«Программа работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения математики» |
Содержание - Математика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20.12.2018 08:55 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хузахметова Галина Анатольевна, учитель математики, МБОУ «Аксубаевская СОШ №3», пгт Аксубаево, Республика Татарстан.
«Программа работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения математики»
Пояснительная записка. В модернизации современного школьного образования особый акцент сделан на обеспечении свободного и гармоничного развития личности каждого ребёнка, на предоставлении ему возможности реализации своих индивидуальных способностей, на получении полноценного качественного образования. Вместе с тем в мониторинге системы образования отмечены проблемы в реализации поставленных задач: резкое снижение общего и психического здоровья школьников; усиление отрицательной мотивации учащихся в учебной деятельности; наличие в общеобразовательных учреждениях обучающихся, испытывающих затруднения в освоении образовательных программ. По данным психологических исследователей лишь незначительная часть учащихся подростков (от 2,1% до 4,7%) не испытывает затруднений в процессе обучения. Причины этих трудностей сами подростки в первую очередь видят в самих себе, в собственных качествах. Интересно, что и педагоги в слабой успеваемости обвиняют в первую очередь учеников. Кроме того, помимо мотивационных причин неуспеваемости учащихся педагоги называют и отсутствие способностей к обучению, то есть познавательный фактор. Причины неуспеваемости чрезвычайно разнообразны, но эффект ее один: трудности в учении деморализуют ученика и пагубно отражаются на его личности. Не добиваясь нужного эффекта, он приобретает опыт беспомощности; испытав неудачу в решении одной задачи, он может и остальные воспринимать как непосильные. Следовательно, падает интерес к учению, возникает нежелание учиться. Именно поэтому неуспеваемость является вечной проблемой, главной болезнью школы. В решении этой проблемы значительная роль отводится учителю. Большое значение придается умению учителя вовлечь в активную деятельность по предмету всех учеников класса. Для того, чтобы добиться этого, учитель должен хорошо знать своих учеников, кропотливо изучать и учитывать их индивидуальные особенности, уметь определять стратегию и тактику подхода к школьникам. Затем, учитывая способности и возможности каждого ребенка, давать ему посильные задания, предъявлять соответствующие его знаниям и возможностям требования, предусматривающие разрешение им преодолимых, но ощутимых трудностей. У учащихся, испытывающих стойкие затруднения в обучении имеются два отличия от успевающих. Первое - различия в уровнях познавательной активности. Это проявляется в том, что "успевающие" проявляют более высокий интерес и готовность к решению разнообразных познавательных задач, способность к самостоятельному поиску вариантов, выделению непонятного, незнакомого; умеют сформулировать вопросы, чтобы пояснить для себя то, что непонятно. "Неуспевающие", поставленные перед необходимостью решения какой-либо познавательной задачи, не проявляют к ней интерес, начинают беседовать на посторонние темы или говорят первое, что приходит в голову. При этом для них более важным является не прояснение для себя какой-то информации, а оценка их ответа взрослым, и, соответственно, вопросы, которые они задают, - не о сути задачи, а об их ответе: "Так?" "Я правильно сказал?" Однако если детей специально побуждают задавать вопросы о том, что им непонятно, то они "научаются спрашиванию" и начинают достаточно часто обращаться к взрослым за разъяснениями, даже если раньше это не было им свойственно. Второе: психологические особенности учащихся, испытывающих стойкие затруднения в обучении, состоят в слабой самоорганизации в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к учению. Целью работы с учащимися, испытывающими стойкие затруднения в обучении, признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Прежде всего, надо восстановить у ребенка желание учиться. У человека существует врожденная потребность "извлекать смысл из окружающего нас мира и делать это при произвольном контроле". Задача учителя- это стимуляция и поддержка разнообразной познавательной активности ребенка, положительное эмоциональное подкрепление различных ее проявлений, создание условий для ее развития. Интерес учащихся к предмету зависит, прежде всего, от качественной постановки учебной работы на уроке. В то же время, с помощью продуманной системы внеурочных занятий, можно значительно повысить интерес школьников к математике. Целенаправленная и систематическая работа с учащимися, испытывающими стойкие затруднения в обучении, в этих двух направлениях в тесном контакте с родителями позволит добиться положительных результатов. Данная проблема стала темой обсуждения на школьном методическом объединении учителей математики, в ходе которой обозначались направления моей работы по реализации программы работы с учащимися, испытывающими стойкие затруднения в обучении. Цели программы: 1. Развитие системы обучения, способствующей индивидуализации учебного процесса как средство повышения познавательной активности учащихся, испытывающих затруднения в обучении. 2. Формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с учащимися, испытывающими стойкие затруднения в обучении. 3. Формирование системы социально-психологической поддержки и защиты детей. Задачи программы 1. Выбор рациональных форм управления учебной деятельностью учащихся. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию познавательной активности учащихся, испытывающих стойкие затруднения в обучении. 2. Создание благоприятных условий для достижения хотя бы небольших успехов в учении среди учащихся, испытывающих стойкие затруднения в обучении. Основные направления работы 1. Диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. 2. Создание особо благоприятных условий для учащихся, испытывающих стойкие затруднения в обучении. 3. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. 4. Поощрение – стимулирование учебной деятельности учащихся, испытывающих стойкие затруднения в обучении. Основные мероприятия по реализации программы 1. Диагностика Беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. 2. Создание особо благоприятных условий для учащихся, испытывающих стойкие затруднения в обучении. Осуществляется нейтрализация причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов). Перед учеником ставятся такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью используют игровую и практическую деятельность, приобщают учеников старших классов к занятиям с отстающими. Создаются особые условия опроса для учащихся, испытывающих стойкие затруднения в обучении. Им дается больше времени для обдумывания ответа у доски, учитель помогает излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Часто применяется дифференцированная работа на уроке с временными группами учащихся. Выделяются три группы учащихся: слабые, средние и сильные. Задача учителя состоит не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика. Необходима также дифференциация и домашней работы учащихся, испытывающих стойкие затруднения в обучении. 3. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Направление учащихся на решение поисковых задач, постановка перед ними задач проблемного типа. Именно такая форма управления ведет к воспитанию активности. Самостоятельная работа учащихся по изготовлению моделей геометрических фигур, карточек, сорбонок, привлечение учащихся, испытывающих стойкие затруднения в обучении к участию в групповых проектах. 4. Поощрение – стимулирование учебной деятельности учащихся, испытывающих стойкие затруднения в обучении. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления, устное поощрение). Отправлять благодарственные письма родителям, отмечать хотя бы маленькое продвижение учащихся, испытывающих стойкие затруднения в обучении. Ожидаемые результаты Повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся, их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний, успешная сдача ГИА. План мероприятий по выполнению программы работы с учащимися, испытывающими стойкие затруднения в обучении.
Заключение Одной из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике является слабый интерес многих учащихся, (а иногда и полное отсутствие всякого интереса) к предмету. Немало школьников считали и считают математику скучной, сухой наукой. Интерес учащихся к предмету зависит, прежде всего, от качественной постановки учебной работы на уроке. В то же время, с помощью продуманной системы внеурочных занятий и мероприятий, можно значительно повысить интерес школьников к математике и другим предметам. Примером такого мероприятия может служить неделя точных наук проведенная в нашей школе в форме игры «Матрица успеха». Участвуя в таких мероприятиях как игра «Матрица успеха» ребенок не только проявляет свои познавательные способности, но и становится активным членом своего классного коллектива, чувствует себя нужным, повышается его социальный статус. Из 28 человек, обучающихся в 9 а классе Афанасьев К, Убин А. и Киселева М. испытывали стойкие затруднения в обучении. Афанасьев Коля воспитывается мамой, с отчимом натянутые отношения. Артем- сирота, опекуном является бабушка. У Марины родители- предприниматели, ребенок предоставлен сам себе. Поэтому, дети запустили учебу, много времени проводят вне дома. В начале учебного года была проведена диагностика учебной деятельности учащихся, выявлены пробелы в знаниях, проведены беседы учителя с учениками, родителями, в течение всего года велось наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. В течение года ребята находились под моим пристальным вниманием как на уроках, так и во внеурочное время. Привлекались ко всем мероприятиям, проводимым в классе и школе. Конечно, нельзя сказать, что ребята полюбили математику, но ГИА сдали без «двоек» и это для них большой успех. Продуктивность учебной деятельности учащихся 9 а класса в 2017-2018 учебном году
