Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7871038
Подготовка будущих учителей к организации проектно-исследовательской деятельности школьников.
Содержание - Начальные классы, ГПД

Курбанова Светлана Евгеньевна, учитель начальных классов, Волковская Наталья Александровна, учитель начальных классов, МАОУ СОШ №1, город Гулькевичи, Гулькевичский район, Краснодарский край.
В статье описывается организация научной и творческой деятельности младших школьников, раскрывается отличие проектной деятельности от исследовательской, рассматриваются методы и задачи исследования. Так как проектно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования объектов, наличие солидной библиотеки с серьезной литературой и желания углубленно работать с учащимися, в статье рассказывается на примерах, что необходимо знать учителю, чтобы правильно использовать проектную и исследовательскую технологии.


Дата публикации:  24.12.2015

 


 

Подготовка будущих учителей к организации проектно-исследовательской деятельности школьников.

В настоящее время в школы введен новый государственный образовательный стандарт начального общего образования. Он нацелен на воспитание гражданина информационного общества, что предполагает не столько усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, сколько умений ориентироваться в потоке возрастающей информации. Это привело к массовому распространению в отечественной школе, в том числе и в ее начальном звене, способов обучения, имеющих исследовательскую, проектную природу. Проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в школьное жизнеустройство на всех ступенях обучения.

Организация проектно-исследовательской деятельности школьников является одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время. Школьная практика показывает, что наибольшее распространение получила организация работы над проектами в рамках внеурочной деятельности с последующим выходом школьников на конкурсы различного уровня.

Подготовка педагогов, способных осуществлять целенаправленную учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность, владеющих приемами решения исследовательских задач, - одна из ведущих линий современного высшего педагогического образования. Исследовательское обучение основано на биологически предопределенной потребности ученика познавать окружающий мир. Оно предполагает не частичное использование поисковых методов в образовании, а обращение к принципиально новой модели обучения, где приоритетные позиции занимает познавательная деятельность ребенка. Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу школьников, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Организация проектно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся не только познавательные интересы, но и самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.

Проектно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличие солидной библиотеки с серьезной литературой и желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.

Главная задача учителя – стимулирование исследовательской активности ученика, поддержка в ребенке жажды новых впечатлений, любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину. Педагог в процессе индивидуальной работы с учеником должен разглядеть «искру» исследовательского таланта, помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, научить его специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности. Каждый учащийся с первых шагов должен понять конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане.

Учитель должен знать отличие исследования от проектирования. Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Таким образом, как отмечает А.И.Савенков, «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». [ 4]

Вместе с тем в основе и метода проектов, и метода исследований лежат:

-развитие познавательных умений и навыков учащихся;

-умение ориентироваться в информационном пространстве;

-умение самостоятельно конструировать свои знания;

-умение интегрировать знания из различных областей наук;

-умение критически мыслить.

Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Это задача личностно-ориентированной педагогики.

Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагает:

-наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

-практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

-самостоятельную деятельность ученика;

-структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

-использование исследовательских методов, то есть определение проблем и вытекающих из нее задач исследования; обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

Использование данных методов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. А для этого учителю необходимо:

-владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

-уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;

-устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом, деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

-уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно. Исследование – бескорыстный поиск истины, всегда творчество.

Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. [5]

Более десяти лет в нашей школе работает научное общество учащихся «Мысль». Оно имеет в своем составе семь секций: секция психологических исследований, секция информационных технологий, секция физкультуры, спорта и туризма, секция истории, экономики, права, краеведения, секция литературы и искусства, секция естественно–научная, секция младших школьников.

В начале года утверждается план работы школьного научного общества, формируются творческие группы учителей, разрабатывается алгоритм деятельности учителя по сопровождению проектов и исследованию. Формируется творческий коллектив учащихся, желающих заниматься научно-исследовательской работой. Происходит выбор тем и направлений для творческих исследовательских работ, осуществляется консультативная помощь учащимся по технологии выполнения исследования, организации научной работы. Ведется совместная работа учителей и родителей по созданию условий успешности в осуществлении исследовательской деятельности. Проводятся методические семинары по вопросам организации научно-исследовательской работы и обмена опыта этой работы. Члены научного общества участвуют в школьных, районных, зональных, краевых олимпиадах, творческих конкурсах.

Важнейшим навыком, который приобретают учащиеся в ходе проектной деятельности, является навык публичного выступления с целью презентации результата своей работы и самопрезентации собственной компетентности. Умение кратко и убедительно рассказать о себе и своей работе, очень востребовано в современном обществе.

Ежегодно в апреле проходит научно-практическая конференция для старших классов «Полет мысли», а для младших школьников «Всезнайка». Именно на научно-практической конференции подводятся итоги научно-исследовательской работы за учебный год. К участию в конференции допускаются ученики 1-4 классов и 5-11 классов, участвующих в работе научных секций. На конференцию представлены работы, выполненные членами школьных секций индивидуально или в группе. Мы стараемся, чтобы это мероприятие прошло нестандартно. В зале присутствуют родители, учителя, одноклассники, учащиеся других классов и гости школы. К ученической конференции дети готовят костюмы и сценарии своих выступлений, презентации проектов. Их выступление должно быть понятным, четким, научным и логичным. На презентации своей работы важен творческий подход авторов и их руководителей. Требования, предъявляемые к работе:

-работа должна быть представлена так, чтобы исследовательские усилия и достижения автора были освещены в максимально полном объеме;

-представляемый материал должен быть хорошо структурирован, для этого его следует изложить его ясно, логично и доказательно;

-автор должен свободно владеть материалом и быть готовым к защите своих идей;

- презентация должна быть наглядной, аппаратура, рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, фильмы и т.д. не обязательны, но могут быть полезны. Они должны быть выполнены учеником при минимальной помощи взрослого. Победители конференции награждаются дипломами школы. Они участвуют в Конкурсе научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани.

Таким образом, задача педагога заключается в том, чтобы проектно-исследовательская деятельность превратилась в увлекательный процесс, который поведет ученика по ступенькам познания к разгадыванию загадок, тайн и секретов из различных областей знания.

Список литературы:

1. Ананьева Н.О. Организация научной и творческой деятельности младших школьников. - М.: Завуч начальной школы, 2010.

2. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. М., 2003.

3. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников. - М.: Генезис, 2005.

4. Савенков А.И. Методика учебного исследования и проектирования в практике начального обучения. – М.: Начальная школа и образование, 2012.

5. Сухарецкая Е. Проекты и исследования. – М.: Первое сентября, 2008.

6. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.

7. Сырицына С.И. Научно-исследовательская деятельность НОУ начальной школы «Эврика». – М.: Завуч начальной школы, 2010.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР