Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7427907
Методическая статья Презентация учебного материала посредством применения активных методов обучения на уроках в начальной школе.
Содержание - Начальные классы, ГПД

Метлицкая Антонина Александровна, учитель начальных классов МАОУ СОШ№18 г. Приморско-Ахтарска Краснодарского края. 
Данный материал предназначен для педагогов начальных классов, методистов. В статье представлен опыт по формированию универсальных учебных действий и мотивации к обучению младших школьников с помощью применения активных методов обучения. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Без хорошо продуманных методов трудно организовать успешное обучение. Обучение строится как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания.

 

 


 

Дата публикации: 08.12.2016


 

 

Методическая статья

Презентация учебного материала посредством применения активных методов обучения на уроках в начальной школе.

В условиях реализации ФГОС НОО перед педагогом начальной школы поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению.

Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?».

Без хорошо продуманных методов трудно организовать успешное обучение. Обучение строится как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Этому могут способствовать эффективные формы организации образовательного процесса путем применения активных методов обучения.

Активные методы обучения (АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе  освоения учебного материала. С некоторыми из них можно подробно познакомиться на Образовательном портале «Мой университет».

Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Главное придерживаться правил:

1) соответствие  АМО теме и этапу урока;

2) педагогу самому должно быть интересно его применить!

Нужно продумывать все этапы урока до мелочей, чтобы хватило времени на реализацию выбранного метода. Ведь, по словам педагога-теоретика С.Л. Соловейчика, «Время – вот главная ценность учителя начальной школы».

Наиболее приемлемыми методами активного обучения в начальной школе в рамках ФГОС является создание ситуации успеха.  На уроке можно не ставить отметок! Ведь урок – это не соревнование за лучший результат, а совместная деятельность, где царит дух сопереживания и сотворчества.

АМО делятся на методы: начала урока; выяснения целей, ожиданий, опасений; презентации учебного материала, организации самостоятельной работы; релаксации; подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.

  О некоторых  из АМО, применяемых  на этапе презентации учебного материала остановимся подробнее. Вот здесь – то и потребуется  проявление творчества и фантазии учителя. Чем  ярче, интересней и образней будет презентация нового материала, тем быстрее и прочнее будет усвоена новая тема. Наряду с  привычным традиционным  рассказом, эмоциональным  представлением нового материала всё чаще использую активные методы .

          Многие АМО использовала в своей практике. Мне, как наверное и многим коллегам, известны такие методы презентации учебного материала, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», «Стратегия ЗХУ», «Синквейн», «Пометки на полях» или «Инсерт». Цели: сориентировать учащихся в новой теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы   с новым материалом, повысить мотивацию к обучению. Применяются при работе в группах, в паре, индивидуально. Приведу примеры  использования АМО из своей практики.

1.      Метод «Инфо-угадайка» или «Белые пятна»

Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

На плакате, школьной доске или в презентации Microsoft Office Power Point размещаю таблицу. В  центре указываю название темы, например,  на уроке окружающего мира «Зона лесов».

Определить тему урока нам поможет стихотворение.

Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою?
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи (лес)

       Всё остальное пространство листа разделено на пронумерованные зоны (сектора, колонки), но пока не заполненные.

Вопрос: О чём дальше, пойдет речь в презентации нового материала?

Далее поэтапно раскрываю тему, а в зоны – «белые пятна» вписываю сама (или  подключаю учеников) наиболее существенные моменты первого раздела. Вносим их в таблицу по ходу презентации материала. Закончив изложение материала по первому разделу темы, вписываем во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

 

ЗОНА ЛЕСОВ

 

Географическое положение

Характерные признаки

Животный мир

 

Растения

 

Экологические проблемы

К югу от  тундры

Более половины территории России              

Широкая полоса с запада на восток  

Обозначается зеленым              

Хвойные: ель, пихта, сосна, кедр,

лиственница ТАЙГА!

Смешанные:

хвойные +

лиственные

Широколиственные:  дуб, клён, вяз, ясень, липа

Много

Разнообразные!

Крупные: медведь, лось, рысь

Мелкие: бурундук заяц белка

Птицы ястреб, дятел, глухарь. кедровка

Много растений, кустарников

медуница вороний глаз

земляника

шиповник

малина

 

Заповедники

Охрана

Заказники

Парки

Памятники природы

 

Таким образом, наглядно представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации «белые пятна» по данной теме постепенно заполняются.  Этот метод изложения материала помогает детям следить за объяснением и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы.

Одной из разновидностей «Инфо-угадайки» является кроссворд, который мы часто используем на уроках.

2.  Метод  «Пометки на полях» или «Инсерт»

Достаточно часто этот метод применяем с учащимися на уроках литературного чтения, окружающего мира, кубановедения в рабочих тетрадях или на заранее распечатанных листах. Технически достаточно прост. Знакомим учеников с маркировочными знаками и предлагаем им по мере чтения ставить их карандашом на полях. Пометки является средством, позволяющим    ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Пометки ставим за отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки

V

Информация, которая уже известна ученику, раньше с ней познакомился.

+

Новое знание, новая информация. Знак ставится только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.

?

Непонятно и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. На этом этапе уместно детям самим сформулировать  и задать вопросы одноклассникам.

!

Удивило, поразило, понравилось

От ученика требуется вдумчивое вчитывание в задание, в текст произведения, понимание содержания, информации. Детям очень нравится это задание. Обычно на первых порах мои ученики не ставили вопросов (Всё понятно!) Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать, что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке.

3. Метод  «Составление кластера»

Этот метод мы с учащимися освоили недавно. Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. И это действительно так. Посмотрите на работы детей:

метлметметли

         

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

 м          ме

 

    Кластер может быть использован на самых разных этапах урока, для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

4. Метод  «Написание синквейна»

Один из любимых приёмов моих учеников, который они используют практически на всех предметах и во внеурочной деятельности.

Например:

1.      Окружающий мир

·         Полезные ископаемые

·         Нужные

·         Добывают, берегут, распределяют

·         Очень нужны человечеству для жизни! 

·         Богатства

2.      На день рождения ученицы

·         Вероника

·         Привлекательная, образованная

·         Слушает, помогает, веселит

·         Придет на помощь в трудную минуту

·         Друг          

3.    Поздравление на день учителя

·         Учитель

·         Добрый, заботливый

·         Учит исправляет дисциплинирует

·         Помогает открывать тайны и познавать мир

·         Вторая мама

Синквейн - это форма свободного творчества, но по определённым правилам. С  правилами написания синквейна знакомим детей: на первой строчке записывается одно слово – существительное.  Это и есть тема синквейна.

На второй строчке необходимо написать два прилагательных, раскрывающих тему.

На третьей строке записываются три глагола, описывающих действие, относящееся к теме синквейна.

На четвёртой строке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы.

Последняя строчка – это слово – синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Очень удачно используются синквейны  на уроках литературного чтения для составления характеристики героя.

 

Иванушка («Сивка-бурка»)

Добрый, настойчивый.

Примчался, допрыгнул, преобразился.

Стал он не Иванушкой-дурачком, а добрым молодцем.

Сказочный персонаж.

 

Итак, подведем итоги.

        Моделировать урок с использованием АМО интересно не только для учащихся,  но и для самого педагога. На таких уроках педагог-модератор, консультант, наставник, партнер. Они не всегда «удобны» для сторонников традиционной школы, требуют тщательной подготовки, настроя, такие уроки специфичны (например, допустимый рабочий шум при обсуждении проблем). Таким образом, использование АМО позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но в их использовании есть особенности.   А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества. 

Любой метод обучения активным делает тот, кто его применяет!

 

 

 

Список литературы.

1.               «Активные методы обучения». Электронный курс.  Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru/

2.                Методическое пособие «Образовательные технологии новых стандартов». Часть 1. «Технология АМО»: http://www.moi-universitet.ru/ebooks/AmoBook/amobook/

3.               Активные методы обучения. Электронный курс.: Факультет «Реформаобразования»МИР ЭКОПРО. URL: http://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/list_amo

4.               И.Л. Арефьева. Т.В. Лазарев.ЭкоПро «Копилочка активных методов обучения», 2008

 

 

 

Методическая статья

 

Презентация учебного материала посредством применения активных методов обучения на уроках в начальной школе

 

 

 

 

Рис.1

 

В условиях реализации ФГОС НОО перед педагогом начальной школы поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению.

Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?».

Без хорошо продуманных методов трудно организовать успешное обучение.Обучение строится как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Этому могут способствовать эффективные формы организации образовательного процесса путем применения активных методов обучения.

Активные методы обучения (АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. С некоторыми из них можно подробно познакомиться на Образовательном портале «Мой университет» (http://www.moi-universitet.ru)

Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Главное придерживаться правил:

1) соответствие АМО теме и этапу урока;

2) педагогу самому должно быть интересно его применить!

Нужно продумывать все этапы урока до мелочей, чтобы хватило времени на реализацию выбранного метода. Ведь, по словам педагога-теоретика С.Л. Соловейчика, «Время – вот главная ценность учителя начальной школы».

Наиболее приемлемыми методами активного обучения в начальной школе в рамках ФГОС является создание ситуации успеха. На уроке можно не ставить отметок! Ведь урок – это не соревнование за лучший результат, а совместная деятельность, где царит дух сопереживания и сотворчества.

АМО делятся на методы: начала урока; выяснения целей, ожиданий, опасений; презентации учебного материала, организации самостоятельной работы; релаксации; подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.

О некоторых из АМО, применяемых на этапе презентации учебного материала остановимся подробнее. Вот здесь – то и потребуется проявление творчества и фантазии учителя. Чем ярче, интересней и образней будет презентация нового материала, тем быстрее и прочнее будет усвоена новая тема. Наряду с привычным традиционным рассказом, эмоциональным представлением нового материала всё чаще использую активные методы .

Многие АМО использовала в своей практике. Мне, как наверное и многим коллегам, известны такие методы презентации учебного материала, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», «Стратегия ЗХУ», «Синквейн», «Пометки на полях» или «Инсерт». Цели: сориентировать учащихся в новой теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом, повысить мотивацию к обучению. Применяются при работе в группах, в паре, индивидуально

Приведу примеры использования АМО из своей практики.

 

1.Метод «Инфо-угадайка» или «Белые пятна»

 

Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

На плакате, школьной доске или в презентации Microsoft Office Power Point размещаю таблицу. В центре указываю название темы, например, на уроке окружающего мира «Зона лесов».

Определить тему урока нам поможет стихотворение.

Здравствуй лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою? Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится – Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи (лес)

Всё остальное пространство листа разделено на пронумерованные зоны (сектора, колонки), но пока не заполненные.

Вопрос: О чём дальше, пойдет речь в презентации нового материала?

Далее поэтапно раскрываю тему, а в зоны – «белые пятна» вписываю сама (или подключаю учеников) наиболее существенные моменты первого раздела. Вносим их в таблицу по ходу презентации материала. Закончив изложение материала по первому разделу темы, вписываем во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

 

 

ЗОНА ЛЕСОВ

 

Географическое положение Характерные признаки Животный мир Растения Экологические проблемы

К югу от

тундры

Более

половины

территории

России

Широкая

полоса с запада

на восток

Обозначается

зеленым Хвойные: ель, пихта, сосна, кедр, лиственница ТАЙГА! Смешанные: хвойные + лиственные Широколиственные: дуб, клён, вяз, ясень, липа Много Разнообразные! Крупные: медведь, лось, рысь Мелкие: бурундук заяц белка Птицы ястреб, дятел, глухарь. кедровка Много растений. кустарников медуница вороний глаз земляника шиповник малина Заповедники Охрана Заказники Парки Памятники природы

 

Таким образом, наглядно представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации «белые пятна» по данной теме постепенно заполняются. Этот метод изложения материала помогает детям следить за объяснением и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы.