Сравнительные результаты ОГЭ 9а класса в 2017-2018 учебном году
Приложение Интеллектуально-познавательная игра «Матрица успеха». (возможный вариант проведения недели точных наук) Задачи игры: - способствовать развитию умения добывать и грамотно обрабатывать информацию; - повышать интерес к математике; - способствовать формированию основ культуры, инициативности, самостоятельности. Оборудование: сменный стенд, информационные листы, конверты с заданиями для классов, сертификаты участникам, подарки победителям, компьютеры, мультимедийный проектор. Правила игры: В течение дня ученики должны были выполнить задания до установленного срока (15.00 часов) и сдать выполненные задания в кабинет жюри. Члены жюри поверяют задания команд, начисляют баллы и вывешивают результаты на информационный стенд. Победителем становится класс, набравший наибольшее количество баллов по результатам пяти дней. Ход игры: Школьная линейка – объявление о начале игры День первый. «Интернет-марафон. День второй. Конкурс «Физики и лирики, а также математики и информатики…» День третий. Оглянись вокруг и зафиксируй в кадр!.. День четвертый. Конкурс кроссвордов День пятый. Гонка за лидером. День шестой. Школьная линейка. Подведение итогов и награждение победителей. Эта игра хороша тем, что ее участником может стать любой ученик средней школы, как 5-классник, так и 11-классник. Девизом нашей игры стали слова П.Лапласа «То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего не знаем, – бесконечно». В игре участвовали все классы нашей средней школы от 5 до 11 класса. Каждый класс был объявлен командой, во главе которой был капитан, он и отвечал за организацию хода игры в классе-команде. Вся игра была разбита на конкурсные дни. Утром до начала уроков на специальный стенд вывешивался информационный лист, в котором были указаны название конкурсного дня, инструкция и баллы за выполнение заданий. Также стенд содержал интересные факты из жизни известных математиков и информатиков. В течение дня ученики должны были выполнить задания до установленного срока (15.00 часов) и сдать выполненные задания в кабинет жюри. Члены жюри поверяли задания команд, начисляли баллы и вывешивали результаты на информационный стенд. В конце проведенной недели математики и информатики члены жюри подвела общие итоги игры. Были определены 3 победителя (1, 2, 3 места) и 2 призера (4, 5 места). Все участники интеллектуально-познавательной игры «Матрица успеха» получили сертификаты с баллами, полученными в ходе игры, а победители и призеры награждены грамотами и памятными призами от администрации школы. Календарь игры «Матрица успеха» День Первый. «Интернет-марафон» В кабинет информатики приходят представители от каждого класса. Они получают задание – найти ответы на поставленные вопросы с помощью любой поисковой системы в сети Internet. На поиск отводится 40 минут. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Вопросы интернет-марафона Первый, выполнивший задание получает 2 дополнительных балла за скорость. 1)Что это? (изображение и пояснение)
2)Указать автора афоризма: Суждения наших врагов о нас ближе к истине, чем наши собственные. Математик должен видеть то, чего не видят другие, видеть и понимать глубже других. Кто учился наукам и не применял их, похож на того, кто пахал, но не сеял. Как бы машина хорошо ни работала, она может решить все требуемые от нее задачи, но она никогда не придумает ни одной. Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела. Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении. Мечты, которые сбываются, - не мечты, а планы. Если ты знаешь средства укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок, - значит, ты воспитатель. Истину нельзя рассказать так, чтобы ее поняли; надо, чтобы в нее поверили. Повелевать собою – величайшая власть. 3)Где находится (Страна, материк)
4)По фразе из произведения определить его название и автора 1. Алексашка с Алешкой отъелись на пирогах за весну. Житье – лучше не надо. 2. Отправляйтесь в порт, спросите бриг «Зунд», передайте капитану это письмо. Он отвезет вас в маленькую французскую гавань, где обыкновенно, кроме рыбачьих судов никто не пристает. 3. Когда княгиня через пять минут вошла в комнату, она нашла их уже совершенно помирившимися. 4. Вся эта история началась с того, что, по словам всезнающей Аксиньи конторщик Пальчиков, проживающий в Шалометьеве, влюбился в дочь агронома. 5. Когда он вышел из раздевалки и в сопровождении своих секундантов двинулся по проходу между скамьями к квадратной, огороженной канатами площадке в центре зала, томящиеся в ожидании зрители встретили его бурными аплодисментами и приветствиями. 6. Новое увлечение появилось у молодежи Североеланска: и студенты, и молодые чиновники, и даже барышни из благородных семей, подпоясавшись специальными кушаками, лазают по скалам. 7. На разрисованных райскими цветами тарелках с черной широкой каймой лежала тонкими ломтиками нарезанная семга, маринованные угри. 8. Князь Андрей безвыездно прожил два года в деревне. 9. Когда он поднялся на ноги, вокруг уже собралась толпа. Но любопытных быстро раскидали вправо и влево выскочившие из тюрьмы жандармы. 10. Ожидая лифт, она испуганно прислушивалась к звукам у себя за спиной, но ничего не произошло. День Второй. Конкурс «Физики и лирики, а также математики и информатики…» В этом конкурсе участвует весь класс. Перед первым уроком капитаны команд-классов получают у жюри, лист с парами зарифмованных строк. Эти строки должны составить основу стихотворения, посвященного неделе математики и информатики. Жюри учитывает: 1) соответствие теме; 2) количество строк; 3) соблюдение поэтичности слога; 4) оригинальность оформления. Стихи сдаются жюри после уроков (не позднее 15. 00). Итоги подводятся на следующий день. Строки: Скука – наука, Учить – лечить, Задача – удача, Предмет – эксперимент, Момент – документ. Некоторые стихи, написанные командами:
День Третий. Оглянись вокруг и зафиксируй в кадр! В течение дня в стенах школы необходимо найти и запечатлеть на камеру цифрового фотоаппарата или мобильного телефона слова связанные с математикой, информатикой (названия предметов исключаются). Например, слово БИТ УМ. (бит – единица измерения информации). Представить результаты до 15.00 в кабинет жюри. Каждое найденное слово оценивается в 1 балл. День Четвертый. Конкурс кроссвордов В течение дня до 15.00 необходимо составить кроссворд, посвященный математике или информатике. Жюри учитывает: 1) соответствие теме, 2) количество слов в кроссворде, 3) оригинальность оформления. Некоторые кроссворды, составленные командами
День Пятый. Гонка за лидером. В кабинет математики приходят капитаны команд. Их задача правильно ответить за 1 минуту на большее количество вопросов. Тематика вопросов связана с математикой и информатикой. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Вопросы викторины: Математика: 1.Высший балл в школах России. (Пять.) 2.Город, состоящий из 101 имени. (Севастополь.) 3.Сколько лет просидел Илья Муромец? (33 года.) 4.Наименьшее четное число. (Два.) 5.Геометрическая фигура в любовных делах. (Треугольник.) 6.Какой вал изображен на картине Айвазовского? (Девятый.) 7.Соперник нолика. (Крестик.) 8.Очень плохая оценка знаний. (Единица.) 9.Сколько козлят было у многодетной козы? (Семь.) 10.Сколько музыкантов в квартете? (Четыре.) 11.Треугольный платок. (Косынка.) 12.Сколько пьес во «Временах года» П.И. Чайковского? (Двенадцать.) 13.Какое число лишнее в последовательности: 10, 20, 30, 34, 40, 50 (34) 14.Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (Двое.) 15.Два человека играли в шахматы 2 часа. Сколько часов играл каждый? (2 часа.) 16.Может ли при умножении получиться 0? (Да.) 17.Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3 кг.) 18.Кто “подчинил” алгебру геометрии, т.е. вывел геометрию на первое место? (Евклид.) 19.Книга стоит рубль и еще полкниги. Сколько стоит книга? (2 рубля.) 20.Название его произошло от греческого “игральная кость”. Термин ввели пифагорейцы, а используется этот предмет в играх с маленькими детьми. (кубик)
Информатика 1.Какие устройства обычно используются для ввода информации в компьютер? (клавиатура, мышь) 2.Какое устройство в ЭВМ обрабатывает информацию? (процессор) 3.Назовите клавиши удаления символов (DELETE , BACKSPACE) 4.Монитор служит для ввода или вывода информации. (вывода информации) 5.Какая клавиша помогает перейти на новую строку в текстовом редакторе? (ENTER) 6.Клавиша, которая заставляет курсор перейти в начало строки? (HOME) 7.Какое устройство можно назвать «мозгом» компьютера? (процессор) 8.Можно ли на одной дискете сохранить содержание школьного дневника? (ДА) 9.Устройство, которое необходимо для передачи информации по телефонным проводам? (модем) 10.Клавиша, удаляющая символ слева от курсора. (BACKSPACE) 11.В какое устройство в ЭВМ информация поступает на хранение? (память) 12.Для чего используют клавишу «CAPS LOCK”? (для фиксации верхнего регистра) 13.Для чего используется клавиша «SHIFT»? (для переключения регистра) 14.Минимальная единица измерения количества информации? (Бит) 15.Может ли человек заразиться компьютерным вирусом? (Нет) 16.Как называется устройство, выводящее данные на печать? (Принтер) 17.Джойстик и мышь - это устройства ввода или вывода информации? (Ввода) 18.Продолжите: «Винчестер – это …» (Жесткий диск) 19.Элемент клавиатуры (Клавиша) 20.Устройство для работы с магнитными дисками. (Дисковод) 21.Назовите стандартный растровый графический редактор (Paint) 22.Какая связь между городом в Англии, ружьем калибра 30х30 и одним из элементов компьютера? (Все они связаны со словом "винчестер"). 23.Что общего между папирусом, берестяной грамотой, книгой и дискетой? (Хранение информации). 24.Сколько бит в 1 байте(8)? 25.Мультипликация в компьютере - это... (анимация) |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».