Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 4741079
Подготовка к итоговой аттестации классов с низкой мотивацией.
Содержание - Математика

Романова Людмила Викторовна, учитель ГБОУ Школа №89 г. Москва. 
Статья предназначена для учителей математики, занимающихся подготовкой учащихся девятых классов к выпускным экзаменам.


Дата публикации: 26.01.2017


Подготовка к итоговой аттестации классов с низкой мотивацией.

Каждый учитель, работающий в общеобразовательной школе, ежегодно сталкивается с проблемой подготовки учащихся к итоговой аттестации. И если в 10-х и 11-х классах учатся дети, которые ориентированы на поступление в ВУЗ, то в 9-х классах обучаются все дети. Все – это значит все! Т.е. те, которые планируют продолжить в будущем обучение в школе или престижном колледже и те, которые ни сами, ни их родители не задумываются о своей дальнейшей судьбе. И те и другие обязательно должны сдать ОГЭ хотят они этого или нет. Ответственность за качественную сдачу экзамена лежит на учителе. Раньше экзамен представлял собой торжественное и волнующее мероприятие. Ребята к нему тщательно готовились, но сдавали его все. С 2009 года мы познакомились с ОГЭ. На первом этапе отстающие учащиеся экзамен не сдавали, что позволяло им закончить школу и получить рабочую профессию. С 2014 года экзамен обязателен для всех девятиклассников. И перед учителями «слабых» учащихся встала проблема их подготовки к выпускному экзамену. Как это сделать?

Я ежегодно сталкиваюсь с этой проблемой. В 2015-2016 учебном году я выпускала класс, в котором была классным руководителем. Качество обученности в классе по математике составляло 35% по алгебре и 33% по геометрии. Половина троечников таких, что можно смело ставить «2». Однако, экзамен должны сдать все и без подсказки. Опыт предыдущих лет подсказал мне, что для успешной сдачи экзамена необходимо:

- сначала убедить родителей, что успешная сдача экзамена необходима им и их ребенку. Неуспешность при сдаче экзамена – это стресс прежде всего для семьи. Некоторые родители находятся еще под влиянием своего опыта сдачи экзаменов в 9-м классе и не воспринимают серьезно предупреждения учителя. Часто можно услышать: «Зачем вы их пугаете? Все сдадут.». С этими родителями предстоит большая разъяснительная работа.

- постараться убедить детей, что экзамен сдать может каждый, только для этого нужно хорошо потрудиться. Постараться убедить ребят, что экзамен – это очень серьезно. К нему надо тщательно готовиться. Не надо слушать старших товарищей, которые говорят, что это легко. Всякая успешно сделанная работа кажется нам легкой.

Только после такой психологической подготовки переходим непосредственно к математической подготовке учащихся.

Следующий этап – это выбор литературы. В своей работе я использую сборники под редакцией И.В. Ященко и А.В. Семенова, а также электронными ресурсами. Хочется заметить, что когда мы имеем дело со слабо мотивированными детьми, а речь идет именно о них, необходимо иметь тематические сборники. В первом полугодии можно рекомендовать повторение материала 5-ого - 8-ого классов, прежде всего тщательным образом отработать вычислительные навыки, и прорешать текстовые задачи на проценты, на движение, на работу и на концентрацию. Задачи на концентрацию сейчас часто дают на экзаменах. В учебнике под редакцией Теляковского таких задач очень мало, поэтому удобно пользоваться открытым банком заданий, сайтами Ларина или Гущина и пр.

По мере прохождения материала 9-ого класса можно повторять графики (все виды), умение распознавать их по чертежу, уравнения, неравенства.

Следует большое внимание уделить задачам из раздела «Реальная математика». С детьми со слабой мотивацией этот раздел должен быть отработан наиболее тщательно. Он связан с реальными жизненными ситуациями, с которыми сталкивается ребенок, и поэтому доступен для понимания любого девятиклассника. Он может стать палочкой - выручалочкой для получения недостающих баллов для удовлетворительной оценки.

Очевидно, что почасовое планирование материала индивидуально для каждого учителя и каждого класса. Речь идет о подготовке к сдаче экзамена, а не к прохождению программы. Не секрет, что экзамен – это натаскивание на определенные задания – тренинг. Я всегда ребятам провожу сравнение с выдающимися нашими спортсменами: для получения хорошего результата спортсмен должен очень много тренироваться – это очевидный факт. Чтобы хорошо сдать экзамен, тоже необходим тренинг и чем к лучшему результату ты стремишься, тем больше нужно тренироваться. Конечно, у всех учеников разные способности и время тренировок от этого сильно зависит. Но все же… Итак, в каждом классе есть темы, которые по разным причинам плохо усвоены. На них надо обращать особое внимание. На отработку таких тем хорошо применить метод работы парами «ученик – учитель». Ребят сажаем за парты по два человека. Один из них лучше знает данную тему – он «учитель», другой – «ученик». Дается задание, которое ребята должны выполнить самостоятельно так, чтобы «ученик» понял его решение.

Второе полугодие можно посвятить геометрии. Для решения геометрических задач необходимо знание теоретического материала. Поэтому начинаем с задания, содержащего только теоретические вопросы. Разбирая каждое предложение и обращая внимание ребят на все тонкости в приводимых формулировках. После этого переходим к решению задач. Не следует уже повторять все по темам, это было сделано на уроках. Стоит, на мой взгляд, отрабатывать весь раздел «Геометрия» 1 части фронтально, попутно объясняя неусвоенный материал, письменно, в виде домашнего задания.

Месяца два необходимо оставить на работу с бланками. Надо приучить ребят писать по образцу цифры, буквы, знаки, правильно заносить в бланки ответы, ведь для слабоуспевающих ребят каждая неточность может стать роковой.

Все оставшееся время следует решать варианты из литературы и интернета, которые по вашему мнению близки к возможным экзаменационным. Тут как повезет. В 2016 году мне повезло ребята сдали без двоек. Качество 82%. Желаю успехов и Вам!