Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 4273900
Региональный компонент на уроках математики (статья).
Содержание - Математика

Вовденко Ольга Леонидовна, учитель математики; Двуреченская Лариса Валерьевна, учитель математики; Круглова Ирина Петровна, учитель математики; Лаврова Ольга Анатольевна, учитель математики. МБОУ СОШ №61 им. М.И. Неделина г. Липецка. 
В статье рассматривается вопрос использования регионального компонента на уроках математики (из опыта работы). Ценностный смысл регионального компонента заключается в том, чтобы показать взаимосвязь и взаимозависимость человека, природной и культурной среды в воспитании нравственной позиции гражданина по отношению к родному краю.

 


Дата публикации: 03.12.2015


РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Академик Д.С. Лихачёв

Математика, сухие цифры, строгие формулы... Решение примеров и задач. На первый взгляд, с краеведением ничего общего. Но только на первый! Опыт показывает, что ученики всех классов – младших и старших, с большим интересом выполняют задания, в которых говорится об их родном крае. Приобщение школьников к истории, культуре и традициям малой Родины позволяет решать на уроках не только образовательные, но и духовно-нравственные задачи, реализуя принцип развивающего обучения. Вот поэтому мы, коллектив учителей математики МБОУ СОШ №61 имени М.И. Неделина, уже не один год обучаем и воспитываем учащихся на материале, который дает родной Липецкий край.

Научить детей любить свою Отчизну – святая обязанность каждого учителя. Введение элементов краеведения в преподавание математики способствует расширению кругозора учеников, связывает предмет с окружающей действительностью. Задания с краеведческим содержанием не просто интересны, они знакомят школьников с историей края, с фактами, которыми школьник может гордиться. А нам есть чем гордиться. Липецкая область находится в самом сердце центральной России. Наш край – житница, кузница и здравница страны. Многие наши земляки вписали немало ярких страниц в славную летопись Отечества. Имена Ивана Бунина, Тихона Хренникова, Алексея Стаханова, Надежды Обуховой и многих других достойных людей хорошо известны не только по всей России, но и далеко за её пределами.

Мы с коллегами сначала сами придумывали задачи, используя сведения из трудов историков, археологов, географов, экологов. Затем к работе по составлению задач стали привлекать самих учащихся, которым очень понравилось изучать математику таким нескучным образом. Составляя и решая задачи, ученики не только в увлекательной форме овладевают системой математических знаний, но и учатся любить своё Отечество, бережно относиться к предметам старины, памятникам архитектуры, родной природе.

И ученикам, и учителям памятны уроки, связанные с прекрасными уголками нашего родного края. Вот лишь некоторые темы: «Реки Липецкой области», «Реликтовые растения и животный мир заповедника ʺГаличья гораʺ», «История Липецкого курорта на уроке математики», «Мой город на уроке геометрии», «Развитие металлургии в нашем городе», «Защищая Липецкую землю» и многие другие. Все уроки были наполнены интересными фактами, сопровождались презентациями, сообщениями детей об истории родного края, отчётами с исследовательской работой. К нашей работе с детьми по составлению задач с большим энтузиазмом подключаются родители, помогая собирать материал, связанный с их сферой деятельности.

Краеведческий материал помогает педагогу воспитать из учеников достойных граждан с правильными ценностными ориентирами, именно на это и нацеливают учителей образовательные стандарты второго поколения.

Начиная создавать с детьми урок по математике с краеведческим содержанием, мы первым делом просматриваем календарь памятных дат. Обсуждаем, какое знаменательное событие связано с родным городом, областью или заповедными местами. Вспоминаем наши многочисленные поездки по родному краю, в которые мы отправляемся с детьми ежегодно, прогулки по родному, любимому городу, его историческим улицам и памятным для любого жителя Липецка местам.

Открыть красоту родной земли, её уникальные природные и культурные ландшафты помогает серия задач «География и природа Липецкой области». Вот примеры таких заданий:

1. В Чаплыгинском районе по Рясскому полю протекают реки, которые носят названия Ряс. Сколько их вы узнаете, решив следующее уравнение: 7х – 78 = 3х – 58.

2. Самая крупная река Липецкой области? Дон протекает с севера на юг по Липецкой области, длина примерно 270 км. Какой длины будет изображение реки Дон на карте Липецкой области, масштаб которой 1:280000?

3. На территории Липецкой области зарегистрировано 217 крупных болот, из которых верховых болот в 103 раза меньше, чем низменных, а переходных на 7 болот больше, чем верховых. Сколько болот каждого вида в Липецкой области?

Красоту родного города школьники могут увидеть на уроках геометрии в серии задач «Памятные места города». Задания урока «Мой город на уроке геометрии» посвящены истории Липецка:

1. Митрофан Алексеевич Клюев, сын купца Алексея Герасимовича Клюева, родился в Липецке 21 апреля 1848 года. За свои добрые дела и благотворительную помощь многим нуждающимся учреждениям города в 1903 году Митрофан Алексеевич избирается городским головой Липецка. Память о добрых делах этого человека сохранилась в документах и дошла до наших дней. 15 июля 2006 года на улице Советской недалеко от драмтеатра ему был воздвигнут памятник. В основании постамента памятника Клюеву находится равнобедренная трапеция АВСD, у которой основания ВС = 1,4 м, АD = 2 м, а ÐА = 60°. Найдите длины боковых сторон АВ и СD.

2. Петровский спуск имеет 117 ступенек. Ширина ступеньки 35 см, высота 20 см. Определите длину подъема на Соборную площадь.

3. В солнечный летний день тень, падающая от обелиска Петру I на землю, имеет длину 10,5 м. Найдите высоту обелиска, если тень, падающая от человека ростом 160 см (в этот же день) имеет длину 84 см.

Урок «История Липецкого курорта на уроке математики». Задания:

1. В 1809 г. при Липецком курорте минеральных вод впервые открывается библиотека. Первоначально в ней насчитывалось на русском языке всего 18 книг, на немецком языке – на 100 книг больше, чем на русском языке, на французском языке – на 172 книге больше, чем на немецком языке. 234 книги были на других языках. Сколько всего книг было в библиотеке курорта?

2. Площадь Нижнего парка города Липецка, основанного в 1805 году, равна 30 га. Переведите площадь в м2, км2.

3. На Липецком курорте первый фонтан с минеральной водой был открыт в 1866 году. Сколько лет этому фонтану?

Огромное воспитательное значение имеют задачи, построенные на краеведческом материале об истории нашей области. В 2014 году, когда Липецкая область отмечала своё 60-летие, с детьми 5-го класса был проведен урок математики «Сложение и вычитание десятичных дробей», на котором учебный материал был связан с визитными карточками городов Липецкой области. В этой работе большую помощь пятиклассникам оказали родители. Они вместе с детьми посетили библиотеки, читальные залы, просмотрели информацию в Интернете. Это было только начало большой работы. Самое сложное – составить математические задачи, которые должны содержать достоверные цифры, исторические сведения, факты, словом, связать математику с реальной действительностью.

Вот примеры заданий с этого урока:

1). Сколько районов в Липецкой области? Найдите число, если 2/6 его равны 6.

2). Сколько городов в Липецкой области? Найдите 2/9 от 36.

3). Сколько посёлков городского типа в Липецкой области? Найдите 1/9 от 27.

4). Сколько сёл в Липецкой области? Найдите 1/8 от 56.

5). Сколько главных рек? Найдите число, если 1/7 его равны 1.

В бобровом питомнике, который находится неподалёку от станции Графское Усманского района, живут не только бобры, но и волки, хорьки, лоси, олени, кабаны, барсуки. Летом экскурсантам дают подержать на руках бобрят! Бобр – самый крупный грызун России, приспособленный к полуводному образу жизни.

Задача: определите длину тела бобра. Для этого:

1. Выпишите из первой строки таблицы наименьшее из чисел.

2. Из второй строки наибольшее из чисел.

3. Из третьей – число, которое располагается между двумя другими.

4. Найдите сумму выписанных чисел и получите длину тела бобра в дм.

В век высоких технологий «краеведческая нить» помогает связать нас с прошлым, увидеть настоящее и осознать будущее. Мы с учениками побывали на экскурсии в городе Чаплыгин и посетили в селе Урусово имение Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского. Ребята узнали о жизни и открытиях великого русского учёного - географа, статиста, экономиста, ботаника, энтомолога, путешественника, общественного деятеля. Личности и научному наследию Семёнова-Тян-Шанского был посвящен очередной урок по математике с краеведческим содержанием на тему «Решение задач с помощью пропорций». Его цель – не только научить шестиклассников решать задачи при помощи пропорции, отработать алгоритм, умение составлять краткую запись к задачам, устанавливать зависимость между величинами, но и воспитывать интерес к предмету и любовь к родному краю. Приведем несколько примеров задач с этого урока.

Горы Тянь-Шань расположены в Средней и Центральной Азии. «Тянь-Шань» с китайского переводится как «Небесные горы». Самая высокая вершина горной цепи - пик Победы. Узнайте его высоту. Задача: на большой высоте группа альпинистов движется медленно, всего 16 шагов в минуту. Зная, что на всё восхождение у них ушло7,75 часа и учитывая, что шаг взрослого человека примерно 1 м, определите высоту пика Победы.

Пётр Петрович описал 23 горных перевала, определил высоту 52 вершин, собрал более 300 образцов горных пород, более 1000 видов растений, богатые коллекции насекомых и другой научный материал. До конца жизни он постоянно увлекался собиранием коллекции насекомых. Она содержала 700 000 экземпляров и была передана Зоологическому музею Академии наук. Задача. В августе полёт медоносных пчёл самый длинный. Пролетая со скоростью 22,4 км/ч, пчела обследует территорию площадью 21 га за 82 минуты. Определите скорость пчелы, если на ту же площадь полезного полёта пчела затратит 80 мин.

Очень важно в нашей работе проверить умение учащихся применять теоретический материал на практике. Такие уроки способствуют выработке положительной мотивации в обучении, развитию интереса к математике. Значимо и то, что в результате коллективных занятий повышается чувство коллективизма и ответственности учеников.

В заключении хочется ещё раз напомнить очень точные слова академика Лихачёва «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране». Изучение родного края в рамках регионального компонента уроков становится основой для всестороннего развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.