Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 4741030
Урок по теме: «Действия с натуральными числами».
Содержание - Математика

Маврина Светлана Анатольевна, учитель физики и математики МОБУ СОШ д. Первомайская, Мелеузовский район, Республика Башкортостан.
Эта тема очень важна для изучения курса математики средней школы. Умение быстро, рационально и правильно решать примеры и задачи облегчает прохождение многих тем курса математики. Активизирует мыслительную деятельность учащихся. Например, при изучении всех тем математики: решение задач , уравнений, примеров, не обойтись без знаний действий с натуральными числами.

 


Дата публикации: 29.01.2018

Урок повторения и обобщения знаний в 5 классе.   

«Действия с натуральными  числами» 

Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.

 

План урока.

Тип урока: урок проверки знаний по теме натуральные числа

Цель урока:- повторить и обобщить изучаемый материал;

- активизировать мыслительную деятельность учащихся

- воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебе.

Оборудование : презентация  , раздаточный материал, мультимедийный проектор.

 

Ход урока.

 

Организационный момент.

Ребята, мы сегодня на уроке  повторим натуральные числа.

А начнем мы с математической разминки.

Математическая разминка.

  • Какие числа называются натуральными.
  • Самое маленькое натуральное число. (единица)
  • Нуль является натуральным числом.?
  • Результат сложения  ( Сумма)
  • Сколько цифр вы знаете   ( десять)
  • Наименьшее трехзначное число ( сто)
  • Что называется уравнением.( равенство, содержащее букву, значение которой надо найти)
  • Что значит решить уравнение ( найти все его корни , или убедиться, что корней нет)
  • Результат деления (частное)
  • Когда произведение равно нулю ( когда хотя бы один множитель равен нулю)
  • Что больше 2 м или 201 см (201 см)
  • На какое число нельзя делить ( нуль)
  • Какие свойства сложения и вычитания вы знаете. ( переместительное и сочетательное)
  • Результат вычитания ( разность)
  • На что показывает разность двух чисел. ( на сколько первое число больше второго)
  • Что получится при делении любого числа на 1. ( это же число)
  • Как называются числа, которые складывают. ( слагаемые)
  • Как называется выражение содержащее буквы. ( буквенное выражение)
  • Как называется число из которого вычитают ( уменьшаемое)
  • На что нам показывает частное двух чисел .(во сколько раз делимое больше делителя)
  • Какие действия называют действиями первой ступени. ( сложение и вычитание)
  • Какие действия называются действиями второй ступени ( умножение и деление чисел)

 

Устный счет

13-4                           55-28                       48 : 6

11-6                            110-20                     80: 5

25+ 29                        18+ 23                      37+13

                  

17+39                          32 : 4                                 93∙0

7∙13                              18∙ 3                                   0: 100

68: 17                           12∙ 5                                   11∙1

54: 6                              16∙4                                    3∙28

65∙25∙4                            560: 70                             4545: 45

903:3                             1734:17

 

Молодцы!

 

4. Занимательные задачи.

 А теперь решим несколько задач, но это будут не обычные задачи, а задачи, которые позволят нам узнать что- то новое.

 

Слайд с изображением бобра

В нашей стране водится много бобров. Бобр - крупный грызун, ведет полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домики, поперек реки делает плотины длиной 5-6 м. 

Задача 1. 

Узнайте длину тела бобра в сантиметрах.  Поможет вам в этом удивительный квадрат

59

63

36

23

27

0

37

41

14

 

А) из первой строки выберите наименьшее число

Б) из второй строки выберите наибольшее число

В) из третьей строки выберите не наименьшее и не наибольшее число.

Найдите их сумму  и вы получите ответ на вопрос

 

Слайд с решением и изображение бобра.

 

36+ 27 + 37 = 100 (см).

Давайте выразим в метрах

 

Задача 2.

Какой из указанных зверей самый сильный

 

Слайд с заданием

 

Леопард -9             Гепард – 63

Тигр – 27                 Рысь- 89

 Ответить  на этот вопрос вам поможет корень уравнения

2369 : ( х+ 76) = 23

 

Слайд с изображением тигра.

 

Тигр - самый крупный и самый сильный из названных зверей. Ударом лапы он может свалить оленя, лося, переплыть с убитым кабаном бурную реку.

 

Задача 3.

 

« Правда дети я хорош , на большой мешок похож. По морям в былые годы, обошел я пароходы. Кто же я?»

расположите карточки в порядке убывания результатов и вы узнаете о ком идет речь.

 

Слайд с заданием

 

126∙0

12∙8

2000:10

13∙11

24∙6

150:3

37+24

н

ь

д

л

е

и

ф

 

Слайд с изображением дельфина и физкультминутка

 

Дельфины быстрые пловцы и чрезвычайно умны. Мозг дельфина по размеру и строению сходен с мозгом человека.

 

1.Физкультминутка.

 

Быстро встали, улыбнулись.

Выше-выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели  , встали.

И на месте побежали.

 

2.Самостоятельная работа.

Я предлагаю вам примеры, в которых ответ предыдущего примера является началом следующего.

Ваша задача вместо звездочек поставить нужное число

( раздаточный материал)

 

                                     

14 + 6 = **                                                          

** - 1 7= **

 **  ∙12 = **

**   : 9  =  **

**  + 96 =**

 ** - 2 = **

 ** ∙ 5 = **

   ** : 49 = **

Ответы на слайде

 

14 + 6 = 2 0                              

2 0- 1 7= 3

 3  ∙12 = 36

36  : 9  =  4

4  + 96 =100

 100 - 2 = 98

 98 ∙ 5 = 490

   490 : 49 = 10

 

Ребята проверьте правильность выполнения задания.

 

6.Тест. (каждому на парту)

 

И последнее задание , которое я хочу вам предложить- это тест с выбором ответа. Ваша задача из четырех предложенных ответов выбрать один

 

Вариант 1

  1. 1.Какая из записей обозначает число триста три тысячи двадцать пять?

1) 30325                          2) 30300025

3) 303025                        4) 300325

2. Какая цифра стоит в разряде тысяч в записи числа 1326547?

1) 3                      2) 2

3) 5                      4) 6

3. найдите частное чисел 5706 и 18.

1) 3012             2) 312

3)  3017            4)317

4. Каким действием нельзя проверить правильность вычисления

360 : 24 =15?

1) 15∙ 360          2) 24∙ 15    3) 360: 15      4)  15∙24

5. в одной коробке 48 карандашей, а в другой   на 16 карандашей больше. Все карандаши надо разложить поровну в 8 одинаковых коробок.  Сколько  карандашей будет в каждой такой коробке?

1) 8 кар.  2) 10 кар.       3) 12 кар.      4) 14 кар.

6. Самолет пролетел 4600 км со скоростью 920 км/ч. Какова продолжительность полета?

1) 5 ч        2) 5 км/ч        3) 5 км      4) 50 ч.

7. Какое число является значением выражения

3900: ( 10+ 8∙  15)?

1)30     2) 300              3)  51         4) 510. 

 

 

Вариант2

  1. 1.Какая из записей обозначает число двести две тысячи два.

1) 2022        2) 202002       3) 200002       4) 202020.

2. Из данных чисел выберите то, которое соответствует его представлению в виде суммы разрядных слагаемых: 8000+ 60+ 4.

1) 864        2) 8 000 604           3) 8064      4) 80 064

3. Найдите произведение чисел 503 и 118.

1) 59 354        2) 55 454     3) 54 354    4) 6254.

4. Каким действием нельзя проверить правильность вычисления:

75-30 = 45?

1)  75 - 45            2) 45- 30            3) 30 + 45         4)  45 +30.

5. В  одной пачке 36 тетрадей, а в другой на 7 тетрадей меньше. Все тетради надо разложить поровну в 5  одинаковых пачек. Сколько тетрадей будут в каждой пачке?

1)  10       2)   12        3) 13       4) 15.

6. Мотоциклист за 2 ч  проехал 134 км. Какова его скорость?

1)   67 км        2)  268 км/ч            3) 67 км/ч      4)  268 км.

7. Какое число является значением выражения 125∙ ( 40 + 120 : 8)?

1) 625        2)   6875         3) 640         4) 2500.          

 

 

 

Сравните свои ответы с правильными ответами и если есть ошибки исправьте  их .

 

Слайд с правильными ответами.

 

Вариант 1

 

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

№ ответа

3

4

4

1

4

1

1

 

 

Вариант 2

 

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

№ ответа

2

3

1

2

3

3

2

 

Задачи на смекалку.

1. Из Москвы  в Санкт Петербург вышел поезд со скоростью 50 км/ч, а из Санкт Петербурга в  Москву вышел поезд со скоростью 60 км/ч . какой из поездов будет дальше  от Москвы в момент встречи?

2. 60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц?  (2 см)

3. Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 автомашины. Сколько всего машин шло в село?

4. Спутник Земли делает один оборот за 1ч 40 мин, а другой оборот за 100 мин. Как это объяснить?

5. Тройка лошадей пробежала 30 км . Какое расстояние пробежала каждая лошадь?

6. От куска материи длиной в 200 м каждый день отрезали по 20 м . через сколько дней отрезали последний кусок?

 

 

В конце урока я бы хотела прочесть вам одну притчу.

 

Шел мудрец, а навстречу ему три человека. Которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого он спросил: « Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: « А что ты делал целый день?», и тот ответил: « А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся его лицо засветилось радостью и удовольствием: « А я принимал участие в строительстве храма!»

Ребята! Давайте попробуем оценить свою работу за урок. Кто работал как первый человек? (поднимите руки). Кто работал добросовестно? ( поднимите руки). Кто принимал участие в строительстве храма? ( поднимите руки)

 

Дополнительное задание: « Почему мы так говорим»

  Числами зашифровано известное выражение. Догадайтесь,  как по таблице найти буквы, соответствующие числам. Запишите эти буквы и прочитайте полученные слова.

 

35

54

45

40

 

42

48

36

56

28

32

49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

4

5

6

7

6

Ю

Т

И

А

7

Д

Н

А

Ы

8

Н

Ь

Р

А

9

И

Т

И

Ь

 

Масса двух чемоданов 20 кг. Масса одного из них в  3 раза больше другого. Найдите массу каждого чемодана.

  

Задание на дом

 

Криптограмма

Расшифруйте высказывание о математике выдающегося русского ученого, его фамилию и инициалы.

 

17

31

18

11

17

31

18

14

19

13

*

13

25

11

*

8

31

18

11

17

*

13

5

14

18

23

*

1

28

11

15

13

11

18

,

5

18

7

*

7

21

31

*

13

17

*

6

*

12

7

10

3

15

7

19

*

12

10

14

6

7

15

14

18

 

28

7

17

7

21

7

1

7

6

*

17

.

6

.

 


1) 28,13,5 – часть прямой

2) 6,10,11,17, 3- одна из двух величин, которую нужно знать для вычисления пройденного пути

3) 19, 6, 31, 15, 10, 31, 18.- геометрическая фигура

4) 13, 17, 21, 7, 25, 11, 21, 14, 11- математическое действие

5) 18, 10, 31, 21, 1, 12, 7, 10, 18, 14, 10- прибор для измерения углов

6) 8,21, 31, 17, 11, 21, 31, 18, 11, 28, 23- компонент дроби