Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7447299
«Приемы формирования навыков самоконтроля и самооценки у школьников».
Содержание - Начальные классы, ГПД

Казаренко Елена Борисовна, учитель начальных классов, МБОУ "СОШ № 3" г.Новый Оскол, Белгородской области. 
Под влиянием социально-экономических и культурных перемен в обществе изменилось содержание социального заказа, предъявляемого к системе образования. Определился ряд общих проблем, среди которых есть проблема отсутствия систематичности в реализации целостного развития личности, подготовка ее к жизни, труду и образованию в современном обществе и проблема несоответствия умений выпускников общеобразовательных учреждений современным требованиям к уровню коммуникативной и информационной культуры.

 


Дата публикации: 03.11.2016


«Приемы формирования навыков самоконтроля и самооценки у школьников»

Под влиянием социально-экономических и культурных перемен в обществе изменилось содержание социального заказа, предъявляемого к системе образования. Определился ряд общих проблем, среди которых есть проблема отсутствия систематичности в реализации целостного развития личности, подготовка ее к жизни, труду и образованию в современном обществе и проблема несоответствия умений выпускников общеобразовательных учреждений современным требованиям к уровню коммуникативной и информационной культуры.

Были выделены приоритеты в развитии образования, способствующие позитивным переменам и условиям их реализации. Особенно ценным для школьного учителя является признание ученика субъектом образования, самоценности его индивидуальности.

В ходе реализации программы развития системы образования, предполагается повышение качества образования и образовательных технологий и апробации нового содержания.

«Новое содержание» понимается как содержание, способствующее развитию личности ребенка, его становления как субъекта разных форм и видов деятельности ,в том числе и учебной. Специфика и сущность учебной деятельности усматривается не только в самоизменении индивидом самого себя как субъекта, но и в способности фиксировать изменения.

Обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, — цель развивающего обучения.

Для реализации этой цели в начальной школе апробируется технология «формирования учебной деятельности».

Формирование учебной деятельности — процесс многоплановый, сложный и идти может многообразными путями. Центральные зависимости определяются тем, как будет обеспечено формирование ведущих компонентов этого процесса: мотивов учебной деятельности, целеполагания, учебных действий, действий контроля и оценки. Особое значение придается действию самоконтроля, так как именно оно характеризует учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс.

И именно сейчас , старое дидактическое правило «Учить детей учиться» как никогда приобретает актуальность, так как школьная реформа подняла процесс управления учением на качественно новый уровень: научить ученика самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью, т.е. научить его умению планировать предстоящую деятельность, организовывать ее выполнение своими силами и в процессе выполнения намеченного осуществлять самоконтроль.

Учебная деятельность ― ведущая деятельность младшего школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий.

Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний.

Эта деятельность, как и всякая деятельность, имеет свой предмет - это человек. В случае обсуждения учебной деятельности младшего школьника — ребенок ,учась способам письма, счета, чтения и т.д., ориентирует себя на самоизменение- он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий.

Самое существенное в учебной деятельности — это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений. «Не умел»- «Научился», «Не мог» — «Смог», «Не знал» — « Знаю» — ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений.

Особенности действия контроля у разных учеников могут быть различными, и эти различия могут проявляться в степени автоматизированности его протекания (представляет ли он собой развернутое самостоятельное действие или включен в процесс выполнения учебных действий), в его направленности (контролируется процесс выполнения действий или лишь его результаты), в критериях, на основе которых строится контроль(материальное или идеально представленная схема — образец), во времени его осуществления(после действия, в процессе действия и до его начала) и т.п. Эти и другие характеристик и контроля и составляют предмет его диагностики.

Оценка выполняет функцию подведения итогов выполненной системы действий и определению того, правильно или неправильно они совершены, а так же функцию определения перед решением задачи возможности или невозможности ее решить. Итоговая оценка как бы санкционирует факт совершения действий (если она положительная) или побуждает ученика к углубленному анализу условий задачи и оснований своих действий (если она отрицательная).

А оценка, выносимая учеником перед решением задачи, позволяет ему адекватно определить свои возможности в ее решении и в соответствии с этим спланировать свою деятельность.

Каждый из описанных выше основных компонентов учебной деятельности может характеризоваться различными качественными особенностями, которые позволяют судить о степени его сформированности у ученика. Так, компонент может практически полностью отсутствовать, не проявляться при решении учебных задач, — в этом случае можно говорить о его несформированности. Или он может проявляться лишь в элементарных своих формах, которые свидетельствуют лишь о начальных этапах его формирования. Наконец, он может обнаружиться в относительно совершенной, развитой форме, являющейся показателем достаточно полной его сформированности.

Наряду с формированием действий оценки и действий контроля имеет смысл говорить о развитии навыков такого особого структурного компонента учебной деятельности, как самоконтроль.

Если педагоги обещают воспитать у учеников умение учиться, они тем самым обещают воспитать у детей умение контролировать свои действия, спокойную уверенность в себе (без самолюбования), сочетающуюся со спокойной самокритичностью.

Самоконтроль — осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека.

Самоконтроль начинается там, где ребенок сам участвует в производстве контроля — в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.

Поэтому контроль и самоконтроль навыков следует выстраивать на следующих принципах:

1. Содержательный самоконтроль работы должен быть предельно дифференцирован, чтобы каждое усилие ученика контролировать отдельно.

2. Контроль учителя — это прежде всего средство выращивания здорового самоконтроля ребенка, следовательно ученики должны:

  • получить от учителя однозначные, предельно четкие критерии контроля;
  • участвовать в разработке контроля вместе с учителем.

3. Самоконтроль ребенка должен предшествовать контролю учителя ,лишь тогда отношения перестанут быть односторонними.

Школьник должен овладеть приемами учебной работы, осознать себя самостоятельным в выборе способа усвоения знаний, т.е. научиться пользоваться учебной и справочной литературой, наглядными материалами, овладеть приемами, которые помогают воспринимать учебный материал (наблюдение, запоминание, создание образов ,логических связей, ассоциаций).

Зачастую эти приёмы не контролируются, т.к. они происходят в уме, никак не проявляются внешне. Если учитель просит вставить пропущенные буквы и списать упражнение, или решить задачу, или выучить стихотворение, ученики с готовностью принимаются за дело, но, как научить это делать, чтобы процесс был эффективен? А ведь чтобы успешно справиться с заданием, необходимо точно знать, какие операции и в каком порядке надо сделать, т.е. нужно раскрыть технологию выполнения задания. Именно поэтому можно предложить детям памятки “Учу наизусть”, “Как решать задачи” ,“Как правильно оформить проект" и т.п.

Под руководством учителя ученики должны овладеть обобщенной схемой действия. При выполнении следующих упражнений и заданий, руководствуясь усвоенными алгоритмами действий, ученики уже будут способны сконцентрировать внимание на главных вопросах и смогут выбрать рациональные способы решения учебных задач, т.е. контролю подвергнется не только конечный результат, но и сам процесс выполнения задания.

Прежде чем начать контролировать свои действия, надо научиться контролировать действия других людей. Поэтому сначала можно учиться проверять тетради одноклассников . Работа в парах и группах ,обмен тетрадями повышают ответственность ребят, они становятся более внимательными, это заставляет их вспомнить и повторить про себя правило, т.к. им нужно будет не просто исправить механически ошибку, но и обосновать ее исправление.

Действенным приемом обучения самоконтролю является коллективная проверка в сочетании с контролем учителя ,когда весь класс слушает ответ ученика и под руководством учителя проводится разбор ответа или выполненного на доске задания, устанавливаются допущенные ошибки и проводится их коллективное исправление с объяснением.

Перед каждым учеником на парте лежит памятка с планом ответа и листок бумаги, на котором в точном соответствии с памяткой, цифрами обозначены все этапы ответа ученика. Во время ответа у доски учащегося никто не перебивает ,не исправляет, не задает никаких вопросов. Все внимательно слушают и знаками«плюс» и «минус» на листке бумаги отмечают правильность ответа по каждому пункту плана. В случае необходимости делают какие-то пометки для последующего комментирования ответа. Такая форма работы на уроке называется взаимоконтроль.

Выделяют взаимоконтроль по процессу, рассмотренный выше, и взаимоконтроль по продукту, т.е. контроль за качеством знаний, умения и навыков.

Таким образом, говоря о способностях и возможностях самопроверки в начальных классах, надо учитывать уровень подготовленности и индивидуальные особенности учащихся. Возрастными особенностями младших школьников объясняется использование игровых заданий и дидактических игр с элементами соревнования. Это оживляет учебную деятельность, повышает интерес и воспитывает веру в свои силы и возможности. В результате такого построения уроков, учащиеся приучаются работать коллективно, и вместе с тем, каждый самостоятельно. Предлагаемые приемы позволят учителю так организовать урок, чтобы дети практически тренировались контролировать не только товарищей, но и формировали навык самоконтроля:

  • сверка с написанным образцом;
  • проверка по инструкции;
  • взаимопроверка (работа в парах)
  • сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике;
  • коллективное выполнение задания и коллективная проверка;
  • сочетание коллективной и индивидуальной работы;
  • самостоятельное придумывание заданий;
  • выполнение задания по алгоритму;
  • выполнение задания по наводящим вопросам;
  • выполнение задания по образу;
  • проверка с помощью сигнальных карточек;
  • подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.

Эти приемы будут способствовать формированию ответственности за свои действия, а, в конечном счете — сформируется привычка самоконтроля.

При повторении состава числа учитель использовал игру «Молчанка». Он начал так: «Число 60 состоит из пяти десятков и еще …единиц?» (В это время на классной доске появляется запись: 60=50+…, 60=20+…, 60=30+…, 60=…+20,60=30 +…) Учащиеся молча по одному выходят к классной доске и записывают ответы вместо точек. После этого следует громкое проговаривание: «Число 60-это 5д. и 1д., из 2д. и 4д., из 3д. и 3д.».

В дальнейшем на уроке при решении примеров на классной доске, а также при проверке выполнения самостоятельных заданий, когда обнаруживались неправильные ответы, учащиеся сразу же поднимали красные сигнальные карточки, как бы зажигая красный сигнал «Стоп!»

На этом уроке абсолютно все учащиеся активно участвовали в учебном процессе, были предельно сосредоточены, внимательны. Учитель видел результаты своей работы, получая с помощью простейших средство обучения обратную связь от каждого ученика.

Упражнения на развития самоконтроля, творческие задания, упражнения на развитие психических процессов и другие формы и методы работы могут применяться на любых уроках, органично вплетаясь в их контекст.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР