Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7444260
Урок ОРКСЭ «Православный храм».
Содержание - Начальные классы, ГПД

Храпова Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Старо-Волжская основная общеобразовательная школа» п. Старо-Волжский Икрянинского района Астраханской области.
Работа предназначена для учащихся 4 класса, выбравших модуль ОРКСЭ «Основы православной культуры». Учащиеся должны получить основы знаний о православном храме. Не исключено, что не все дети посещают православный храм. Это занятие позволит им приобщиться к духовной культуре нашей страны, и в частности, своего родного края, что имеет в настоящее время немаловажное значение.

 

 


Дата публикации: 29.06.2015


 

 

УРОК «ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ»

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

1. Познакомить с понятием «православный храм».

2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

3. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

5. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.

Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры» здоровыми и жизнерадостными. Желаю нам успешной работы!

2. Сообщение темы занятия.

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.
 

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.
 

Так отрадно плакать и молиться,

И так близко Небо там к земле,

Что потом печально возвратиться

В грешный мир, лежащий весь во зле.
 

Но душа опять будет стремиться

В чудный мир, обратно, к тишине,

В мир святой, где может возродиться

Та любовь, что спит еще во мне.
 

В сиянье царские врата!

Поставлю я свечу

И перед образом Христа

Прошенье прошепчу.
 

И кажется, что рядом Он.

И происходит чудо!

Я в этом храме был крещен

И здесь венчаться буду!
 

Ребята ,подумайте, о чем мы будем сегодня говорить? Правильно, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм, что люди делают в храмах и как надо вести себя в храме.

Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Русский народ, где бы он не поселялся, сразу же возводил православный храм. Душа человека всегда стремится к Богу, находит покой и помощь только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

II. Актуализация знаний учащихся

Попробуйте дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом.

(учащиеся дают определения слову «храм»)

- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

- В храме много икон.

Зачем люди посещают храмы?

- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

III. Изучение нового материала.

Все ваши ответы абсолютно правильные. Но на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме».

1.Беседа с учащимися.

На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

- У него есть купол, на котором находится крест. Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Храм легко можно выделить среди других зданий, так как сверху он обычно завершается  куполом. Купол над храмом изображает новое вечное небо. Купол увенчан крестом; это символизирует, что Христос соединил в Церкви земное и небесное. Форма и количество куполов могут быть разными.  Византийский купол в виде опрокинутой чаши символизирует собой небесный свод. Купол в форме древнерусского шлема – воинствующий характер земной Церкви. Наши русские церкви, с луковичными главками, напоминающими пламя свечи, воплощают в себе идею молитвенного «горения к небесам».

Всем своим видом храм показывает, что для единения с Богом нужен особый подъем, особое жертвенное горение.

В деревне нашей Ручейки
строят церковь мужики.
Церковка-красавица!
Она мне очень нравится!
Я кричу во всю мочь:
«Мужики, вам помочь?
Церковь - Божье дело,
А я мужик умелый!»

Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.  Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном. 

Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.

Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

(предположения детей)

-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

-три главы (три Лица Святой Троицы);

-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

-девять глав (девять чинов Ангельских);

-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

Православные храмы строятся алтарем на восток - в сторону света, где восходит солнце: Иисус Христос для нас – «Солнце правды», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. Каждый храм посвящается Богу, но название храма связано с тем церковным праздником или святым угодником Божиим, в честь которого он освящен. Если в храме устраивается несколько алтарей, то один алтарь является главным, а остальные называются приделами

Как вы думаете, зачем нужны колокола?

- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

· Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).

· Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».

· Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

2. Прослушивание фрагментов колокольных звонов.

Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

- Мысли о храме, церкви, России…

3. Изучение устройства храма.

Давайте перенесёмся в храм на некоторое время. Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?

(предположения детей)

Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. Вот мы в самом храме.

Как ветхозаветный храм (а в начале – скиния - большой кожаный шатер) разделялся на 3 части: Святое Святых, святилище и двор, так и православный храм делится на 3части: Алтарь, средняя часть храма и притвор.

1. Алтарь, как и Святое Святых означает Небо, но не то небо, которое мы видим над головой, а Небо как место пребывания Бога – Царство Небесное.

В Ветхом Завете никто не мог входить во Святое Святых, ведь вход в Царство Божие был закрыт для человека после грехопадения. Только один первосвященник входил туда один раз в год для очистительной жертвы. В алтарь православного храма ежедневно входят для богослужения священники, а также их помощники – пономари (алтарники).

2. Ветхозаветному святилищу соответствует средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто, кроме священников, не имел права входить. В нашем же храме здесь стоят все верующие христиане - верные. Алтарь отделяется от средней части храма особою преградой - иконостасом. На иконостасе в несколько рядов расположены иконы - изображения святых разных времен и народов. Один ряд иконостаса посвящен православным праздникам. В нашей Церкви основных праздников - 12 (по-церковнославянски «двунадесять»), поэтому их еще называют двунадесятыми. В праздничном ряду иконостаса перед нами проходит вся священная история. Это как бы рассказ в картинках о том,

1. Как родилась Дева Мария, - Рождество Богородицы

2. И когда Ей исполнилось 3 года, привели Ее родители в храм, - Введение во Храм

3. А когда Мария повзрослела, Архангел принес Ей благую весть о том, что у Нее родится Сын Божий, - Благовещение

4. Как родила Мария Божественного Младенца в Вифлеемской пещере, - Рождество Христово

5. И принесла Его по обычаю в храм, где узнал в Младенце Иисусе будущего Спасителя мира встретивший их старец Симеон, - Сретение Господне. «сретение»- означает «встреча»

6. Как 30-летний Иисус Христос крестился в реке Иордан от Иоанна Крестителя, - Крещение Господне

7. Как на горе Фавор Иисус Христос преобразился - просиял божественным светом перед учениками, чтобы они могли увидеть, что Он - истинный Бог. - Преображение Господне

8. Как после 3-летнего служения людям Он торжественно въехал в Иерусалим на осленке для того, чтобы совершить то, для чего пришел на землю - пострадать за грехи людей на Кресте. -

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение)

9. Как через 3 дня после распятия на Кресте Христос воскрес, - Воскресение Христово. Пасха

10. И на 40-й день вознесся на небо, - Вознесение Господне

11. А на 50-ый день сошел Святой Дух на учеников Христовых, и Бог вновь явился людям как Святая Троица. - Троица. Сошествие Святого Духа на апостолов

12. Как закончила Свою земную жизнь Пресвятая Богородица - как бы уснула. – Успение Пресвятой Богородицы

13. И как найден был Крест, на котором был распят Иисус Христос - орудие, которым Он победил диавола и смерть. - Воздвижение Креста

Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.

3. Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор. Это как бы преддверие храма. Раньше здесь стояли люди, готовящиеся ко Святому Крещению – оглашенные, или совершившие тяжкие грехи и временно отлученные от Причастия.

· Задание (используется рабочая тетрадь для воскресной школы) Подписать на схеме части храма:

Колокольня, Притвор, Средняя часть храма, Алтарь

IV. Творческие работы учащихся.

А сейчас мы послушаем рассказы ваших одноклассников. Они приготовили небольшие сообщения о храмах города Астрахани

Успенский кафедральный собор

Собор-это духовное сосредоточие города. Одним из лучших можно назвать Астраханский Успенский собор. Все приезжавшие в наш город любовались этим «астраханским чудом». Так император Петр Великий, посетивший Астрахань в 1722 году, отзываясь о красоте Успенского собора, сказал: «Во всем моем государстве нет такого «лепотного» (прекрасного) храма». Первый собор был построен в 1568 году игуменом Кириллом. Храм был деревянный. Новый каменный храм был закончен в 1602 году. Получил наименование в честь Успения Пресвятой Богородицы. К концу 17 века, когда храм стал ветшать, митрополитом стала осуществляться идея создания двухэтажного храма, которую воплотили опытные мастера. В храме находятся могилы астраханских архиереев. Самой дорогой для астраханцев является могила священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, зверски убитого разинцами в 1671 году. Также здесь находятся гробницы двух грузинских царей. В советское время собор был в ведении Краеведческого музея. В 1992 году, после 64-летнего перерыва, храм был возвращен верующим.

Церковь Иоанна Златоуста

В 18 веке на так называемом Киселевском бугре стала образовываться слобода, которая получила название Безродной. В 1763 году жители слободы просили у астраханского епископа Мефодия разрешение перенести к ним бесхозную деревянную церковь в честь святителя Иоанна Златоуста. Архиерей дал свое благословение. Впоследствии к церкви был пристроен придел. В 1877 году храм был еще более расширен. В первые годы советской власти церковь была закрыта. Но в 1944 году храм был снова возвращен в ведение епархии и открыт для верующих.

Казанский храм

Первоначальное появление храма в честь Казанской иконы Божией Матери относится к началу 17 века. В 1614 году для освобождения Астрахани от шайки атамана Заруцкого был послан воевода князь Иван Никитич Одоевский со списком чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери. При первых известиях о приближении рати, во главе которой была сама Матерь Божия, Заруцкий бежал из Астрахани. В честь этого образа над восточными проездными вратами кремля был сооружен каменный храм. Сама икона Казанской Божией Матери еще ранее была перенесена в Успенский собор и долгое время хранилась там. Новая Казанская церковь возникла в новом селении за рекой Кутум. В 1858 году в результате сильного пожара в Астрахани церковь сгорела. В том же году стали собирать пожертвования на строительство нового храма, которое началось только в 1903 году. К осени 1907 года все работы были закончены. Новопостроенный храм сразу занял особое место в числе астраханских храмов. Не зря современники называли его «жемчужиной Поволжья». В советское время храм был разрушен, пришел в запустение. И только в 1991 году был возвращен Православной Церкви и восстановлен.

V. Коллективная работа.

Часто ли вы бываете в храме?

Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

(Учащиеся читают стихотворение по ролям)

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.
 

Богомыслие храни,

Лень подальше прогони,

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.
 

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам —

Неполезно это нам...
 

Хоть старушка, хоть девица

Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти.

Учитель:

И скажу я от души:

Выйти с храма не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.
 

Приложись потом к кресту,

Обещание дай Христу,

Что исправиться намерен,

Слову своему будь верен.
 

Даром время не губи,

Службу Божию полюби.

Воскресенья подожди,

На молитву приходи.
 

О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Как мы заходим в храм?

Как мы стоим во время богослужения?

Как оканчивается божественная литургия?

VI. Итог занятия.

Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

VII. Домашнее задание.

Общее:

- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

- узнать, какие храмы есть в нашем городе

Индивидуальное:

- нарисовать храм вашей мечты

- подобрать и выучить стихотворение о храме

- составить и оформить памятку «Как вести себя в храме»

Учебно-методическое обеспечение

1. Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;

2. Закон Божий, «Оранта», - 2008;

3. Материалы воскресной школы по храмоведению.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР