Мерзлякова Ирина Ивановна учитель математики МАОУ СОШ № 87 г. Екатеринбург. Урок математики 6 класс.
Технологическая карта урока «Сложение чисел с разными знаками»
Длительность занятия
|
40 мин
|
Класс
|
6-Г
|
Форма занятия
|
Фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.
|
Тема занятия
|
Сложение чисел с разными знаками
|
Роль и место занятия в курсе
|
Изучение нового материала. Урок работает на последующие уроки, так как тема «Сложение чисел с разными знаками» тесно связана со следующими темами шестого класса и последующих годах изучения математики. Знания этих тем проверяются на основном государственном экзамене, используются в разных областях человеческой жизни.
|
Целевая установка
|
Формирование навыка сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками,
Познакомить учащихся с правилом сложения чисел с разными знаками, тренировать способность к использованию выведенного алгоритма, организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков.
Расширять кругозор, развивать логическое мышление, умение применять приемы сравнения, делать выводы.
|
Формулировка математической задачи
|
Познакомить учащихся с правилом сложения чисел с разными знаками, тренировать способность к использованию выведенного алгоритма, организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков.
|
Обоснование выбора задачи
|
Умение вычислять сумму с разными знаками работает на последующие уроки, так как тема «Сложение чисел с разными знаками» тесно связана со следующими темами шестого класса и последующих классах. Знания этих тем проверяются на основном государственном экзамене, используются в разных областях человеческой жизни.
|
Критерии успешности занятия
|
Успешная работа на этапе осмысления и первичного закрепления знаний.
|
Организация рефлексии
|
Самооценка, выступление с оценкой одноклассника, показывают с помощью сигнальных карт.
|
План занятия
|
Этап и его задача.
|
Что делает учитель?
|
Что делают дети?
|
Методическое примечание
|
I этап
Организационный
|
Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе. Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.
|
Выполняют необходимые действия.
Демонстрируют готовность к учебной деятельности
|
3 мин
|
II этап
Актуализация знаний
|
Разбейте числа, которые вы видите на слайде на группы. (Слайд )
А что вы уже умеете делать с положительными и отрицательными числами.
Даны числа: -15; -2; -17; -9
8; -16; -26; 28
3,2; -1,9; -3,9; 0
а) назовите модуль каждого числа;
б) назовите в каждой строчке число, модуль которого больше;
в) назовите в каждой строчке знак числа, модуль которого больше.
Вычислить, подтверждая действие правилом (Слайд )
-15+ (-23) -41+(-32) -2,6+(-8,7) 0+(-12,3)
-6 + 8 ; 10 +(- 14); -8 +11
-456+ 287?
Удобно складывать числа -456 и 287 с помощью координатной прямой?
Как же нам быть в подобных случаях?
Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Правильно. (слайд )
Откройте тетради и запишите тему урока «Сложение чисел с разными знаками»
Чем мы будем заниматься на уроке? Какую цель вы определите для себя на данном уроке?
|
Положительные, отрицательные, дробные, целые.
Сравнивать, находить модуль, складывать
Отвечают на вопросы.
Складывают отрицательные числа, проговаривают правило.
Складывают с помощью координатной прямой, правило проговорить не могут, последний пример выполнить не могут.
Делают вывод, что с помощью координатной прямой не все числа удобно складывать.
Найти правило, которое нам поможет.
формулируют тему.
Познакомимся с правилом сложения чисел с разными знаками, научимся складывать числа с разными знаками.
Записывают тему урока.
|
После формулирования учащимися темы и цели урока.
|
III этап
Планирование действий по достижению целей
|
Фронтальная работа
Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща? Какими качествами должен обладать ваш товарищ, с которым вам захотелось бы поработать над решением проблемы? как достичь цели, что для этого будем делать?
|
Сообща.
Дети перечисляют: умный, добрый, находчивый…
Можно найти в учебнике, в интернете,…
|
После обсуждения с учащимися способа выхода из проблемной ситуации.
|
IV этап
Изучение нового материала
|
Молодцы. Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведите правило сложения чисел с разными знаками.
Выполните лабораторно - практическую работу в парах, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками.
Проверьте себя по учебнику на стр.180. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника, записанную после правила сложения чисел с разными знаками).
Поработайте в четверках, проговорите правило друг другу, предложите свои примеры другой паре, проверьте правильность решения
|
Выполняют лабораторно – практическую работу в парах, делают выводы.
Работают в четверках, сравнивают формулировки, решают примеры товарищей, оценивают.
|
Время на выполнение работы 5-7 минут.
|
V этап
Первичное осмысление
|
Давайте выполним устную работу, проговаривая правило (слайд )
Вернемся, к примеру
-456+ 287
|
Проговаривают правило, решают примеры.
|
Решить пример уже с использованием правила полученного после выполнения лабораторно- практической работы.
|
VI этап
Закрепление учебного материала
|
Работа по учебнику: выполнить № 1066 (н, п, о, р) у доски и в тетрадях.
Обучающая самостоятельная работа с последующей самопроверкой (работа в группах) (слайд 8)
1. Определите знак суммы:
а) (-12) + (-7); б) (+15) + (-8); в) (-24) + (+19) г) (+3,7) + (-8,4);
д)(-8) + (+3); е) (-6)+ (-11); ж) (+53) + (-35); з) (-245) + (+300).
Ответы: а) –; б) +; в) -; г) –; д) –; е) -; ж) +; з) +.
2.Выполните действия и выберите верный ответ: а)-19+ 40
1)59; 2)-59; 3)-21; 4)21.
б)-3,4 + 5,7 1)2,3; 2)-2,3; 3)9,1; 4)-9,1.
в) -5,6 + (-3,5 + 5,6). 1)3,5; 2)2,5; 3)-3,5; 4)-2,5.
3.Найдите сумму всех целых чисел, расположенных между -5,6 и 3,5.
1)3; 2)-11; 3)-9; 4)-15.
|
Четыре ученика выходят к доске, решают примеры, проговаривая правило; остальные работают в тетради.
Выполняют самостоятельную работу, оценивают себя, сравнивая с решением на слайде, проводят самооценку.
|
На выполнение самостоятельной работы 7-10 минут.
|
VII этап
Творческое применение знаний
|
Работа в группах. (слайд )
Найдите наиболее удобный способ решения.
- 4,8 +3,4 +2,6 -7 ⅔ - 3,4 + 4,8 + 2⅔ - 1⅖
|
Выполняют задание в группах.
Проводят самооценку.
|
3минуты.
|
VIII этап
Домашнее задание
|
Запишите домашнее задание: п.33 выучить правило.
№1081(а-е), 1083(а,б), задача 1085 и по желанию найти в интернете когда и кем были придуманы отрицательные числа.
|
Записывают домашнюю работу.
|
После записи в дневник и уточнения по поводу поиска дополнительной информации.
|
Этап рефлексии
|
В течении всего урока вы активно работали. Оцените, пожалуйста, свою работу и работу своего одноклассника словесно. Послушаем вашу оценку товарища, а остальные сравнивают свою оценку с оценкой одноклассника. Постарайтесь объяснить свое оценивание.
Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели?
Ребята, оцените насколько хорошо вы усвоили тему урока, достигли ли вы поставленной цели?
|
Самооценка. Выступают с оценкой одноклассника.
Делают высказывания по степени усвоения материала
|
Даны ответы на все поставленные вопросы. Сделаны выводы.
|
Приложение
Лабораторно-практическая работа в парах
Тема: «Сложение чисел с разными знаками»
Задача: Вывести правило сложения чисел с разными знаками.
Ход работы: начертите координатную прямую. С помощью координатной прямой выполните сложение чисел: Заполните таблицу:
Пример
|
Сравнить
|
Знак большего модуля
|
Ответ
|
-8 + 5=
|
|-8| |5|
|
|
|
8 + ( -3)=
|
|8| |-3|
|
|
|
-5 + 6 =
|
|-5| |6|
|
|
|
-8 +11=
|
|-8| |11|
|
|
|
-8 + 5=
|
|-8| |5|
|
|
|
Обратите внимание на знак ответов. Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками какой знак может получиться? __________________________________________________________________________
С каким из знаков слагаемых совпадает знак ответа? _____________________________________________________
Что можно сказать о модуле этого слагаемого по сравнению с модулем другого слагаемого? Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками , получается знак числа модуль которого_________________________________
Обратите внимание на модуль ответа. Как он связан с модулями слагаемых? _________________________________
Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками модуль ответа равен _______________________________.
Основываясь на полученных выводах, не используя координатную прямую, сложите числа:
36 +(-33)=
-92 + 12=
15 + (-18)=
-44 +56=
Попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками: Чтобы сложить два числа с разными знаками надо:
1) из ________ модуля слагаемых ________ ________ ;
2) поставить перед полученным числом ________ того слагаемого, ________ которого ________ .
Проверьте себя по учебнику на стр.180. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника, записанную послеправила сложения чисел с разными знаками).
|