Методическая разработка «Решение задач на работу». |
Содержание - Математика |
19.01.2020 08:28 |
Никитина Юлия Станиславовна, учитель математики; Погорелова Наталия Геннадьевна, учитель математики, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Кумылженская средняя школа №1 имени Знаменского А.Д. ст. Кумылженская, Кумылженского района Волгоградской области.
Методическая разработка «Решение задач на работу». Пояснительная записка Текстовые алгебраические задачи — традиционный раздел элементарной математики. Их можно встретить во многих школьных учебниках, однако компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса в них отсутствует. Текстовые задачи традиционно входят в тексты ЕГЭ и, как показывает практика, вызывают у учащихся затруднения на экзаменах. Методическая разработка направлена на преодоление хаотичности и фрагментарности изучения темы «Задачи на работу». Данная методическая разработка призвана помочь учащимся, и особенно тем из них, кто собирается успешно сдать ЕГЭ и поступить в высшие учебные заведения, разобраться в типах и методах решения задач. Познавательный материал» будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков в решении разнообразных задач, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Содержание материала методической разработки показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует ее применение в повседневной жизни. Материал методической разработки направлен на развитие интереса к предмету, расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых задач. Цели: — воспитать умения ориентироваться в различных по своей природе взаимоотношениях величин; — сформировать понимание необходимости знаний для решения большого круга задач, показав широту применения их в реальной жизни; — интеллектуально развивать, формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе, общей социальной ориентации и для решения практических проблем. Задачи: — сформировать умения решать различные типы задач, в том числе и задачи с практическим содержанием, необходимые для применения в повседневной деятельности; — научиться оценивать потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Функции: Содержание материала показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение в повседневной жизни, направлено на развитие интереса к предмету, расширяет представление об изучаемом материале, на решение новых задач. Основные принципы отбора и структурирования материала. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых до достаточно трудных (конкурсных и олимпиадных). Рассматриваются основные методы решения задач. Приводятся основные теоретические сведения. Изложение методов и приемов сопровождается разбором типичных задач. Предполагаемые результаты: — развитие познавательных интересов, логического мышления, сообразительности и наблюдательности; — приобретение умения самостоятельно осуществлять небольшие исследования; — предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации. Содержание. 1. Задачи на совместную работу. Вычисление неизвестного времени работы. Задачи о «бассейне», который одновременно наполняется разными трубами. 2. Задачи на планирование. Задачи, в которых требуется определить объем выполненной работы. Задачи, в которых требуется найти производительность труда. Задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объема работ. Задачи, в которых вместо времени выполнения некоторой работы дано число рабочих, участвующих в ней. Методические рекомендации В теоретическом плане методы решения основных задач представляют собой самостоятельный, в определенном плане даже изолированный, фрагмент математической теории, причем сложность чисто математических конструкций, лежащих в его основе, невелика. Представленные в данной методической разработке задачи могут быть решены разными способами. Важно самостоятельно выбирать свой способ решения, наиболее удобный и понятный. Предлагаем на ранней стадии обучения отказаться от использования уравнений и вернуться к более широкому применению арифметических способов, внося коррективы в традиционную методику обучения решению задач и стараться избежать ее характерных недостатков. В ходе обучения полезно позаботиться о том, чтобы остался наиболее яркий и положительно окрашенный след от работы с текстовыми задачами, поэтому предлагается значительно шире использовать задачи по истории, связанные с именами выдающихся личностей, деталями быта и вычислительной практикой прошлого. Это позволит разнообразить приемы решения задач, расширить представления о них в далекие и не очень далекие времена, а так же сформировать интерес к математике. Формировать представления о богатстве культурно-исторического наследства человечества. Предлагаемые задачи с практическим содержанием демонстрируют применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентируют на обучение по естественнонаучному и социально-экономическому профилю. Материал методической разработки содержательно выстроен таким образом, что позволяет отказаться от хаотического предложения задач на разные темы. Поскольку невозможно предусмотреть всех трудностей, возникающих в работе с каждым конкретным классом или учащимся, могут возникнуть ситуации, когда учителю необходимо дополнить имеющуюся «цепочку» задач еще одной. Так, в момент первоначального усвоения приема решения какого-либо типа задач их фабула должна быть предельно проста, не содержать никакой отвлекающей информации, мешающей ученику сосредоточиться на взаимосвязи известных и неизвестных величин в условии задачи. В известной книге Д. Пойа «Как решать задачу» приведена таблица «Как искать решение?». В ней выделены четыре этапа. В простых случаях, когда план решения ясен, некоторые этапы пропускаются. К каждому из этапов в таблице приведены вопросы, которые помогают достичь цели. Как искать решение? |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».