Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 2797914
Статья «Контроль подготовленности к урокам геометрии и организация обобщения изученного как способы эффективной подготовки к ГИА».
Содержание - Математика

Павлова Татьяна Владимировна, учитель математики, информатики и ИКТ, МОУ "Школа № 22 г. Черемхово", г.Черемхово, Иркутской области. 
Обобщение опыта работы по итоговому повторению тем геометрии и подготовки к ГИА, предназначено учителям математики.


Дата публикации: 12.03.2018


КОНТРОЛЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ К УРОКАМ ГЕОМЕТРИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБОБЩЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО
КАК СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ К ГИА

Анализ неуспешности выпускников 9-ых классов на ОГЭ по математике показывает типичную в подобных случаях проблему – низкий уровень их подготовки по математике. В связи с этим необходимо организовать работу с учащимися в этом направлении.

      Ведущим видом деятельности подростков в психическом развитии является межличностное общение со сверстниками. По мнению Д.И. Фельдштейна, важное значение для подростка имеет общественно-полезная деятельность, благодаря которой он реализует свои стремления к самостоятельности и самоутверждению. Поэтому в среднем школьном возрасте и социальные мотивы, и учебные интересы приобретают иной характер. Среди социальных мотивов ведущим становится стремление учащихся найти свое место среди товарищей в классном коллективе, а желание хорошо учиться у подростков определяется больше всего их стремлением оказаться на уровне требований, предъявляемых товарищами, завоевать качеством своего учебного труда их авторитет. Поэтому в данном возрасте наилучшей считаю групповую форму работы.

В соответствии с предложениями Н.В.Метельского на каждом уроке математики проводить фронтальный письменный опрос всех учащихся класса одновременно в двух вариантах на 10 минут, письменные опросы целесообразно проводить отдельно по трем основным компонентам содержания:

  • формулировка определений, теорем, правил и т. п. (по типу математического диктанта);
  • доказательства;
  • решение задач (выполнение упражнений).

Стимулируя подготовку всех учащихся к каждому уроку математики, систематически проводимые опросы класса будут предупреждать накопление пробелов в знаниях, приучать школьников к повседневной работе.

Проведение проверки теоретического материла можно проводить в виде диктанта, но при итоговом повторении и обобщении знаний учащихся более успешным идет использование групповой формы работы. Возьмем, к примеру, обобщающий урок по теме «Четырехугольники», где учащимся предстоит из всех карточек по теме выбрать конкретную информацию, относящуюся к конкретному четырехугольнику: параллелограмму, трапеции, квадрату, прямоугольнику, ромбу – и представить ее классу.

При проведении уроков обобщения и подготовки к экзамену следует проводить проверку знаний теоретического материала с использованием групповой формы работы, исключающей пассивное поведение учащихся на уроке. Для этого имеет смысл использовать следующий прием формирования групп: класс делится на группы так, чтобы на одно задание работали 2 группы, с учетом следующих критериев обучающихся:

- уровни обученности (высокий, средний, низкий);

- уровни обучаемости (высокий, средний, низкий);

- отношение к учёбе (положительное, отрицательное).

Учитывая это, формируются разноуровневые временные типологические группы:

  • высокая обученность и обучаемость, положительное отношение к учёбе.
  • средняя обученность, низкая и высокая обучаемость, положительное и отрицательное отношение к учёбе.
  • низкая обучаемость и обученность, отрицательное отношение к учёбе. К первому типу можно также отнести низкую обученность, низкую обучаемость и положительное отношение к учёбе.

Группы по составу учащихся должны быть однородны, поэтому нельзя ставить учащихся сильного и слабого вместе, так как сильный будет один выполнять работу, а слабые отсиживаться. Учителем для каждого контингента учащихся должны быть четко выделены и сформулированы основные цели обучения, планируемые знания и умения учащихся.

На этапе проверки происходит взаимопроверка между группами, имеющими одинаковое задание. Работа строиться на взаимном обсуждении, и если есть расхождения, то учащиеся прибегают к учебнику, либо обращаются к классу при подведении итогов работы над знанием теоретического материала. На этом этапе учитель оценивает работу групп. По итогам работы группа оценивает работу каждого ученика своего состава и результат работы сдается учителю.

Организационные моменты могут быть представлены фрагментом урока и по аналогии могут быть без особого труда применены при обобщении других тем учебного курса: треугольники, углы, окружность (вписанная окружность в треугольник/четырёхугольник и описанная окружность около треугольника/четырёхугольника) и тд. Оборудование к уроку: клей, лист бумаги А4, маркер.

Рассмотрим один из вариантов работы по первичному повторению темы «Четырехугольники»

1 Задание: представитель группы вытягивает карточку с конкретным четырёхугольником.

2 Задание: из мультифоры к вытянутому вами четырёхугольнику подобрать подходящее ему определение, свойства и формулы площадей.

3. Задание: приклеить выбранную вами информацию по данному вам четырёхугольнику.

4. Оценить работу каждого члена вашей группы (критерии оценивания обсуждаются и вырабатываются учителем совместно с учениками вначале перед выполнением этой работы).

5.Сдать работы на проверку учителю.

Итогом работы для каждого ученика становиться задача по улучшению своей отметки на следующих уроках, помочь своей группе и не подвести в трудных вопросах.

Следующим вариантом работы по систематизации темы «Четырехугольники» может быть следующее задание для групп: составить опорный конспект по теме «Четырехугольники» используя набор карточек таблиц 1 и 2.

Работа с одной и той же информацией позволяет ученику оценить систему имеющихся знаний, наметить пути по устранению пробелов.

            Использование данного приема и анализ результатов деятельности учащихся на уроках, а затем и при выполнении последующей за обобщающим повторением контрольной работы позволяет говорить об их эффективности и возможности повысить уровень подготовленности учащихся к экзаменам.

 

табл1

Таблица 2. Определение, свойства и площади четырехугольников