Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 4746264
Статья «Проектная деятельность по созданию сборников задач по математике»
Содержание - Математика

Дьяченко Людмила Борисовна, Лабутова Людмила Владимировна, учителя математики МОУ СОШ №4 г. Краснослободска Волгоградской области. 
Преподавая математику, мы видим проблемы в обучении предмету у школьников. Трудности с решением задач ребята объясняют тем, что содержание задач им неинтересно. Создавая интегрированные проекты по математике, действительно получали результат в виде сборников задач. Работая над тематикой сборников, мы стараемся освещать все важные события, происходящие в нашей стране. Учась математике, по нашим сборникам, ребята также увидят, насколько неповторим наш край. А это осознание способствует воспитанию патриотизма, формированию уверенности в своих силах, вселяет убеждённость в причастности к истории нашей страны.


Дата публикации: 07.06.2018


Данная статья является обобщением опыта работы учителей математики по созданию сборников задач математического содержания. В своей работе уделяем большое внимание интеграции математики с другими науками. Результатом проектной деятельности является создание сборников задач по математике для учащихся 5-9-х классов. Выполняя задания данных сборников, школьники не только отрабатывают математические умения и навыки, но и узнают историю, извлекают из неё уроки, определяют нравственные ценности.

«Проектная деятельность по созданию сборников задач по математике»

         Преподавая математику, мы видим проблемы в обучении предмету у школьников. Трудности с решением задач ребята объясняют тем, что содержание задач им неинтересно.

Не секрет, что использование различных технологий приобретает приоритетное значение при разработке сценария урока. Особую актуальность в настоящее время приобрел метод проектов. «Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется», вот основной тезис современного понимания метода проектов. Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. Проектно- исследовательская деятельность является одним из эффективных методов, так как носит репродуктивный характер, и имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной деятельности. у проекта есть результат, то есть внешний продукт, который выполняется учащимися в итоге работы над проектом. Можно легко совместить историю и обществознание, русский язык и литературу, физику и математику. А можно ли совместить историю и математику, литературу и математику, спорт и математику?

В течение нескольких лет, мы уделяем большое внимание интеграции математики с другими науками. Это и проведение бинарных уроков, и совместных внеклассных мероприятий. Создавая интегрированные проекты по математике, действительно получали результат в виде сборников задач.

Работая над тематикой сборников, мы стараемся освещать все важные события, происходящие в нашей стране. 2014 год. Олимпиада в Сочи. Каждый из нас знает, какое важное место занимает в жизни человека спорт. Но далеко не все задумывались над вопросом, какова связь между спортом и математикой, как развитие физической науки влияет на совершенствование спортивных достижений. Нет, спорт без науки бессилен. Не только хорошая физическая подготовка играет важную роль в получении высоких результатов, но и такие науки как физика и математика помогают олимпийцам и всем членам команды, работающих на высокий результат нашей сборной. Как? В этом мы и решили разобраться с целью популяризации не только спорта, но и таких необходимых наук как физика и математика. С учащимися 5-х классов была проведена исследовательская работа по теме «Математика на олимпийских играх». В этом исследовании учащиеся рассмотрели какие геометрические фигуры встречаются в зимних видах спорта, как знания о свойствах фигур помогают спортсменам добиться результатов.

alt

Многим может показаться странным такое сочетание - математика и литература. Но ещё в прошлом веке выдающийся математик и писатель Софья Ковалевская на вопрос, как она совмещает две профессии, ответила: "Я понимаю, что вас удивляет, что я могу одновременно заниматься литературой и математикой. Многие, которым не представляется случай более узнать математику, смешивают её с арифметикой и считают её наукой сухой и бесплодной. В сущности, это наука, требующая фантазии, и один из первых математиков нашего столетия говорил совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в тоже время поэтом в душе. Нам кажется, что поэт должен видеть, что не видят другие, видеть "глубже" других. И это же должен математик". Эти слова подтверждение того, что многие поэты и писатели любили математику.

