Вихарева Фаина Алексеевна, учитель начальных классов МОУ «Лицей №1» г. Ачинска Красноярского края. На уроке математики во втором классе «Арифметические действия с двузначными числами» ребята отправились в сказочное путешествие на новогоднем экспрессе. Новогодний экспресс проследовал по определенному маршруту. На каждой станции ребятам предстояло решить важные задачи и оценить выполненную работу. Технологическая карта разработана в соответствии с ФГОС и учитывает возрастные особенности детей. Данная разработка может быть использована учителями начальной школы, работающими по любой образовательной системе.
Дата публикации: 12.03.2018
ОТКРЫТЬ.PDF (оригинал автора)
Тема урока: «Арифметические действия с двузначными числами»
Учебный предмет
|
Математика
|
Класс
|
2
|
Цель урока:
|
создание условий для совершенствования умений по выполнению арифметических действий сложения и вычитания с двузначными числами в столбик с переходом через разрядную единицу
|
Технологии, методы
|
Игровая технология, технология оценки образовательных достижений, метод проблемного диалога
|
Основные понятия
|
Действие сложения, вычитания, компоненты действий сложения (слагаемые, значение суммы), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, значение разности)
|
Тип урока
|
Урок обобщения знаний
|
Планируемые результаты
|
Предметные результаты:
|
- учить выполнять действия сложения и вычитания с двузначными числами с переходом через разрядную единицу в столбик;
- совершенствовать умение решать составные задачи;
- развивать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения
- создать на уроке атмосферу взаимного сотрудничества, развивать навыки культуры общения на уроке, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
|
Личностные УУД:
|
- развивать интерес к предмету и различным видам деятельности;
- понимать причины успеха собственной деятельности;
- формировать адекватную самооценку на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
|
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
|
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя или предложенных заданий;
- умение определять и формулировать цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.
|
Коммуникативные УУД:
|
- адекватно использовать коммуникативные средства для участия в диалоге и передачи собственного мнения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- проявлять инициативу в образовательном процессе.
|
Познавательные УУД:
|
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- умение использовать знаково-символические средства для записи новых понятий и для решения задач;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера;
- анализ, синтез объектов с целью выделения признаков;
- установление причинно-следственных связей.
|
Организация пространства
|
Формы работы
|
Ресурсы
|
Индивидуальная работа
Работа в парах
|
Карточки;
Плакат с изображением елки;
Технические средства: компьютер, интерактивная доска, проектор.
|
|
|
|
Технология обучения
Этапы урока
|
Формируемые умения
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1.Организационный этап
|
УУД:
– осуществлять самоконтроль;
– слушать и понимать речь
других.
|
- Доброе утро, дорогие ребята! Мы начинаем урок математики! Урок интересен и приносит радость тогда, когда мы активно мыслим, дружно работаем. Пожелаем друг другу успешной работы. Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены учебники и письменные принадлежности. Запишите дату.
|
Приветствуют учителя.
Проверяют готовность
к уроку.
Открывают тетради и записывают дату
|
2.Актуализация знаний
|
Предметные результаты:
- выполнять действия сложения и вычитания с двузначными числами без перехода через разрядную единицу в уме.
УУД:
- развивать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения
- умение определять и формулировать цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке;
- создать на уроке атмосферу взаимного сотрудничества.
|
- Ребята, а вы верите в чудеса? А какой волшебный праздник приближается к нам? А все ли готово для празднования Нового года? Самое время подготовиться.
- Для всех сказочных героев настала жаркая пора, ведь остается совсем немного времени до начала праздника. А не хотите ли вы помочь им? Я приглашаю вас сегодня отправиться в сказочное путешествие на новогоднем экспрессе, который проследует по следующему маршруту:
* В гостях у госпожи Метелицы
* Мастерская Деда Мороза
* Карнавал со Снегурочкой
- На каждой станции нам предстоит решить важные задачи и оценить выполненную работу.
- Уважаемые пассажиры! Мы рады приветствовать Вас на нашем новогоднем экспрессе. Приглашаем на посадку пассажиров, чьи номера билетов совпадают со значением выражения. Если номер билета и значение выражения совпадают, то вы должны встать.
- Наш новогодний экспресс отправляется. И, пока наш состав следует к первой станции, проведем время с пользой: предложите задания с числами, получившимися на устном счете. Что вы можете сказать об этих числах?
- Молодцы, ребята! Составьте выражения суммы и разности с числами, которые являются номерами билетов у вас и вашего соседа и найдите их значения.
- Дорогие ребята! Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- Но эта тема для нас не является новой… Для чего же мы сегодня вновь обращаемся к ней?
- Действительно! Ведь умение быстро и правильно считать всегда пригодиться в жизни.
|
Примерные ответы учащихся:
- Приближается Новый год!
- Наш класс украшен и чувствуется приближение Нового года!
Учащиеся слушают учителя
Учащиеся устно находят значения выражений. Учащиеся, чей номер билета совпадает со значением выражения – встают.
Учащиеся выполняют проверку: перемещают выражение в вагон и сверяют получившийся ответ.
Примерные ответы учащихся:
- эти числа можно расположить в порядке возрастания или убывании;
- можно разложить на разрядные слагаемые;
- составить выражения суммы и разности.
Дети составляют выражения суммы и разности, находят значения выражений в столбик. Выполняют взаимопроверку.
Примерный ответ учащихся:
- Мы будем выполнять действия сложения и вычитания с двузначными числами.
Примерный ответ учащихся:
- Для того, чтобы уметь легко и быстро считать.
|
3. Работа по теме урока
А) Осознание
учебной
задачи, ее
решение
|
Предметные результаты:
- выполнять действия сложения и вычитания с двузначными числами с переходом через разрядную единицу в столбик;
- применять правила нахождения неизвестного компонента.
УУД:
- создать на уроке атмосферу взаимного сотрудничества, развивать навыки культуры общения на уроке, навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
- самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.
|
- Дорогие друзья, наш состав пребывает на первую станцию.И попадаем в гости к госпоже Метелице. Эта героиня одноименной сказки братьев Гримм славится тем, что искусно мастерить снежинки. За две недели госпожа Метелица изготовила 65кг снежинок, причем за первую неделю 37кг снежинок, несколько килограммов за вторую неделю. С помощью чего мы сможем узнать, сколько снежинок она изготовила за второй день?
- Что нам неизвестно в этом уравнении? Как найти этот компонент?
- Решите уравнение и узнайте, сколько килограммов снежинок изготовила госпожа Метелица за второй день.
- По какому алгоритму вы выполнили вычитание чисел 65 и 37
- Выполните проверку своей работы. Сравните решение с образцом. Оцените свою работу: раскрасьте елочку зеленым цветом, если работа выполнена правильно, синим – если допущена одна ошибка.
|
Примерный ответ учащихся:
- Мы можем составить уравнение: 37+х=65
Примерные ответы учащихся:
- В уравнении неизвестно второе слагаемое.
- Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из значения суммы вычесть известное слагаемое.
Примерные ответы учащихся:
- Начинаю вычисление с единиц. Из пяти не могу вычесть 7, поэтому занимаю десяток. 15-7 получается 8. Пишу под единицами 8. В десятках осталось 5 десятков. Из 5 десятков вычитаю 3 десятка получаю 2 десятка. Ответ 28.
Учащиеся находят корень уравнения, выполняют самопроверку.
|
|
Предметные результаты:
- выполнять действия сложения и вычитания с двузначными числами с переходом через разрядную единицу в столбик;
- совершенствовать умение решать составные задачи;
- развивать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения
- создать на уроке атмосферу взаимного сотрудничества, развивать навыки культуры общения на уроке, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
|
- Мы и не заметили, как наш новогодний экспресс прибывает на следующую станцию – «Мастерская Деда Мороза». Здесь идут последние приготовления к празднику и трудятся настоящие волшебники по производству елочных украшений. Давайте поможем им сосчитать, сколько игрушек осталось сделать?
- О чем говорится в задаче?
- Помоги мне составить краткую запись.
- Назовите искомое задачи.
- Как найти часть?
- Что уже известно в задаче? Как мы можем найти неизвестные части?
- Предлагаю вам решить задачу по действиям.
- Выполните проверку своей работы. Оцените себя, раскрасив нужным цветом елочку в маршрутном листе.
- Новый год это праздник, объединяющий всех вокруг. Нужно обязательно продумать список гостей. Наш волшебный экспресс вновь отправляется в путь и нас ждет встреча со Снегурочкой, которая как раз занята подсчетом гостей на новогодний карнавал. Она так спешила, что допустила несколько ошибок.
- Работая в парах, помогите Снегурочке посчитать точное количество гостей, приглашенных на карнавал.
- Оцените выполненную работу, раскрасив елочку нужным цветом.
|
Учащиеся знакомятся с текстом задачи.
Примерные ответы учащихся:
- В этой задаче говорится о том, что на фабрике мастера изготавливают игрушки: елочные шары, сосульки, звездочки.
-Поэтому в краткую запись мы берем три главных слова: шары, сосульки, звездочки.
Примерные ответы учащихся:
- По условию задачи сказано, что елочных шаров изготавливают 27 штук.
- Сосулек неизвестно, но сказано, что их на 15 больше, чем шаров.
- А еще нам известно, всего за одну смену изготавливают 95 игрушек.
Примерные ответы учащихся:
- Нам нужно найти, сколько звездочек изготавливают мастера.
- Нужно найти часть от целого.
Примерные ответы учащихся:
- Чтобы найти часть, нужно из целого вычесть известные части.
- Нам известно целое и первая часть (шарики).
- Мы можем найти вторую часть (сосульки). 27+15
- А зная, сколько шариков и сосулек вместе 27+42, мы найдем звездочки.
Учащиеся решают задачу в тетради, один учащийся выполняет решение у доски.
Учащиеся выполняют самопроверку работы.
Работая в парах, учащиеся находят допущенные ошибки, исправляют их.
Учащиеся выполняют самооценку выполненной работы.
|
4.Итог урока.
|
УУД:
- развивать интерес к предмету и различным видам деятельности;
- понимать причины успеха собственной деятельности;
- формировать адекватную самооценку на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
|
- Наш новогодний экспресс прибыл на последнюю станцию «Наш класс».Я благодарю вас за активную работу на уроке. Пришло время оценить всю работу на уроке и выставить отметки. В этом нам помогут елочки на вашем маршрутном листе. Если ваши елочки зеленого цвета, то вы можете выставить отметку 5, если одна из елочек оказалась синей, то 4, если же 2 или три елочки синие, отметку не ставим, а на следующем уроке следует быть внимательнее.
|
Учащиеся выполняют самооценку своей работы на уроке, выставляют отметки за урок.
|
5. Рефлексия.
|
УУД:
- развивать интерес к предмету и различным видам деятельности;
- понимать причины успеха собственной деятельности;
- формировать адекватную самооценку на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
|
- Подходит к концу наше волшебное путешествие. Наш учебный кабинет украшен новогодними игрушками, снежинками. Но чего же не хватает?
- Действительно! Какой же праздник без елки? К нам пришла новогодняя красавица, помогите мне ее украсить! Выберите цвет шарика: если вам понравился урок, вы принимали в нем активное участие, успешно справились со всеми заданиями, то красного цвета, если на уроке не все удалось выполнить успешно, то оранжевый.
- Ай да ёлка! Просто диво! И нарядна, и красива! Значит, пришло время волшебства! Давайте ее зажжем. Повторяйте за мной: «Раз, два три, елочка гори!»
- Наш урок подошел к концу. До новых встреч!
|
Примерный ответ учащихся:
- В нашем классе нет елки.
Учащиеся выбирают цвет новогоднего украшения и закрепляют шарик на елочке.
Дети хором повторяют фразу вместе с учителем. Елочка зажигается.
|
|