Мы добрым солнышком согреты. |
Содержание - Начальные классы, ГПД |
Холова Майя Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №3» города Новый Оскол Белгородской области.
Дата публикации: 17.12.2015
МЫ ДОБРЫМ СОЛНЫШКОМ СОГРЕТЫ (Сотрудничество учителя начальных классов и родительской общественности) Современная ситуация, сложившаяся в образовательном пространстве, вызывает множество проблем. Прежде всего, это проблемы нравственности и морали, всё увеличивающееся количество асоциальных явлений: рост преступности и наркомании. Безусловно, во многом это результат снижения воспитательной роли семьи и воспитательной функции образовательного учреждения, как ведущих институтов социализации человека. Наша школа уже несколько лет работает над проблемой: « Построение модели школы социального партнёрства». Стало очевидным, что современная школа, как один из многих социальных институтов общества, должна рассматривать задачу приоритетности воспитания как одну из самых важных. Однако изучение практики работы образовательных учреждений показало межведомственную изолированность, неумение социальных институтов системно взаимодействовать между собой в вопросах воспитания ребёнка. Подобная изолированность снижает педагогический потенциал общества, семьи и тех социальных институтов, которые могли бы быть активными участниками процесса педагогизации среды. При этом воспитание не должно рассматриваться в качестве череды изолированных мероприятий, а должно стать основой управления процессом социализации личности школьника, являясь тем самым содержательным и целенаправленно планируемым. В настоящее время получают широкое распространение педагогические идеи социального партнёрства, при котором различные социальные институты (учреждения дополнительного образования, учреждения культуры, предприятия, банк, учреждения здравоохранения, ОУ, ДОУ, ВУЗы, родители учащихся) должны выходить на принципиально иной уровень работы планируемого системного взаимодействия. Понятие «социальное партнёрство» определяется нами как направленная на воспитание детей система взаимодействий и взаимоотношений специалистов различных областей деятельности, призванных решать педагогические задачи на внутриведомственном уровнях. Социальное партнёрство – непременный атрибут открытого демократичного общества. Сам термин «партнёрство» предполагает определённую форму отношений (взаимодействия, поведения), которые возникают в процессе деятельности по решению общих задач. Одна из актуальных проблем современной школы и в целом страны – это воспитание подрастающего поколения. Многое разрушено, незаслуженно забыто, преднамеренно искажено, а учителю хочется не только научить своих детей, но и воспитать их настоящими людьми. Без семьи это сделать трудно, а иногда невозможно. Родители являются самыми главными «социальными партнёрами» учителя начальных классов. Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья – это малый мир, малое общество, которое наши православные предки величали «малой Церковью». Только в полноценной семье человек может быть по-настоящему счастлив, обрести мир души, равновесие, тишину сердца. С семьи начинается развитие каждого из нас. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями - всё это зарождается в дружной, тёплой атмосфере дома. Работа с родителями - один из труднейших участков деятельности учителя. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знаний психологии и педагогики. Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Не зная учеников и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания детей. В настоящее время в обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов воспитания. Это объясняется объективными процессами, хотя и трудно, но развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией общественных отношений, ростом понимания того, что приоритет в воспитании детей принадлежит, прежде всего, семье. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление взаимопонимания в семье, на повышение педагогической культуры родителей, на совершенствование воспитательного потенциала семьи. Пристальный интерес к семье объясняется и рядом других обстоятельств: ухудшение демографической ситуации в стране; усложнением воспитательных задач и ростом числа детей с отклоняющимся поведением, усложнением психологического, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также во многом формируются в семье. Наконец, нельзя не считаться и с тем, что меняется и сам объект воспитания -ребёнок. Он становится всё более информированным и развитым, поэтому руководство его духовным и нравственным созреванием требует более высокой культуры и педагогического мастерства взрослых. Взаимодействие личности, семьи, школы и общества становятся сегодня глобально, общемировой проблемой. Специфический характер приобретает она и в нашем обществе. Вот далеко не полный перечень социально – экономических условий, влияющий на развитие семьи и процесс воспитания подрастающего поколения: нравственное неблагополучие в обществе, психологический кризис несовершеннолетних, падение воспитательной роли семьи. Современная семья представляет собой сложную структуру и в то же время устойчивую систему, которая создаёт специфическую атмосферу жизнедеятельности людей, формирует нормы взаимоотношений и поведения растущего человека. Однако снижение роли семьи - факт, не вызывающий сомнения. Беда в том, что ею в последние годы утеряны многие ценности, которые веками считались основой семейного воспитания. Восстановление воспитательной роли семьи в изменившихся социально-экономических условиях является одной из важнейших задач общества. В то же время нельзя игнорировать тот факт, что на сегодняшний день семья не готова взять на себя всю нагрузку по воспитанию детей школьного возраста. Среди основных трудностей на первом месте стоит самоустранение семьи от воспитания детей. Родителям становится всё труднее справляться с данной ролью, и они всё больше надеются на воспитательную роль школы. Проблема взаимодействия школы и семьи всегда содержала много аспектов. И у педагогов, и у родителей в нашем обществе были сформированы неправильные установки на сам процесс сотрудничества. По сложившейся традиции считалось, что учитель обязан руководить, управлять семейным воспитанием, предъявлять требования ученику и его родителям от имени общества. Сами же родители часто совершенно равнодушно относились к традиционной психолого-педагогической пропаганде и редко доверяли учителю свои проблемы, считая, что всё равно он вряд ли их поймёт. Таким образом, формировалась позиция: кто кому должен, кто кому обязан, кто прав, кто виноват. Сегодняшняя действительность ставит учителя перед необходимостью пересмотра привычных установок. Учителя и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании ребёнка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Изменения же в установках неизбежно влекут за собой поиск новых форм взаимодействия школы и семьи. На сегодняшний день у нас крайне мало специалистов, работающих непосредственно с семьёй, поэтому учитель в силу имеющихся у него профессиональных знаний и педагогического опыта обязан оказывать помощь родителям в воспитании детей. А для этого необходимо улучшать качество подготовки учителя к сотрудничеству с семьёй. Достичь успехов в воспитании обучающихся начальных классов помогают родители, которые становятся союзниками в работе учителя, вместе делая жизнь детей интересной и содержательной. Формы участия родителей в жизни класса очень разнообразны: это родительские собрания, посещения уроков, участие в подготовке и проведении праздников, организации экскурсий, выставок, дней открытых дверей, участие в конкурсах. Учитель начальных классов - первый учитель для родителей, у которых дети стали школьниками. От него зависит, как он сумеет расположить родителей к школе, будут ли они его помощниками, будут ли правильно реагировать на замечания по поводу учёбы и воспитания детей. Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. Родительские собрания, проводимые в нашем классе, совсем не утомляют родителей. Чтобы повысить интерес родителей, изложение теоретических вопросов я сопровождаю анализом примеров из жизни коллектива класса. Такие собрания носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей. Моя задача состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания. Это возможно тогда. Когда на фоне общих дел видят деятельность своих детей. Несмотря на то, что рассказать о каждом ученике трудно, я всё же стараюсь похвалить каждого ребёнка. Метод поощрения стимулирует детей через родителей. Частый гость родительских собраний в нашем классе - школьный психолог. Он рассказывает родителям об адаптации учащихся в школе, о возрастных кризисах в развитии и воспитании детей, проводит индивидуальные консультации для родителей, умеет дать нужный совет и ответить на задаваемые вопросы. Итоговые родительские собрания провожу в конце каждой четверти. В их задачу входит подведение результатов развития детского коллектива за определённое время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребёнка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть. В своей работе перед началом родительского собрания практикую проведение утренников или праздников, на которых учащиеся с удовольствием исполняют монологи, декламируют стихи, раскрывают свои таланты. Родители являются активными помощниками и участниками в проведении этих мероприятий. Экологические утренники, «Новогодние карнавалы», спортивные состязания, экскурсии в природу, участия в конкурсах, походы ,увлекательные поездки в театры и музеи, викторины, выпуск стенгазет, дни Здоровья – это крепкая связь и дружба классного коллектива, учителя и родителей. Каждое проведённое мероприятие в классе – это наша большая творческая работа. Кропотливая ежедневная работа с родителями приносит положительные результаты: родители – первые помощники во всём, они не гости в школе, а равноправные члены классного коллектива. Вся эта работа требует ото всех большой затраты сил и времени, но зато и окупается сполна. Дети живут школьной жизнью, так как большую часть времени они проводят именно в школе. Радости, горести каждого ученика переживаются родителями, учащимися и учителем совместно. От того, как дети проживают каждый день в своей жизни, какие впечатления эмоционального плана остаются от каждого прожитого дня зависит результат их дальнейшего продвижения вперёд. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».