Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7429640
Психологические занятия по теме «Искусство общения».
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог

Бороева Долгор Жамбалнимбуевна, Педагог-психолог, МОУ «Зугалайская средняя общеобразовательная школа» с.Зугалай Могойтуйского района Забайкальского края.
Публичное выступление – индикатор уровня лидерских качеств. Публика любит ушами и оценивает силу лидера через его публичное выступление. Поэтому желание научиться выступать публично присутствует почти у всех сегодняшних школьников. На занятиях школьники в возрасте 14-17 лет с помощью психологических упражнений и ролевых игр учатся грамотно дискутировать и выступать публично. 

 Дата публикации: 10.10.2014г.


Тема психологического занятия «Искусство общения»

Занятие 1.

Цель: Научить грамотно дискутировать и уверенно выступать перед публикой

Задачи:

-  развитие эмпатии по отношению к другим участникам;

- развивать такие качества, как умение быть «самим собой»;

- формировать умения «слушать и слышать» друг друга;

- формировать умение выступать перед другими без страха;

Ход занятия. Ребята, я хочу начать занятие словами Карла Роджерса американского психолога: «…Нет смысла казаться спокойным и удовлетворённым, если на самом деле я раздражён и критичен, носить маску, делать вид, что испытываешь одно, а на самом деле чувствовать совсем другое. Я понял, что у меня всё получается лучше, когда я могу с принятием прислушиваться к себе и быть самим собой». Так пусть каждый из нас «сейчас и здесь» будет самим собой.

Ритуал приветствия. О своей готовности быть самим собой вы мне покажете через наш ритуал «Ладони»:

- открытые ладони – «Я готов быть самим собой»;

- скрытые – «Я не настроен быть самим собой»;

- одна открыта, другая скрыта «Я неопределённо себя чувствую».

- Многие из вас сегодня готовы быть самим собой. Спасибо вам.

А теперь послушайте притчу:

Восточная притча

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

- Притча "Всё в твоих руках" раскрывает очень глубокий смысл. А какой смысл? (ответы детей)

Вывод: от каждого человека зависит жизнь не только маленькой бабочки, а также своя судьба и положение дел во вселенной.

Ребята, а кто еще может рассказать причту или произнести афоризм?

- На следующих занятиях предлагаю каждому из вас подготовить пересказ притчи или  изречения (афоризмы), соответствующих вашему настроению или просто для души.

 Ну и наши правила:

1. Правило активности. В дискуссиях участвуют все.

2. Правило искренности. Быть самим собой, не быть таким как все

3. Правило равноценности. В группе все равны. В ней нет статусных различий.

4. Правило "здесь и теперь". Задавать вопросы только по заданной теме.

5. Правило конструктивной обратной связи. Участники при обсуждении темы не критикуют и не спорят друг с другом, а обмениваются мнениями.

Игра «3 качества». Цель: сплотить группу и настроить на уверенное выступление. Один из желающих выходит за дверь. Остальные называют  его хорошие качества. Принимаются 3-4 варианта. Тот, кто стоял за дверью, должен отгадать, кем сказаны эти качества.    

- Ну, а сейчас переходим к нашему домашнему заданию. Вы должны были подготовить небольшой доклад или рассказ для своих друзей на интересную тему,  используя  советы американского миллиардера Дональда Трампа. Готовы? Перед тем, как приступить к выступлениям послушайте афоризмы:

  • научиться говорить можно только говоря;
  • ораторское искусство начинается с умения слушать;
  •  дискуссия - это обмен знаниями, спор - обмен невежеством;
  • Наполеон Бонапарт: "Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает".

- И еще хочу напомнить тот, кто выступает должен сделать это так, как будто он находится перед большим залом и на него смотрят сотни людей. Выложитесь полностью, не давайте себе поблажек!

Публичное выступление участников перед знакомой аудиторией и камерой. Выступающему задаются открытые, закрытые вопросы, без искажения пробуют перефразировать полученную информацию, выделяют ключевые слова, например «Извините, может я не так выразился», «скажите, пожалуйста, как вы думаете…» и др., Выступающий аргументируют свои ответы. После просмотра видео (по желанию выступающего) обсуждаются его выступление перед камерой, особое внимание уделяется мимике и жестам выступающего. Делаются выводы.  

Обсуждение: Кто выступал уверенно? Кто нет? Почему. Какие советы Дональда Трампа вы использовали? Кто рассказал наиболее интересно? Почему? Кто задавал конкретные четкие вопросы? Кто сумел аргументировать свой ответ? Какие у вас были сложности? Что тяжелее всего было преодолеть в себе? Сможете ли без страха выступить перед другой менее знакомой аудиторией? И другие вопросы.

Рефлексия.Что мне понравилось в самом себе, а что нет?

Ритуал прощания. «Выбрасывание пальцев»

 

Тема психологического занятия «Искусство общения»

Занятие 2

Цель: Научить грамотно дискутировать и уверенно выступать перед публикой

Задачи:

- развивать такие качества, как умение быть «самим собой»

-  развитие эмпатии по отношению к другим участникам, формирование умения «слушать и слышать»;

- развитие умения корректно излагать свои мысли и задавать вопросы;

- формировать умение выступать перед другими без страха.

Ход занятия.

Ребята, давайте вспомним слова Карла Роджерса американского психолога: «…Нет смысла казаться спокойным и удовлетворённым, если на самом деле я раздражён и критичен, носить маску, делать вид, что испытываешь одно, а на самом деле чувствовать совсем другое. Я понял, что у меня всё получается лучше, когда я могу с принятием прислушиваться к себе и быть самим собой». Так пусть каждый из нас «здесь и сейчас» будет самим собой. Кто готов поделиться своими чувствами (кто получает мяч, тот делится своим настроением).

Ритуал приветствия. Спасибо! А сейчас наш ритуал «Ладони»:

выражение своей готовности и настроенности на работу:

- открытые ладони – «Я готов работать»;

- скрытые – «Я не настроен на работу»;

- одна открыта, другая скрыта «Я неопределённо себя чувствую»

- Спасибо! Еще мы с вами договаривались  о том, что в ритуале будем высказывать афоризмы и пересказывать притчи, которые вам по душе.

Учащиеся по кругу пересказывают притчи и афоризмы

Психогимнастика – «Рекламный ролик».

Цель: сформировать навыки анализа и презентации, а также навыки «слушать и слышать», а также развитие эмпатии.

- Всем хорошо известно, что такое реклама. Сейчас каждому из нас нужно будет создать свой «рекламный ролик», где нужно будете прорекламировать «товар» так, чтобы подчеркнуть его истинные лучшие стороны, его достоинства, чтобы вызвать к нему интерес. Но «товаром» будут не предметы, а конкретные люди, сидящие здесь, в кругу. Напишите на карточках свои имена. Сейчас в произвольном порядке вы получите карточку с именем того человека, которого нужно будет прорекламировать. Это можете быть даже вы сами, но как только вы узнаете имя, не сообщайте его. В конце ролика подумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы не родился человеком. Назовите категорию людей, на которую рассчитана эта реклама. Длительность ролика не более одной минуты. И все должны будут угадать, о ком вы говорили.

Обсуждение. Итак, друзья, прежде чем перейти к публичным выступлениям, давайте немного поговорим о психологии публичных выступлений, а в частности о страхе, который возникает у многих людей в этот момент и о том, как его преодолеть.

- Почему большинство людей испытывают непреодолимый страх при публичном выступлении? Назовите причины?

- Для того, чтобы преодолеть страх при публичных выступлениях необходимо знать почему он возникает. Страх – это защитная реакция организма, которая помогает нам избежать фатальных ошибок и угроз для жизни. Умеренный страх, а точнее легкое волнение – это полезная и нужная эмоция в момент нашего выступления. Он помогает нам лучше концентрироваться и не потерять ход мысли.  Но чрезмерный страх до дрожи в коленях – это главный противник любого выступающего!

- Так что же является главной причиной страха при публичном выступлении?

Все дело в наших древних инстинктах. Издревле люди все делали вместе, именно так было проще выживать. Вместе охотились и спасались от диких зверей. Вместе защищались от набегов других племен. То есть, отделяться от коллектива было не принято и даже опасно. А любое публичное выступление – это в первую очередь выражение своей индивидуальности, чаще всего собственной точки зрения. Здесь просто необходимо выделяться из толпы и быть «не таким как все».

Метод «Распределение ролей». Прежде чем перейти к публичным выступлениям и дискуссиям, давайте вспомним распределение по ролям:

Оптимисты: Преувеличенно хвалит и наиболее высоко оценивает предмет дискуссии, склонен к рискованным поспешным действиям и выводам. Установка преувеличивать все положительное, отсутствие осторожности, приуменьшение риска и опасности.

- Кто желает быть оптимистом? Желающим прикрепляем бейдж с надписью «Оптимист».  

Пессимист: Осторожен в оценках предмета дискуссии, не склонен рисковать и спешить с окончательными выводами, оценивает новые идеи наиболее низко. Установка преувеличивать все отрицательное, склонность к чрезвычайной осторожности.

- Кто хочет быть пессимистом? Отличительный знак - бейдж с надписью «Пессимист». Далее таким же образом распределяются и другие роли.

Реалист: Реалистическая оценка всех составляющих предмета дискуссии, взвешивание риска. Установки, позволяющие не впадать в крайние оценки, владение способами, позволяющими компенсировать возможные отрицательные отклонения.

Критик: Суммирует недостатки предмета дискуссии и формулирует решение "против" новой идеи, выдвигает обвинение. Вывод из анализа недостатков, их причин и следствий.

Защитник: Суммирует достоинства и формулирует решение "за" новую идею, отклоняет обвинения. Вывод из анализа достоинств, их причин и следствий.

Судья: Суммирует достоинства и недостатки, по возможности компенсирует недостатки достоинствами и выносит решение. Способы совмещения структур достоинств и недостатков. Судьей становится ведущий.

Выступление участников: ученик 10-класса, отдающий предпочтение точным наукам выступает по теме «Будет ли конец света?», творческой девушке с особым взглядом на мир по душе тема «Музыка – важная составляющая часть человека», доброжелательная, открытая в общении девушка выбрала тему «Добро всегда побеждает зло». После того, как выступит каждый, оппоненты задают вопросы или высказывают свою точку зрения с позиции своих ролей.

Обсуждение: Кто, из вас выступая, чувствовал чрезмерный страх? А кто умеренное волнение? В чем проявлялась ваша уверенность? В чем выражалась ваша индивидуальность? У кого-нибудь дрожали колени, голос? Если да, то почему. Какие советы и приемы вы использовали, чтобы быть уверенным в своем вытуплении? Сможете ли без страха выступить перед другой аудиторией с большим количеством зрителей? Тяжело ли было задавать вопросы с позиции распределенных ролей? Какие у вас были сложности? Кому спокойно без страха удалось высказать свою точку зрения? Что тяжелее всего было преодолеть в себе? И другие вопросы. Сделайте выводы и решите над чем конкретно нужно вам поработать до следующего занятия?

Рефлексия. Что мне понравилось сегодня, а что нет?

Ритуал прощания. «Выбрасывание пальцев»

 

 skachat

 

 

 

 

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР