1. Организа-ционный этап.
|
Учитель зачитывает фразу из книги «Экзамен по математике и его подводные рифы»:
«Учиться плавать можно по-разному. Например, можно сразу бросить ученика в глубокое место и подождать результат. Возможен и иной путь - начать с «лягушатника». Так же обстоит дело и в обучении решению сложных задач. Мы предлагаем пойти по второму пути, не забывая при этом, что захлебнуться можно и в ванной»
- Как вы понимаете это высказывание?
- Давайте сформулируем тему урока.
Для того чтобы научиться решать сложные задачи, необходимо начать с самого простого и доступного.
- Перед вами карта Холмогорского района.
Как же наша тема связана с Холмогорским районом?
Что вы знаете о нашем районе? Какие задачи мы определим на урок? Давайте составим план урока.
|
Обучающиеся высказывают свои точки зрения.
Обсуждают и вместе составляют план урока.
|
Слайд
№ 1
Слайды № 2-3
|
2. Работа в тетрадях.
|
Работа с классом проводится фронтально.
Задача 1: За прошедшие 15 лет население Холмогорского района уменьшилось на 32 %, что составило 9800 человек. Сколько примерно человек проживает в Холмогорском районе?
- Карточку с ответом задачи прикрепим на карту района.
- Какие особо охраняемые природные территории Холмогорского района вы знаете?
- Природный заказник «Сийский» создан в 1988 г. с целью сохранения, восстановления и воспроизводства ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и среды их обитания, а также исчезающих и лекарственных растений и мест их произрастания. (Территория МО «Емецкое»)
- Чугский заказник образован в 1996 г. с целью сохранения природных ландшафтов, сформированных на карстующихся породах, ведения научных исследований, стационарного изучения карстовых процессов и поддержания общего экологического баланса. Расположен на территории МО «Светлозерское».
Задача 2: По данной диаграмме определите площадь Сийского и Чугского заказников.
-Карточки с ответами прикрепим на карту района.
- Скажите с какими районами граничит Холмогорский район?
Задача № 3: Чтобы найти площадь Холмогорского района найдите площадь данного треугольника на квадратной решетке (в тыс. км2)
- Если быть более точным, то площадь составляет 16827 км2 .
|
1 ученик решает задачу на доске, комментируя решение:
Х чел- 100%
9800 чел.- 32 %
Х = = 30625 чел проживало в районе до уменьшения.
30625 – 9800= 20825 чел проживает сейчас.
Отвечают на вопрос. (Сийский государственный биологический заказник, Чугский государственный ландшафный заказник)
Отвечают на вопрос по диаграмме.
Обучающиеся называют районы: Плесецкий, Виноградовский, Пинежский, Приморский.
Решают задачу в тетрадях, 1 ученик оформляет решение на доске:
Достроим до прямоугольника и найдем его площадь S =a *b; S = 6*7 = 42
S1 = *4 *6 =12; S2 = *7*2 = 7; S3 = * 3*4 = 6; S = 42 - (12+6+7) = 17 тыс. км2
|
Слайд
№ 4
Слайд
№ 5
Слайд
№ 5.
Слайд
№ 6.
|
|
-Вы все хорошо знаете герб Холмогорского района: «В лазоревом поле на двух серебряных бегущих в стороны волнах — золотая ладья, сопровождаемая во главе серебряным квадрантом».
Символика ладьи в гербе района многозначна:
- ладья как морское и речное судно указывает на то, что расположенное на берегуСеверной Двины, село Холмогоры стало первым русским международным морским портом,
- ладья, поддерживаемая двумя волнами, напоминает очертаниями колыбель — аллегория Холмогорской земли, которая стала колыбелью многих известных людей: великого русского ученого М.В.Ломоносова, поэта Николая Рубцова,писателя Николая Жернакова;
- ладья и астрономический инструмент — квадрант символизируют мореходную школу, открытую в Холмогорах в 1781 году.
Задача №4: На гербе, изображенном на слайде не хватает одного элемента. Из 3-х предложенных вариантов выбрать верный вариант, но для этого необходимо решить задачу:
На рисунке изображён лабиринт. Паук заползает в лабиринт в точке «Вход». Развернуться и ползти назад паук не может, поэтому на каждом разветвлении паук выбирает один из путей, по которому ещё не полз. Считая, что выбор дальнейшего пути чисто случайный, определите, с какой вероятностью паук придёт к выходу.
- Холмогорский район – родина великого русского ученого М.В. Ломоносова, поэта Н.М. Рубцова, писателей Н.К. Жернакова, В.М. Калинкина, художников Л.И. Кислякова, Н.Г. Наговицына и многих других деятелей науки и искусства. Тому, кто хочет увидеть истоки русской культуры Севера, необходимо посетить Двинские земли и конечно бывший центр этих земель - Холмогоры.
А какие исторические памятники Холмогорского района вы знаете?
Задача № 5: Где находятся эти памятники мы узнаем, решив уравнения.
Х = ; х2 + 3х +2 =0; х2 – 2х – 8= 0;
( х+2)2 = 1
Корни этих уравнений изображены на карте Холмогорского района.
- Назовите административный центр района.
Задача № 6: Когда был образован Холмогорский район? Решите задачу: В прямоугольном треугольнике АВС ∟С = 90°, АВ = 29, АС = 4. Найти синус угла А.
Числитель и знаменатель дроби покажет год образования Холмогорского района.
- Холмогорский район – родина великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (8(19).11.1711, дер. Денисовка (Мишанинская) и поэта Николая Рубцова (3.01.1936, с. Емецк). Здесь ежегодно проводятся Ломоносовские и Рубцовские чтения.
- В каком году родился Николай Рубцов? В 193…?
Решите задачу №7: Найдите количество точек, в которых производная равна 0.
- На территории Холмогорского района в д. Бор расположен детский оздоровительный лагерь «Северный Артек» Лагерь "Северный Артек" ведет свою историю с 1959 года, находится в ведении ОАО "ПО "Севмаш" и является одним из крупнейших детских лагерей Архангельской области. Решив задачу № 8, узнаем, сколько детей может отдохнуть в лагере за 1 смену.
|
Решение на доске и в тетрадях: На каждой из четырех отмеченных развилок паук с вероятностью 0,5 может выбрать или путь, ведущий к выходу D, или другой путь. Это независимые события, вероятность их произведения (паук дойдет до выхода D) равна произведению вероятностей этих событий. Поэтому вероятность прийти к выходу D равна (0,5)4 = 0,0625.
Основными историческими памятниками на территории района являются Спасо-Преображенский Собор (1691г.), в с. Холмогоры, Антониево-Сийский монастырь (1520г.) в д. Сия, Никольская церковь (1678г.) в д. Зачачье, Дмитриевская церковь (1738 г.) в с. Ломоносово.
Обучающиеся решают уравнения в тетрадях по вариантам, 4 чел. оформляют решения на доске. Ответы: 1) 4; -3
2) -1; -2
3) 4; -2
4) -1; -3
Ответ обучающихся: с. Холмогоры.
Решение оформляют на доске и в тетрадях:
CВ2 = 292 – (42 =841-480 = 361
CВ= 19; = Ответ: 1929 г.
Ответ: 6 точек
Решение (самостоятельно в тетрадях)
Ответ: 300
|
Слайд
№ 7.
Слайд
№ 7.
Слайд № 8
Слайд № 8
Слайд
№ 9
Слайд
№ 10
Слайд
№ 11
|
3. Рефлексия
|
Сегодня мы узнали и закрепили некоторые основные сведения о Холмогорском районе и повторили материал, необходимый для ЕГЭ.
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе материала урока. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
|
Обучающиеся составляют синквейны.
.
|
|