Особенности проектной деятельности в начальной школе. |
Содержание - Начальные классы, ГПД |
Годлевская Любовь Ивановна, «Почётный работник общего образования Российской Федерации», учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 19» г. Абакан. Дата публикации: 22.12.2016 Особенности проектной деятельности в начальной школе. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладеть новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот вопрос времени является идея компетентностно – ориентированного образования. Для достижения нового результата образования необходимо внедрение новых технологий. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно – ориентированный подход в образовании, является метод проектов. И начинать работать надо по этой технологии с начальных классов. Ученики сегодня другие, и роль учителя должна быть другой. Нужны деятельностные, групповые, игровые, проблемные формы и методы обучения. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребёнком, классом, группой, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решать несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ученика требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Для того, чтобы добиться успеха, каждому ученику приходиться добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным я считаю тот проект, для выполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Ведь что такое проект? Это - творчество. Это - пять «П». 1. Проблема. 2. Проектирование. 3. Поиск информации. 4. Презентация. 5. Продукт. Педагогическая ценность ученического проекта определяется; 1.Возможностью осуществления силами данного ученика и коллектива. 2. Содержанием в нём новых проблем. 3.Навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом. 4. Заинтересованностью ученика в работе. Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта. В начальной школе на уроке своя структура проекта. Она примерно одинаковая на всех уроках. Первый этап включает в себя организационный момент. Дети распределяются на инициативные группы. С учётом работы с первоклассниками это могут быть такие группы: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели. Для создания оптимальных условий осуществления совместной деятельности необходимо детей пересадить в соответствии с образовавшимися группами. Состав групп следует продумать заранее с учётом дифференцированного подхода. Наиболее сильные дети объединяются в группы «аналитиков» и испытателей. Второй этап направлен на формулирование темы и целей деятельности. Третий этап является подготовительным. Это обдумывание проекта и составление плана. Так как этот приём несколько труден для первоклассников, то учитель сам направляет работу детей так, чтобы результатом «мозгового штурма» стал выбор, близкий к выбору учителя. Здесь очень важна роль «аналитиков», которым предстоит откорректировать предложения остальных детей. Четвёртый этап представляет собой этап проектной деятельности. На этом этапе осуществляется разработка основных разделов проекта. Работа проходит в группах. Организована она может быть по - разному. Каждый раздел может разрабатываться каждой группой по очереди. Результат оформления каждого раздела тогда будет складываться из промежуточных продуктов деятельности групп. Эта форма организации удобна на первых уроках, когда идёт обучение учащихся и необходима руководящая роль учителя. В дальнейшем можно каждой группе поручить разработку своего раздела и повысить этим степень самостоятельности детей. На этом этапе урока очень важно ролевое участие детей в проекте. Ведь именно здесь каждый ученик должен внести свой вклад в соответствии с выбранной им ролью. Общей для всех уроков является единая технология работы групп. Начинают работать «экспериментаторы». Они выполняют наблюдения, которые позволяют «аналитикам» сделать выводы и систематизировать их в виде правил, схем, рисунков и так далее. «Иллюстраторы» подкрепляют каждый раздел проекта наглядно. «Испытатели» отвечают за апробирование отдельных частей и всего проекта. Пятый этап – практическое применение разработанного проекта. На этом этапе главная роль отводится «испытателям» . А остальные группы внимательно следят за «работой» своей части проекта, а при необходимости они могут внести свои коррективы. Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. Дети рассказывают, что им понравилось, с какими трудностями они встретились, анализируют причины этих трудностей. Седьмой этап – подведение итогов всей работы в целом. Для примера возьмём фрагмент урока математики – решение задачи. На ёлке висело18 игрушек. Из них 3 красных шара, 7 - зелёных, а остальные были фонарики. Сколько фонариков висело на ёлке? Учитель распределяет задания по группам. «Иллюстраторы» выполняют краткую запись: чертежом, рисунком, схемой или словами. «Экспериментаторы» выполняют решение разными способами. «Испытатели» выбирают из предложенных решений ,те которые считают верными. «Аналитики» выполняют краткую запись, решают задачу. Даётся время на работу в группах. Затем к доске выходят по одному или несколько представителей в зависимости от того, сколько вариантов ответов они приготовили. Каждая группа рассказывает и показывает свою работу. В итоге «Аналитики» , сопоставив свою работу с работой других групп, делают вывод, что краткая запись и решения могут быть разными, но результат должен быть одинаковым. Конечно , составление проектов в начальных классах – сложный процесс. Однако грамотно организованная работа над проектом позволит развивать: 1. Познавательные процессы. 2. Умение ориентироваться в информационном пространстве. 3. Умение самостоятельно конструировать свои знания. 4. Умение интегрировать знания из различных областей наук. 5. Умение критически мыслить. Использование этого метода предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. А для этого учителю самому необходимо владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовывать исследовательскую самостоятельную работу учащихся. Уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая детям свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом. Устанавливать и поддерживать эмоциональный настрой в группах, работающих над проектом, направляя их на поиск решения поставленной задачи. Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует, обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».