Одной из разновидностей «Инфо-угадайки» является кроссворд, который мы часто используем на уроках.

 

2. Метод «Пометки на полях» или «Инсерт»

 

Достаточно часто этот метод применяем с учащимися на уроках литературного чтения, окружающего мира, кубановедения в рабочих тетрадях или на заранее распечатанных листах. Технически достаточно прост. Знакомим учеников с маркировочными знаками и предлагаем им по мере чтения ставить их карандашом на полях. Пометки является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Пометки ставим за отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки

V Информация, которая уже известна ученику, раньше с ней познакомился.

+ Новое знание, новая информация. Знак ставится только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.

? Непонятно и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. На этом этапе уместно детям самим сформулировать и задать вопросы одноклассникам.

! Удивило, поразило, понравилось

 

От ученика требуется вдумчивое вчитывание в задание, в текст произведения, понимание содержания, информации. Детям очень нравится это задание. Обычно на первых порах мои ученики не ставили вопросов (Всё понятно!) Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать, что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке.

 

3. Метод «Составление кластера»

Этот метод мы с учащимися освоили недавно. Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. И это действительно так. Посмотрите на работы детей. (рис.1, 2,3,4)

 

Рис.2 Рис.3 Рис.4

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. (рис.5,6)

 

 

Рис.5 Рис.6

 

Кластер может быть использован на самых разных этапах урока, для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

 

4. Метод «Написание синквейна»

Один из любимых приёмов моих учеников, который они используют практически на всех предметах и во внеурочной деятельности.

Например:

1.Окружающий мир

* Полезные ископаемые

* Нужные

* Добывают, берегут, распределяют

* Очень нужны человечеству для жизни!

* Богатства

2.На день рождения ученицы

* Вероника

* Привлекательная, образованная

* Слушает, помогает, веселит

* Придет на помощь в трудную минуту

* Друг

3. Поздравление на день учителя

* Учитель

* Добрый, заботливый

* Учит исправляет дисциплинирует

* Помогает открывать тайны и познавать мир

* Вторая мама

 

Синквейн - это форма свободного творчества, но по определённым правилам. С правилами написания синквейна знакомим детей: на первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке необходимо написать два прилагательных, раскрывающих тему.

На третьей строке записываются три глагола, описывающих действие, относящееся к теме синквейна.

На четвёртой строке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы.

Последняя строчка – это слово – синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Очень удачно используются синквейны на уроках литературного чтения для составления характеристики героя.

 

Иванушка («Сивка-бурка»)

Добрый, настойчивый.

Примчался.допрыгнул, преобразился.

Стал он не Иванушкой-дурачком, а добрым молодцем.

Сказочный персонаж.

 

Итак, подведем итоги.

Моделировать урок с использованием АМО интересно не только для учащихся, но и для самого педагога. На таких уроках педагог-модератор, консультант, наставник, партнер. Они не всегда «удобны» для сторонников традиционной школы, требуют тщательной подготовки, настроя, такие уроки специфичны (например, допустимый рабочий шум при обсуждении проблем). Таким образом, использование АМО позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но в их использовании есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.

Любой метод обучения активным делает тот, кто его применяет!

 

 

 

Список литературы

1. «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru/

2. Методическое пособие «Образовательные технологии новых стандартов». Часть 1. «Технология АМО»: http://www.moi-universitet.ru/ebooks/AmoBook/amobook/

3. Активные методы обучения. Электронный курс.: Факультет «Реформаобразования»МИР ЭКОПРО. URL: http://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/list_amo

4. И.Л. Арефьева. Т.В. Лазарев.ЭкоПро «Копилочка активных методов обучения», 2008

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР