Развитие творческих способностей на уроках русского языка в системе развивающего обучения. |
Содержание - Начальные классы, ГПД |
Пустовалова Галина Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №3» г. Новый Оскол, Белгородской области.
Дата публикации: 10.07.2015 В реализации задачи общего развития младших школьников предмету русский язык принадлежит очень важная роль. Курс русского языка в развивающей системе Л. В. Занкова направлен реализовать основные функции языка, прежде всего коммуникативные и познавательные. Именно язык является средством воплощения мысли, средством познания, общения и воздействия. Основными линиями курса являются: работа со словом, предложением, текстом путем наблюдения и сравнения их признаков, организация практики устного общения, устные речевые упражнения, преобразующая речевая деятельность учащихся в форме письменной речи -восстановление деформированного предложения, текста, написание творческих работ, ознакомление с изобразительными средствами языка. В системе развивающего обучения уже сами учебники направлены на развитие ребенка. В них представлены разнообразные виды упражнений и форм работ. Предпочтение отдается таким, которые требуют анализа материала. Упражнения учебников рассчитаны на то, чтобы каждый ученик выполнял значительную их часть самостоятельно. Для самостоятельной работы предназначены упражнения с лаконичными и простыми инструкциями. Для коллективной работы предусмотрены так называемые вводные упражнения, а также упражнения с текстом пословиц, загадок, шуток, требующих точного понимания их содержания. Активизации умственной деятельности, диалогу с учеником способствует не только характер заданий, но и система вопросов перед каждой темой. Такие вопросы служат « пусковым механизмом» умственной деятельности, это своего рода познавательные задачи, которые направляют внимание ребенка на предстоящую работу, создавая установку на понимание материала, пробуждая интерес к языку. Моя задача давать простор самостоятельным суждениям учащихся, подводить их к выводам и умозаключениям, но не сообщать в готовом виде то, к чему они могут прийти путем собственных умственных усилий. Но я, как и любой творчески работающий учитель, не могу на своих уроках ограничиваться заданиями учебника. На всех этапах обучения ввожу творческие задания повышенной трудности. Эти задания требуют от ученика самостоятельного поиска, включают элементы проблемности, будят мысль учеников. Одним из видов таких заданий являются задания на сравнение. Эти задания вызывают учеников на размышление. Отвечая на мои вопросы, дополняя друг друга, дети знакомятся с новым материалом. В то же время, благодаря мыслительным усилиям, они продвигаются в мыслительной деятельности. Я не спешу с утверждением правильного и полного ответа, выслушиваю всех, кто хочет сказать. Особого побуждения требуют слабые ученики. Начинаю с них, ободряю, поддерживаю. И только в конце всех рассуждений делаю конечный вывод. Другим видом заданий является группировка. Задания на группировку создают благоприятные условия для того, чтобы ученик обдумывал связи, которые существуют в изучаемом грамматическом и орфографическом материале. В группировке ученик одновременно встречается со многими словами, в которых он должен опознать, по крайней мере, две различные орфограммы или орфограммы двух видов. В ходе выполнения задания ученикам сначала предлагаю выполнить его на основе самых общих указаний и лишь в случае затруднений ввожу указания и вопросы, помогающие каждому ученику решать поставленную перед ним задачу. Тем, кто не справляется с заданием, предлагаю специальные карточки, со второй, а затем и с третьей инструкцией, которые предполагают различную меру помощи. В группу слов я часто добавляю или убираю «лишнее» слово. Группировка возможна разными способами, по разным основаниям, поэтому открывает простор мысли ребенка. Здесь важно выслушать все ответы, подвести к верному решению задания. Группировка протекает как процесс анализа, абстрагирования и обобщения. По характеру осуществления группировки я могу судить о знаниях учащихся. Задания повышенной трудности стараюсь давать систематически на каждом уроке, но не более чем одного в день. Результаты выполнения каждого задания разбираем на уроке. Использование заданий повышенной трудностей является одним из путей индивидуализации обучения. Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры в загадки, разгадывание кроссвордов, ребусов. Вызывает интерес как сам процесс отгадывания, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Загадки расширяют кругозор учащихся, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через межпредметные связи развивают и обогащают речь. Также они способствуют развитию логического мышления (способности анализировать, сравнивать, сопоставлять). По мнению современных педагогов, « процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству». В свою работу на уроках русского языка я включаю разные типы загадок. Отгадывание их, на мой взгляд, можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу. В учебниках русского языка есть упражнения с фразеологическими оборотами или с «образными выражениями». А в первом классе мы их называем « крылатыми словами», словами, которые как бы перелетают из предложения в предложение, не изменяя ни своего состава, ни форм. Систематическое использование фразеологизмов способствует развитию внимания, памяти, мышления и речи учеников. С большим интересом работают с ними дети. Давая четкое толкование фразеологизма, а затем путем логических рассуждений поясняя его смысл, я включаю учащихся в активную умственную деятельность, заставляю задумываться над значением слов и выражений, задаваться вопросом, почему мы так говорим, и тем самым повышаю уровень мыслительной способности учащихся Объяснение многих фразеологизмов основывается на обращении к многозначности слова. В русском языке много фразеологических выражений, имеющих структуру сравнения и начинающихся с союза «как». Объяснение таких выражений опирается на логический источник сравнения. Фразеологический материал рассказывает о фактах национальной культуры, истории, о народных обычаях, преданиях. Познание фразеологии родного языка есть не только путь обогащения словаря учащихся, формирование образности речи, но и средство расширение их кругозора, умственного развития. Поэтому я часто использую на уроках фразеологические обороты, накопленные мною в практической работе с детьми. Большую роль в развитии творческих способностей учащихся на уроках русского языка отвожу письменным работам: творческому списыванию, свободному диктанту, изложению, сочинению, сочинению сказок, загадок, стихотворений. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание. Оно, прежде всего, должно быть сознательным. Ученик должен понимать содержание текста, уметь его пересказать, объяснить правописание слов. Предлагаю учащимся текст с пропущенными словами, написание которых надо проверить. В ходе работы над текстом дети подбирают пропущенные слова, проводят орфографический разбор, а затем только списывают в тетради. Интересной является работа, когда списывание сопровождается подбором синонимов или замена существительного местоимением. Творческий диктант близок к творческому списыванию, но здесь работа усложняется тем, что перед глазами учащихся нет текста, надо воспроизводить текст на слух. Ученик должен быстрее работать, чтобы не отстать от класса, подобрать нужное слово для вставки. Путем систематической работы вырабатываю навык творческого списывания. Свободный диктант подготавливает учащихся к более сложному виду работы - изложению. Изложения начинаю писать с детьми со второго полугодия первого класса. Сначала учу писать изложение по готовому плану. На каждый пункт плана намечаем количество предложений - ответов, отмечаем слова, которые войдут из вопроса плана в текст изложения. Так шаг за шагом дети учатся передавать текст по плану уже без сложной предварительной подготовки. Работа над изложениями ведется в системе: один раз в десять дней. Творческие изложения вырабатывают у учащихся умение самостоятельно излагать свои мысли и подводят к наиболее трудным видам творческих работ - сочинениям. Провожу с учениками разнообразные сочинения по видам и характеру заданий: сочинения по опорным словам, по личным наблюдениям и впечатлениям, по картинам, сочинения-миниатюры. Сочинения рассматриваю не столько как средство приобретения грамотного письма, сколько как средство овладения речью, передачи мысли, выражения чувств, своего внутреннего мира, развития мышления, воображения. Работая по традиционной системе обучения, я много времени уделяла на подготовку к сочинению, составлению плана, формулировке отдельных предложений, мыслей. В результате получались стандартные работы. Система Л. В. Занкова предусматривает предоставление школьникам права свободного самовыражения в сочинении, главное — чтобы в нем были живые мысли, чувства, переживания. Детям нравится быть в роли автора. На первых этапах обучения стараюсь раскрыть творческую инициативу ребенка, развиваю интерес к самостоятельному написанию сочинений, прежде всего на основе собственных наблюдений и впечатлений детей. Даю полную свободу самовыражения в слове. Поэтому непосредственно перед написанием сочинения не веду подготовительной работы, т. е. не составляю общего плана с учащимися, не зачитываю образцов, не провожу предварительного устного рассказа по картине. Ребенок должен выполнить работу творческим методом, т. е. проявить умение сравнивать, доказывать, найти выразительные средства и построить связный текст. Творческая тема формирует самое главное: потребность в самовыражении, сопереживании, воспитывает чувство слова, умение переносить и связывать знания из разных областей. Темы сочинений даю разные: от полной свободы выбора жанра, до тем в виде вопросов, тем, раскрывая которые, нужно сравнивать или тем, в которых встречаются противоречия. Часто желание написать сочинение, выразить свои мысли возникает спонтанно. Это возникает в результате пережитого или увиденного ребенком. Так, обычно, первый снег за окном вызывает желание высказать свои мысли. Или пожелтевшие березки осенью вдохновляют детей к творчеству. Далее творческие работы детей усложняю. Дети любят сочинять загадки, сказки, рассказы. Иллюстрирование сочинений, изготовление книжек-самоделок, организация выставок работ - все это придает творческим работам законченность. Дети видят результаты своей работы, этот результат видят и другие ученики, родители. Уплотнить урок и тем самым найти дополнительное время для развития умственных способностей учащихся помогает мне универсальная перфокарта. Работа с ней развивает внимание, наблюдательность, умение анализировать, самостоятельно разбираться в изучаемом материале. Перфокарты применяю как в коллективной работе, так и в индивидуальной. Слова, объединенные одной темой, использую для творческих работ, предлагая их детям в виде изображения какого-то предмета. В начальных классах дети любят играть. Игра в системе развивающего обучения должна носить активизирующий характер. Активизировать учебный процесс, сделать его интересным помогают разнообразные проблемные задания, поисковые задачи, лингвистические задачи, игры. Практика показывает, что младших школьников необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции, ответить на волнующие детей вопросы. Именно поэтому я в своей работе использую дидактические, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей, развивается их воображение. Игры развивают память, внимание, наблюдательность, творческие способности. Повышению интереса к урокам русского языка способствует и занимательная форма их проведения: уроки - сказки, конкурсы, аукционы, уроки- путешествия. В уроки-сказки включаю материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнить разнообразные задания. Сказки - верные спутники малышей. Они учат добру, учат общаться, радоваться, выражать свои чувства, огорчаться, сопереживать, разбираться в мотивах поступков героев. Деловые игры воспитывают у учащихся чувство ответственности каждого из них за общее дело и позволяют знакомый материал преподнести по-новому. Класс делю на группы по 4-5 человек в каждой. Себе в помощники выбираю консультантов и ассистентов. Они помогают организовывать работу в группах и контролируют качество выполнения заданий. Вначале игры ставлю задачу, которую дети должны решить в ходе ее. Затем работа проводится в группах, обсуждаются результаты, и делается вывод. И только в конце деловой игры звучит заключение эксперта - учителя. Уроки — семинары помогают мне обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. Конечно, в начальных классах эти уроки отличаются от уроков, проводимых в старшем звене, мы часто используем только их фрагменты. Здесь, конечно, огромна роль учителя в проведении таких уроков, особенно в подготовке к ним. К уроку — семинару даю детям задания и вопросы заранее, дети изучают литературу, стремятся найти новый дополнительный материал. Все это, несомненно, способствует развитию творческих способностей и познавательных интересов детей. На уроке группа после обсуждения выделяет выступающего по теме, учащиеся остальных групп задают вопросы, анализируют услышанное, дополняют. Дети с удовольствием рассказывают, показывают книги, которые им удалось прочитать к уроку, ставят оценки. Уроки проходят живо, эмоционально. Наиболее интересны уроки - праздники (КВН, Клуб знатоков русского языка и др.). Игры провожу по типу игры для взрослых, но работают все учащиеся. К такому уроку подбираю более трудные и интересные задания. Они действительно становятся для учеников праздником. Нетрадиционные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через необычное начало урока, которое сразу же мобилизует внимание детей. Детей привлекает рифмованное начало урока, начало урока с элементами театрализации, высказывание выдающихся людей, пословицы, поговорки, относящиеся к теме урока. Таким образом, разнообразные приемы помогают мне развить у учащихся познавательные способности и воспитать интерес к русскому языку. Список литературы 1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 1 класс = М.: Гуманитарноый издательский центр ВЛАДОС . 1990 г. 2. Лакоценина Т.П. необычные уроки в начальной школе.ч.1 , издательство «Учитель», Ростов – на – Дону, 2008г.,с.9 3. Львов М.Р. Школа творческого мышления- М., 1993г. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».