Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7706876
Статья «Нейропсихологический подход в обучении школьников»
Содержание - Математика
31.05.2024 10:49

Шамина Татьяна Алексеевна, учитель математики МАОУ СОШ №87 г. Екатеринбург. 
В настоящее время количество обучающихся, которые испытывают трудности в обучении возросло. Учителю нужно использовать различные способы, формы и методы обучения для того чтобы донести нужную информацию до учащихся. Мотивация обучения у отдельных групп детей тоже снижена или отсутствует совсем. Приемы нейропсихологии – это то, что может помочь учителю. В статье приведены конкретные приемы, которые можно использовать на уроках математики.

 


Нейропсихологический подход в обучении школьников

Эффективность уроков математики зависит не только от профессионализма учителя и качества учебного пособия, но и от здоровья ребенка. В настоящее время возросло число детей, с трудностями в обучении. Здоровье детей является общей проблемой медиков, педагогов и родителей.

Нейропсихология - отрасль науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии. Нейропсихология изучает мозговые механизмы высших психических функций. Нейропсихология, тесно связанная в мирровой науке с именем выдающегося отечественного психолога - А.Р. Лурия.

Нейропедагогика - это прикладная междисциплинарная научная область, направленная на построение образовательного процесса с учетом данных о развитии мозга, об эффективных методах обучения и преподавания, о мозговой организации в процессах овладения учебного материала, с учетом особенностей мозгового развития учащихся и преподавателей. Нейропедагогика выделилась, а отдельное направление в 90-х годах (автор Т. П. Хризман).

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Одна из причин нарушения функции обучения и управления своими действиями и эмоциями является неспособность правого и левого полушарий к интеграции.

Правое полушарие отвечает за:

- обработку невербальной информации, эмоциональность;

- музыкальные и художественные способности;

- ориентацию в пространстве;

- способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);

- обработку большого количества информации одновременно, интуиция;

- воображение

Левое полушарие отвечает за:

- логику, память;

- абстрактное, аналитическое мышление;

- обработку вербальной информации;

- анализ информации, делает вывод.

По разным причинам не у всех детей сформировано межполушарное взаимодействие. В результате чего происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении; инфантильность; отсутствие познавательной мотивации; задержка умственного развития; поведенческие нарушения; моторная неловкость; логопедические отклонения (речевые нарушения, зеркальное написание букв и цифр).

Что может делать на уроке? Учителю нужно постоянно следить за физическим состоянием учащихся, предупреждать утомление. При необходимости проводить физминутки во время урока с использование кинезеупражнений. Так же необходима смена видов деятельности.

«Кинезиология – наука о развитии умственных и творческих способностей через определённые двигательные упражнения». Эти упражнения помогают создавать новые нейронные сети и происходит улучшение эффективности взаимодействия полушарий мозга и как следствие происходит повышение уровня развития и повышение мотивации к обучению. Кинезиологические упражнения, которые можно использовать во время обучения в школе (во время урока или как физминутку).

 alt 

«Кулачки – ладошки». Ладони лежат на столе, тыльной стороной вверх, под счет - одна рука-кулак, вторая- ладонь, одновременно меняем- первая –ладонь, вторая кулак, ритмично одновременно меняем положение, доводя до автоматизма.

«Кулак – кольцо». Аналогично: кулак-кольцо (большой и указательный пальцы), кулак-кольцо (большой и средний пальцы)

«Лайк – кольцо». Одна рука – в кулаке, большой палец вверх (лайк), вторая рука - кольцо из большого и указательного пальца, хлопок, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

«Зайчик – кольцо». На одной руке пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны. На второй руке кольцо из большого и указательного пальца. Хлопок, поменяйте положение рук с «точностью да наоборот».

«Два пальца». На одной руке показываем мизинец, на другой указательный палец, хлопок, меняем положение рук, теперь на одной руке указательный палец, на другой мизинец.

Рисование двумя руками (в том числе при изучении темы симметрия)

- рисование фигур (круги, квадраты, треугольники), движения рук от центра к краям,

- рисование фигур (круги, квадраты, треугольники), движения рук краев к центру.

«Зеркальное рисование» по геометрии углы, треугольники, высоты, нестандартные изображения, трапеция со странными углами.

«Ухо – нос». Правая рука касается кончика носа, левая – мочки правого уха. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук (можно использовать в теме симметрия или при изображение  фигур под диктовку как физминутку)

«Написание в воздухе». Одновременно и синхронно двумя руками  (зеркально или одинаково) пишем

в воздухе цифры. Левая рука пишет цифры от 0 до 9, а правая в обратном порядке. (на уроках можно изменить : изображать числа по определенным признакам. Например, Четные, нечетные)

«Кнопки мозга». Выполняем любые перекрестные движения. Например, правым мизинцем коснуться левого бедра, затем левым мизинцем правого бедра. В момент касания поджимать пальцы стоп и сжимать пальцы рук в кулаки (при этом по очереди проговаривать  слова по данной теме. Например, момент рефлексии: какие слова сегодня на уроке узнали новые, что знали …)

Дыхательное упражнение «Свечка». Участники ставят палец перед ртом подушечкой к лицу. Набирается и устанавливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось. Можно разнообразить немного: воздух выдыхается одномоментно и за максимально короткое время или воздух выдыхается в несколько приёмов без дополнительного добора дыхания.

Глазодвигательные упражнения позволяют улучшить восприятие, способствуют активизации зрительных отделов мозга, зрительного внимания,

Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие, стимулируют работу специализированной области мозга, контролирующей мышление, речь и поведение.

В комплекс включены упражнения на отслеживание предмета глазами на разных уровнях и по пяти основным направлениям: право, лево, верх, низ, к переносице (сведение глаз к центру) и от переносицы, а также по четырем вспомогательным (диагональным) направлениям. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка используются какие-либо яркие предметы (Например, на экране несколько фигур: равнобедренный треугольник, равносторонний и разносторонний. Передвигаем  равнобедренный треугольник по экрану или магнитной доске просим  называть факты об этом треугольнике. Можно повторить несколько раз. Не один учащийся.)

«Горизонтальная восьмерка». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы (Сопровождать проговариванием определений или теорем. Или говорить ответы на заданные вопросы учителя: сколько будет ½ умножить на 2?...)

Словесная зрительная гимнастика. Голову держим ровно, не поворачиваем, двигаются только глаза. Посмотрели наверх, налево, направо, вниз. Глазками начертите круг, треугольник, квадрат. Закройте глазки. Открываем глаза.

Рисуем руками. С помощью рук просим изобразить треугольник, квадрат, круг, ромб и так далее

На уроках возможно проводить коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, поведения и др.). Это будет полезно для обучающихся разного возраста.

Что же такое нейрокоррекция? Нейрокоррекция – это комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог в дальнейшем обучаться и контролировать свое поведение. Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей технологией.

Не каждый учитель обладает знаниями по данной теме, но каждый может разнообразить формы, методы и приемы работы на уроке и это будет помогать развиваться ребенку, повысит мотивацию к обучению.

  • Практические работы — это ручная деятельность учащихся с раздаточным дидактическим материалом, измерения (длина окружности и площадь круга, графики и их преобразования,  площади и объемы фигур – измерения на местности, темы «Масштаб», «Проценты»).

Например. Тема «Некоторые свойства прямоугольных треугольников» урок-исследование.

Вопрос №1: Чему равна сумма двух острых углов в прямоугольном треугольнике?

Вопрос №2: Какая взаимосвязь между сторонами прямоугольного треугольника, у которого один из острых углов равен 30 градусов?

Вопрос №3: Какая особенность у прямоугольных треугольников, в которых один из катетов равен половине гипотенузы?

Выдаются модели треугольников, проводятся измерения и делают выводы.

  • Использование моделей фигур и чертежей при изучении свойств фигур, обращение к краткой форме записи содержания задач, схеме, чертежу.
  • Проговаривать определения, теоремы, закрепляя движениями (признаки равенства треугольников с помощью двух рук)
  • Шифровка – дешифровка определений, теорем, свойств, формул и т. д. учитель проговаривает различные математические факты, ученик с помощью схем зашифровывает сказанное (например, медиана треугольника, биссектриса треугольника, в равнобедренном треугольнике углы при основании равны и так далее). Учитель собирает шифр. На следующем уроке выдаются и учащиеся расшифровывают.
  • Игра «Опиши меня» игра (например, равнобедренный треугольник)
  • «Таблицы Шульте» Это упражнение, улучшающее память, внимание и периферическое зрение. С помощью таблицы Шульте можно научиться концентрироваться, быстро читать, искать информацию в тексте. Игра представлена в виде таблицы, в ячейках которой в произвольном порядке расположены цифры. Чаще всего встречается вариант таблицы 5х5. Задача ребёнка – как можно быстрее отыскать числа от 1 до 25 в порядке возрастания, либо убывания. Старшим ребятам, которые легко справляются с предыдущим вариантом таблицы, можно предложить усложнённую версию. (Таблицы с примерами где есть верные и неверные, нужно найти верные.

Или же среди чисел найти те, которые делятся на 3 или взаимно обратные и так далее)

 alt

  • Развитие воображения через притчи, сказки так далее.

Например. Тема линейные уравнения. Можно придумать историю. Знак равно – граница двух государств. Левое государство и правое. Если едут в гости – меняем знак…)

  • Игра.  На доске записываются примеры для устного счета с ответами. Верно – обучающиеся встает, не верно –поднимает левую руку.
  • Графические диктанты. (верно –пишут ^  Неверно -, верно изобразить угол - неверно треугольник). Например. Тест «Верно, неверно». Учитель читает, ученики в тетрадях пишут  +,  -
  • 5 – отрицательное число.
  • Расстояние от начала отсчета до точки с координатой -3, равно –3 единицам.
  • 6 – положительное число.
  • -9 и 9 противоположные числа.
  • Модуль – 7 равен -7. 
  • 0 – положительное число.

  • «Молчанка». Помогает учителю получать информацию об усвоении материала. Например, при устном опросе: если ученик за партой согласен с отвечающим, то он поднимает левую руку, а если нет – две руки (встает, улыбается и так далее). Таким образом, каждый ученик имеет возможность высказаться.
  • Задачи на логику.

Время от времени предлагать ребёнку решать разные логические задачки, загадки, ребусы, кроссворды.

Примеры:

1. Термометр показывает 5 градусов холода. Сколько градусов покажут два таких прибора? (5 градусов холода)

2. Ребята отдыхали на скамейке. Перечисли детей слева направо, если сказано, что Нина сидела справа от Максима, а Максим справа от Кати? (Катя, Максим, Нина)

3. Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково)

4. Миша доходит от дома до садика за 15 минут. Сколько у него уйдёт времени, если он пойдёт вдвоём с братом? (15 минут)

5. Нитку перерезали в пяти местах. Сколько всего частей получилось? (Шесть).

Задачи в соответствии возрасту, но не сложные.

  • Приемы из Сингапурской технологии. Например. Выдать лист бумаги на парту и попросить разделить и отдать половину соседу (для самостоятельной работы)
  • «Шаг за шагом». Учащиеся, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, формулу, определение из ранее изученного материала, свойство и так далее
  • «Жокей и лошадь». Класс делится на группы «жокеев » и «лошадей». Первые получают карточки с заданиями, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь»

Нейрокоррекция может идти на разных этапах урока.

  • - Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

 

  • Рефлексия

«Пантомима». Данный приём можно применять не только в конце урока, но и после объяснения какого-либо блока материала.

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

  •   «Шаг за шагом» (рефлексия или же подготовка к новому материалу).

Учащиеся, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, формулу, определение из ранее изученного материала или изученный на текущем уроке.

Нейропсихологические игры в любом случае это полезно и интересно для каждого. В каждом классе есть дети, испытывающие разного уровня сложности в обучении. Нет детей, которые хотели бы учиться плохо. Но есть дети, у которых не получается учиться хорошо.

Применяя эти нехитрые упражнения и игры мне удалось добиться следующих результатов:

– Дети стали включаться в учебную деятельность более активно и как следствие, начали лучше воспринимать информацию.

– У детей стало преобладать произвольное внимание над непроизвольным.

– Качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократились, они стали лучше координировать свои движения.

– При выполнении какого-либо задания дети начали удерживать алгоритм последовательности действий.

– Уровень развития коммуникации и речевой деятельности повысился.

– Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повысилась работоспособность.

– Улучшилась внешняя социализация и коммуникация детей, повысилась их самооценка.

- Повысилась мотивация к обучению.

Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание «Все новое – хорошо забытое старое».

Библиографический список

1.Основы нейропсихологии : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А.Р.Лурия. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 384 с. ISBN 978-5-7695-9819-7-29 с https://academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_22777.pdf?ysclid=llnhamtwe1465881721

2.https://cyberleninka.ru/article/n/rol-neyropsihologa-v-obscheobrazovatelnom-i-korrektsionnom-detskom-uchrezhdenii/viewer

3.https://rosuchebnik.ru/material/neyropsikhologicheskie-priemy-v-pomosch-uchitelyu/

4.https://педпроект.рф/петрова-с-в-нейрогимнастика/?ysclid=llndq62by6730186338

5. https://www.liveinternet.ru/users/4709465/post440419266/

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР