Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7430058
Формирование у детей двигательной функции. Статья с методическими рекомендациями.
Содержание - Начальные классы, ГПД

Жабарова Наталья Вячеславовна, учитель физической культуры МБОУ «Гимназия №10» г. Луховицы, Московская область. 
Статья предназначена для учителей начальных классов, которые ведут уроки физкультуры сами. Даю методические рекомендации из опыта работы по формированию и совершенствованию двигательной функции у учащихся 6-10 лет.

 


Дата публикации: 09.02.2017


Формирование у детей двигательной функции.

Чтобы успешнее и полнее решать задачи физического воспитания в школе с учетом современных требований, необходимо всесторонне изучать природу и условия развития двигательной деятельности человека. Одна из важных частей этой проблемы - изучение педагогических аспектов развития двигательной функции у детей дошкольного возраста.

Способность человека осуществлять сложные по координации движения, управлять ими и переключаться с одних движений на другие, быстро производить новые двигательные акты в соответствии с изменяющимися условиям и внешней среды – все это свойства двигательной функции, обусловленные биологическим и педагогическим факторами.

Биологический фактор связан с возрастными особенностями детей и подростков, его влияние существенно сказывается на их двигательной функции. Биологическому развитию ее способствуют: созревание двигательного анализатора; возрастные особенности коры больших полушарий (функциональные ее возможности) и нервно-мышечного аппарата; биологическая зрелость (половое созревание); явление акселерации; физическое развитие. Все компоненты биологического фактора изучаются физиологами, гигиенистами, морфологами, врачами; нам, педагогам, нужно их учитывать и действовать сообразно с их проявлениями.

Однако двигательная зрелость связана еще и с режимом двигательной деятельности. Следовательно, формирование и совершенствование двигательной функции возможно путем педагогического воздействия при соблюдении основных условий.

Первое из условий – обучение двигательным действиям. Чем богаче двигательный опыт школьников, чем большим запасом условно-рефлекторных связей они владеют, чем многообразнее эти связи, тем легче и быстрее формируются у них новые формы движений. Очевидно, обучение школьников по более широкой программе с включением в нее упражнений основной гимнастики, игр, плавания, передвижения на лыжах, спортивных упражнений будет способствовать формированию двигательной функции.

Второе условие – развитие физических качеств. Чем выше уровень их развития (с учетом сенситивных периодов), тем успешнее формируются двигательные навыки, а следовательно, и двигательная функция. У детей необходимо развивать равномерно все физические качества, акцентируя внимание в 6-7 лет на быстроту одиночных движений, гибкость, ловкость, статическую силу мышц туловища; в 8-10 лет – на быстроту, ловкость, статическую силу мышц туловища; в 11-13 – на скоростную силу; в 14-16 лет – на максимальную силу и выносливость.

Третье условие (наиболее важное) – обучение умению точно оценивать движения в пространстве, во времени и по степени мышечных усилий.

Реализация этих условий зависит от деятельности учителя. В процессе обучения двигательным действиям все условия педагогического воздействия взаимодействуют, так как интегральным показателем двигательной функции является формирование двигательных навыков. Исключение какого-либо из них может задерживать или осложнять процесс обучения. Тем не менее нельзя не отметить особую роль третьего условия.

Точность и координация движений обеспечиваются хорошо развитым мышечным чувством. Оно является результатом деятельности двигательного анализатора, которую можно совершенствовать только при специальном обучении с помощью физических упражнений.

И. П. Павлов, говоря о возможности управлять движениями, указывал, что если человек не чувствует в каждый момент своих движений, то и не может управлять ими.

В свое время П.Ф. Лесгафт убедительно доказал, что только через восприятие времени и пространства, дающее возможность анализировать различные движения частей тела и сравнивать их между собой, можно научить детей владеть ими в совершенстве. Очевидно, одно из главных условий успешного обучения школьников двигательным действиям – воспитывать у них способность управлять движениями, которая обусловливается развитием двигательного анализатора и тесно связана с умением оценивать выполняемые движения во времени, пространстве и по степени мышечных усилий. К сожалению, это условие почти не соблюдается при обучении на уроках физической культуры в школах. В связи с этим мы и остановимся подробно на выполнении этого условия.

Экспериментальным путем установлено, что точность пространственной, временной и силовой оценки движений вырабатывается у детей при применении специально направленных на это движений и метода срочной информации о величине допускаемой ошибки.

Установлено также. Что формирование умений оценивать двигательные акты в пространственных и временных границах подчиняется общим закономерностям, по которым формируются двигательные навыки, и тесно связано с координационной сложностью двигательного действия, при выполнении которого формируется это умение.

Вначале нужно научить детей различать отдельные характеристики движений в грубой форме, т.е. выполнять движения отдельными частями тела по большой и малой амплитуде (руками, туловищем, ногами) и всем телом в виде приседаний, прыжков, те же движения, но делать их медленно и быстро, с малыми усилиями и с большим напряжением мышц. При этом важно чередовать движения с большой и малой амплитудой, быстрые и медленные, с большими и малыми усилиями. Резко отличающиеся по характеру движения легче запоминаются, нежели сходные, имеющие малые различия. Такого рода двигательные задания доступны детям 6-7 летнего возраста. Они сравнительно легко различают быструю ходьбу и бег от медленной, большие расстояния при броске мяча от малых, медленные движения от быстрых.

Первоклассники после нескольких занятий способны не только выполнять движения отдельными частями тела по большой амплитуде, но и оценивать положения тела в пространстве (воспроизводить заданные положения); они достаточно точно различаю длину броска при метании малого мяча, а также большого мяча в пределах 4-5 м; хорошо определяют длину прыжка с места на заданное расстояние в пределах одного метра; различают длину короткого, среднего и большого шага при ходьбе и беге. Кроме того, они успешно обучаются выполнять движения в медленном, среднем и быстром темпе при ходьбе и беге.

Учащиеся 2 класса способны определять заданные дистанции и интервалы в пределах от одного до двух метров при выполнении строевых упражнений; различать длину прыжка по ориентирам в пределах от 50 см до одного метра, а также справляются с заданием выполнить прыжок на 50% от максимального; хорошо оценивают длину броска малого мяча на заданное расстояние; способны изменять темп бега с одноразовым его ускорением. При выполнении движений руками, ногами и туловищем им доступны задания на выполнение точных движений в пространстве в заданное время. Второклассники способны выполнить задание при прыжках и броске большого мяча с максимальным усилием и «в пол силы». Эффективны задания на определение размеров предметов и расстояний путем зрительной оценки их величины. Информацию о точности оценки дети должны получать путем собственных проверок (измерений).

В 3 классе работа по формированию умений оценивать пространственные, временные и силовые характеристики при выполнении различных двигательных заданий должна продолжаться путем усложнения этих заданий. Кроме того, вводятся новые задания на дифференцирование пространственных, временных и силовых характеристик. Примерами таких заданий могут быть: минимальные прибавления длины прыжка при трех- и четырехразовых повторениях; увеличение амплитуды движения на минимальную величину при выполнении наклонов туловища или движений руками по нескольку раз подряд; минимальное уменьшение времени при беге на месте и 20м при повторном про бегании; изменение длины шага и темпа бега по заданию учителя. Учащиеся 3 класса способны оценивать степень мышечных усилий при выполнении прыжков с места – прыгать на заданное расстояние или бросать набивной мяч с закрытыми глазами, по ощущению определять вес набивных мячей и других предметов.

Школьники, обучающиеся умению оценивать свои достижения во времени, пространстве и степени мышечных усилий, успешнее справляются с различными двигательными действиями, умеют сопоставлять движения, выявлять сходство и различие двигательных актов. Отмечено также. Что при обучении двигательным актам без формирования умений дифференцировать основные количественные характеристики движений дети ограничиваются рамками сформированных навыков без вариативности их выполнения.

Обучение умениям дифференцировать основные характеристики движений следует выделять как самостоятельную задачу – задачу обще двигательной подготовки. Это обусловливается тем, что способность оценивать отдельные характеристики движений не зависит от уровня развития отдельных физических качеств. Ученик может обладать, например, хорошо развитой силой и не обладать способностью управлять ею; способность оценивать отдельные параметры движений (силы, скорости, точности в пространстве) не переносится на другие, т.е. ученик может хорошо оценивать скорость движений и плохо – пространственную точность; способность оценивать основные параметры движений не зависит от уровня физического развития и физической подготовленности. Эти положения и обусловливают необходимость специального выделения (планирования) обще двигательной подготовки как относительно самостоятельной задачи, которая решается путем формирования способности оценивать основные параметры движений во времени, пространстве и по степени мышечных усилий.

Список используемой литературы:

* Бальсевич В.К., В.А. Запорожанов «Физическая активность человека» - Киев: Здоровье, 1982.-221с.

* Бауэр В.Г. «Социальная значимость физкультуры и спорта в современных условиях развития России», «Теория и практика физической культуры».-2001, №1-С, 50-56.

* Куликов Н.М., «Методологические предпосылки формирования интереса к занятиям физической культурой учащихся общеобразовательных школ». Педагогика; учебно-методическое пособие, ЧГИФК, 1999, 98с.

* Крюшко С.В., «Индивидуальный подход к физической подготовке». Минск, 1987, 24с.

* Сапин М.Р., Сивоглазов В.И., «Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма», учебное пособие, Москва, 1998, 438 с..

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР