Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7431434
Конспект урока окружающего мира в 1 классе «Мы в семье. Термины ближайшего родства. Волшебные слова семейного счастья».
Содержание - Начальные классы, ГПД

Шошина Ольга Ивановна, учитель начальных классов МОУ Кладовицкой ООШ Ростовского МР, Ярославской области. 
Данный урок рассчитан для обучающихся 1 класса. Он является первым в разделе «Наш дом и семья». Он составлен в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные и игровые технологии и в  форме чередования деятельности учителя и учащихся класса. На всех этапах урока ученики вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера. Учебный материал на протяжении всего урока работает  на организацию посильного поиска и соответствует  их жизненному опыту. Для каждого ученика создаётся ситуация успеха, что также способствует  повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Интенсивность урока  оптимальна  с учётом физических и психологических особенностей первоклассников. УМК «Перспектива», учебник  «Окружающий мир. 1 класс. Часть 1», авторы А. А, Плешаков, М. Ю. Новицкая;  Рабочая тетрадь  «Окружающий мир. 1 класс. Часть 1», авторы А. А, Плешаков, М. Ю. Новицкая.

 


Дата публикации: 09.02.2017


Конспект урока  окружающего мира в 1 классе

Тема урока «Мы в семье. Термины ближайшего родства.

Волшебные слова семейного счастья»

Цели деятельности учителя: закрепить знания учащихся по истории своей семьи; развивать  познавательную активность; формировать коммуникативные способности и умения вести диалог; воспитывать интерес к изучению отношений членов семьи.

Тип урока: постановка и решение учебной задачи.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:  научатся рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника, об интересных событиях в жизни своей семьи; называть по именам (отчеству и фамилии) членов своей семьи;   обсуждать коллективные результаты.

Метапредметные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,  овладение логическими действиями сравнения, классификации по родовидовым признакам;  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Личностные: осознание своих возможностей в учении.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

  Методы:

  • наглядные (для управления вниманием младших школьников)
  • интерактивные методы (для вовлечения всех учащиеся в процесс познания)
  • деятельностный метод (для активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности)
  • словесные методы
  • методы самоконтроля, самооценки

Приемы и методы создания мотивации:

  • апелляция к жизненному опыту детей
  • дидактическая игра

Оборудование: компьютер, иллюстрации животных и их детёнышей, музыка, карточки-помощники.

Ход урока

  1. 1.Организационный момент.

- Проверим готовность к уроку. У вас на парте должны лежать: учебник, тетрадь, пенал.

Раз, два, три — слушай и смотри!

Три, два, раз — мы начнём сейчас!

  1. 2.Психологический настрой

- Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками, с кем рядом сидите за партой. Что вы почувствовали при этом? (тепло)

  1. 3.Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей.

- Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чём-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот  о чём, вы узнаете, отгадав ребус.

Слайд 2

Сегодня наш урок, друзья,

Про удивительных семь «Я»!

Кто они мне подскажите?

Тему вы определите!  (семья)

   - Мы начинаем изучать раздел «Наш дом и семья». Это очень важный раздел. И поговорим мы сегодня о семье. О чём бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (ответы детей)

- Сегодня на уроке мы выясним: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов семьи? 

  1. 4.Решение учебной задачи.

- Мои родные люди. Кого мы можем назвать самыми близкими вашими людьми?

Загадки.

Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голубит
И заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз? (
Мама)

Кто не в шутку, а всерьёз 
Нас забить научит гвоздь? 
Кто научит смелым быть? 
С велика упав, не ныть, 
И коленку расцарапав, 
Не реветь? Конечно, … 
(Папа)

Мама с папой говорят, 
Что теперь я — старший брат, 
Что за куколка в коляске 
Плачет? Видимо, от тряски? 
В ванной ползунков гора! 
Брату кто она? …(
Сестра)

Я у мамы не один, 
У неё ещё есть сын, 
Рядом с ним я маловат, 
Для меня он — старший …
(Брат)

Пусть не хожу я в детский сад, 
Я дома ем оладушки. 
Пенсионерка, я и рад, 
Моя родная … (
Бабушка)

Он — мужчина, и он сед, 
Папе — папа, мне он — … (
Дедушка)

           -   Что такое семья? Семья – это ….

- Давайте обратимся  к  словарям. Прочитайте значение слова «Семья» на слайде.

Слайд 3

Словарь Ожегова С.И.:

1.Это группа живущих вместе близких родственников;

2.Объединение людей, сплочённых общими интересами

Словарь Ушакова Д.Н.

Семья – группа людей, состоящих из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

Словарь Даля В.И.

Семья  - это совокупность  близких родственников, живущих вместе.

-        Какое из этих определений более точно подходит слову семья? (Семья это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближайших родственников, живущих вместе.)

- А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?  Слайд 4

- До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведённые в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время, женщины заботились о своём потомстве.

Слайд 5

- А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю  следующее задание: послушайте  предложения. Найдите в них смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

 

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира, никто не помогает друг другу. Каждый член семьи отдыхает отдельно.

 

Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире и всегда помогают друг другу; вместе отдыхают и проводят свободное время.

 

Слайд 6

любовь уважение  помощь дружба

 

- А сейчас послушайте древнюю  китайскую  легенду.

   В давние времена жила одна семья, в которой насчитывалось 100 человек. И в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.

-        Какое слово написал старец, вы узнаете, если переставите  слоги на доске.   

По   ни   ма   ни е

- Что же написал старец?

- Что значит это слово? (Общаться друг с другом, помогать, давать советы. )

Слайд 7

любовь уважение  помощь дружба понимание согласие

- Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи. А чем семья отличается от другой группы людей? Можно ли наш класс назвать семьей? (Нет, нет родственных отношений.)

- Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье. А мы с вами семья – которая имеет общие интересы.

 

  1. 5.Физкультминутка

Игра «Дерево растет».

  Дети садятся на корточки, обхватывают коленки руками, пригибая к ним голову — детки-семечки. В сопровождении тихой классической музыки учитель говорит: «Семечко лежит в земле, оно спит, над ним шумят ветры, трещат морозы, но оно сладко спит. И тут первый солнечный луч прогрел землю, и семечко проснулось. (Дети поднимают головы, смотрят вверх.)

Начал таять снег, дал семечку попить, и оно стало прорастать. (Дети медленно поднимаются, тянут руки вверх.)

Сначала молодой росток сильно раскачивался на ветру. (Дети раскачиваются с поднятыми руками, стоя на носках.)

Но потом деревце окрепло, и ветер уже не мог согнуть его ствол. Он только перебирал его ветви. (Дети становятся на полную стопу и раскачивают руками.) Корни дерева становились все крепче и крепче, все надежнее удерживали дерево. (Дети напрягают ноги, «держатся» за землю.)

Осенью с дерева облетают листья. (Дети встряхивают руками, наклоняясь до пола, затем распрямляются.)

На зиму дерево затихает... (Дети стоят неподвижно.) …

Чтобы снова проснуться с новой весной. (Дети садятся за парты.)

 

6. Организация учебной деятельности

Слайд 8

- Рассмотрите изображение яблони с плодами, части дерева: корни, ствол, ветви, плоды.  - Возможна ли жизнь дерева без этих частей? Что будет, если у дерева обрубить корни, ствол, лишить его листвы?

7. Работа с родословным деревом

- А сейчас я расскажу вам еще об одном дереве, которое есть в жизни каждого человека и частью которого является каждый из нас: и ты, и ты, и ты, и я, и каждый не только в нашем классе, но и во всем мире.

- Давайте раскроем наши рабочие тетради на с. 39 и посмотрим на это дерево.

-  Вот это дерево.  Оно называется «родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом». Родословное древо... Т. е. рассказывающее об истории рода, семьи. Как вы думаете, если это дерево рассказывает историю семьи, то чьи имена могут быть вписаны в эти овалы-окошки?

- Как называются люди, объединенные одной семьей? (Родственники, родные.) - - - Родственники бывают ближние и дальние. Давайте поговорим о ближних. Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? (Родителей — маму, папу.)

- А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют? (Дети, ребенок, сын, дочь.)
-  Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми. Кем они приходятся вам? (Бабушками и дедушками.)

- А если у ваших мамы и папы есть братья или сестры, кем они приходятся вам?» (Дядями и тетями.)

8.Аналитический этап.

- «Родословное дерево рассказывает историю семьи. Раз это история, то в ней должно быть настоящее (то, что происходит сейчас), прошлое и будущее. Как вы думаете, вы и ваши родители, и все ныне живущие родственники — это прошлое? будущее? Настоящее? - Конечно, настоящее. Теперь подумайте, почему окошко для вашего имени отведено на самом верху дерева. Потому что дерево продолжает расти вверх, дети вырастают, и у них появляются свои дети — свежие веточки на родословном дереве. Но пока вы еще дети, и самые новые побеги на семейном дереве — это вы, ваши братья и сестры».

Каждый ученик показывает окошки, в которые следует вписать свое имя и имена братьев и сестер.(Вписывают имена)

-        Ребята, если вы самые свежие ветви, то где должны находиться ваши родители?

-         А родители ваших родителей?

-        А для кого оставлено место еще ниже?

-        Что это за родственники? (Родители бабушки и дедушки — прабабушка и прадедушка. )

-        Их имена у самого основания дерева, в самой крепкой его части, питающей и удерживающей весь ствол.

9.  Работа в парах. (правила)  Игра «Найди пару» 

БАБУШКА

       ВНУЧКА

ОТЕЦ

      ДОЧЬ

БРАТ

      СЕСТРА

ТЕТЯ

   ПЛЕМЯННИЦА

Проверка работы. Итог.

10. Работа с учебником .

- Посмотрите на фотографию в учебнике на с. 52: «Представляете, сколько ветвей у родословного дерева этой семьи! Попробуйте найти на фотографии Ивана Андреевича и Матрену Васильевну, основателей этой большой семьи.

 - Как  вы думаете, интересно жить в такой большой семье?

- Какая она, эта семья? (Дружная, добрая, чадолюбивая.)

-Не зря ведь такая ласковая, добрая, нежная фамилия у ее родоначальников — Тюточкины.

  1. 11.Работа с пословицами.

Учитель читает пословицы на с. 52 учебника

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

- А то значит слово «лад»?

 Оно происходит  от  слова «ладить» (дружить, жить в согласии, договариваться, уметь уступать). 

- А «любовь да совет»? (Любовь да совет — это не только когда дают советы, но и когда советуются друг с другом: уточняют, как думает родной человек, чего ему хочется, как ему будет лучше.)
- «Вот мы и   ещё раз назвали, что  же самое важное в семье. Давайте еще раз повторим волшебные слова семейного счастья». С 53 ЧИТАЕМ  В ЗЕЛЁНОЙ РАМОЧКЕ

-«Теперь давайте рассмотрим фотографии на с. 53.  

- Кто изображен на каждой из них? Предположите, кем в каждой паре приходятся друг другу эти люди.

- Какими волшебными словами можно мысленно подписать каждую фотографию?

- А как вы думаете, человек может жить один без семьи, своих близких?

- А будет его жизнь счастливой?

ПРОСМОТР Презентации о звезде.

Семья - это счастье, любовь и удача.

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Семья - это труд,  друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно!

Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

-  Откройте свои  тетрадочки на  стр. 38, нарисуй свою семью

  1. 12.Итог урока.

- Мы в семье — это я и мои родные. Самое важное для каждого из нас — любовь и уважение друг к другу, взаимное понимание и помощь .

- Дома рассмотрите фотографии своих родных. Послушайте рассказы взрослых о каждом из них. Вместе вспомните добрым словом тех, кого нет с вами.  Заполните древо жизни в рабочей тетрадочке.

13. Рефлексия 

Если вам на уроке было легко, все понятно, нарисуйте на этой странице — зелёный кружочек; если что-то было непонятно, были трудности – нарисуйте жёлтый кружочек.

- За что вы можете сегодня похвалить себя? В чем вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был урок?



Мы в семье                         Сказка Звездочка

                                          

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР