Статья: «Организация воспитательной работы в условиях реализации ФГОС». |
Содержание - Начальные классы, ГПД |
Трощенкова Вита Витальевна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 9» г. Инта, Республика Коми. Дата публикации: 23.06.2015
Организация воспитательной работы в условиях реализации ФГОС. Всем известная истина: дети – наше будущее. Ведь на самом деле дети, общение с ними, заботы о них, воспитание приносят нам и самые большие радости, и самые большие тревоги. От того какими вырастут наши дети, зависит наш завтрашний день. Поэтому потенциал нашего общества напрямую зависит от того, что будет заложено в наших детях с детства. « Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждён, что судьбы империй зависят от воспитания молодёжи» Аристотель. Маленький человечек делает свои первые неуверенные шаги в этом огромном и небезопасном мире и ему придётся сделать много шагов, ведь его жизненный путь только начинается. Воспитание ребёнка - это огромная радость не только для его родителей, но и для его воспитателей и учителей в школе. Современный национальный воспитательный идеал определяется: - в соответствии с национальным приоритетом; - исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох; - согласно Конституции Российской Федерации; - согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст.14) и задачам основных образовательных программ (ст.9,п.6) [4] Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.[4] Наша отечественная система воспитания традиционно складывалась как система воспитания в коллективе: классе, кружке, спортивной секции и т.д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах – разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ребёнка многогранно: за счёт одних свойств он может порождать процессы нивелировки личности, её усреднения; за счёт других – развивать индивидуальность человека, его творческий потенциал. Детский коллектив – одно из важнейших условий развития личности ребёнка, а воспитательный процесс является процессом целенаправленного формирования личности, личности нужной и полезной обществу.[1] Одна из целей нашего педагогического коллектива учителей начальных классов – способствовать разностороннему формированию и развитию личности младшего школьника. В начальной школе формируются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается становление личности, осознающей себя частью общества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования - развитие творческого потенциала младшего школьника, которое помогает сформировать личность. Связь обучения и воспитания с точки зрения организации педагогической деятельности определяется тем, что в воспитании главное – приобретение младшими школьниками личного жизненного опыта. Согласно одной точке зрения, обучение обслуживает познавательную деятельность и играет ведущую роль в формировании мировоззрения, а воспитание направлено главным образом на организацию идейно-политической, трудовой, общественной деятельности и формирует нормы нравственности и права, а так же целенаправленной деятельности по приобщению младшего школьника к жизни общества. Сейчас в нашем современном обществе нужен не просто учитель, а думающий, вдохновенный учитель! В школе учат банальным вещам, а дать нужно так, чтобы дети в восторг приходили. Воспитательная работа нашего педагогического коллектива учителей начальных классов охватывает разные аспекты воспитания. В нашей школе, как, наверное, и в других российских школах у каждого классного руководителя начальных классов существует план воспитательной работы, который отражает мероприятия направленные на достижение поставленной цели. Приведу в пример некоторые из них. Сегодня в условиях господства телевидения, видео, компьютера, радио дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, фантастикой, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания.[5] Именно поэтому важно патриотическое воспитание. Работа в этом направлении ведётся постоянно. В нашей школе уже много лет существует школьный музей боевой славы. В музее собран материал не только о Великой Отечественной Войне, ветеранах, живущих в нашем городе, а так же о воинах-афганцах, которые учились в нашей школе, о бывших выпускниках, которые ценою своей жизни в мирное время спасали людей. В качестве форм патриотического воспитания школьников проводятся деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела на базе городской детской библиотеки, смотры песни и строя, выставки, соревнования, экскурсии в городской музей, знакомство с обычаями народов, живущих в городе и Республике Коми на базе Центра национальных культур. Воспитать патриота своей Родины – довольно сложная и ответственная задача. Младший школьник находится только в начале долгого и трудного пути. И каким будет этот путь, полностью зависит от нас - взрослых. Но планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. "Физкультура проигрывает в конкуренции за досуг детей и подростков, уступая место телевизору, компьютеру и так называемому сидячему образу жизни", - подчеркнул В.