Статья «Подвижная игра – средство оздоровления и развития детского организма». |
Содержание - Начальные классы, ГПД |
Белякова Надежда Александровна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №9 «Росинка» г. Йошкар – Олы», Республика Марий Эл.
Дата публикации: 16.07.2015 Подвижная игра – средство оздоровления и развития детского организма. Дайте же детям играть пока игра их радует, влечет к себе, и вместе с тем приносит им громадную пользу! Е.А. Покровский Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует быстроту, силу, выносливость, учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющийся игровой ситуации, познавать окружающий мир, активизирует память, представления, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь детей, учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологии. Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому является прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления, оздоровления их организма. Оздоровительная ценность подвижной игры определяется физиологическими сдвигами, происходящими в организме. Активизируются физиологические процессы -дыхание, кровообращение, обмен веществ, деятельность центральной нервной системы (ЦНС) и желез внутренней секреции. Укрепляется костно-мышечная система, улучшаются подвижность суставов, эластичность мышц и связок. Создаются условия для повышения работоспособности. Усиливается неспецифическая сопротивляемость детского организма. Благодаря положительным эмоциям, испытываемым игроками в процессе подвижной игры, улучшается их субъективное состояние - повышаются самочувствие, активность, настроение. Образовательная ценность подвижной игры обеспечивается посредством закрепления и совершенствования у детей двигательных умений и навыков, развития двигательных качеств, расширения и углубления доступных представлений и знаний, как в сфере физической культуры, так и об окружающем мире в целом. Участие в подвижной игре обогащает игроков новыми ощущениями, представлениями, понятиями. Подвижные игры, способствуют развитию психических процессов (восприятия, внимания, мышления, воображения, памяти, речи), формированию умений анализировать, сопоставлять и обобщать увиденное. Воспитательная ценность подвижной игры обусловлена решением в процессе ее проведения задач нравственного, эстетического и трудового воспитания. Подвижные игры, как один из наиболее привлекательных для детей видов физической активности, являются эффективным средством формирования их интереса и потребности в физкультурной деятельности. Подвижные игры предусматривают подчинение правилам, что обеспечивает формирование произвольного поведения у дошкольников, самоконтроля, честности. Коллективные подвижные игры основаны на высокой степени взаимодействия детей, благодаря чему они содействуют формированию у детей коммуникативных способностей, развитию таких важных нравственных качеств, как доброта, альтруизм, сочувствие, взаимопомощь. Для ребенка дошкольного возраста игра - ведущий вид деятельности и, несомненно, эффективное средство оздоровления. В последние годы увеличилось число ослабленных, часто и длительно болеющих детей, имеющих нарушения опорно - двигательного аппарата, страдающих ожирением, заболеваниями верхних дыхательных путей, сердечно - сосудистыми заболеваниями. Все это связано с целым рядом как субъективных так и объективных факторов. Между тем именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, и важную роль при этом играют активный двигательный режим, физические упражнения, оздоровительные игры. Оздоровительные игры для детей, имеющих нарушения опорно - двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие). Нарушения осанки – частый спутник многих хронических заболеваний у детей как проявление их общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата. Задачами подвижных игр, являющихся одной из форм лечебной физической культуры, должны быть общее укрепление ослабленных детей, их опорно – двигательного аппарата, усиление мышечного корсета позвоночника, улучшение функции дыхания, сердечно – сосудистой системы. При использовании в подвижных играх корригирующих упражнений необходимо прежде всего принимать во внимание основное заболевание ребенка, чтобы, не повредить его организму в другом. Рекомендуются игры, укрепляющие мышцы спины, пояса верхней конечности, живота. В процессе проведения оздоровительных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании тела в правильном положении, правильной ходьбы и выполнения других основных элементарных движений. В играх должны использоваться разнообразные исходные положения, в том числе и положение лёжа, стоя на четвереньках. Упражнения в этих играх должны выполняться в среднем и медленном темпе. Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесие. Упражнения в играх надо чередовать с дыхательными упражнениями. Приобретение правильной осанки – длительный процесс, поэтому ребенку приходиться многократно объяснять и показывать, что такое правильная осанка. Примерный перечень игр: «Карусель», «Великаны и гномы» «По ровненькой дорожке», «Паровозик», «Котята и щенята», «Горячий мяч» и др. Плоскостопие, как и нарушения осанки, чаще встречается у слабых, плохо развитых физически детей. Нередко нагрузка при ходьбе, а чаще при длительном беге, для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стопы (продольный и поперечный) расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное, поперечное и поперечно - продольное. Плоскостопие отрицательно сказывается на функции позвоночника, следовательно, на осанке и на общем состоянии организма. В задачи проведения упражнений игрового характера и подвижных игр наряду с общим оздоровлением организма ребенка входит укрепление связочно – мышечного аппарата голени и стопы, воспитание навыка правильной ходьбы. Рекомендуются игры с ходьбой на наружных краях стоп и на носках, со сгибанием пальцев ног, захватывание пальцами ног различных предметов, приседание в положении носки внутрь (пятки разведены). Такие оздоровительные игры проводятся без обуви. Примерный перечень игр: «Кот и мыши», «Ёжик- ёж», «Лохматый пес», «Зайцы и волк», «У медведя во бору», «Юные художники», «Удочка» и др. Игры, направленные на укрепление органов дыхания. От дыхания во многом зависит здоровье ребенка, его физическая и умственная деятельность. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности детского организма, так как усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом. Однако дыхательная система ребенка не достигла полного развития. Дыхание у детей поверхностное, учащенное. Следует учить детей дышать правильно, глубоко и равномерно, не задерживать дыхание при мышечной работе. Надо напоминать детям, что следует дышать через нос. Это очень важно, так как атмосферный воздух в носовых проходах очищается, согревается и увлажняется. При носовом дыхании в легкие ребенка поступает гораздо больше воздуха, чем при дыхании ртом. Для осуществления этих задач рекомендуются оздоровительные игры и упражнения игрового характера с произношением во время выдоха различных звуков, стихотворных строк, пением песенок в такт ходьбе – звукоречевая гимнастика, которая является своеобразным вибромассажем. Примерный перечень игр: «Поиграем носиком», «Ветерок», «Пчёлка», «Дождик», «Воздушный шар» и др. Таким образом, подвижные игры, физические упражнения, проводимые с детьми дошкольного возраста, несомненно влияют на развитие и совершенствование функциональных возможностей детского организма. Литература 1. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат – М.: Сфера, 2009 2. Голицына Н.С. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей – М., 2008 3. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение – М., 1975 |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».