Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7424290
«Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества математического образования в условиях ФГОС».
Содержание - Математика

Евсеева Ольга Александровна, учитель математики, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Андреевская средняя общеобразовательная школа», п. Андреево, Владимирская область.
В работе рассматривается метод проектов как формы организации деятельности обучающихся. Приводится информация из истории данной технологии. Дается определение, называются этапы, принципы работы, указываются типы проектов и пример разработанного проекта для учащихся 8 класса. 

 

Дата публикации: 24.11.2014


   Одним из условий повышения качества образования и повышения эффективности учебной деятельности в современной школе  в условиях внедрения ФГОС является включение обучающего в проектную деятельность. Метод проектов давно известен в педагогической практике. Он был разработан группой педагогов под руководством С.Т. Шацкого и внедрялся на практике в начале  ХХ столетия. Одновременно американский философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик  У. Килпатрик предложили метод, в  основе которого лежала целесообразная деятельность ученика, основанная на личных интересах и предусматривавшая приобретение новых знаний, которые помогают реализовать поставленную цель. Именно такой характер носит метод проектной деятельности.

Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на практической основе, через целесообразную деятельность обучающего, которая соответствует его личным интересам. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в огромном информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.

Проект ориентирует на самостоятельную деятельность учащегося. Она может быть индивидуальной, парной, групповой в течение определенного промежутка времени от проекта-урока (мини-проекта) до вертикального многолетнего проекта. Надо сказать и о типах проектов: информационный (поисковый), исследовательский, игровой (ролевой),прикладной(практико-ориентированный),социальный, творческий.

Проект всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Нет проблемы-нет проекта.

Главная цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются  универсальные учебные действия: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные, составляющие «основу умения учиться».

Обязательным условием проектной деятельности является поиск необходимого учебного материала с помощью информационных технологий- информации, которая осмысливается, обрабатывается и предоставляется участниками проектной группы.

Результатом работы над проектом является продукт, который создаётся учащимися  в ходе решения поставленной проблемы. На завершающем этапе работы рекомендуется презентация продукта и защита самого проекта, которая может быть в  виде презентации, выставки, альманаха, альбома, модели,  игры  и т.д. Подведение итогов обязательно как рефлексивная оценка обучающегося в процессе проектирования. Необходимо затронуть разные аспекты работы над проектом: процесс и результат, позитив и негатив, обьективную оценку продукта и субьективную удовлетворенность обучающихся. Предлагается ответить на ряд вопросов, например: Насколько успешна решена проблема? Насколько я был успешен в процессе проектирования? Достигнута ли цель проекта? Какие направления можно наметить в перспективе? (Так как любая творческая деятельность должна иметь продолжение и развитие).

Проектная деятельность:

  • Лист планирования
  • Лист оценивания
  • Презентация (групп)

Например.

      Лист планирования содержания и этапов учебного проекта

1.Выбор возрастной категории учащихся (класс)___8класс_______

2.Продумывание учителем учебной темы для разработки проекта

Тема:__________Симметрия___________________________________

3.Определение творческого названия проекта (краткое, лаконичное название проекта)

                                               «Симметрия- гармония мира»

4. Тип проекта информационный (поисковый); метапредметный;  малогрупповой;  на время изучения темы

5.Формулирование дидактических целей проекта ( понимается цель учителя в учебном процессе, в котором проект представляет собой метод достижения цели)  Поддержка мотивации в обучении; расширение кругозора ; реализация потенциала личности в формировании информационной компетенции

6. Формулирование методических задач ( задачи, связанные с формированием у учащихся определенных знаний, умений и навыков)

- в личностном направлении: воспитание красоты восприятия, воспитания художественного вкуса;

- в метапредметном  направлении: развитие работы с информацией; умение анализировать, сравнивать, классифицировать;

- в предметном  направлении: изучение свойств  симметрии, умение приводить примеры фигур, обладающих осевой ( центральной)  симметрией ; умение находить аналогичные примеры в окружающем нас пространстве

7.Учебная ситуация (при решении которой формулируется основная проблема) (Всеобъемлющий вопрос, который охватывает темы нескольких образовательных направлений – Зачем нужны проценты?  Деньги – это благо или зло?)

Зачем нужна симметрия? Какой был бы мир без симметрии?

8. Формулирование проблемных вопросов учебной темы и выбор тем индивидуальных исследований (направляющие вопросы, на которые учащиеся ищут ответы в результате участия в проекте; количество вопросов зависит от количества созданных групп)

Симметрия в природе ( снежинки, кристаллы, листья и пр.)

Симметрия в технике ( детали машин, валы и пр.)

Симметрия в быту ( обои, ковры, украшения и пр.)

Симметрия в архитектуре ( памятники, соборы и пр.)

9.Формирование групп для проведения исследований

4 лаборатории

1-я лаборатория « Исследование симметрии  в природе»

2-я лаборатория « Исследование симметрии в технике»

3-я лаборатория « Исследование симметрии в быту»

4-я лаборатория « Исследование симметрии в архитектуре»

10. Определение формы представления результатов (продукт)

Изготовление моделей (снежинки и пр.), изображение рисунков, изготовление буклета, плаката, реферат, презентация

11. Определение критериев оценивания результатов  ( зачетная книжка, лист оценивания и т.п.

                  Лист                   оценивания________________________________________

12.Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

13.Обсуждение источников информации

14.Самостоятельная работа учащихся в группах

15. Подготовка учащимися презентаций по отчету о проделанной работе

16.Защита полученных результатов и выводов

17.Оценивание результатов  проекта и рефлексия деятельности

                                                  

                                    Лист  оценивания

Класс  8                        Дата начала работы                                     Дата защиты проекта     

                                    «дата» начала  2014 г.                                   «дата» защиты 2014 г.

Тема проекта:   Симметрия – гармония мира

Критерии

Показатели( что оценивать?)

Оценка в баллах

максимальная

фактическая

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Постановка проблем и пути её решения

5

 

Умение самостоятельно мыслить

5

 

Осваивать новые способы действия

5

 

Знание предмета

Свободное владение темой

5

 

Знание симметричных фигур

5

 

Умение находить ось(точку симметрии)

5

 

Регулятивные действия

Умение ставить свои цели

5

 

Составление плана действий

5

 

Алгоритмизация действий

5

 

Коммуникация

Планирование учебного сотрудничества

5

 

Умение выражать свои мысли

5

 

Вести диалог

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Критерии выставления оценки

Итого баллов

баллы

 

 

 

60

 

оценка

отлично

хорошо

Удовлетворитель

 но

Итоговая оценка

 

 

 

 

«__»____      _______

        Подпись учителя

 

В заключении хочется отметить, что организация проектной деятельности позволяет «ученика-слушателя» трансформировать в «ученика-добытчика знаний» и  даже при самых «неудачных удачах» позволяет определить личностные, метапредметные и предметные результаты деятельности обучающегося.


skachat

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР