Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7420526
Статья из опыта работы «Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе».
Содержание - Начальные классы, ГПД

Кучмасова Ольга Ивановна, учитель начальных классов МКОУ «Лицей № 7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского» Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики
В статье учитель делится опытом использования в работе технологии витагенного обучения. Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Так же педагог описывает приемы витагенного метода в преподавании, которые использует в своей работе. Статья ориентирована на учителей начальных классов.

 


Дата публикации: 09.02.2017


Использование современных педагогических технологий

на уроках в начальной школе

(из опыта работы)

«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

Модернизация современного общества охватила все его стороны. Эти изменения коснулись и системы образования в России. Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования.

Речь идет о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление в соответствии с требованиями, запросами общества. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. И здесь велика роль учителя. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, как строить урок, чтобы развивать у школьников умения, навыки, которые они смогут применить в различных жизненных ситуациях.

Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых. Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.

 Понимая масштаб, глубину и сложность поставленной задачи, педагог должен принимать во внимание   реальные условия, в которых осуществляется образовательный процесс. В частности,  учителю необходимо учитывать психофизиологические  особенности современных детей младшего школьного возраста. И надо сказать, что изменения в психофизиологии наших детей вызывают обоснованную тревогу.

Поэтому свою задачу я вижу, прежде всего, в том, чтобы приобщить ребёнка к учебной деятельности, разжечь в нём огонёк познания, сформировать желание и умения учится у детей с разным уровнем развития.

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задаём мы себе, приходя сегодня в класс.

Учитель должен владеть личностно - ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе.

Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начального звена, это технология витагенного обучения, личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные.

Однако в своей работе я чаще всего использую технологии витагенного обучения, проблемного обучения, проектную деятельность, игровые технологии и ИКТ.

Хочу более подробно остановиться на технологии витагенного обучения. Ещё в начале своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в основе моей педагогической деятельности должно лежать не объяснение, а понимание и взаимопонимание и, как и большинство учителей, часто опиралась на жизненные примеры при обучении математике. Теперь же, в связи с переходом на новые образовательные стандарты, основной является задача изменения роли субъектов учебного процесса: ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Для решения этой задачи требуется такие педагогические технологии, которые бы обеспечивали ученику развитие его самостоятельности, коллективизма, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. С целью достижения эффективности работы я стала искать такую технологию, которая бы позволила мне объединить все используемые технологии в единую систему, чтобы в работе акцент делался на формирование ценностной содержательной основы.

Технология витагенного обучения, основанная на актуализации жизненного опыта личности, ее интеллектуально - психологического потенциала в образовательных целях, обеспечивает реализацию системно - деятельностного подхода, являющегося основой нового образовательного стандарта.

Витагенное образование использует ресурсы учащегося, скрытые в подсознании. Опора на подсознание в витагенном обучении - это, прежде всего, творчество и фантазии обучающихся в самых разных проявлениях,  т.е. способности воспринимать мир и принимать решения на основе «чутья», без участия сознания, на уровне одномоментного постижения. Интуиция, как и фантазии, отражает витагенный опыт, актуализация которого является прекрасным инструментом для организации образовательного процесса

Дело в том, что витагенная технология, в отличие от других, рассматривает жизненный опыт как основу для формирования личности, в то время как другие технологии, с которыми я работала, используют жизненный опыт лишь как иллюстративный материал. Раньше я решала проблемы путем самоанализа и самообразования, то сейчас вижу это решение в том, что сами дети являются уникальным материалом, с которым надо лишь научиться работать. Я полагаю, что систематическое применение знаний по расширению жизненного опыта придает активный и целенаправленный характер деятельности учащихся, создает у них привычку пристально вглядываться в жизнь, накапливать знания «про запас».

Автор технологии витагенного обучения Август Соломонович Белкин.  

А.С. Белкин различает следующие приемы витагенного метода в преподавании:

          прием ретроспективного анализа жизненного опыта с раскрытием его связей в образовательном процессе

          прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся

          прием опережающей проекции преподавания

          прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели

          прием временной, пространственной, содержательной синхронизации образовательных проекций

          прием витагенных аналогий в образовательных проекциях

          прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы

          технология творческого синтеза образовательных проекций

          технологию творческого моделирования идеальных образовательных объектов.

Я хочу остановиться на некоторых из них, которые активно использую в своей работе.

Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся.

Суть приема в том, чтобы выяснить, каким запасом знаний обладают учащиеся, перед тем как предлагать им новые знания. Этот прием позволяет определить интеллектуальный потенциал учеников по изучаемой теме, создает психологическую установку на получение новой информации. Формой организации деятельности учащихся является прямая постановка вопроса: «Что вы знаете о …?». Постановка проблемного вопроса в виде описания какой-то жизненной ситуации.

Прием опережающей проекции преподавания. Его смысл заключается в  наложении образовательной проекции наложить на витагенную (жизненную). Например, после изучения темы «Площадь прямоугольника», задаю детям вопрос: «Как нам эти знания пригодятся в жизни?»

Прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы. Его суть заключается в том, чтобы «неживые» объекты представить как «живые» приписывая им человеческие качества.

Например, при изучении темы «Части речи», предлагаю ученикам придумать сказку о частях речи.

Прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели. Он направлен на активизацию творческого потенциала личности, ее потребности в самореализации. Его формула: «Я предлагаю вам идею, незаконченное произведение, а ваша задача — дополнить, насытить содержанием, опираясь на свой жизненный опыт». Можно, например, предложить ученикам  написать мини рассказ, который бы начинался так «Сегодня утром я увидел, как соседский мальчишка ломает ветки нашей любимой берёзки………».

Метод витагенного вдохновения (личностно-адаптивная компетенция). Развитие эмоционально-чувственной сферы. На уроке учащиеся оказываются в эмоционально окрашенной ситуации. Это может быть ситуация научного поиска при организации проблемного обучения, а может быть задание, совмещающее приобретение знаний о каком-либо объекте и о себе самом; развитие воображения, образного мышления, целостного восприятия мира.

На практике я использую «Уроки удивления». Ученики приносят на урок то, что, по их мнению, является необычным и вызовет интерес у всех. Рассказывают об этом предмете, его истории и т. д. Преимущества этого приема: использование витагенного опыта учащихся, равная заинтересованность, возможность провести усвоение знаний в нестандартных ситуациях – это не просто системность и обобщенность, а глубина и осознанность, активно-положительный, демократический стиль общения.

Метод «Творческого моделирования идеальных образовательных объектов» (коммуникативная компетенция). Я даю ученикам возможность построить в своем воображении идеальную модель образовательного объекта.

- Приём «Если бы я был директором школы».

- Прием «новый ученик». В классе появляется Коля Незнайкин, которого надо научить, к примеру, правильно умножать сумму на число. Очевидно, что чем разнообразнее опыт ребенка, тем больше у учителя возможности его использовать в обучении, но для этого он  должен предоставить ученику возможность воспользоваться этим опытом через выбор вида и формы учебного материала. Ученик знает, что он вправе выбрать и рассчитывает на успех, что усиливает его учебную мотивацию.

Исходя из опыта применения технологии витагенного обучения,  хотелось бы сказать, что работа и использованием витагенной технологии как одной из компетентностно ориентированных технологий обучения позволяет:

- каждому ребенку осознать себя полноправной личностью и учиться видеть и уважать личность в других;

- каждому  учителю отказаться от ранжирования детей на “сильных” и “слабых” - просто все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других; минимум отметок - максимум оценок;

- перейти от формулы «я тебя учу, как хочу» к алгоритму «мне интересно, что ты думаешь»;

- признать то, что ученики могут знать что-то лучше учителя; не знать что-либо не стыдно - стыдно не пытаться думать;

  - понять то, что ученик имеет право на собственную образовательную траекторию и что ученик учится не для учителя и родителей, а для того, чтобы в будущем занять свое достойное место в жизни общества.

Сегодня в основе урока должен лежать системно - деятельностный подход. Этого требует время. Этого требуют сами ученики, задавая неизменный вопрос: «Зачем нам это надо знать и как нам это пригодится в жизни?» Мотивация как один из аспектов системно - деятельностного подхода выходит на первый план. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные.

Изучая новые образовательные и информационные технологии, применяя их на уроках, я сделала вывод: «При реализации новых стандартов наиболее эффективным является  применение знаний по расширению жизненного опыта, это придает активный и целенаправленный характер деятельности учащихся, создает у них привычку пристально вглядываться в жизнь, накапливать знания «про запас».

Таким образом, проблема формирования практических умений у учащихся имеет первостепенное значение; от её решения во многом зависит усвоение школьниками содержания образования, способность применять полученные знания на практике и в конечном итоге, будет способствовать успешной адаптации учащихся в обществе и самореализации в жизни.

Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный материал учебника. Урок должен стать, прежде всего, актуальным и интересным. Каждый учитель должен помнить, что учитель и ученик - это единое целое: учимся вместе, помогаем друг другу. Роль  учителя  - направлять и осуществлять контроль за деятельностью обучающихся.

Таким должен стать современный урок для каждого учителя начальной школы!

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР