Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7439643
«Осенние посиделки»
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог

Мамаева Евгения Леонидовна, воспитатель ГБОУ РМЭ «Савинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья III, IV вида» г. Йошкар-Ола.
Открытое мероприятие познавательно-игрового характера экологической направленности для учащихся 3 класса с нарушением зрения и задержкой психического развития. 

 Дата публикации: 03.10.2014 г.


«Осенние посиделки».

 

  Аннотация на открытое мероприятие «Осенние посиделки».

  Аннотируемое  мероприятие проведено для учащихся 3 класса, имеющих нарушения зрения и задержку психического развития.

   Методической формой мероприятия явилась  познавательно-игровая. Информационный компонент был представлен презентацией осенних месяцев, ознакомлением учащихся с народными приметами, связанными с осенью, формированием компетенции дифференциации съедобных и несъедобных грибов.

  Игровой компонент открытого мероприятия характеризовался наличием заданий, связанных с разгадыванием загадок, решением кроссворда (буквенного ряда), чтением стихов.

   Для данного мероприятия была характерна вербально-визуальная структура методов формирования академических и жизненных компетенций. Так, классификация съедобных и несъедобных грибов осуществлялась на основе работы с иллюстрациями, формирование представлений об осенних месяцах-посредством вербальной презентации их погодных характеристик.

  Адаптационный механизм мероприятия заключался в соблюдении офтальмологической и моторной пауз, подготовке дидактических материалов на основе плоско-печатного и рельефно-точечного шрифта, максимальной вербализации визуальной информации для учащихся с глубокой зрительной патологией. В процессе проведения открытого мероприятия осуществлялась коррекция основных высших психических функций.

 

Тема мероприятия: «Осенние посиделки».

Цель:  Формирование представлений о приметах, связанных с осенью как о времени года

Задачи:

1. Образовательная: Систематизация академических компетенций о природных явлениях, связанных с осенними месяцами, народных приметах, традициях. 

2. Воспитывающая: Формирование  положительного отношения к природе как общему дому человечества; воспитание бережного отношения к природе,  к народным традиционным ценностям.

3. Коррекционная: Коррекция классификационной функции мышления на основе  дифференциации грибов по степени съедобности, распределительной функции внимания посредством разгадывания загадок и работы с буквенным рядом.

Форма проведения: Открытое познавательное мероприятие.  

Ход мероприятия:

Ведущий мероприятия появляется перед учащимися в роли Осени.

Осень: Здравствуйте, дорогие ребята! Вы узнали меня? Я-Осень. Это время года, про которое принято говорить-сырое, дождливое. Но про осень и другие слова есть-золотая, багряная.

                  Кругом пестреет лес зелёный;

                  Уже румянит осень клёны,

                  А ельник зелен и тернист;-

                  Осинник жёлтый бьёт тревогу;

                  Осыпался с берёзы лист

                  И, как ковёр, устлал дорогу…

Часть I. Презентация осенних месяцев. Конкурс загадок.

  Но ведь осень-пора сбора хлеба и овощей, время заготовки запасов на долгую зиму. Это время года щедрое, урожайное. А знаете, как зовут осенние месяцы? Правильно-сентябрь, октябрь и ноябрь. Эти месяцы не только труженики, но и весельчаки: хорошо трудился, славно веселился. Да сейчас они сами об этом расскажут. Давайте все вместе позовём их. Сентябрь! Октябрь! Ноябрь! А пока они идут к нам мы с ребятами вспомним осенние приметы и пословицы. Примечайте, ребята.

-Если журавли осенью летят высоко, значит…(осень будет долгой).

-Если в сентябре месяце вдруг загремит гром или щедро стелется паутина-жди…(осеннего тепла).

А ещё по осени можно предугадать, какими будут зима и даже весна:

-Если осенью листья у берёз начнут желтеть с верхушки-весна придёт…(ранняя), а зажелтеют берёзы  снизу-жди весны…(поздней).

  А кто примечал-листья каких деревьев осенью краснеют? (Листья клёна, осины и рябины). А ещё запомните две пословицы. «Приходит лето со снопами, а осень с пирогами». «Пусть и холоден сентябрь, зато сыт».

  В это время входят Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.

Осень: Здравствуйте, здравствуйте, братья-месяцы осенние! С чем вы пожаловали к нам?

Сентябрь: С мелким дождём.

Октябрь: С хрустящим грибком.

Ноябрь: С первым ледком.

Осень: А какие гостинцы вы нам принесли? Вот ты, Сентябрь?

Сентябрь: Овощи да ягоды.

Осень: А ты, Октябрь?

Октябрь: Последний медок.

Осень: А ты Ноябрь?

Ноябрь: Праздничное угощение.

Осень: Каждый месяц осени имеет свои замечательные праздники, связанные с сельскохозяйственными работами. Пусть каждый из месяцев расскажет нам об этих праздниках. Начинай ты, Сентябрь!

Сентябрь: У меня и другое имя есть-вересень. В сентябре цвёл вереск, из которого готовили вкусный напиток, варили варенье. А первый календарный праздник-8 сентября, называется он Наталья-овсяница. К этому дню крестьяне старались закончить уборку овса. «Насыплешь овёс в закрома-будут сыты кони да коровы». Праздник Натальи-овсяницы проводили очень весело. Косари преподносили хозяину пучок овса, а он угощал их овсяной кашей да киселём.

Осень: А теперь, ребята, отгадайте загадки

         1. Черна, мала крошка,

             Соберут немножко,                                 

             В воде её поварят,                                  

             Всяк, кто съест, похвалит. (Каша)

         2. Дяденька смеётся-

             На нём шуба трясётся. (Кисель)

Сентябрь: В сентябре запасали на зиму рябину. В сентябре, говорят, всего одна ягода вызревает, да и та-горькая рябина. Рябиной украшали крыльцо да окошки, чтобы клевать ягоду прилетали птицы. На зиму крестьяне отжимали из рябины горький сок, имеющий чудесную силу-он сохранял в течении зимы весь запас осенних витаминов, помогал от простуды и хвори.

Осень:      Осыпается весь наш бедный сад,

                  Листья пожелтелые по ветру летят,

                  Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

                  Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Осень: В сентябре люди собирали овощи и картофель с огородов. А теперь отгадайте загадки про овощи:

         1. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

         2. Красный сапог в землю врос. (Свекла)

         3. На солнце я похожий, и солнце я люблю,

            За солнцем поворачиваю голову свою. (Подсолнух)

        4. Кругла, а не шар, с хвостом, а не мышь,

           Желта, как мёд, да вкус не тот. (Репа)  

Сентябрь: В сентябре считалось, что всякий лесной житель по-своему готовится к зиме. Хозяин леса медведь Михаил Иванович Топтыгин укладывается в берлогу на всю зиму-лапу сосать. Муравьи закупоривают входы-выходы своего высокого города, жмутся в кучу в самой его глубине, где теплее.

Осень: А какой лесной житель сушит себе на зиму грибы? (Белка) Верно, белочка насаживает маслята, подберёзовики на обломанные сучки и сушит впрок. Зимой она будет гулять по ветвям деревьев и подкрепляться сушёными грибами.

 -А теперь ты, Октябрь, расскажи про себя.

Октябрь:   В октябре, в октябре

                    Частый дождик на дворе.

  В октябре лист с деревьев облетает-кружится, недаром зовут и меня-месяц-листопадник. А также месяцем-предзимником.

                  Октябрь уж наступил-уж роща отряхает

                  Последние листы с нагих своих ветвей;

                  Дохнул осенний хлад-дорога промерзает,

                  Журча, ещё бежит за лестницу ручей.

                                                            А. Пушкин

Или вот ещё одно стихотворение:

                  Лес, точно терем расписной,   

                  Лиловый, золотой, багряный,

                  Весёлой, пёстрою стеной

                  Стоит над светлою поляной.

                  Берёзы жёлтою резьбой

                  Блестят в лазури голубой.

                                                    И. Бунин           

  Начинается этот месяц с того, что второго октября отмечают день Зосима-заступника пчёл. Хозяева старались к этому дню укрепить и утеплить к зиме улья, собрать последний медок.

-Ребята, отгадайте загадки.

            1. Лежит куча поросят,

                Кто ни тронет-завизжат. (Пчёлы)

            2. В пустом дупле-сто домов, сто котлов,

                Посередине-ярмарка. (Улей)

  В народе так и говорили: «Ульи в погреб ставь- праздник мёда славь». 14 октября-праздник Покрова, первое зазимье. Говорят, что с Покрова до обеда стоит осень, о после обеда-зима. В этот день делают последний сбор грибов. Давайте, ребята, проверим, какие вы знаете грибы. Я загадаю вам загадки:

             1. И красив он и велик.

                 Этот гриб…(боровик)

             2. Точно жёлтые цыплята,

                 Разбрелись в бору …(маслята)

             3. Разбежались по опушке

                 Полосатые…(волнушки0

             4. Вот грибочки возле пня,

                 Видно, все они родня.

                 Все на ножке очень тонкой,

                 А зовут грибы …(опёнки)

Осень: А теперь расскажи ты про себя, ноябрь.

Ноябрь: Моё второе имя-холодень. В середине месяца есть праздник Козьмы и Демьяна. В народе так и говорили: «Кузьминки-об осени поминки». А в избах запасались работой на долгие зимние вечера-готовили шерсть. Ставили веретёна да ткацкие станки. Женщины готовились прясть и ткать, чтобы весну да зимние праздники встретить в новых нарядных рубахах и платьях. А ещё Кузьминки называли девичьим праздником. Девушки в этот день соревновались между собой-кто вкуснее приготовит угощение на вечерние посиделки.

                  Осень наступила, высохли цветы,

                  И глядят уныло голые кусты,

                  Вянет и желтеет травка на лугах,

                  Только зеленеет озимь на полях.

                  Туча небо кроет, солнце не блестит,

                  Ветер в поле воет, дождик моросит….

                                                     А. Плещеев

Осень: Да, ребята! Какой красивый поэтический праздник у нас получается.

Офтальмологическая пауза.

Ребята, а теперь проведём с вами офтальмологическую паузу.

1. Сидя наклоните голову к груди, посмотрите вниз, вправо, влево, наверх. Повторите 5 раз.

2. Медленные движения головой вправо 5 раз, влево 5 раз.

3. Зажмурьте  глаза на 3 сек.

4. Отвели левую руку в сторону, посмотрели на кончики пальцев. То же с правой рукой. Повторили по 5 раз.

Спасибо за внимание!

Часть II. Художественная.

Осень: В каждое время года лес красив по-своему! Для своей работы осень берёт самые яркие краски и отправляется с ними в лес. Берёзы и клёны осень покрывает лимонной желтизной, листья осины разрумянивает, будто спелые яблоки.

  И вот вам задание: я раздаю большой кленовый лист белого цвета, а вы должны будете раскрасить листочек как можно красочнее и интереснее.

Часть III. Головоломка.

Осень: Вам, ребята, предлагается буквенный ряд (написанный на большом листе бумаги). Там зашифровано предложение, выражающее красоту осени. Вам нужно его расшифровать.

ТОТСТЕТНТЬСТЛТАТВТНТАТЯ  ТПТОТРТА! (Осень-славная пора!)

Часть IV. Знакомые незнакомцы.

Осень: А сейчас мы проверим хорошо ли вы знаете съедобные грибы. Буду показывать картинки со съедобными и несъедобными грибами, а вы мне говорите названия съедобных грибов.

Спасибо большое!

Рефлексия.

Осень: Ребята, вы наверно поняли, что осень-это очень замечательное время года!

- Скажите, пожалуйста, какие осенние месяцы вы знаете?

-Как звери готовятся к зиме осенью?

-Какие народные праздники бывают осенью?

-Какие грибы мы собираем осенью?

Пройдёт двенадцать месяцев и мы снова встретим осень и дружно скажем: «Осень, осень, милости просим!»

Большое вам спасибо!


Список литературы:

1. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. «Академия развития», г.Ярославль 1997г.

2. Внеклассные мероприятия 3 класс, «Мозаика детского отдыха, г.Чехов, 2013г.


 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР