Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7869490
Статья «Роль вычислительных умений и навыков в успешной подготовке к государственной итоговой аттестации по математике».
Содержание - Математика

Никитина Юлия Станиславовна, учитель математики, руководитель методического объединения математики, физики и информатики, методист по учебно-методической работе; Погорелова Наталия Геннадьевна, учитель математики, руководитель методического объединения классных руководителей. Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Кумылженская средняя школа №1 им. Знаменского А.Д.Ст. Кумылженская Волгоградская область. 
Статья предназначены для подготовки к государственной итоговой аттестации.

 


Дата публикации: 09.02.2018 


Роль вычислительных умений и навыков в успешной подготовке к государственной итоговой аттестации по математике.

Картинки по запросу математика

Одной из основных задач, поставленная перед учителями математики является задача подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации. Форма государственной итоговой аттестации указала на необходимость развития у обучающихся вычислительных умений и навыков с применением рациональных способов вычисления.

Основная подготовка к государственной итоговой аттестации осуществляется на уроках. Необходимо добиваться от обучающихся глубоко осознанного понимания программного материала. На уроках необходимо делать определённые акценты на те разделы, которые представлены в тестах государственной итоговой аттестации. При подготовке к урокам используется «Кодификатор элементов содержания экзаменационной работы и требования к уровню подготовки выпускников для проведения ОГЭ и ЕГЭ по математике». Один из важных разделов — числа и вычисления. Это означает, что развитие скорости устных вычислений и преобразований, а также навыков решения простейших задач «в уме» является важным моментом подготовки ученика к ГИА. Важно систематически убеждать учеников в том, что только при наличии активной позиции в изучении математики и при условии приобретения практических умений и навыков можно рассчитывать на успех.

В курсе математики 5-6-х классов закладываются основы вычислительных умений и навыков, поэтому подготовка к ГИА начинается с 5-го класса. Особое внимание в 5-6 –х классах уделяем темам: «Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения и вычитания натуральных чисел», «Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения и деления натуральных чисел», «Упрощение выражений», «Степень числа. Квадрат и куб числа», «Деление и дроби», «Делимость чисел», «Разложение на множители», «Основное свойство дроби», «Сокращение дробей», «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями», «Сравнение дробей», «Умножение смешанного числа на натуральное число или дробь», «Действие дробей и смешанных чисел», «сложение, вычитание, умножение и деление положительных и отрицательных чисел».

Особое место на всех уроках математики необходимо уделять вычислительным навыкам над всеми рациональными и иррациональными числами, показывать различные способы вычислений, повторять алгоритмы и правила действий над числами. По анализу работ предыдущих лет самая распространенная ошибка — вычислительная. Как с числами с разными знаками, так и с рациональными. Если в 5-х и 6-х классах считать умеют почти все ученики, то к 9-му классу большая часть плохо умеет считать (если складывать и вычитать еще могут, то умножать и делить нет). «...Малая скорость вычислений есть следствие хаоса в голове ученика, неупорядочности его элементарных умений». — А.И. Иванов. Скорость вычислений можно увеличить путем проведения заданий, направленных на упорядочение мыслительных операций при вычислениях. Поэтому, на уроках при подготовке к экзамену большее внимание уделяется решению простейших задач устно, с целью отработки основных и частных приемов и навыков их решения. Хорошо развитые навыки — одно из условий успешного обучения учащихся и сдачи экзамена. Считать необходимо на каждом уроке. Счет должен быть почти на всех этапах урока. Его можно применять в проверке домашнего задания, закреплении изученного материала, предлагать при опросе. Можно и специально отвести 5–7 минут на уроке для устного счета. К 9-му классу вычислительная техника продолжает развиваться. Ученики свободно должны владеть навыками действия с рациональными числами. Для формирования у школьников сознательных и прочных вычислительных навыков используются различные методические приемы и формы. Особенности применения устных упражнений заключается в том, что они: способствуют повышению общего уровня математического образования и сознательному усвоению школьного курса;  развивают у учеников навык быстрого применения знаний, правил, формул, теорем для конкретного примера, расчета, задачи; развивают память, речь, внимание. Использование ИКТ на уроках математики дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения. Вычислительные навыки и умения можно считать сформированными в том случае, если учащиеся умеют выполнять математические действия, проводить тождественные преобразования различных числовых и буквенных выражений, рационально организовывать ход вычислений и убеждать в правильности полученных результатов. Организованное таким образом повторение позволяет выпускникам более качественно подготовиться к итоговой аттестации.

Вычислительный навык - это высокая степень овладения вычислительными приёмами. Обучающиеся, приобретая вычислительные навыки, видят, какие операции и в каком порядке следует выполнять. Применяют свои знания для достаточно быстрого получения результата.

Работа по формированию культуры вычисления является первоочередной, так как она закладывает прочные умения и навыки, развивает творческие и умственные способности, самостоятельность мышления, является гарантией успешной сдачи экзамена.

 

Примеры заданий для формирования вычислительных умений и навыков.

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР