Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7435237
Конспект логопедического группового занятия «Меня ужалила пчела»
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог

Копылова Татьяна Витальевна, учитель-логопед МБОУ КОШИ р.п. Магнитка Кусинского района, Челябинской области.
Конспект логопедического группового занятия для группы детей с ОНР. Моя творческая разработка, игра-путешествие по стране Риторике. Рекомендую учителям-логопедам при изучении лексической темы «Времена года. Осень». Конспект составила для учащихся 4класс коррекционной школы. 


 Дата публикации: 14.10.2014 г.


ГРУППОВОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

«Меня ужалила пчела»

Цели: Коррекционно-образовательные:

- закрепить и обобщить знания детей о временах года (осень), о её   при знаках;

- расширять и уточнять словарь детей, активизировать употребление новых слов при    составлении коротких рассказов.

формировать сознательное чтение с соблюдением норм литературного произношения.

- учиться видеть красоту природы, беречь её, заботиться о ней.

         Коррекционно-развивающие:

          - способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

- развивать согласованность в ритме речи и движений.

         Коррекционно-воспитательные:

           - воспитывать интерес к предмету;

          - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

Оборудование: магнитофон; запись песни В. Шаинского «Улыбка»; магнитофонная запись стихов; картонные вагончики с героями сказок (Петрушка, Буратино, Чебурашка, Винни-Пух, Красная Шапочка, Крокодил Гена); рисунки-символы мимики; рисунки-символы с названием остановок; репродукция картины И. Левитана «Золотая осень»; два игрушечных телефона; на столе букет осенних листьев; кленовые листочки (по2 для каждого ученика); жёлтые кружочки для рисования рисунка-символа; предложения об осени.

Ход занятия:

Звучит запись песни В. Шаинского «Улыбка».

Л. –   Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по удивительной стране Риторике на сказочном поезде (вагончики прикреплены на магнитной доске) с любимыми героями сказок.

Чтение скороговорок.

Дети проговаривают скороговорку с движением  несколько раз, постепенно увеличивая темп.

Вагоны вперёд покатили,

Как мячики,

Так-чики,

Так-чики,

Так-чики,

Так-чики.        (Ю.Тувим)

(Движением руки показываю, что движение окончено).

Л. – Ребята, каким средством общения я воспользовалась, останавливая вас?

У. – Жестом – движением руки.

Л.- Почему мы так быстро читали скороговорку?

      Правильно. Молодцы, ребята! Вы скороговорку проговаривали чётко и быстро.

      Так, что мы даже не успели остановиться на первой остановке     «СКОРОГОВОРНАЯ» (показываю рисунок-символ).

Остановка «Ударная»

Л. – Следующая остановка «Ударная».

       на магнитной доске помещаю написанное предложение:

       ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА.

Л.- Прочитайте предложение.      Что мы заметили за окном вагона?

      Приготовьтесь к многократному чтению с логическим ударением.

Л. – Что сделала осень золотая?

У. - ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА.

Л.- Какая осень в гости к нам пришла?

У. -ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА.

Л. – К кому осень золотая в гости пришла?

У. - ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА.

Л. – Прочитайте следующее предложение.

ЩЕДРЫМИ  ПОДАРКАМИ  ОДАРИЛА   ОНА  ПОЛЯ  И  ЛЕСА.

 (Над  предложением проводится  аналогичная работа. Только  теперь учащиеся сами задают вопросы и отвечают на них).

 

Остановка «Сочинялка»

Л. – На эту остановку приглашает нас Винни-Пух, великий фантазёр и выдумщик.

        Вспомните, что поёт он в песенке:

        « Сочиняю я не плохо

           И – ног – да!»?

- Посмотрите, ребята, что увидел художник. (Показываю репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень»). Художник красками написал осенний лес, а мы опишем словами.

Л. – Какое настроение вызывает у вас картина Левитана «Золотая осень»?

    -  Видели ли вы сами такую осень, любовались ли ею?

    - Можете  ли узнать, какие деревья нарисовал  художник?

    - Как принарядились берёзки, клёны?

У. – Берёзки надели золотые платья.

       Разрумянились листья клёна.

       Могучие дубы покрылись медью.

       Только сосны и ёлочки остались зелёными.

        Не слышно птичьих голосов.

        Тихо и спокойно в осеннем лесу.

Л. – Ребята, как мы озаглавим наш рассказ?

    -  Скажите, как нужно рассказывать об осеннем лесе: тихо или громко?  Почему?

        Правильно, чтобы передать тишину осеннего леса, мы рассказываем тихо и      спокойно. Сила голоса зависит от содержания и ситуации, в которой мы оказываемся.

   - Ребята, начните свой рассказ с предложений, записанных на доске.

     (Учащиеся составляют рассказ устно, затем записывают его).

Остановка «Угадалка»

Л. – Ребята, мы с вами вспомнили, что сила голоса зависит от ситуации или от содержания высказывания.  А сможете ли вы по голосу узнать говорящего?   Почему?

 Л. – Правильно, устная речь каждого человека неповторима, имеет свою особенную окраску, тембр, что и позволяет нам отличить её от речи других людей.

Л. – Послушайте магнитофонную запись и угадайте, кто читает стихи.     

(На магнитофоне заранее записана речь нескольких детей, читающих стихи).

Разговор с пчелой

Меня ужалила пчела.

Я закричал: «Как ты могла?!»

Пчела в ответ:

«А ты как мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен,

Я берегла его на уж-жин!»

(М.Бородицкая)

Встреча

Повстречал улитку

Жук:

- Ты не бойся,

Я твой друг!

Что наставила

Рога

На меня,

Как на врага?

Коль друзей встречать рогами –

Станут все они

Врагами!

(В.Орлов)

Игра «поиграем-угадаем»

В игре участвует весь класс. Водящий ученик стоит спиной к классу и произносит стихи Асена Босева. На вопросы водящего отвечает один из учеников (по указанию учителя). Водящий должен по имени назвать того, кто дал ответ на вопрос, т.е. узнать его по голосу.

Остановка «Лесная опушка»

Л. – Вы устали ехать, ребята? Давайте сделаем остановку на «Лесной опушке», немного отдохнём. Нас встречают лесные жители. Как их нужно поприветствовать?

(Учащиеся хором говорят: «Здравствуйте!»

Ученица читает стихотворение В.Солоухина «Здравствуйте»)

Л. – Послушайте и ответьте на вопросы поэта.

 

- Здравствуйте! –

Поклонившись мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

- Здравствуйте! –

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте», больше

ведь мы ничего не сказали .

Отчего же  на капельку солнца

прибавилось в мире?

Отчего же   на капельку счастья

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

сделалась жизнь?

Л. – Ребята, отправляемся на прогулку.

(Учащиеся встают, машут листочками, выполняют движения по ходу рассказа учителя).

«Шумит в лесу золотой дождь. Всё лето листочки подставляли солнцу свои ладошки, щёчки, спинки. Они пропитались солнцем и стали золотистыми.

Летят, скачут, плывут листья. Позолотили они дорожки и тропинки.

Ёлочки листочками украсились. Грибы под листочками спрятались».

(«Золотой дождь» по Н.Сладкову)

«Пробежит, шелестя сухими листьями, чёрный жук у твоих ног. Мелькнёт среди ветвей торопливая сойка…Всё на первый взгляд привычно, обыкновенно. И никто не скажет и даже не шепнёт: «Посмотри на меня, какой я красивый, интересный, очень нужный обитатель леса!»

(«Зелёные страницы», А.Плешаков)

Л. – Давайте учиться слушать и понимать природу.

      - Ребята, попрощаемся с лесными обитателями, скажем им «До новой встречи!»

 

Остановка «Словарная»

Л. – Ребята, ответили нам лесные жители?

    -  Так кто же общается только с помощью слов?

   - Мы прибываем с вами на станцию «Словарную» и вспомним, для чего же нужна людям речь.

    - Какие волшебные свойства слова мы знаем?

       (слово веселит, огорчает, утешает…)

     -  Ребята, посмотрите на сказочных героев, которые путешествуют вместе снами, и скажите, кто из них веселит?

       …Огорчает?

      …Утешает?

    (Петрушка веселит; Буратино в первый же день своей жизни огорчил Говорящего Сверчка; Крокодил  Гена утешил  Чебурашку, предложив ему свою дружбу).

Л. – Какие пословицы о слове вы знаете?

        Объясните их.

Разыгрывание речевой  ситуации

Л. – Ребята, наше путешествие затянулось. В школе, наверное, уже волнуются, ожидая нас. Давайте позвоним по телефону и предупредим, что мы скоро будем

(Двое детей «говорят» по телефону. Остальные слушают, затем анализируют разговор).

Подведение итога урока

Л. – Ребята, а сейчас в рисунках покажите, понравилось  вам или нет путешествие по стране Риторике.

Учащиеся рисуют, звучит музыка.

Л. – Чем вам понравилось путешествие?


skachat


 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР