Попова Любовь Дмитриевна, учитель математики, МБОУ СОШ № 30 г. Уссурийск, Приморского края. Урок открытия новых знаний, предназначен для учителей математики, работающих по учебнику Мерзляк А.Г., В.Г.Полянский «Математика 6».
Конспект урока по теме «Координатная прямая» (6 класс)
Тип урока: Урок получения новых знаний
Цели: Обучающие: ввести понятие координатной прямой, координаты точки, научить отмечать точки на координатной прямой.
развивающие: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы.
воспитывающие: воспитывать интерес к математике, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.
Планируемые образовательные результаты: Предметные: Умение отмечать точки на координатной прямой и записывать координаты точки.
Личностные:положительная мотивация к математической деятельности, адекватную самооценка по владению новым материалом
Метапредметные:
Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний. Добывать новые знания; уметь структурировать знания.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1. Самоопределение к деятельности. Организационный этап урока
|
Известный математик Рене Декарт сказал: «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать».
Именно этим мы с вами сегодня будем заниматься на уроке. Мы будем учиться размышлять, получая тем самым новые знания. А познакомимся мы с вами на уроке с очень важными понятиями, которые вы будете применять на протяжении всего обучения в школе, причем не только на уроках математики, но и на других предметах тоже и в практической деятельности.
Запишите в тетрадях число и оставьте место для темы урока, ее мы запишем позже.
|
Учащиеся приветствуют учителя. Включаются в деловой ритм урока.
|
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
|
- Ребята, какая геометрическая модель изображена на рисунке?
Назовите ее составляющие.
Как называются числа, соответствующие данным точкам?
Назовите координаты указанных точек.
Какую координату будет иметь точка А, если ее переместить
А) на 3 единичных отрезка вправо;
В) на 6 единичных отрезков влево. (Создалась проблемная ситуация)
|
Отвечают на вопрос
Анализируют информацию. Высказывают предположения.
Ответы на вопросы.
Ответа нет.
|
3. Этап выявления места и причины затруднения.
|
Почему? Нужны новые знания, нужна другая геометрическая модель, т.к. с помощью этой модели ответить на 2-й вопрос нельзя. Вот если бы можно было продолжить этот луч в другую сторону…
|
Учащиеся признаются в том, что не могут ответить на вопрос.
Не хватает знаний.
|
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
|
- Ребята. Вот сегодня мы и познакомимся с координатами на прямой. Догадываетесь, какая будет сегодня тема урока?
- Что вы должны узнать сегодня на уроке?
- Чему должны научиться?
- Все верно. Сегодня мы познакомимся с координатной прямой и новыми числами на ней.
|
- Координаты на прямой.
- Есть ли другая геометрическая модель, кроме координатного луча, которая получается после продолжения луча влево.
- Находить координаты точек не только справа, но и слева от нуля).
|
5. Этап реализации построенного проекта.
|
- Я предлагаю вам изучить в учебнике на с.182-183 тему под названием «Координаты на прямой», а затем применить изученный материал к решению заданий. Вперед!
Что такое координатная прямая?
Что называют координатой точки на прямой?
Какими числами являются координаты точек на горизонтальной прямой, расположенных: а) справа от начала координат? ;б) слева от начала координат?
Какую координату имеет начало координат?
Какими числами обозначают координаты точек на вертикальной прямой, расположенных: а) выше начала координат; в) ниже начала координат?
- Давайте вернемся к затруднению в начале урока. Ответьте на 2-й вопрос. Для этого начертите координатную прямую.
Число 0 относится к положительным или отрицательным числам?
(учитель выслушивает ответы и предлагает подготовленному ребенку рассказать стихотворение о нуле).
- А где в окружающей обстановке вы встречаетесь с координатной прямой?
|
Дети изучают тему, затем отвечают на вопросы.
Чертят прямую
Отвечают на вопрос
Стихотворение о нуле
Когда- то многие считали,
что нуль не значит ничего
И, как ни странно, полагали
Что нуль совсем не есть число
Но на прямой, средь прочих чисел
Он все же место получил,
И все действительные числа
На два разряда разделил.
|
6. Первичное закрепление нового знания
|
|
Дети с проговариванием решают задание № 846, 850
|
7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
|
1 вариант
1. Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок пять клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки А (2), B (-3), C (-1), D (1,2), E (-2/5), F (-2,6), M (-1¼).
2. Запишите координаты точек A, M, K и P изображенных на рисунке:
3. Начертите горизонтальную прямую и отметьте на ней точку A. Правее точки A на расстоянии 3 см. отметьте точку B. Отметьте точку O – начало отсчета, если A (- 6), а B (- 3).
2 вариант
1. Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок длину четырех клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки А (3), B (-2), C (2,5), D (1,5), E (-2,75), F (-3 2/5), M (-¼).
2. Запишите координаты точек M, N, K и D изображенных на рисунке:
3. Начертите горизонтальную прямую и отметьте на ней точки C и D так, чтобы D была правее точки C и CD = 5 см. Отметьте точку O – начало отсчета, если C (-2), а D (3).
|
Выполняют работу. Проверяют по эталону.
|
8. Включение в систему знаний и умений и повторения.
|
Учитель предлагает устно решить тест:
1. Термометр показывает температуру 3°С. Какую температуру будет показывать термометр, если температура понизится на 2°С? А: 3°С, Б:5°С, В:1°С
2. Число 0 является:
А: положительным числом
Б: отрицательным числом
В: ни положительным, ни отрицательным числом.
3. Какое из чисел 4,5; 0,3; -4,5; -0,3 расположено на координатной прямой правее других?
А: -4,5 Б: 0,3 В: 4,5 Г: -0,3
|
|
9. Рефлексия. Задание на дом.
|
Учитель предлагает детям закончить предложение:
- сегодня на уроке я познакомился с…
- мне очень понравилось…
- у меня хорошо получилось…
- у меня возникли сложности с…
- я ухожу с урока с… настроением.
Д/з: изучить § 30, вопросы 1–4, № 847, 849, 851.
Творческое задание: - Человек обладает положительными и отрицательными качествами. Распределите эти качества на координатной прямой. К чему должен стремиться человек? Какими Качествами, которых у вас нет, вы бы хотели обладать?
|
Работают вместе с учителем.
Записывают домашнее задание в дневники.
|
|
|
|
|