Статья «Безотметочная и рейтинговая система оценивания учащихся». |
Содержание - Начальные классы, ГПД |
Фатьянова Елена Петровна, учитель начальных классов, МБОУ "СОШ № 3" г. Новый Оскол, Белгородской области.
Дата публикации: 03.11.2016
Безотметочная и рейтинговая система оценивания учащихся Система безотметочного обучения в начальной школе Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания такие как: не формирование у учащихся оценочной самостоятельности; затруднение индивидуализации обучения; малая информативность; травмирующий характер. Безотметочное обучение вводится в 1 классе и первом триместре 2-го класса начальной школы и призвано способствовать индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Основными принципами безотметочного обучения являются: * дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий; * критериальность – содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими; * приоритет самооценки – формируется способность учащихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся - прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя; * непрерывность – с учетом непрерывности процесса обучения, предлагается перейти от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему. При этом учащийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении; * гибкость и вариативность инструментария оценки – в учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на прогресс или регресс в успеваемости и развитии ученика; * естественность процесса контроля и оценки – контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях. Никакому оцениванию не подлежат: * темп работы ученика; * личностные качества школьников; * своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.). Возможные приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении: * «Смайлик» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: желтый – я умею сам, зеленый – я умею, но не уверен, красный – нужна помощь; * «Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно; - «Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше; * Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д. Приложение Безотметочное оценивание Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к системе оценивания, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания. Безотметочная система уже основательно закрепилась в начальной школе. Приоритетной целью обучения в начальной школе является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Одна из целей безотметочного обучения – сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. По мнению психологов, это позволит учителю, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и, во-вторых, более эффективно формировать знания и навыки. Вторая важная цель безотметочного обучения – сформировать и развить оценочную деятельность у детей. Делая педагогический процесс гуманным и направленным на личность ребенка. Это становится и условием, и результатом сотрудничества между учителем и детьми, закрепляет взаимопонимание и взаимодействие. Принципы безотметочного обучения ( Г.А. Цукерман ) Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Самооценка учащегося должна постепенно дифференцироваться. Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявляемые самими детьми для оценки, опираясь на правило « Добавлять , а не вычитать». Содержательное (само)оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать. Учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий. Оценивается, прежде всего, должна динамика успешности учащихся относительно самих себя. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которое оформляется в классе и дома особым образом. Для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система оценок. 1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок есть предмет особого обсуждения, в котором и зарождается объективация критериев оценки. 2. Самооценка учащихся должна постепенно дифференцироваться. Уже в первом классе ребенок должен учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. 3. Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки, с опорой на правило «добавлять, а не вычитать». 4. Содержательное самооценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать. 5. Учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объема домашних заданий. 6. Оцениваться должна прежде всего динамика учебной успешности учащихся относительно их самих. 7. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которое оформляется в классе и дома особым образом. Функции безотметочного оценивания в начальном образовании Здоровьесберегающая — опирается на технологию педагогической поддержки, которая основывается на эмоционально доброжелательном фоне оценивания, сотрудничестве и взаимопонимании всех участников учебно-воспитательного процесса. Обучение оценочной деятельности происходит через личностную поддержку ребенка. Психологическая — связана с развитием адекватной самооценки ребенка, которая способствует успешной адаптации и самореализации личности младшего школьника. В этом случае становится возможным внутреннее принятие оценки учеником, она начинает помогать ребенку учиться. Развитие адекватной самооценки возможно при содержательном оценивании, связанном с преодолением таких проблем, как страх перед наказанием, мания несправедливых обид, озлобленность, равнодушие, угнетенность и т. д. Динамическая — связана с формированием целостного понятия об оценочной деятельности, с присвоением коэффициента эффективности обучения, при котором основанием в оценке становится критерий относительной успешности. Представление учащихся о разнообразных моделях, видах и формах Оценивания дает возможность получения объективной оценки собственного развития, так как оно может быть измерено различными способами и шкалами. При использовании безотметочной системы важно увидеть рост каждого ученика, его умение работать в классе и самостоятельно. Нельзя оценивать личностные качества ученика: особенности памяти, восприятие, внимание. Необходимо четко определить, что можно оценивать, какие это компетенции. По математике может быть оценка следующих компетенции: — умение выполнять арифметические действия; — умение составлять краткую запись; — умение решать задачу; — умение составлять схему; — умение считать устно. При введении безотметочного обучения особая работа должна проводиться с родителями. С появлением безотметочного оценивания в школе родителям не следует дома выставлять ребенку свои отметки, но они должны видеть успехи и неудачи своего ребенка, чтобы по возможности решить их. Безусловно, система оценивания учебных достижений младших школьников должна улучшить психологическое состояние детей, устранить тревожность, побудить исправить свой прежний результат, помочь ребенку найти себя не только в учебной, но и в других видах деятельности, подчеркнуть индивидуальность каждого ребенка. Портфолио Портфолио должно представить отчет по процессу образования школьника, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения. Традиционное портфолио представляет собой коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Являясь по сути альтернативным по отношению к традиционным формам (тест, экзамен) способом оценивания, портфолио позволяет решать две задачи: 1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, вне сравнения с достижениями других учеников. 2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата (как в американской профильной школе). Портфолио является современной формой оценивания, отвечает духу профильного обучения, позволяет решить следующие педагогические задачи: • поощрять активность и самостоятельность учеников, расширять возможности обучения и самообучения; • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; • формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; • содействовать индивидуализации образования школьников; • повышать обоснованность выбора профиля и эффективность его коррекции. Применительно к задачам профильного обучения можно сказать, что портфолио служит основанием для совершения правильного выбора профиля, показателем ориентированности ученика на выбранное направление, его образовательной активности, готовности к переходу на следующие этапы образования и выбора профессии. Портфолио позволяет осуществить длительный мониторинг индивидуальных образовательных достижений ученика и развития сферы его интересов на разных ступенях обучения. Портфолио позволяет наиболее полно отразить способы и результаты профилизации учащегося: содержит информацию о предметах и курсах, пройденных в ходе профильного обучения, о проектно-исследовательской деятельности и др. Много достоинств есть у портфолио как формы представления достижений учащихся, однако существуют и недостатки. Недостатки портфолио 1. Возникает проблема обязательного минимума и необязательного максимума соответствующих его элементов. 2. Могут быть сложности с распределением «веса» оценки между различными элементами портфолио. 3. Не исключено противоречие между направленностью портфолио на качественно-количественную оценку и требованием школьной администрации «все переводить в стандартную количественную оценку». Тестирование В педагогической практике тестирование уже давно используется как эффективная процедура педагогической аттестации. В настоящее время тестовые методы контроля все более активно внедряются в отечественную практику. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам педагогического тестирования показывает, что достаточно эффективным может быть только тот педагогический тест, который соответствует критериям теории тестирования, принципам и условиям организации педагогического контроля. Достоинства тестовой формы: • за определенный, достаточно ограниченный, промежуток времени может быть проверен большой объем разнообразного учебного материала у большой группы испытуемых; • высокая объективность процесса измерения и интерпретации результатов; • возможен контроль на необходимом, заранее определенном уровне; допускается изменение степени трудности вопросов, в качестве вариантов ответа приводятся типичные ошибки, встречающиеся на данном уровне; • возможен самоконтроль на предварительном этапе с целью оценки результатов подготовки; • получение объективной оценки знаний, как для преподавателя, так и для учащегося (с пониманием своих ошибок); • фиксирование внимания учащихся не на формировании ответов, а на осмысливании их сути; • возможность автоматизации процесса проверки ответов; • возможность свести к минимуму субъективное влияние преподавателя на результат измерения; | • статистическая оценка результатов контроля, а значит и самого процесса обучения. К преимуществам тестового контроля можно отнести и возможность проводить тест на всех этапах обучения (вводный и текущий, рубежный и итоговый контроль), что позволяет эффективно управлять учебным процессом. Однако тестовый контроль обладает рядом недостатков: • значительные затраты времени на первичную подготовку качественных контрольно-измерительных материалов (КИМов); • большая вероятность выбора ответа наугад; • проверка лишь конечных результатов действий, затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику рассуждений учащихся; • категоричность оценки выполнения задания — задание выполнено правильно и полностью, и задание не выполнено; • разработка учебников, ориентированных на тестовую форму контроля; • малое количество специалистов по тестированию в системе образования, что замедляет процесс перехода на современное тестирование. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».