Путин. Чтобы младший школьник на протяжении всего учебного года чувствовал себя хорошо, испытывал желание учиться и сохранял внимание, не болел простудными заболеваниями, не страдал нарушениями сна и нервной системы в нашей школе ведётся целенаправленная работа над воспитанием здорового образа жизни. Ни для кого не секрет, что физическое воспитание является неотъемлемой частью всех воспитательных систем. Современному обществу нужно крепкое, физически развитое молодое поколение, способное переносить большие нагрузки, работать с высокой производительностью. Наши учителя работают не только над формированием элементарных гигиенических навыков, но и постоянно работают над укреплением здоровья младшего школьника, которое ведёт за собой повышение умственной и физической работоспособности, воспитывает нравственные качества: работа в команде, ответственность, решительность, настойчивость. Введение третьего часа урока физкультуры даёт возможность формировать у школьника большей потребности в систематических занятиях физической культурой. В школе регулярно проводится «День бегуна», «День здоровья»; организована работа спортивных секций. Ребята из секции «Мини футбол» постоянно занимают призовые места. Создаются агитбригады, пропагандирующие здоровый образ жизни. Обучающиеся младших классов регулярно организованно посещают ФОК «Западный», где для них специально организуются занятия в бассейне и спортивном зале. Также разработан комплекс мер, направленных на профилактику пагубных привычек. Психологом и социальным работником школы проводятся классные часы о вреде курения, алкоголя, наркотиков, профилактике СПИДа. Медицинский работник школы постоянно работает в тесном контакте с классными руководителями. Приглашает в школу для профилактических бесед медицинских работников из городской поликлиники, представителей из детской комнаты милиции, ГИБДД. Наши дети активно принимали участие в конкурсе плакатов «Нет вредным привычкам», совместно с обучающимися среднего звена показали мини спектакль о вреде курения для воспитанников младших классов. Состояние здоровья и работоспособность школьников зависит, в какой среде осуществляется учебно-воспитательный процесс. Соблюдение физиолого-гигиенических нормативов и стандартов позволяет оптимизировать влияние учебной нагрузки на организм ребенка, предотвращать негативные последствия. Для создания эффективного здоровьесберегающего пространства в школе приобретается современное школьное оборудование для кабинетов. Кабинеты школы обеспечиваются видео- и аудиоаппаратурой, а также создаются места отдыха в школьных коридорах и классах. Известно, что смена обстановки положительно влияет на работоспособность, поэтому в школе оборудованы два отдельных кабинета для преподавания информатики (для старшего и младшего звена), ИЗО, музыки, спортивный зал. В школе есть медицинский кабинет. Для комфортного пребывания детей в группе продленного дня (а дети проводят в ней довольно длительное время) имеется спортивный инвентарь для прогулок (скакалки, мячи, кегли и т.д.), книги, журналы, различные настольные игры для занятий в кабинетах с младшими школьниками. С давних времён школа была центром или даже, можно сказать, очагом обобразованности, культуры. Школа призвана помочь обществу восстановить интеллектуальный потенциал народа. Следующее направление нашей работы – работа над развитием интеллекта младшего школьника. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.[3] На уроках, насыщенных учебным материалом часто не хватает времени для целенаправленной работы по интеллектуальному развитию школьника. Для этого в нашей школе организуются регулярные факультативные занятия, на которых дети решают нестандартные задачи. Данная работа позволяет содействовать развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей. Обучающиеся младших классов принимают самое активное участие в школьных предметных олимпиадах, «Марафоне знаний» на муниципальном уровне, интеллектуальных конкурсах российского и международного уровня: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЭМУ», «Кленовичок», предметных олимпиадах российского уровня Центра поддержки талантливой молодёжи, «Олимпус», международной эвристической олимпиаде «Совёнок», республиканских конкурсах «Открытие мира», «Девственные леса Коми», Открытом национальном конкурсе социального проектирования «Новое пространство России» и многих других дистанционных конкурсах и олимпиадах. Нам есть чем гордиться, наши ребята не только являются участниками соревнований, но и занимают призовые места. Немаловажное место занимает и трудовое воспитание, где происходит формирование трудовых действий. Трудовое воспитание – важный принцип создания гармоничной и всесторонне развитой личности. Трудовое воспитание в школе предполагает следующие задачи: - Формирование у школьников позитивной установки по отношению к труду - Воспитание трудолюбия, чувства долга и ответственности; - Формирование основ умственного и физического труда; В нашей школе проводится организация уборки пришкольной территории, дни самоуправления; школьники самостоятельно ежедневно наводят порядок в классах, смотрят за порядком на этаже, в своей рекреации, дежурят в столовой, помогают организовать перемены для самых маленьких учеников, совместно со школьным библиотекарем проводят акцию «Помоги больной книжке!», конкурсы на лучший кабинет. Огромную помощь в этом нам оказывают родители и своим участием в жизни школы, и моральной поддержке своих детей. Формирование личности в процессе труда происходит не само собой, а лишь при определённой организации труда школьника. Обязательно нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьника. Учитель способен обеспечить такую организацию труда. Он видит все сильные и слабые стороны своих учеников и может быть для них положительным примером. Я рассмотрела только некоторые аспекты воспитательной работы нашей школы, это далеко не все, но основные – воспитательные моменты постаралась отразить в своей статье, возможно, это поможет другим учителям в построении воспитательной работы с младшими школьниками. Список используемой литературы. 1. Воспитательная система школы: проблема управления. Очерки прагматичес- кой теории /Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. – М., 1997. 2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422. 3. Интеллектуальное развитие младших школьников.[Электронный ресурс] Статья/А.Николаев, http://www.jeducation.ru/1_2001/nikolaew.html 4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда- нина России. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. М.: Просвещение, Изд. 2-е. 2011. 23с. 5. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».