В год литературы, 2015, мы представили проект, связанный с литературой, и, перефразируя слова известного сказочного персонажа, можно сказать: «Мы не поэты, мы только учимся, но математика позволяет делать настоящие чудеса». Через поиск и решение математических задач в литературных произведениях Л.Н.Толстого и сравнение полученных решений с автор­скими, мы, повторяя сказанное выше, хотели вызвать интерес к изучению математики.

alt

Мы рассмотрели и решили несколько задач из «Арифметики» Л.Н. Толстого, которые оформили в виде книжки. В неё вошли такие задачи, как «Артель косцов», «О крестьянине Пахоме, покупавшем землю у башкирцев», «О наследстве», «На движение».

2018 год – 75-летие празднования победы в Сталинградской битве. Великая Отечественная война – одно из тех редких исторических событий, память о которых не стирается со временем. Всё дальше и дальше уходят от нас страшные и в тоже время героические дни 1941-1945 годов; всё меньше остаётся среди нас победивших в той войне ветеранов. И дело нашей чести сохранить и передать следующим поколениям эту священную память и гордость за Великую Победу.

Сборник математических задач с историческим и краеведческим содержанием «Мамаев курган в задачах ОГЭ. Виртуальная экскурсия» предназначен школьникам 8-х и 9-х классов,   учителям математики и тем людям, которым интересно решать задачи, основанные на реальных событиях и фактах той страшной битвы.

alt

Условия задач сборника связаны с событиями, которые происходили на высоте 102. Поиск ответа на вопрос требует выполнения математических заданий. Иллюстрации, фотографии служат убедительным наглядным материалом.

Выполняя задания данного сборника, школьники не только отрабатывают математические умения и навыки, но и узнают историю, извлекают из неё уроки, определяют нравственные ценности.

Определившись с исторической тематикой задачи, мы выбирали затем математическое содержание и тип задачи. Задача должна была решаться средствами математики и относиться к одной из следующих тем:

  • Действия с натуральными числами.
  • Действия с десятичными и обыкновенными дробями.
  • Геометрические задачи.
  • Задачи, решаемые с помощью уравнений.
  • Свойства степени с целым показателем.

На следующем этапе нам предстояло сформулировать условие задачи. Сначала мы выписывали из исторической справки все числовые данные и устанавливали зависимости между числами. Затем полагали одну или несколько величин неизвестными и выражали через них остальные величины. После этого составляли условие задачи и формулировали вопрос. В основе формулировок задач лежат реальные цифры.

       При этом было важно, чтобы задача оказалась интересна, понятна и звучала корректно с точки зрения, как математики, так и истории. Кроме того, надо было проследить за тем, чтобы полученный результат согласовывался со смыслом. Мы предлагаем вашему вниманию зависимость между числами, а ваша цель сформулировать исторический вопрос, связанный с Мамаевым курганом, ответом на который является ответ числового выражения.

       Умение решать задачу является высшим этапом в познании математики и развитии учащихся. С помощью текстовой задачи формируются важные общеучебные умения, связанные с анализом текста, выделением главного в условии, составлением плана решения, проверкой полученного результата и, наконец, развитием речи учащегося.  В ходе решения текстовой задачи формируется умение переводить ее условие на математический язык уравнений, неравенств, их систем, графических образов, т.е. составлять математическую модель. Решение задач способствует развитию логического и образного мышления, повышает эффективность обучения математике и смежным  дисциплинам таким, как история.

Затем было необходимо правильно оформить задачу, которая в дальнейшем будет предложена учащимся. К оформлению задачи предъявлялись определенные требования:

  • наличие исторической справки;
  • корректность в формулировке условия;
  • наличие подробного решения;
  • подготовка слайда иллюстрациями и соответствующими историческим фактам, на основе которых составлена задача.

Цель нашей работы заключается ещё и в том, чтобы ввести школьников в прошлое нашего края, заинтересовать их. Надеемся, то в процессе решения задач, любовь к истории пробудит у учащихся любовь к математике, а те кто увлечён математикой почувствуют «аромат тайн истории родного края».            Учась математике, по нашему сборнику, ребята также увидят, насколько неповторим наш край. А это осознание способствует воспитанию патриотизма, формированию уверенности в своих силах, вселяет убеждённость в причастности к истории нашей страны.