стаж уже более полувека, зажгут свечу, символизирующую семейный очаг, и поделятся этим огнем с каждым из нас. Пусть ярко разгорится огонь любви в наших семьях, согреет и осветит добром и нежностью.

(Зажигают свечи)

Социальный педагог: Семья – семь нот волшебных песни,

Чтоб солнца свет не гас чудесный, семья – душа любой страны,

В ней все достоинства видны,  иначе жить никак нельзя!

Пусть будет счастлива семья! (Хором)

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР