Жукова Елена Николаевна, учитель математики МОУ ВЦО №2 г. Венева Тульской области. Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий. Межпредметные связи: Геометрия, черчение.
Класс:
|
9
|
Предмет:
|
Алгебра
|
Учебник:
|
Макарычев, Ю.Н. Алгебра 9 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. - М.: Просвещение, 2014. – 271 с.
|
Название раздела, темы:
|
Неравенства с одной переменной.
|
Тема урока:
|
Решение неравенств методом интервалов.
|
Цели урока:
|
- Образовательные: рассмотреть понятие «решения неравенства», «равносильные неравенства», «метод интервалов» обсудить решение квадратных неравенств с одной переменной.
- Практические: научить решать неравенства с одной переменной, опираясь на свойства чередования знаков функции.
- Воспитательные: приучать к умению общаться и выслушивать других; воспитание сознательной дисциплины; стимулирование мотивации и интереса к изучению алгебры.
- Развивающие:формировать умение работать по алгоритму; развивать логическое мышление, учить анализировать и обобщать; продолжить работу по развитию математической речи и памяти.
|
Тип урока:
|
урок изучения новых знаний и способов действий.
|
Планируемые результаты:
|
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
Средства обучения:
|
Презентация на тему «Решение неравенств методом интервалов», созданная в программной среде MS PowerPoint;
Комплект для проекции: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, колонки;
Комплект инструментов классных (линейка измерительная - 1 м; угольники с острыми углами по 45° или по 30° и 60°; циркуль, транспортир);
Книжные пособия:
- Макарычев, Ю.Н. Алгебра 9 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. - М.: Просвещение, 2014. – 271 с.
|
Методы и приемы:
|
Наглядный (демонстрация)
Словесный (объяснение, рассказ; беседа);
Работа с книгой (чтение; изучение; беглый просмотр);
Проблемного изложения (вопросы: проблемные, аналитические, репродуктивные);
Самоконтроль.
|
Литература:
|
- Макарычев, Ю.Н. Алгебра 9 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. - М.: Просвещение, 2014. – 271 с.
- Макарычев, Ю.Н. Дидактические материалы [Текст]: 9 класс / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.Б. Крайнева. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
- Рурукин, А.Н. Поурочные разработки по алгебре [Текст]: 9 класс / А.Н. Рурукин, С.А. Полякова. – М.: ВАКО, 2012. – 400 с.
|
Межпредметные связи:
|
Геометрия, черчение.
|
Ресурсы сети Интернет:
|
1.http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
2.http://www.alleng.ru/edu/math.htm – образовательные ресурсы Интернета – математика.
3.http://mat.1september.ru - Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября»
|
План занятия:
1.Организационный момент - 2 мин. 2.Повторение пройденного материала – 10 мин. 3.Изучение нового материала – 15 мин. 4.Закрепление изученного материала – 15 мин. 5.Домашнее задание – 3 мин.
Ход урока:
Этапы урока
|
Формируемые УУД
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Организация начала занятия
|
личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные: саморегуляция
|
Включение детей в деятельность
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Настраивайтесь на активную работу! Сегодня мы повторим предыдущую тему «Решение квадратных неравенств», вспомним алгоритм решения, а так же рассмотрим понятие «метод интервалов», «равносильные неравенства» и научимся решать квадратные неравенства с одной переменной, используя метод интервалов.
/слайд №1/
Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Решение неравенств методом интервалов». Я прошу вас записать её в тетрадь, при этом не забудьте поставить сегодняшнее число на полях.
|
Включение в работу, самоопределение
|
Мотивация к учебной деятельности
|
коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи;
личностные:
самоопределение, установление связи между целю учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.
регулятивные:
целеполагание
|
Учитель: - Говоря о неравенствах, вспомните знаки, которые вы используете для их обозначения еще с начальной школы.
Совершенно верно: больше, меньше или равно. С их помощью мы составляем как строгие, так и нестрогие неравенства. Но в данный момент меня интересуют понятия «больше»/ «меньше».
- Скажите, пожалуйста, как вы думаете, после любого урока у вас становится знаний больше или меньше?
/ребята отвечают/
- А после этого урока, на котором вам еще только предстоит узнать нечто новое?
/ребята отвечают/
/слайд №3/
- Да, и тут вы совершенно правы! Поэтому здесь и сейчас я приведу вам слова знаменитого чешского педагога – основоположника педагогики – Я.А.Коменского: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего и ничего не прибавил к своему образованию».
Вопросы:
- Что имел ввиду знаменитый педагог?
- Почему если не узнал ничего нового – это несчастье?
– Что значит «прибавил к своему образованию»?
/обсуждение с учащимися/
Поэтому, я вам желаю, чтобы несчастных дней в вашей жизни не было, чтобы вы каждый день узнавали много нового и интересного, и это помогло бы вам сформировать собственную картину миру и систему знаний и ценностей.
|
Обучающиеся делают вывод о том, что знаний у них от урока к уроку становится больше и постоянно добавлять к уже имеющимся новые, включать их в свою собственную систему знаний, умений и навыков, поскольку именно она лежит в основе собственной картины миры и системы мировоззрений и ценностей. Образованный человек – постоянно учится, развивается.
Коллективное обсуждение
|
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
|
познавательные:
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний
|
/слайд №4/
- Прежде, чем переходить к изучению нового материала, проверим насколько вы усвоили предыдущую тему.
1. Совершенствование навыков решения квадратных неравенств по изученному алгоритму, изображение и запись числовых промежутков (задания – на слайдах, фронтальная работа с классом)
Учитель: - Обратите внимание на экран – вы можете видеть условие задач. Прочитайте задание.
/предлагает всем прочитать условие задания, затем проводит фронтальный опрос/
Задание №1. Найдите множество решений неравенства:
а) х2 + 2х -3 < 0
б) 2х2 - 5х + 2 ≥ 0
в) x2 − 4x + 4 > 0.
Вопросы:
- Вспомните, алгоритм решения квадратного неравенства.
- Сначала представляем в виде чего? (функции)
- Затем решаем, как что? (квадратное уравнение) Зачем? Что нужно найти?
- Следом что делаем? (рисуем координатную прямую и изображаем множество чисел, удовлетворяющих заданному условию).
Теперь совместно повторим алгоритм решения, разобрав задание под буквой а).
/по итогам вызывает одного учащегося и просит записать всё решение на доске, а остальных – всё записать в тетради/
/слайд №5/
- Что необходимо сделать?
- Какие числовые промежутки получились в задании?
- Как будем изображать их на координатной прямой?
А сейчас решим самостоятельно два оставшихся неравенства: 1 вариант – под буквой б), второй вариант под буквой в).
/слайд №6/
/учащиеся самостоятельно работают в тетрадях. Учитель ожидает, когда задание будет выполнено и предлагает сверить с верными ответами на экране/
- Пожалуйста, всем внимание на экран! Давайте сверим ваши ответы.
/слайд №7/
/еще раз проговаривает вместе с учащимися алгоритм решения/
Учитель: - А теперь вспомним понятие: «формулы сокращенного умножения». В частности, формулу «разность квадратов двух выражений».
- Напомните формулировку.
- Давайте запишем эту формулу на вспомогательной доске и решим несколько примеров на применение этой формулы
2. Совершенствование навыков решения алгебраических выражений с использованием формул сокращенного умножения (задания – на слайдах, фронтальная работа с классом)
/слайд №8/
Учитель: - Обратите внимание на экран – вы можете видеть задания. Прочитайте задание.
/предлагает всем прочитать условие задания, затем проводит фронтальный опрос/
Задание №2. Разложите выражение на множители:
а) х2 – 16
б) 4у2 – 25
в) a2 - 64
г) 9с2 – 36
Вопросы:
- Вспомните, формулировку формулы «Разность квадратов двух выражений равна…»
- Давайте выполним задание
/по итогам вызывает одного учащегося и просит записать всё решение на доске, а остальных – всё записать в тетради/
|
Обучающиеся работают индивидуально, а так же участвуют в коллективном обсуждении, уточняя решения.
Работа с учебником – уточнение алгоритма решения, обозначения числовых промежутков, их названия и изображение на координатной прямой.
Рассуждения учащихся.
Один учащийся работает у доски.
Самостоятельная работа учащихся по решению квадратных неравенств по заданному алгоритму, сверка ответов с правильным решением на доске.
Один учащийся записывает формулы сокращенного умножения на вспомогательной доске.
Один учащийся работает у доски, остальные – в рабочих тетрадях.
|
Постановка цели деятельности («Открытие» детьми нового знания)
|
постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока;
познавательные: применение методов информационного поиска
коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)
|
Учитель: - Выполняя задание №1 – вы изображали на координатной прямой множество чисел, удовлетворяющих неравенству, – то есть указывали числовой промежуток.
Из изученного ранее вы знаете, что числовой промежуток является решением неравенства.
И в начале урока, говоря о неравенствах, я попросила вас вспомнить знаки, которые вы используете для их обозначения еще с начальной школы. И вы ответили совершенно верно: больше, меньше или равно. С их помощью мы составляем как строгие, так и нестрогие неравенства, которые состоят из левой и правой части, между которыми стоят знаки сравнения.
- Хорошо, а теперь, по аналогии, давайте вместе попробуем понять, как мы будем решать неравенства второй степени или иначе квадратные неравенства новым способом.
- Внимание на экран
/слайд №9/
- Рассмотрим функцию
f(x)=(x+2)(x-3)(x-5)
Вопросы:
- Что является областью определения функции?
- Определите нули функции. Зачем они нужны? (разбивают область определения на промежутки, в которых функция сохраняет свой знак, а при переходе через нули ее знак меняется)
- Какие числовые промежутки получились?
- Определим знаки этой функции в каждом из указанных промежутков
- Составим таблицу, из которой видно, что
· если хϵ(-∞;-2), то f(x)<0
· если хϵ(-2;3), то f(x)>0
· если хϵ(3;5), то f(x)<0
· если хϵ(5;+∞), то f(x)>0
Мы видим, что в каждом из промежутков функция сохраняет знак, а при переходе через нули функции =-2, 3 и 5 ее знак изменяется.
/слайд №10/
- Вообще пусть функция задана формулой
f(x)= (x-x1)(x-x2) … (x-xn),
где х – переменная,
а х1, х2, …, хn – нули функции.
/слайд №11/
В каждом из промежутков, на которые о.о.ф. разбивается нулями функции, знак функции сохраняется, а при переходе через нуль ее знак изменяется.
Это свойство используется при решении неравенств вида:
(x-x1)(x-x2) … (x-xn)>0 (1)
(x-x1)(x-x2) … (x-xn)
где х1, х2, …, хn – неравные друг другу числа.
/слайд №12/
- Давайте для примера решим неравенство (х+6)(х+1)(х-4)<0
/слайд №13/
Обратимся к учебнику – стр.89. Данное неравенство является неравенством вида (1), так как в левой части записано произведение (x-x1)(x-x2) … (x-xn), где х1=-6, х2=-1 и х3=4. Для его решения удобно воспользоваться рассмотренным выше свойством чередования знаков функции. Отметим на координатной прямой нули данной функции.
- Что будем делать дальше?
- Конечно, найдем знаки этой функции на каждом из промежутков (-∞;-6), (-6;-1), (-1;4) и (4;+∞). Для этого достаточно знать, какой знак имеет функция в одном из этих промежутков, и, пользуясь свойством чередования знаков, определить знаки во всех остальных промежутках.
- С какого промежутка начнем?
- Удобнее всего начинать с крайнего справа промежутка (4;+∞), так как в нем значения данной функции заведомо положительны.
- Почему?
- Это объясняется тем, что при значениях х, расположенных правее всех нулей функции, каждый из множителей х+6, х+1 и х-4 положителен.
Используя свойство чередования знаков, определим, двигаясь по координатной прямой справа налево, знаки данной функции в каждом из остальных промежутков.
/слайд №13/
Из рисунка видно, что множеством решения неравенства является объединение промежутков (-∞;-6) и (-1;4).
Следовательно, записываем Ответ: (-∞;-6) ᵁ (-1;4).
- Рассмотренный способ решения неравенств называют методом интервалов.
Посмотрим на экране приведенные примеры решения неравенств методом интервалов.
/слайд №14/
- В начале урока в самом первом задании мы решали квадратные неравенства по определенному алгоритму. Но их же можно решать методом интервалов. К примеру:
а) х2 + 2х -3 < 0
x1 = −3 и x2 = 1
отсюда
(х+3)(х-1) < 0
и соответствующее решение
б) 2х2 - 5х + 2 ≥ 0
х1=0,5 и х2=2
отсюда
(х-0,5)(х-2) ≥ 0
и соответствующее решение
и даже
в) x2 − 4x + 4 > 0
можно разложить
(х-2)(х-2) > 0
То есть, в случае квадратных неравенств мы не видели особой разницы между методом интервалов и графическим способом решения: и то, и другое, было весьма просто.
Далее мы будем рассматривать неравенства, которые удобнее всего решать именно методом интервалов.
/слайд №15/
- Рассмотрим пример №2
Внимание на экран. Прочитайте задание
«Решите неравенство вида
х+1 / х-3≤0
Действуем также, как и в предыдущем примере. Еще раз подробно опишем все шаги.
Числитель обращается в нуль в точке х=-1, знаменатель обращается в нуль в точке х=3. Эти две точки разбивают ось ОХ три интервала.
- Каких?
(дети отвечают)
- Да, действительно.
Точка -1 закрашена: неравенство нестрогое, и следовательно, числителю разрешается быть равным нулю (иными словами: точка -1 является решением неравенства).
Точка 3 выколота: на нуль делить нельзя, и поэтому х=3 не является решением неравенства (при х=3 левая часть неравенства не определена).
Теперь идем по оси ОХ справа налево.
- Если х>3, то каковы будут оба выражения (х-3)(х+1)?
(положительны)
- Какой общий знак?
(плюс)
- Перейдем в интервал -1<x
- Какой общий знак?
(минус)
- На интервале х
- Каков общий знак?
(плюс)
/слайд №15/
Знак неравенства: «меньше или равно». Следовательно, решения неравенства расположены там, где стоит знак «минус».
- Скажите, какой числовой промежуток мы должны записать в ответ?
(Ответ: [-1;3).)
Таким образом, метод интервалов реализует свойство чередования знаков, при котором, двигаясь по координатной прямой справа налево, знаки данной функции изменяются в каждом из полученных промежутков при переходе через нуль функции.
|
Толкование термина «метод интервалов», «чередование знаков функции», поиск цели урока, формулирование темы.
Рассуждения учащихся.
Работа с учебником – разбор примера решения квадратного неравенства с одной переменной методом интервалов
Составляют в тетради таблицу, определяют знаки функции в числовых промежутках
Работа с учебником - сверка правильной формулировки чередования знаков функции при переходе через нуль на каждом из числовых промежутков.
Ознакомление с общим видом квадратных неравенств, которые решаются методом интервалов.
Предположения, самостоятельная работа с учебником, коллективное обсуждение.
Работа в тетради, построение координатной прямой, на которой отмечены нули функции.
Проверка знаков функции на каждом из числовых промежутков. Решение неравенства.
Коллективное обсуждение, сравнительный анализ метода интервалов и графического метода.
Работа в тетради, построение координатной прямой, на которой отмечены нули функции.
Проверка знаков функции на каждом из числовых промежутков. Решение неравенства.
Обучающиеся делают вывод о том, что свойство чередования знаков функции при переходе из интервала в интервал через нуль функции используется в методе интервалов, который применяется при решении неравенств вида
(x-x1)(x-x2) … (x-xn)>0
(x-x1)(x-x2) … (x-xn)
|
Первичное закрепление
|
познавательные: структурирование знаний,
выбор наиболее эффективных способов решения задач,
логические: анализ объектов с целью выделения признаков,
регулятивные: саморегуляция,
контроль (сличение знаний с эталоном)
|
1. Рассмотрение примеров решения неравенств с одной переменной, с использованием метода интервалов (совместно с учителем):
- А сейчас для закрепления полученных знаний разберем совместно со мной несколько заданий из учебника.
Задание № 325(а,б) . (просит учащихся прочитать задание, проводит фронтальный опрос)
- Что нам известно?
- Что является решением неравенства?
- Как будем изображать множество решений неравенства на координатной прямой?
- Какой метод будем использовать?
- В чем он заключается?
/по итогам вызывает одного учащегося на каждый пример и просит записать всё решение на доске, а остальных – всё записать в тетради/
Разберем еще один пример.
Задание № 335(а,б). (просит учащихся прочитать задание, проводит фронтальный опрос
/вызывает одного учащегося и просит записать всё решение на доске, а остальных – всё записать в тетради/
|
Работа с учебником.
Рассуждения учащихся, предположения, коллективное обсуждение.
Один ученик работает у доски.
Остальные - работают в тетради.
Один ученик работает у доски.
Рассуждения учащихся, обсуждение.
Работа в тетради.
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
регулятивные: составление плана действий, саморегуляция;
познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи
регулятивные: оценка результатов работы.
коммуникативные: управление поведением партнера
|
- Сегодня на уроке мы научились решать неравенства с одной переменной методом интервалов. Рассмотрели свойство чередования знаков функции. Выяснили, что в каждом из промежутков, на которые область определения разбивается нулями функции, знак функции сохраняется, а при переходе через нуль ее знак изменяется.
- И сейчас вам предлагается небольшая самостоятельная работа. Вашему вниманию представлено два варианта, каждый решает свой. Работаем самостоятельно с последующей самопроверкой. (Важно подчеркнуть, что за данный тест оценки в журнал выставлены не будут, что обеспечит практически полную самостоятельность учащихся при выполнении задания)
Внимание на экран.
/слайд №17, 18,19/
|
Самостоятельная работа обучающихся, самоконтроль.
|
Включение в систему знаний и повторение
|
познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов,
логические: выведение следствий,
коммуникативные:
владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли
|
- Подводя итоги занятия, постараемся включить новые знания в систему уже имеющихся. Для этого ответим на ряд вопросов. (Учитель проводит фронтальный опрос, уточняя и уделяя значительное внимание понятию решения неравенства)
- Что называется решением неравенства с одной переменной?
- Какое свойство положено в основу метода интервалов?
- Каким образом определить знак в числовом промежутке?
- Можно ли решать квадратные неравенства методом интервалов?
- А неравенства другой степени?
|
Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы.
|
Рефлексия деятельности
|
личностные: самоопределение,
регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний;
коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация.
|
Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения:
Я узнал…
Мне понравилось…
Я открыл для себя…
Мне было интересно…
|
Восстановление учебной мотивации.
|
Задание на дом
|
коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации;
логические: анализ истинности утверждений,
регулятивные: оценка результатов работы
|
п.15 учебника,
№ 326, 336 (а,б), 389(а,б), 393(а,б)
Стр.93 контрольные вопросы №1,2
|
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.
|
|