Актуализация
|
Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам принять участие в проекте «Школа ремонта». Я буду прорабом, а вы моя команда. А вот в какой должности, мы узнаем в конце урока. У вас на столах лежат рабочие тетради, в конце тетради есть лист самооценки. Вы в течение всего урока будете вносить баллы за правильные ответы. Если вы не ответили, но точно знали правильный ответ, то балл ставим. А начнем мы с осмотра объекта. Хочу обратить ваше внимание на картину на стене. Ребята, какие фигуры вы видите? Назовите и покажите.
- Назовите фигуру, которая встречается чаще всего.
Ребята у вас на столе лежат треугольники подобные тем, что мы увидели на картине.
- Покажите, равнобедренные треугольники. Какие треугольники называются равнобедренными? Как называются стороны равнобедренного треугольника?
Какие свойства равнобедренных треугольников вы знаете?
- Покажите равносторонние треугольники. Скажите, а будут ли равносторонние треугольники обладать свойствами равнобедренного треугольника?
Чему равна сумма углов треугольника?
|
Обучающиеся по очереди выбегают к доске и показывают.
Ребята работают с фигурами. Фронтальный опрос.
.
|
Познавательные: проводить сравнение по заданным критериям, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
|
Реализация построенного проекта
|
Очень оригинальная комната вам не кажется ребята? Что привлекает внимание в первую очередь? Посчитайте из скольких треугольников состоит окно? (5)
Я предлагаю начать ремонт в данной комнате с замены окон. Найдите у себя на столах
треугольники похожие на маленькое окно. Вот, что мы можем сказать об этом треугольнике? А какие измерения мы можем произвести?
-Покажите с помощью рук прямой угол, а еще, а теперь в паре.
Ввожу название сторон.
Гипо-те-ну-за, как вы думаете это какая сторона?
В рабочих тетрадях запишите, как называются стороны прямоугольного треугольника.
А вот, что они означают, выяснят два ученика по энциклопедии и если у кого, то есть возможность, то посмотрите в интернете.
- А мы в это время продолжим изучать окно, перейдем к большему.
Практическая работа 1.(1группа)
Возьмите треугольники, измерьте острые углы этих треугольников и вычислите сумму их градусных мер. Результат запишите в таблицу. Ответьте на вопрос: Чему равна сумма двух острых углов в прямоугольном треугольнике?
Практическая работа 2. (2 группа)
Возьмите треугольники, измерьте длины гипотенузы и катета, лежащего против угла в 30°. Результат запишите в таблицу. Ответьте на вопрос: Какая взаимосвязь между сторонами прямоугольного треугольника, у которого один из острых углов равен 30 градусов?
Практическая работа 3. (3 группа)
Возьмите треугольники, измерьте длины гипотенузы и катета, лежащего против меньшего острого угла. Результат запишите в таблицу. Ответьте на вопрос: Какая особенность у прямоугольных треугольников, в которых один из катетов равен половине гипотенузы?
После того, как учащиеся приходят к какому-то выводу, ученик каждого ряда выдвигает свою гипотезу.
Предполагаемые гипотезы: 1. Сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равна 900.
2. Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 300, равен половине гипотенузы.
3. Если катет прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы, то угол, лежащий против этого катета, равен 300.
Но гипотеза – это предположение и всякая гипотеза требует проверки её истинности, т.е. предполагаемый факт должен быть либо строго доказан, либо опровергнут.
Далее дается задание учащимся сформулировать и доказать выдвинутые гипотезы (свойства прямоугольного треугольника). В случае затруднения, дать подсказку 2 и 3 ряду (через 2-3 минуты) о том, чтобы достроить треугольник, равный данному.
Заслушать доказательства, отметить, что эти утверждения являются свойствами прямоугольного треугольника. (слайд презентации).
А сейчас послушаем ребят, которые работали с дополнительной литературой.
Итак, все измерения окон мы произвели, теперь смело можем их заказывать?
А мы в это время немного отдохнем и наберемся сил, мне нужна здоровая команда. Ребята, а может кто – то знает какое главное событие в спорте нас ожидает в 2018 году? (чемпионат мира по футболу) Я предлагаю не много приобщиться к этому виду спорту.
Физминутка «Футбольная тренировка»- это был пассивный отдых, а теперь переходим к активному.
|
«Окно» - отвечают дети.
Показывают на экране
Измеряют углы и стороны. И делают выводы, что один угол равен 900. Дают определения прямоугольного треугольника.
Ребята показывают.
Ребята повторяют (тянут слово) по рядам
Три ученика работают с дополнительной литературой.
Дети делятся на группы.
По окончанию работы представитель каждой группы представляет свой способ действия.
В случае ошибочности ответов детей происходить совместное обсуждения хода рассуждения.
Прямоугольный треугольник занимал почетное место уже Вавилонской геометрии, упоминание о нем часто встречается в папирусе Ахмеса.
Термин «гипотенуза» происходит от греческого слова «hypoteinsa» (ипонейнуоза), обозначающее «тянущаяся над чем-либо», «стягивающая».
Термин «катет» происходит от греческого слова «катетос», которое означало отвес, перпендикуляр
Обучающиеся выполняют гимнастику для глаз
|
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Познавательные: составление целого из частей
Познавательные:
использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
Давайте проверим себя, выполнив не большой тест, чтоб проверь на верном ли мы пути в нашем ремонте или мы пошли по ложному.
Контроль выполнения – комментирование.
Молодцы! Я вижу, что вы справились с заданием, а значит, наш ремонт движется к сдаче объекта.
|
Дети выполняют самостоятельно, после осуществляют взаимопроверка по эталону
|
Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивать
правильность выполнения, осуществлять итоговый и пошаговый контроль
|
Рефлексия
|
Ну, что ж работа сделана, комната получилась замечательная, но предлагаю стены данной комнаты украсить мозаикой, сделанной вашими руками. Моза́ика — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Давайте посчитаем расходный материал (сколько прямоугольных треугольников, равнобедренных, равносторонних использовали в работе) Эмоциональная оценка.
- Домашняя работа: предлагаю создать проект своей комнаты с использованием прямоугольных треугольников, возможны, как на бумажном носителе так и на электронном.
Объект сдан!
А теперь вернемся к нашим картам и выясним, с кем же в команде я сегодня работала.
Мастер –
Бригадир –
Инженер –
Рабочий –
Мы команда профессионалов, мне было очень приятно и легко работать с вами. Спасибо!
|
Обучающиеся работают в парах.
Работы вывешиваем на доске.
Дети формулируют свои высказывания, осуществляют оценку своих достижений.
|
Регулятивные: сохранять учебную задачу, самостоятельно адекватно оценивать свои действия.
Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе
|