Как воздух математика нужна. |
Содержание - Математика |
Любовь Викторовна Киселёва, Елена Алексеевна Суркова, учителя математики МКОУ Панинская СОШ, р.п. Панино Панинского муниципального района Воронежской области.
Дата публикации: 08.12.2014
Сегодня, в условиях обострения проблем национального экстремизма как никогда встал вопрос формирования патриотического сознания и гражданской позиции личности. Со времени Победы прошло почти 70 лет. Вторая мировая война оказалась, прежде всего, войной танков, соревнования моторов, огня и брони, и от того, чья конструкторская мысль оказывалась точнее и глубже, зависел исход многих сражений. Советские математики многое сделали для восстановления и развития народного хозяйства. За годы войны, в нечеловеческих условиях, наблюдался прогресс в теоретической математике. До сих пор нет сводного труда, который бы показал, как много математики дали фронту для победы, как их исследования помогали совершенствовать оружие, которое использовали воины в боях Этот пробел следует восполнить как можно быстрее, поскольку многих из тех, кто это делал, уже нет в живых, поскольку человеческая память несовершенна и многое забывается. А нам никак нельзя забывать о том, что подвиг народа в Великой Отечественной войне не ограничивается только славными делами фронтовиков, что основы победы ковались и в тылу, где руками рабочих и их разумом, руками и разумом инженеров и ученых создавалась и совершенствовалась военная техника. Нельзя нам забывать и того, что по многим параметрам к концу войны наши танки, самолеты, артиллерийские орудия стали совершеннее тех, которые противопоставлял нам враг. Нельзя забывать, что в конце войны мы вынуждены, были вплотную заняться созданием собственного атомного оружия, а для этого пришлось объединить интеллектуальные усилия физиков, химиков, технологов, математиков, металлургов и самостоятельно пройти тот путь, который уже был пройден США и их западными союзниками. К сожалению, сегодня положение в мире таково, что страны, а вместе с ними и математики, вынуждены уделять внимание разработке проблем обороны. Однако это не самоцель, а вынужденная необходимость. Каждый же из нас мечтает о том времени, когда человечество забудет о войнах и о подготовке к ним. Патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны – одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Поэтому с самых первых лет пребывания детей в школе создаются условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми. Патриотические игры, встречи с ветеранами, поздравления ветеранов с Днём Победы, помощь им, походы по местам боевой славы – важные формы работы учителя, классного руководителя по патриотическому воспитанию учащихся. Но основной акцент в этой работе, всё же, отводится уроку. Каждому учителю известно, что обучение должно быть эмоциональным и возбуждать положительные эмоции. Как показывает практика, на уроке создаётся благоприятная эмоциональная обстановка, если перед изложением нового материала провести небольшую беседу о значении математики в жизни. К примеру, рассказать о роли учёных-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны. Так, в 8 классе при прохождении темы «Таблица квадратов и квадратные корни» хочется рассказать о штурманских таблицах, разработанных сотрудниками математического института Академии наук СССР и широко применявшихся во время войны в авиации. Ни в одной стране не было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности. Здесь же можно рассказать о таблицах для определения местонахождения судна по радиопеленгам, подготовленным коллективом математиков под руководством академика С.Н. Бернштейна и о Большом астрономическом ежегоднике на 1943, 1944, 1945 годы, созданном учёными Ленинграда в суровых условиях блокады и имевшем большое значение для авиации, флота и артиллерии. Во время изучения элементов теории вероятностей знакомим учащихся с исследованиями академика А.Н. Колмогорова и его учеников для нахождения самолётов и подводных лодок противника. Научные работы А.Н. Колмогорова в области теории стрельбы помогли увеличить эффективность огня артиллерии. Большое значение в военно-патриотическом воспитании учащихся имеют работы по укреплению военно-морского флота выдающегося советского математика и педагога академика А.Н. Крылова. Его труды по теории непотопляемости и качки корабля широко использовались нашими военно-морскими силами во время войны. Об этом рассказываем при прохождении темы «Приближённое значение числа» в 5 классе и темы «Приближённые вычисления» в 8 классе. Дети пишут рефераты, посвящённые деятельности этих и других великих математиков, жизнь которых является ярким примером служения науке, своему народу, Отечеству. Патриотический долг учащихся в период обучения в школе – хорошо учиться, закалять себя физически, воспитывать в себе моральные и волевые качества гражданина России. Необходимо, чтобы выпускники школы понимали, что требуется от них, настоящих защитников Родины – глубокие знания точных наук: физики, математики, информатики, без которых стать настоящим профессионалом в военном деле не удастся. В обучении математике с точки зрения патриотического воспитания огромную роль играет подбор математических задач. О военном прошлом своего Отечества, своей малой Родины, о людях, составляющих гордость земли русской, победах и достижениях в той или другой сферах человеческой деятельности – такие задачи заставляют задуматься, способствуют расширению кругозора учащихся, развитию их познавательных способностей, гордости за прошлое и настоящее своей страны, своих земляков. Под руководством учителя дети готовят тексты задач, их решения, оформляют презентации. Особенно благоприятны для этой цели темы «Проценты», «Отношения и пропорции», «Наибольшее и наименьшее значения функции» и многие другие. У каждого педагога в его педагогической копилке немало таких задач. Главное, выбрать необходимый материал, который оставит в душе ребёнка неизгладимый след, найти повод и время кинуть в сердце зерно добра, любви и верности своей любимой России. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».