Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7433488
Люби и знай свой край. Игра – путешествие. (Конспект занятия)
Содержание - Начальные классы, ГПД

Романова Ирина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №43 Краснодарский край, Северский район, станица Северская. 
Работа предназначена для учащихся начальной школы и может быть проведена на уроках «Кубановедения» для обобщения и закрепления материала (путешествие по Краснодарскому краю). Данная разработка может использоваться как КТД (коллективно – творческое дело) при изучении природы любого региона нашей страны. Занимательный материал представлен в виде загадок, игр, конкурсов, а также предлагаются памятки по безопасному поведению в лесу, у водоёма. «Путешествие» проходит по станциям, на каждой из которых учащиеся проверяют свои знания, умения и навыки, подкрепляют их новыми сведениями о природе края, о животном и растительном мире.

 


Дата публикации: 22.12.2016


 «Люби и знай свой край»

( игра - путешествие по Краснодарскому краю)

1 станция « Водоемы края»

Цели: развивать познавательный интерес, внимание; воспитывать бережное отношение к водным ресурсам Кубани.

2 станция « Животный мир Кубани»

Цели: расширить представления о многочисленном животном мире; формировать представление о необходимости охраны животного мира; воспитывать бережное отношение к природе

3 станция « Лесные Айболиты»

Цели: расширить представления о лекарственных растениях края; развивать наблюдательность, внимание; формировать чувство ответственности за все живое.

4 станция « Пернатые друзья»

Цели: расширить представления о птицах края; ознакомить с     исчезающими видами; развивать познавательный интерес,        внимание.

5 станция « Грибное царство»

Цели: формировать представления о съедобных и несъедобных грибах; учиться правильному их сбору; воспитывать любовь к природе

6 станция « Экологический экзамен»

Цели: повторить экологические правила; формировать сосредоточенность и быстроту ответа; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Оборудование: карта растительного и животного мира Краснодарского края; таблицы  « Животные», «Растения»,  «Грибы», «Птицы», памятки для учащихся; раздаточный материал.

Ход мероприятия:

Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по станциям и будем вести разговор о природе Кубани. Необычайна и разнообразна, богата и удивительна природа нашего края. Нам, жителям Краснодарского края повезло, вероятно, нет другого уголка на земле, где бы так близко соседствовали пейзажи гор и морей, степей и равнин со всем богатством растительного и животного мира. Каждый из нас может найти уголок в природе по душе.

Ты был на Кубани? А ты побывай. Отличные люди, прославленный край!
Я вижу поле золотое. Я вижу море голубое,                                                                                                                Здесь будем мы с тобою Кубанца звание нести!                                                                                              Край родной…Ты весь на нашей карте.Синь озер, дороги и хребты…

Приглашаю капитанов получить маршрутные листы для прохождения по станциям.

1 станция « Водоемы края». Все знают, что вода в жизни человека и природы играет  огромную роль. Без воды не было бы жизни. Наши водоемы используются для перевозки грузов, ловли рыбы, разведения водоплавающей птицы, отдыха людей. В нашем крае есть естественные водоемы, созданные природой и искусственные водоемы, построенные людьми. В нашем крае есть два морских водоема, т.е. моря. Назовите их (Черное и Азовское)

А чем морская вода отличается от пресной?

Ребята, нам пришла телеграмма. Кто-то просит нас о помощи. Но пришла телеграмма не по почте. Морские волны выбросили на берег бутылку с запиской. Часть текста размыта водой. Помогите ее восстановить и тогда помощь придет вовремя.

 

В ЧЕРНОМ МОРЕ ТОНЕТ КОРАБЛЬ. ПОМОГИТЕ!

Игра « Доскажи словечко» - попробуйте выйти сухими из воды.

  • Посмотри: до горизонта все вода, вода, вода.

Здесь гуляют на просторе корабли и катера.

Разгулялся ветер на его просторе,

И поднялись волны, и проснулось… ( море)

  • Слово начинается на «о», оно в горах встречается,

Нигде не повторяется.

С гор сбежала без оглядки,

С ручейком играла в прятки,

Широка и глубока – это быстрая… ( река)

 

Определить « лишнее» слово. Объяснить, почему.

Ея       Сочи       Лаба    ЧЕРНОЕ (море)

Абрау     Кардывач      БЕЛАЯ (река)

 

Назвать главную реку края.

Река Кубань с давних времен имеет около 300 названий. Из маленького горного ручейка она превращается в широкую полноводную реку и впадает в Азовское море.

Река  дала название территории, по которой протекает. Издавна жители Кубани занимались рыболовным промыслом.  Мы с вами отправимся на рыбалку.

 

Игра « Кого поймал рыбак?»

  • У этой рыбы фантастическая жадность. В ее желудке находят не только других рыб, но и мышей, крыс, мелких птиц, а еще часы, монеты – хищница принимает их за рыбку.

Ухвачу-ка! Проглочу-ка! Щелкает зубами…(щука)

  • Это самая большая из пресноводных рыб.  У нее нет чешуи. Предпочитает жить на дне водоема, где ее часто не отличить от бревна. У нее есть усы.

Говорят один рыбак в речке выловил башмак,

Но зато ему потом на крючок попался…( сом)

  • Эта рыба опасна своими острыми, как иглы, плавниками.

Мастер шубу себе сшил,

А иглу вынуть забыл. ( ерш)

  • Перечислить рыб, (используя таблицу) живущих:

- в море ( камбала, ставрида, хамса, севрюга…)

- в пресном водоеме (лещ, судак, сазан, окунь, толстолобик, щука, форель, сом, чехонь…)

Находясь у водоема, вы обязательно должны помнить правила поведения на воде. Давайте вспомним их вместе.

  • Правила поведения у водоема.

Нельзя купаться: в запрещенных для купания местах, без присмотра взрослых, заплывать за буйки, в штормовую погоду.

Моря и озера, реки и пруды, ручейки и роднички – все это наше богатство, которое дала нам природа. Мы должны беречь и охранять наши водоемы, их обитателей и тогда природа щедро наградит нас с вами – жителей края, больших и маленьких.

 

2 станция « Животный мир Кубани». Множество животных   летает, ползает, прыгает по нашей кубанской земле, в ее лесах, степях. Все они интересны – от маленьких мышей до огромных зубров. Многих животных человек встречает очень редко, т.к. они живут в малодоступных местах.

 

Игра « Потерялись малыши».

  • Помогите малышам – потеряли они мам.

Без родителей, одни, попадут они в беду.

Помогите малышам! Поскорей найдите мам!

волк – волчонок                           медведь – медвежонок            

лошадь – жеребенок                    собака – щенок     

белка – бельчонок                        корова – теленок           

ёж – ежонок                                  овца – ягненок               

 

Малыши  и мамы рады –

Снова вместе, снова рядом.

И за помощь всех ребят

Малыши благодарят!

 

  • С помощью карты животного мира края определить животных, у нас обитающих.

 

Игра «Наоборот» - составить слова из перепутанных букв.

НБААК  (КАБАН)                   ДЬДЕВЕМ (МЕДВЕДЬ)

ОКЛВ  (ВОЛК)                         ОЛЬЕН (ОЛЕНЬ)

 АЦЗЯ  (ЗАЯЦ)                         АСИЛ   (ЛИСА)          

Работа по карточкам. Все животные края делятся на хищников и травоядных. Раздели их на группы.

Заяц, зубр, мышь, тур, хомяк, олень, кабан – травоядные.

Лиса, медведь, волк, барс, рысь – хищники.

Загадки:

  • Днем молчит, ночью кричит. (филин или сова)
  • Лесники ее котят брать домой не захотят. Ей не скажешь « Кошка, брысь!» Потому что это ... (рысь)
  • Под дубочком, под листочком свился, скрючился комочком. Ты его не узнаешь? Ну, конечно, это…(еж)
  • Он не любит свет дневной, проживает под землей. Землю роет, роет, роет, каждый день метро он строит (крот)
  • Я устраиваюсь ловко: у меня с собой кладовка. Где кладовка? За щекой. Вот я хитренький какой! (хомяк)

Ребята, а как вы думаете, зачем надо охранять животных не только у нас на Кубани, но и на всей планете? ( ответы учащихся) Загрязняя окружающую природу люди вредят всему живому на земле. Многим животным угрожает опасность. Они исчезают, становятся редкими, некоторых можно уже сейчас увидеть только на картинках. Тех животных, которых становится все меньше, охраняет государство. Их разводят в заповедниках и заказниках. У нас в крае есть Кавказский государственный биосферный заповедник, который находится на склоне Главного Кавказского хребта. Что можете сделать вы, чтобы сохранить животный мир в крае? (ответы учащихся)

3 станция «Лесные Айболиты». Сегодня мы поведем разговор о растениях края, но растениях непростых – лечебных или лекарственных. На Кубани произрастает более 160 видов лечебных растений, которые используют не только в медицине. Эти растения можно легко найти вблизи своего дома. Давайте попробуем узнать некоторых из них.

  • Хоть и жжется, но красива, всем известная…(крапива)

В ней содержатся вещества, которые убивают микробов и останавливают кровь.

  • Держит девочка в руке облачко на стебельке. Стоит дунуть на него – и не будет ничего (одуванчик)

Очень вкусен и богат витаминами суп из листьев одуванчика, а его корень – пробуждает аппетит у того, кто плохо ест.

  • Тонкий стебель у дорожки, на конце его – сережки. На земле лежат листы – маленькие лопушки. Нам он, как хороший друг, лечит ранки ног и рук. ( подорожник)

Это растение – путешественник. Его называют «зеленый бинт». Европейцы привезли его семена на подошвах своей обуви

  • Стоят в поле сестрички – желтые глазки, белые реснички.

( ромашки)

Лекарственная ромашка используется при простуде и кашле.

  • Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко: путь – дорожку до зари освещают фонари. На больших столбах подряд лампы белые висят (ландыш).

Занесен в Красную книгу Кубани как исчезающее, редкое растение, которое уже не так часто встретишь на лесных опушках. Почему? ( люди рвут охапками, а это растение не для букета). Цветы ландыша используют для изготовления сердечных капель, и даже духов и мыла.

Животные, как и люди, тоже болеют. Но где взять больному зверю рецепт? Только у доктора Айболита. А если его нет дома? Вот и приходиться животным лечить себя самостоятельно.

В лесной аптеке всегда можно отыскать то, что их исцелит. Те растения, которые опасны для жизни человека, могут быть полезны для животных. Люди, еще в древности, наблюдая за животными, тоже стали лечиться травами, ягодами, листьями и корнями многих растений, корой некоторых деревьев.

  • Перед вами мята – лекарственное растение с приятным запахом ( показать растение, дать понюхать). Из этого растения делают многие лекарства и вы часто с ней встречаетесь, если не ленитесь по утрам и вечерам чистить зубы. Свежесть придает зубной пасте ментол, который содержится в мяте. Он есть и в сердечных каплях, и в пряниках, и в конфетах.
  • Перед вами ветка липы. Цветы этого дерева очень полезны в зимнее время года, если вы вдруг заболели, у вас слабость, кашель. В старину из древесины этого дерева, не только на Кубани, делали ложки, чашки, блюда, ковши. А из коры плели лапти, которые носили   и стар, и млад. Его душистые цветы привлекают пчел и липовый мед считается самым вкусным и полезным. Спросите у любого медведя!
  • Назовите еще известные вам лекарственные растения, кустарники, которые произрастают в крае (лопух – укрепляет корни волос; калина и шиповник – содержат большое количество витаминов; зверобой – лекарство от «99 болезней»; мать-и-мачеха – лечит опухоли, нарывы)

 

Игра «Найди растения», которые спрятались в этом длинном непонятном слове.

РЕПЕЙНИКРАПИВАСИЛЁКОСОТПОЛЫНЬЛЕБЕДА

(репейник, крапива, василёк, осот, полынь, лебеда)

Во время Великой Отечественной войны люди использовали лекарственные растения не только для лечения. Например, варили суп из травы лебеды, крапивы.

Ребята, вы сегодня узнали что-то новенькое о растениях-лекарях нашего края? Спасибо вам за участие.

 

4 станция « Пернатые друзья». Где бы ты ни был: в лесу, в степи, на берегу моря или речки, везде ты встретишь птиц – больших и маленьких музыкантов. Недаром есть такая кубанская пословица:  «Нет такого дерева, на котором бы птица не сидела».

Птицы – наши друзья. Они уничтожают огромное количество  вредителей, радуют нас своим пением. Попробуй догадаться, как на Кубани называют известных всем птиц. Кто это:

пивень -…(петух)

горобец-…(воробей)

зозуля -…(кукушка)

Игра « Кто больше?» Написать названия птиц на определенную букву алфавита (по выбору учителя)

 

Конкурс «Знатоки сказок». Вспомнить, в каких сказках действующие герои –птицы.

Петушок…(«Сказка о золотом петушке»)

Утенок…(«Гадкий утенок»)

Ласточка… («Дюймовочка»)

Сова…(«Винни Пух и все, все, все»)

Галчонок…(«Дядя Федор, пес и кот»)

Теперь узнаем, какие вы внимательные.

 

Загадки.

  • На одной ноге стоит, в воду пристально глядит, тычет носом наугад, ищет в речке лягушат. На носу повисла капля. Узнаете, это…(цапля)
  • На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его… (скворец)
  • Он долго дерево долбил и всех букашек истребил, зря времени не тратил – конечно, это…(дятел)
  • Каждый дом в пушистой шапке. Злой мороз все злей и злей. Мерзнут крылья, мерзнут лапки – все же весел…(воробей)
  • Окраска – сероватая, повадкой – вороватая, крикунья, известная персона. Кто она?... (ворона)

Да, птиц у нас в крае много, но все-таки есть и те, которые исчезают. В Красной книге Краснодарского края более 30 видов, которые находятся на грани вымирания.

Поэтому, каждый из вас, должен беречь и охранять птиц, не обижать их. Они наши друзья, а друзей обижать нельзя.

Лучше пригласи их к себе в сад, двор. Сделай кормушку, помоги пережить надвигающуюся зиму – самое трудное для них время года. Ни одна птица не замерзнет, если у нее будет достаточно корма, а без него из каждых десяти – до весны доживают 2- 3.

            Ребята, из чего можно соорудить кормушки для птиц? (ответы  учащихся)

            Какой материал     вы можете использовать?

            Надеемся, что вы будете помнить о наших друзьях и не оставите одних  зимой.

Спасибо вам за работу. Удачи!

 

5 станция « Грибное царство»

Ребята, отгадайте загадку:

Землю пробуравил, корешок оставил.

Сам на свет явился шапочкой прикрылся. ( гриб)

Мы с вами поведем разговор о грибах. Это особое царство, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных

Ребята, вы когда - нибудь собирали в лесу грибы? А вы не задумывались, зачем лесу грибы? (ответы учащихся)

Оказывается, хоть ты их и любишь, но вполне можешь без них обойтись, а вот лес не может. За сезон в лесу скапливается огромное количество опавших листьев, а грибы превращают их в перегной, т.е. плодородную почву.

Если попадешь в лес, старательно обойди даже ядовитые грибы, не топчи их, не уничтожай. Знаете почему? Те грибы, которые опасны для людей, служат лекарством и кормом для многих животных.

 

Ведьма суп варить решила. Змей сушеных накрошила,

Развела большой костер и поставила котел.

Между сосен и полянок собрала ведро поганок,

Поскакала за бугор - отыскала мухомор.

Супчик вышел – то, что надо: целых 20 литров яда!

Скажите, ребята, а вам хотелось бы отведать такой супчик?

На какие две группы можно разделить грибы? (съедобные и несъедобные)

  • При помощи таблицы уточнить названия грибов и  распределить их по группам.

Маслята  Грузди  Опята (есть и ложные) Лисички   Сыроежки   Рыжики   Мухомор Бледная поганка

Грибница – это корень, который позволяет грибам расти, питаться и когда вы хотите положить гриб к себе в корзину, надо уметь его правильно сорвать, а точнее – срезать ножом, чтобы не повредить грибницу. На Кубани с давних пор казаки использовали грибы в пищу в любом виде: солили, жарили, сушили. Использовали грибы в вышивках, в росписи.

Творческий конкурс «Помоги казачке». Нарисовать как можно больше грибов, которые сушатся на ниточке (счет детьми до 20, 30…). Теперь будет вкусный грибной супчик зимой на столе. В нашей стране насчитывается 200 видов съедобных грибов, но при этом человек собирает не более 1/10 из них. Мы отправляемся на грибную полянку.

  • Я в красной шапочке расту среди корней осиновых. Меня узнаешь за версту, зовусь я…(подосиновик)
  • Вдоль лесных дорожек много белых ножек. В шляпках разноцветных, издали приметных. Собирай, не мешкай это…(сыроежки)
  • Не спорю, не белый. Я, братцы, попроще. Расту я обычно в березовой роще.  (подберезовик)
  • Нет грибов, дружней, чем эти. Знают взрослые и дети. На пеньках растем в лесу, как веснушки на носу (опята)
  • При сборе грибов в наших лесах надо соблюдать определенные правила: не срывать незнакомые грибы, не трогать их руками, т.к. отравление грибами может привести к отравлению и даже к смерти.
  • А плесневые грибы человек когда-нибудь использует, приносят они ему пользу? (ответы учащихся) Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся. Слышали такие слова как «антибиотики, «пенициллин?». Эти лекарства делают как раз из таких грибов. Спасибо вам за работу. Было приятно с вами пообщаться. Будьте внимательны на лесных опушках.

 

6 станция « Экологический экзамен». Наша Кубань добра к нам. Люди должны отвечать ей только теплом и любовью.

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защищаться.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Родная природа…

Эти слова наполнены глубоким смыслом.

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Да, если мы с кем-то очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.

Ребята, давайте вспомним правила, которые люди должны соблюдать в гостях у природы. Когда мы идем в лес, горы, к водоему – мы идем в гости, а в гостях надо вести себя соответственно.

Перечислить правила поведения в лесу.

Перечислить правила поведения  у водоема.

 

Игра « Экология устами младенца»

  • Кто такой браконьер? (это тот, кто обижает зверей, ловит рыбу в запретных местах)
  • Это место, где люди гуляют: там деревья, красивая природа, могут быть карусели.( парк)
  • Это место, где звери и птицы живут, не боясь людей

(заповедник)

  • Его выделяют растения (кислород)
  • В году их четыре. Сначала птицы прилетают, потом выводят птенцов, затем они улетают опять, а в это время медведь спит в берлоге (времена года)
  • Назвать приметы одного из времен года по выбору. Какое у вас любимое время года? Почему? (ответы учащихся)
  • Перечислить месяцы по временам года.

 

«Лесные жалобы». Послушайте и ответьте, о ком речь.

1. Ох, и не любят меня люди. Голос им мой не нравится, и глаза у меня большие. Считают, что я приношу беду. Все это неправда. Польза от меня большая. Я сохраняю урожай, истребляю мышей на полях. Кто я? (сова)

2. А меня все боятся,  поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не нравится людям, что я вниз головой отдыхаю и люблю темноту. Не похожа я ни на птицу, ни на зверя, но я друг человеку, а не враг. Кто я? (летучая мышь)

 

Игра «Самый умный»

1. Дикое животное с пушистым хвостом (лиса)

2. Птичий домик (гнездо)

3. Дерево – символ Кубани (тополь)

4. Как называется нос птицы (клюв)

5. Зимнее логово медведя (берлога)

6. Колобок, обросший иголками (ежик)

7. Что теряет лось каждую зиму (рога)

8. Что случается с пчелой после того, как она ужалит (умирает)

9. Кто из обитателей болота стал женой Ивана-царевича (лягушка)

Молодцы, ребята.

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется рядом с нами.

Чтобы вы дары природы

Умножали год от года.

Мы свою природу – мать

Должны любить и охранять!

Старайтесь не нарушать покой лесных обитателей, берегите животных, природу. Она нас кормит, поит, радует своими красками.

Желаем успехов! До свидания!

                                                          Используемая литература:

1. Л.Гринь. Учебное пособие по кубановедению  для младших  школьников. Природа родного края. Краснодар, 2005 г.

2. И.Лотышев. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Путешествие по родному краю. Краснодар, 2005 г.

3. Е.Н.Еременко. Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению.3- 4 классы. Краснодар, 2006 г.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР