Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7451904
Статья «Актуальность использования средств наглядности в начальной школе в условиях реализации ФГОС – 2».
Содержание - Начальные классы, ГПД

Сафонова Лариса Михайловна, учитель начальных классов МОУ «Насоновская СОШ» , с. Насоново, Валуйского р – на, Белгородской обл.
В данной статье рассматривается актуальность  использования наглядных средств обучения в начальной школе в условиях реализации ФГОС -2. Указываются современные методологические проблемы процесса обучения в начальной школе. Дается краткая характеристика современным средствам наглядности применительно к различным предметам. Указывается на необходимость использования данных методов при организации  процесса обучения.

 

Дата публикации: 08.12.2014

 


В новом государственном образовательном стандарте заложены такие подходы к обучению  как функционализация и актуализация знаний, превалирование деятельностного подхода, гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса. Данные подходы существенно изменили функции и характер использование средств наглядности на уроках.

            Это, в свою очередь, привело к попытке многих методистов подвергнуть серьезной критики общедидактический принцип наглядности, считая его не актуальным применительно к современному образовательному процессу. Однако мы считаем, что, несомненно, изменение цели образования ведет за собой изменение компонентов его содержания и прежде всего методов обучения, однако принцип наглядности отнюдь не теряет своей востребованности в рамках реализации нового стандарта. По нашему мнению, изменения в этой области должны заключаться, прежде всего, в создании принципиально новой системы учебных комплексов и наглядных пособий. Это позволит на каждом уроке, шаг за шагом продвигаться к достижению глобальной образовательной цели: формирования деятельной, самостоятельной и компетентной личности с научно-гуманистическим и экокультурным мировоззрением.

Актуальность данной статьи заключается в   раскрытии эффективности использования наглядности на начальном этапе обучения в условиях реализации нового стандарта. Тема, связанная с принципом наглядности в обучении и его осуществлении на уроках в начальной школе, получает все большее свое распространение в психолого-педагогической литературе в связи с появлением новых видов наглядности и их возможностями в обучении младших школьников.

            На современном этапе бурного развития начальной школы, каждый учитель должен творчески подходить к организации процесса обучения. Проводить уроки разнообразно и увлекательно в начальной школе наиболее сложно, так как учителю на данной ступени обучения необходимо быть специалистом в области разноплановых наук: математики, русского языка, литературного чтения, технологии и т.д.

Каждый из этих предметов вносит свой специфический, свойственный лишь ему, вклад в решение образовательных задач. К тому же ребенок в начальной школе уже понимает, что  учение это труд не легкий. Учитель в свою очередь должен сделать так чтобы этот не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал познавательную активность. Как же помочь ребенку не растеряться в столь мощном потоке информации? Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными?

Общеизвестным является то факт, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем больше рецепторов вовлечено  в восприятие учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность была введена Я.А. Коменским в педагогическую науку как дидактический принцип наглядности. Данный принцип предполагает переход от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания. Использование наглядных средств обучения способствует не  только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся.

В современной дидактике утверждается, что принцип наглядности - это систематическая опора  на конкретные визуальные предметы (люди, животные, предметы и т.п.), их изображения и модели. Из-за множества видов наглядных средств обучения появилась потребность их классификации. На сегодняшний день существует множество классификаций наглядных средств. Ниже представим одну из самых распространенных.

 1. Изобразительная наглядность, в которой значительное место занимают: работа с мелом и доской; репродукции картин; фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры; учебные картины - специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов; рисунки и аппликации; видеофрагменты; аудио-фрагменты.

 2.Условно-графическая наглядность, которая представляет собой своеобразное моделирование, куда входят: таблицы; схемы; блок-схемы, диаграммы; графики.

3. Предметная наглядность, которая включает: музейные экспонаты; макеты; модели.

Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты (предметы, явления, процессы), их изображения (фотографии, рисунки, диапозитивы, магнитофонные записи, видеофильмы), с помощью которых можно сделать понятными для учащихся события, явления, процессы, не доступные непосредственно наблюдению и модели изучаемых объектов и явлений.

Для детей младшего школьного возраста  принцип наглядности применим, как нельзя лучше. Однако, задачи, поставленные обществом перед средней школой, новая образовательная концепция, поиск эффективных дидактических методов заставляют современного учителя по–другому посмотреть на проблему средств наглядного обучения, изменить стратегии их применения.

 Системно – деятельностный подход, как методологическое основание нового ФГОС, предполагает сформированность у учащихся способности быстро ориентироваться в складывающихся на уроке учебных ситуациях. Прежние наглядные средства(например схема, таблица, демонстрационная карточка, учебная картина) уже не обеспечивают желаемого эффекта при их использовании.

Вместе с тем расширение способов наглядности: от  предметов и картинок до презентаций и мультимедийных программ оставляет принцип наглядности в обучении по прежнему актуальным.  Это связано с тем, что появившиеся наглядные средства имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономя время учителей.

Сегодня мультимедийные презентации  прочными шагами входят в школьную жизнь. Практически каждый учитель, имеющий практические навыки владения информационными технологиями, использует их в своей повседневной работе. С помощью мультимедийного проектора и демонстрационного экрана представляю созданные слайды на соответствующих уроках. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши. Возможно сопровождение урока не только путем показа хороших презентаций, но и привлечение звукового сопровождения. Можно использовать на уроке материалы из сети Internet.

Еще одним средством наглядности мы можем считать цифровые образовательные ресурсы. Они позволяют объединять огромное количество изобразительных, звуковых, условно-графических, видео и анимационных материалов.  Для создания такого рода ресурсов существует множество программ, которые помогают в создании виртуальной реальности.

По мнению исследователей, чрезвычайная выразительность, зрелищность мультимедиа важны при работе с новым видео-поколением, которое легко впитывает знания через произведения экранной компьютерной культуры. Кроме того, электронные средства учебного назначения предоставляют возможность выполнять преобразовательную деятельность с объектами изучения, наблюдать и анализировать ее результаты.

Использование компьютерных технологий позволяют с большой степенью наглядности представить мысленные модели реальных процессов, обеспечивающих четкую фиксацию образа явления или процесса в сознании студента, позволяют варьировать скорость протекания процесса. Если традиционная наглядность обучения предусматривала конкретность изучаемого объекта, то при использовании компьютерных технологий становится возможной изучение объектов в динамике. При этом работаю сразу образное и аналитическое мышление школьников.

Однако не стоит злоупотреблять средствами наглядности, применение этого принципа должно строго соответствовать ряду условий, прежде всего это возраст учащихся. Кроме того наглядность применима не на всех этапах урока, демонстрация должна быть приведена таким образом, чтобы все учащиеся имели возможность хорошо видеть демонстрируемы материал. При показе иллюстраций необходимо четко выделять главное, детально продумывать пояснения, даваемые  в ходе демонстрации. Демонстрируемые явления и предметы должны быть точно согласованы с изучаемым материалом.

Таким образом, проведенные выше аргументы подтверждают т выдвинутую гипотезу об актуальности использования средств наглядности в условиях реализации ФГОС -2. При соблюдении приведенных  методических рекомендаций можно действительно добиться высоких показателей уровня качества знаний учащихся, интенсифицировать образовательный процесс, развить логическое мышление и ассоциативную память учащихся.

Литература:

1. А. В., Попова Н. Б. Классификация средств наглядности в современной системе обучения // Мир науки, культуры, образования.

2007. № 2. С. 88–92.

2. Martin J., McClure C. Action Diagramms: Clearly Structured Specifications, Programs and Procedures. Second Edition. N. J.: Prentice Hall, 1989.

3.Суворова Н. Г. Методика критического мышления. Как лучше организовать урок // Учитель. 2010. № 4. С. 22–26.

 

 


 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР