Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 4330210
Как воздух математика нужна.
Содержание - Математика

Любовь Викторовна Киселёва, Елена Алексеевна Суркова, учителя математики МКОУ Панинская СОШ, р.п. Панино Панинского муниципального района Воронежской области.
Статья посвящена патриотическому воспитанию учащихся на уроках математики (из опыта работы). Предназначена для школьников 5-11-х классов.

 


 

Дата публикации: 08.12.2014

 


 

Сегодня, в условиях обострения проблем национального экстремизма как никогда встал вопрос формирования патриотического сознания и гражданской позиции личности. Со времени Победы прошло почти 70 лет. Вторая мировая война оказалась, прежде всего, войной танков, соревнования моторов, огня и брони, и от того, чья конструкторская мысль оказывалась точнее и глубже, зависел исход многих сражений. Советские математики многое сделали для восстановления и развития народного хозяйства. За годы войны, в нечеловеческих условиях, наблюдался прогресс в теоретической математике. До сих пор нет сводного труда, который бы показал, как много математики дали фронту для победы, как их исследования помогали совершенствовать оружие, которое использовали воины в боях

Этот пробел следует восполнить как можно быстрее, поскольку многих из тех, кто это делал, уже нет в живых, поскольку человеческая память несовершенна и многое забывается. А нам никак нельзя забывать о том, что подвиг народа в Великой Отечественной войне не ограничивается только славными делами фронтовиков, что основы победы ковались и в тылу, где руками рабочих и их разумом, руками и разумом инженеров и ученых создавалась и совершенствовалась военная техника. Нельзя нам забывать и того, что по многим параметрам к концу войны наши танки, самолеты, артиллерийские орудия стали совершеннее тех, которые противопоставлял нам враг. Нельзя забывать, что в конце войны мы вынуждены, были вплотную заняться созданием собственного атомного оружия, а для этого пришлось объединить интеллектуальные усилия физиков, химиков, технологов, математиков, металлургов и самостоятельно пройти тот путь, который уже был пройден США и их западными союзниками.

К сожалению, сегодня положение в мире таково, что страны, а вместе с ними и математики, вынуждены уделять внимание разработке проблем обороны. Однако это не самоцель, а вынужденная необходимость. Каждый же из нас мечтает о том времени, когда человечество забудет о войнах и о подготовке к ним. Патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны – одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Поэтому с самых первых лет пребывания детей в школе создаются условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми. Патриотические игры, встречи с ветеранами, поздравления ветеранов с Днём Победы, помощь им, походы по местам боевой славы – важные формы работы учителя, классного руководителя по патриотическому воспитанию учащихся. Но основной акцент в этой работе, всё же, отводится уроку.

Каждому учителю известно, что обучение должно быть эмоциональным и возбуждать положительные эмоции. Как показывает практика, на уроке создаётся благоприятная эмоциональная обстановка, если перед изложением нового материала провести небольшую беседу о значении математики в жизни. К примеру, рассказать о роли учёных-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны. Так, в 8 классе при прохождении темы «Таблица квадратов и квадратные корни» хочется рассказать о штурманских таблицах, разработанных сотрудниками математического института

Академии наук СССР и широко применявшихся во время войны в авиации. Ни в одной стране не было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности.

Здесь же можно рассказать о таблицах для определения местонахождения судна по радиопеленгам, подготовленным коллективом математиков под руководством академика С.Н. Бернштейна и о Большом астрономическом ежегоднике на 1943, 1944, 1945 годы, созданном учёными Ленинграда в суровых условиях блокады и имевшем большое значение для авиации, флота и артиллерии.

Во время изучения элементов теории вероятностей знакомим учащихся с исследованиями академика А.Н. Колмогорова и его учеников для нахождения самолётов и подводных лодок противника. Научные работы А.Н. Колмогорова в области теории стрельбы помогли увеличить эффективность огня артиллерии.

Большое значение в военно-патриотическом воспитании учащихся имеют работы по укреплению военно-морского флота выдающегося советского математика и педагога академика А.Н. Крылова. Его труды по теории непотопляемости и качки корабля широко использовались нашими военно-морскими силами во время войны. Об этом рассказываем при прохождении темы «Приближённое значение числа» в 5 классе и темы «Приближённые вычисления» в 8 классе. Дети пишут рефераты, посвящённые деятельности этих и других великих математиков, жизнь которых является ярким примером служения науке, своему народу, Отечеству. Патриотический долг учащихся в период обучения в школе – хорошо учиться, закалять себя физически, воспитывать в себе моральные и волевые качества гражданина России. Необходимо, чтобы выпускники школы понимали, что требуется от них, настоящих защитников Родины – глубокие знания точных наук: физики, математики, информатики, без которых стать настоящим профессионалом в военном деле не удастся.

В обучении математике с точки зрения патриотического воспитания огромную роль играет подбор математических задач. О военном прошлом своего Отечества, своей малой Родины, о людях, составляющих гордость земли русской, победах и достижениях в той или другой сферах человеческой деятельности – такие задачи заставляют задуматься, способствуют расширению кругозора учащихся, развитию их познавательных способностей, гордости за прошлое и настоящее своей страны, своих земляков. Под руководством учителя дети готовят тексты задач, их решения, оформляют презентации. Особенно благоприятны для этой цели темы «Проценты», «Отношения и пропорции», «Наибольшее и наименьшее значения функции» и многие другие. У каждого педагога в его педагогической копилке немало таких задач. Главное, выбрать необходимый материал, который оставит в душе ребёнка неизгладимый след, найти повод и время кинуть в сердце зерно добра, любви и верности своей любимой России.