«Осенние посиделки» |
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог |
Мамаева Евгения Леонидовна, воспитатель ГБОУ РМЭ «Савинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья III, IV вида» г. Йошкар-Ола. Дата публикации: 03.10.2014 г.
«Осенние посиделки».
Аннотация на открытое мероприятие «Осенние посиделки». Аннотируемое мероприятие проведено для учащихся 3 класса, имеющих нарушения зрения и задержку психического развития. Методической формой мероприятия явилась познавательно-игровая. Информационный компонент был представлен презентацией осенних месяцев, ознакомлением учащихся с народными приметами, связанными с осенью, формированием компетенции дифференциации съедобных и несъедобных грибов. Игровой компонент открытого мероприятия характеризовался наличием заданий, связанных с разгадыванием загадок, решением кроссворда (буквенного ряда), чтением стихов. Для данного мероприятия была характерна вербально-визуальная структура методов формирования академических и жизненных компетенций. Так, классификация съедобных и несъедобных грибов осуществлялась на основе работы с иллюстрациями, формирование представлений об осенних месяцах-посредством вербальной презентации их погодных характеристик. Адаптационный механизм мероприятия заключался в соблюдении офтальмологической и моторной пауз, подготовке дидактических материалов на основе плоско-печатного и рельефно-точечного шрифта, максимальной вербализации визуальной информации для учащихся с глубокой зрительной патологией. В процессе проведения открытого мероприятия осуществлялась коррекция основных высших психических функций.
Тема мероприятия: «Осенние посиделки». Цель: Формирование представлений о приметах, связанных с осенью как о времени года Задачи: 1. Образовательная: Систематизация академических компетенций о природных явлениях, связанных с осенними месяцами, народных приметах, традициях. 2. Воспитывающая: Формирование положительного отношения к природе как общему дому человечества; воспитание бережного отношения к природе, к народным традиционным ценностям. 3. Коррекционная: Коррекция классификационной функции мышления на основе дифференциации грибов по степени съедобности, распределительной функции внимания посредством разгадывания загадок и работы с буквенным рядом. Форма проведения: Открытое познавательное мероприятие. Ход мероприятия: Ведущий мероприятия появляется перед учащимися в роли Осени. Осень: Здравствуйте, дорогие ребята! Вы узнали меня? Я-Осень. Это время года, про которое принято говорить-сырое, дождливое. Но про осень и другие слова есть-золотая, багряная. Кругом пестреет лес зелёный; Уже румянит осень клёны, А ельник зелен и тернист;- Осинник жёлтый бьёт тревогу; Осыпался с берёзы лист И, как ковёр, устлал дорогу… Часть I. Презентация осенних месяцев. Конкурс загадок. Но ведь осень-пора сбора хлеба и овощей, время заготовки запасов на долгую зиму. Это время года щедрое, урожайное. А знаете, как зовут осенние месяцы? Правильно-сентябрь, октябрь и ноябрь. Эти месяцы не только труженики, но и весельчаки: хорошо трудился, славно веселился. Да сейчас они сами об этом расскажут. Давайте все вместе позовём их. Сентябрь! Октябрь! Ноябрь! А пока они идут к нам мы с ребятами вспомним осенние приметы и пословицы. Примечайте, ребята. -Если журавли осенью летят высоко, значит…(осень будет долгой). -Если в сентябре месяце вдруг загремит гром или щедро стелется паутина-жди…(осеннего тепла). А ещё по осени можно предугадать, какими будут зима и даже весна: -Если осенью листья у берёз начнут желтеть с верхушки-весна придёт…(ранняя), а зажелтеют берёзы снизу-жди весны…(поздней). А кто примечал-листья каких деревьев осенью краснеют? (Листья клёна, осины и рябины). А ещё запомните две пословицы. «Приходит лето со снопами, а осень с пирогами». «Пусть и холоден сентябрь, зато сыт». В это время входят Сентябрь, Октябрь, Ноябрь. Осень: Здравствуйте, здравствуйте, братья-месяцы осенние! С чем вы пожаловали к нам? Сентябрь: С мелким дождём. Октябрь: С хрустящим грибком. Ноябрь: С первым ледком. Осень: А какие гостинцы вы нам принесли? Вот ты, Сентябрь? Сентябрь: Овощи да ягоды. Осень: А ты, Октябрь? Октябрь: Последний медок. Осень: А ты Ноябрь? Ноябрь: Праздничное угощение. Осень: Каждый месяц осени имеет свои замечательные праздники, связанные с сельскохозяйственными работами. Пусть каждый из месяцев расскажет нам об этих праздниках. Начинай ты, Сентябрь! Сентябрь: У меня и другое имя есть-вересень. В сентябре цвёл вереск, из которого готовили вкусный напиток, варили варенье. А первый календарный праздник-8 сентября, называется он Наталья-овсяница. К этому дню крестьяне старались закончить уборку овса. «Насыплешь овёс в закрома-будут сыты кони да коровы». Праздник Натальи-овсяницы проводили очень весело. Косари преподносили хозяину пучок овса, а он угощал их овсяной кашей да киселём. Осень: А теперь, ребята, отгадайте загадки 1. Черна, мала крошка, Соберут немножко, В воде её поварят, Всяк, кто съест, похвалит. (Каша) 2. Дяденька смеётся- На нём шуба трясётся. (Кисель) Сентябрь: В сентябре запасали на зиму рябину. В сентябре, говорят, всего одна ягода вызревает, да и та-горькая рябина. Рябиной украшали крыльцо да окошки, чтобы клевать ягоду прилетали птицы. На зиму крестьяне отжимали из рябины горький сок, имеющий чудесную силу-он сохранял в течении зимы весь запас осенних витаминов, помогал от простуды и хвори. Осень: Осыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят, Лишь вдали красуются, там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. Осень: В сентябре люди собирали овощи и картофель с огородов. А теперь отгадайте загадки про овощи: 1. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь) 2. Красный сапог в землю врос. (Свекла) 3. На солнце я похожий, и солнце я люблю, За солнцем поворачиваю голову свою. (Подсолнух) 4. Кругла, а не шар, с хвостом, а не мышь, Желта, как мёд, да вкус не тот. (Репа) Сентябрь: В сентябре считалось, что всякий лесной житель по-своему готовится к зиме. Хозяин леса медведь Михаил Иванович Топтыгин укладывается в берлогу на всю зиму-лапу сосать. Муравьи закупоривают входы-выходы своего высокого города, жмутся в кучу в самой его глубине, где теплее. Осень: А какой лесной житель сушит себе на зиму грибы? (Белка) Верно, белочка насаживает маслята, подберёзовики на обломанные сучки и сушит впрок. Зимой она будет гулять по ветвям деревьев и подкрепляться сушёными грибами. -А теперь ты, Октябрь, расскажи про себя. Октябрь: В октябре, в октябре Частый дождик на дворе. В октябре лист с деревьев облетает-кружится, недаром зовут и меня-месяц-листопадник. А также месяцем-предзимником. Октябрь уж наступил-уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад-дорога промерзает, Журча, ещё бежит за лестницу ручей. А. Пушкин Или вот ещё одно стихотворение: Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой. И. Бунин Начинается этот месяц с того, что второго октября отмечают день Зосима-заступника пчёл. Хозяева старались к этому дню укрепить и утеплить к зиме улья, собрать последний медок. -Ребята, отгадайте загадки. 1. Лежит куча поросят, Кто ни тронет-завизжат. (Пчёлы) 2. В пустом дупле-сто домов, сто котлов, Посередине-ярмарка. (Улей) В народе так и говорили: «Ульи в погреб ставь- праздник мёда славь». 14 октября-праздник Покрова, первое зазимье. Говорят, что с Покрова до обеда стоит осень, о после обеда-зима. В этот день делают последний сбор грибов. Давайте, ребята, проверим, какие вы знаете грибы. Я загадаю вам загадки: 1. И красив он и велик. Этот гриб…(боровик) 2. Точно жёлтые цыплята, Разбрелись в бору …(маслята) 3. Разбежались по опушке Полосатые…(волнушки0 4. Вот грибочки возле пня, Видно, все они родня. Все на ножке очень тонкой, А зовут грибы …(опёнки) Осень: А теперь расскажи ты про себя, ноябрь. Ноябрь: Моё второе имя-холодень. В середине месяца есть праздник Козьмы и Демьяна. В народе так и говорили: «Кузьминки-об осени поминки». А в избах запасались работой на долгие зимние вечера-готовили шерсть. Ставили веретёна да ткацкие станки. Женщины готовились прясть и ткать, чтобы весну да зимние праздники встретить в новых нарядных рубахах и платьях. А ещё Кузьминки называли девичьим праздником. Девушки в этот день соревновались между собой-кто вкуснее приготовит угощение на вечерние посиделки. Осень наступила, высохли цветы, И глядят уныло голые кусты, Вянет и желтеет травка на лугах, Только зеленеет озимь на полях. Туча небо кроет, солнце не блестит, Ветер в поле воет, дождик моросит…. А. Плещеев Осень: Да, ребята! Какой красивый поэтический праздник у нас получается. Офтальмологическая пауза. Ребята, а теперь проведём с вами офтальмологическую паузу. 1. Сидя наклоните голову к груди, посмотрите вниз, вправо, влево, наверх. Повторите 5 раз. 2. Медленные движения головой вправо 5 раз, влево 5 раз. 3. Зажмурьте глаза на 3 сек. 4. Отвели левую руку в сторону, посмотрели на кончики пальцев. То же с правой рукой. Повторили по 5 раз. Спасибо за внимание! Часть II. Художественная. Осень: В каждое время года лес красив по-своему! Для своей работы осень берёт самые яркие краски и отправляется с ними в лес. Берёзы и клёны осень покрывает лимонной желтизной, листья осины разрумянивает, будто спелые яблоки. И вот вам задание: я раздаю большой кленовый лист белого цвета, а вы должны будете раскрасить листочек как можно красочнее и интереснее. Часть III. Головоломка. Осень: Вам, ребята, предлагается буквенный ряд (написанный на большом листе бумаги). Там зашифровано предложение, выражающее красоту осени. Вам нужно его расшифровать. ТОТСТЕТНТЬ-ТСТЛТАТВТНТАТЯ ТПТОТРТА! (Осень-славная пора!) Часть IV. Знакомые незнакомцы. Осень: А сейчас мы проверим хорошо ли вы знаете съедобные грибы. Буду показывать картинки со съедобными и несъедобными грибами, а вы мне говорите названия съедобных грибов. Спасибо большое! Рефлексия. Осень: Ребята, вы наверно поняли, что осень-это очень замечательное время года! - Скажите, пожалуйста, какие осенние месяцы вы знаете? -Как звери готовятся к зиме осенью? -Какие народные праздники бывают осенью? -Какие грибы мы собираем осенью? Пройдёт двенадцать месяцев и мы снова встретим осень и дружно скажем: «Осень, осень, милости просим!» Большое вам спасибо! Список литературы: 1. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. «Академия развития», г.Ярославль 1997г. 2. Внеклассные мероприятия 3 класс, «Мозаика детского отдыха, г.Чехов, 2013г. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».