Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7869516
«Пропедевтика геометрии». Тематическое планирование курса внеурочной деятельности 5 класса
Содержание - Математика

Артеева Нонна Эдуардовна, учитель математикики, МБОУ "Верх-Чебулинская СОШ" пгт. Верх-Чебула, Чебулинского района Кемеровской области. 
Курс призван способствовать развитию у детей речи, абстрактного и логического мышления, произвольного внимания, побуждать детей к активности, самостоятельности. Основная цель – подготовить учащихся к сознательному усвоению систематического курса геометрии 7-9 классов, к изучению смежных дисциплин в школе. Задачи курса: 1. Развитие логического мышления учащихся; привитие элементарных навыков определения простейших геометрических понятий, навыков четкой формулировки выводов на основе наблюдений. 2. Развитие пространственных представлений у учащихся. 3. Ознакомление учащихся с простейшими дедуктивными обоснованиями (без введения понятий «определение», «теорема», «доказательство»). 4. Формирование умений и навыков измерения геометрических величин. 5. Формирование умений и навыков в выполнении построений с помощью основных геометрических инструментов – циркуля, линейки, угольника, транспортира; формирование рациональных приемов построения. 6. развитие творческой активности и самостоятельности.

 


 

Дата публикации: 11.12.2017


 

Картинки по запросу геометрии

Планирование курса внеурочной деятельности 5 класса «Пропедевтика геометрии»

Тема

Задача

Конечный продукт

Кол-во часов

 

Введение

 

 

 

1

Предмет изучения геометрии

Геометрия как раздел математики

Восстановить  исторические корни возникновения геометрии;

Схема

 

1

2

Объекты и их свойства

Сформулировать понятие объекта; выделить свойства объектов, про которые можно сравнивать; определить характеристики этих свойств как величины

Перечень свойств объёктов

Классификация величин по родам

1

3

Геометрические тела в пространстве и фигуры на плоскости

Определить разницу между фигурами на плоскости и телами в пространстве относительно количества измерений;

Определить, из каких фигур состоит поверхность геометрических тел

Таблица

1

 

Фигуры на плоскости

 

 

 

4

Длина

Определение высоты парты, дерева, школы (3 этажа)

Измерить

  1. 1)с помощью линейки высоту парты;
  2. 2)с помощью шеста высоту дерева;

Определить высоту 3-этажного здания через подобные треугольники, с помощью вращающейся планки

 

Способ

 

1

5

Происхождение  треугольников (история 

возникновения)

Познакомиться с историей происхождения треугольника

Рассказ, рисунок, схема

1

6

Виды углов и треугольников

Познакомиться с классификацией углов и треугольников относительно сторон и углов

Научиться определять виды углов и теугольников «на глаз»

Классификация

Демонстрация способа

1

7

Элементы треугольника

Познакомиться с элементами треугольника

Научиться находить и изображать их

Демонстрация способа

1

8

Угол

Научиться измерять и строить углы с помощью транспортира.

Демонстрация способа

1

9

Построение треугольника

Получить понятие построения треугольника  по заданным элементам

Демонстрация способа

1

10

Круг и окружность

Развести понятия круга и окружности; научиться изображать и находить центр, радиус, диаметр, хорду, сектор, сегмент

Определение окружности и круга; демонстрация

1

11

4 замечательные точки треугольника: точки пересечения биссектрис и серединных перпендикулярах

Убедиться, что точки пересечения биссектрис и серединных перпендикуляров являются центром вписанного круга и  описанного круга. (Евклид. «Начала»)

Вывод;   модель

1

12

4 замечательные точки треугольника: точки  пересечения медиан и высот

Определить, что  точка пересечения медиан является центром тяжести (барицентром) треугольника; точка пересечения высот  - ортоцентром

 (Архимед)

Вывод;   модель

1

13

Площадь

Площадь прямоугольника

Познакомиться с историей развития понятия площади и ее измерения.

Рассказ, рисунок, схема

Формула S = ab

1

14

Площадь треугольника

Вывести формулу площади треугольника

Формула

S = ah/2

1

15

Площади простых фигур

 Познакомиться с понятием площади простых фигур

Научиться находить площади простых фигур

Демонстрация способа

1

16

Сумма углов треугольника

Сделать вывод о сумме углов треугольника, используя способ перекраивания

Вывод

Модель

1

17

Длина окружности

Вывести формулу длины окружности через зависимость  изменения её длины от изменение диаметра

Формула

С = 2 r

1

18

Площадь круга

Вывести формулу, используя способ сравнения и перекраивания площадей фигур

Формула

S = πr²

1

 

Тела в пространстве

 

 

 

19

Многогранники и тела вращения

Классифицировать тела на 2 группы

Таблица

1

20

Прямоугольный паралеллепипед

Восстановить понятие прямоугольного параллелепипеда;

изучить его строение;

научиться изображать на плоскости; вывести формулы площади поверхности и объёма

Модель, изображение, формулы, демонстрация способа работы с формулами

1

21

Цилиндр

Восстановить понятие цилиндра;

изучить его строение;

научиться изображать на плоскости;

поставить задачу нахождения площади поверхности и объёма

Модель, изображение, вопрос «как найти площадь круга»

1

22

Объём цилиндра

Вывести формулу

Формула V=πr²h

1

23

Конус

Восстановить понятие конуса;

изучить его строение;

научиться изображать на плоскости;

поставить задачу нахождения площади поверхности и объёма

Модель, изображение, вопрос «как найти площадь и объём»

 

1

24

Объём конуса

Найти способ измерения объёма сыпучим материалом

Демонстрация способа

1

25

Связь между объёмами цилиндра и конуса одинаковых оснований и высот

Изготовить модели цилиндра и конуса одинаковых оснований и высот; сравнить их объёмы, измеряя их сыпучим материалом

Модель

Обнаружение связи между объёмами

1

26

Формула объёма конуса

Вывести на основе полученных данных примерную формулу; сравнить её с  научными данными

Формула

V =  

1

 

Элементы логики

 

 

 

27

Что такое логика

Логика как раздел математики

 Восстановить  исторические корни возникновения логики;

Получить понятие о культуре правильного мышления, его формах и законах

 

Логика раздел математики о развитии способностей умения рассуждать и делать правильные выводы

1

28

Высказывание и утверждение

Рассмотреть понятия высказывания и утверждения, их виды

Понятия высказывания

таблица

1

29

Истинность или ложность высказываний

Научиться  определять истинность и  ложность высказываний, применение логических операций

Демонстрация способа

Таблица истинности

1

30

Сложные высказывания  «И» и «Или»

Познакомиться со сложными 

высказываниями, имеющими 

логические связки «и», «или».

Демонстрация способа

1

31

«Неверно, что…»

Познакомиться со сложными 

высказываниями, имеющими 

логические связки «неверно, что…»

Демонстрация способа

1

32

«Следует – не следует»

Научиться строить логические умозаключения

Демонстрация способа

1

33

"Юмор и логика» Решение логических задач

Закрепить навык в решении всех видов изученных задач и приведение их к единой системе.

Демонстрация способа

1

34

Итоговое занятие:

Математический праздник

Продемонстрировать приобретённые знания

Демонстрация знаний и способностей

1

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР