Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7870960
Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика».
Содержание - Начальные классы, ГПД

Долбнина Оксана Аркадьевна, учитель начальных классов Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа № 4 г. Асино, Томской области. 
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

 


Дата публикации: 18.07.2017


 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

 для обучающихся 1-4 классов

Пояснительная записка

           Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

 Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

 Задачи курса:

обучающие:

·  развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

·  приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

·  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

·  развитие мотивации к изучению русского языка;

·  развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

·  совершенствование общего языкового развития учащихся;

·  углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

воспитывающие:

·  воспитание культуры обращения с книгой;

·   формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

развивающие:

·  развивать  смекалку и сообразительность;

·  приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

·  развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

·  учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

  1. 1.Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
  2. 2.Аржакаева Т. Психологическая азбука для первоклашек. Развивающие уроки./Школьный психолог № 13,2000
  3. 3.Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998
  4. 4.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981
  5. 5.Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990
  6. 6.Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.:ВАКО,2009
  7. 7.Ладыженская Т. А. Речевые уроки: книга для учителя нач. классов. – М.:Просвещение,1995
  8. 8.Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998
  9. 9.Люстрова З. Н. Друзьям русского языка. – Ш: Знание,1982
  10. 10.Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
  11. 11.Львова С. И. Люби и знай родной язык. М. : Русское слово,2000
  12. 12.Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
  13. 13.Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2002
  14. 14.Компьютер.
  15. 15.Экран.
  16. 16.Проектор.
  17. 17.Специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся.
  18. 18.Шкафы для наглядных пособий
  19. 19.Стол учительский с тумбой.

1. Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

            Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя; 
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

            Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные

  • получить представления об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
  • научиться пользоваться словарями русского языка;
  • научиться писать сочинения-миниатюры;
  • научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним

 

2.Содержание учебного курса

 

1 класс (33 часа)

  1. 1.От звука к букве – 26 часов

Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков. Деление слова на слоги. Определение места ударения. Различение звука и буквы. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного.

2. Мой алфавит (работа над проектом) – 4часа

Знакомство с русским алфавитом. Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов. Работа над проектом. Создание книжки-малышки «Мой алфавит».

3.Уроки речевого творчества – 3 часа

«Что такое творчество?» (Раскрытие сущности творчества. Сочинение рассказов, чистоговорок, фантастических историй. Словотворчество.).«Я и мое настроение» (Разговор о разных чувствах, веселом и грустном настроении человека. Беседа по рассказу В. Драгунского «Заколдованная буква». Сочинение на тему «Весело, грустно». Рисование веселых и грустных рисунков.).«Мои летние каникулы». Сочинение и рисование по данной теме.

2 класс (34 часа)

1.Фонетика – 13часов

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.  Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твердый – мягкий, парный – непарный, согласный звонкий – глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги.      Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии  с нормами современного русского  литературного языка. Фонетический разбор слова. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков. Беседа о человеке, его внешности, о характере. Составление сочинения-миниатюры на тему:  «Какой я?». Рисование автопортрета. Игры на отгадывание имен. Беседа о самых близких людях, дружной семье. Рисование своей семьи. Подготовка сочинения-миниатюры «Моя семья», «Мы с мамой и папой на прогулке».

2.  Графика – 14часов

Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания. Формирование орфографической зоркости, правописание гласных и согласных в корне слова.  Игры на применение правил правописания. Перенос слов. Формирование орфографической зоркости, правописание гласных и согласных в корне слова.  Игры на применение правил правописания. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Формирование орфографической зоркости.  Игры на применение правил правописания сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением. Формирование орфографической зоркости.  Игры на применение правил правописания сочетания чк-чн, чт, щн. Формирование орфографической зоркости.  Игры на применение правил правописания разделительных Ь и Ъ.

3. Тайны слова – 7 часов

Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи антонимов. Игры в слова и со словами. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

  1. 3класс  (34 часа)
    1. 1.Знаешь ли ты свой язык – 10 часов

Введение. Роль языка в жизни человека. Можно ли сломать язык? Азбука важных и вежливых слов. Как правильно употреблять слова. В руках умелых слово творит чудеса. Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.

  1. 2.Словесные раскопки – 13 часов

Бывают ли у слов родственники? Сказал то же, да не одно и то же. Тёзки наоборот. О словах одинаковых, но разных. Игры с буквами и словами: угадай синонимы, омофоны, омонимы ( буриме). Богатство русского языка (синонимы, антонимы

  1. 3.Почему мы так говорим – 11 часов

Фразеологические обороты. Крылатые слова. Использование фразеологических оборотов не в бровь, а в глаз. Богатство русского языка (фразеологизмы).

4 класс (34 часа)

  1. 1.Состав слова – 2 часа

Где прячутся ошибки. Хорошо ли ты знаешь грамматику? Анкетирование. Работа с тестовыми заданиями.

  1. 2.Такие  разные слова - 4 часа

Слово одно, а значений - несколько. (О многозначных словах). Слова – тезки. (Омонимы). Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов). Слова с противоположным значением. (Антонимы). Словарное богатство родного языка. Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.

  1. 3.Главные и второстепенные члены предложения – 2 часа

Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.

  1. 4.Части речи – 26 часов

Как морфология порядок навела. (О частях речи). Имя существительное – часть страны Речь. Сказка о падежах. Этимология названий падежей.

Хорошо ли ты знаешь имя существительное? Очень занимательное – имя прилагательное. Универсальные заменители. (Назначение местоимений). Глагол – часть страны Речь. Глагол и его друзья. Глагол – настоящий богач среди частей речи. Сила любви. НЕ с глаголами. Откуда появились глаголы – исключения? В царстве наречий. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Ссора предлогов со всеми словами. Служебное положение частиц.

 

3.Тематическое планирование

1 класс

Тема

раздела

Количество

часов

Планируемые образовательные результаты

по теме

1

От звука к букве

26

Знакомятся с языком как с предметом изучения, со словом и его составом, узнают звуки и их запись знаками- буквами в книге и на бумаге,  осваивают все звуки и буквы русского алфавита.

2

Мой алфавит

(работа над проектом)

4

Знакомятся с русским алфавитом. Правильное называют буквы русского алфавита. Алфавитный порядок слов. Работа над проектом. Создание книжки-малышки «Мой алфавит».

3

Уроки речевого творчества

3

Умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу её раскрытия сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства; умение писать на тему, не выходя за её рамки, достаточно полно раскрывать тему, выражая при этом и собственное отношение к изображаемому.

 

2 класс

 

Тема

раздела

Количество

часов

Планируемые образовательные результаты

 по теме

1

 

Фонетика

 

 

13

Различать гласные и согласные звуки. Находить в слове ударные и безударные гласные звуки.

Различать мягкие и твердые согласные звуки, определять парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки.

Различать мягкие и твердые согласные звуки, определять парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки.

Различать мягкие и твердые согласные звуки, определять парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки.

Различать звонкие и глухие звуки, определять парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки.

Выполнять качественную характеристику звука. Делить слова на слоги.

Выполнять качественную характеристику звука в соответствии  с нормами современного русского  литературного языка

Выполнять качественную характеристику звука в соответствии  с нормами современного русского  литературного языка

Производить фонетический разбор слова

в соответствии  с нормами современного русского  литературного языка

Производить фонетический разбор слова

в соответствии  с нормами современного русского  литературного языка

Различать гласные и согласные звуки. Выполнять качественную характеристику звука. Делить слова на слоги.

Составлять сочинения-миниатюры на тему:  «Какой я?». Рисовать автопортрет. Игры на отгадывание имен.

Готовиться к сочинению-миниатюре «Моя семья», «Мы с мамой и папой на прогулке».

2

Графика

 

14

Выполнять упражнения для развития орфографической зоркости, правописания гласных и согласных в корне слова.

Выполнять упражнения для развития орфографической зоркости, правописания гласных и согласных в корне слова.

Выполнять упражнения для развития орфографической зоркости, правописания гласных и согласных в корне слова.

Работать с орфографическим словарём.  Игры на применение правил правописания

Выполнять упражнения для развития орфографической зоркости в случаях сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щув положении под ударением

Выполнять упражнения для развития орфографической зоркости  в случаях сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щув положении под ударением

Выполнять упражнения для развития орфографической зоркости. Игры на применение правил правописания сочетания чк-чн, чт, щ

Выполнять упражнения для развития орфографической зоркости. Игры на применение правил правописания сочетания чк-чн, чт, щн

Выполнять упражнения для развития орфографической зоркости. Игры на применение правил правописания разделительных Ь и Ъ

Выполнять упражнения для развития орфографической зоркости. Игры на применение правил правописания разделительных Ь и Ъ

3

Тайны слова

 

7

Образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок. Разбирать слова по составу.

Образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок. Разбирать слова по составу.

Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Определять значения слова по тексту или уточнять значения с помощью толкового словаря. Наблюдать за использованием в речи синонимов.

Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Определять значения слова по тексту или уточнять значения с помощью толкового словаря. Наблюдать за использованием в речи синонимов.

Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Определять значения слова по тексту или уточнять значения с помощью толкового словаря. Наблюдать за использованием в речи антонимов.

Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи антонимов.

Демонстрация знаний по русскому языку.

 

3 класс

Тема

раздела

Количество

часов

Планируемые образовательные результаты

 по теме

1

Знаешь ли ты свой язык

10

Решение разнообразных заданий из различных разделов курса, в том числе заданий, требующих творческого поиска путей решения;

2

Словесные раскопки

13

Организация исследовательской деятельности по истории русского языка;

формирование умения ясного, точного и грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;

 

3

Почему мы так говорим

11

Развитие умения пользоваться разнообразными словарями;

-формирование умения организации личной и коллективной деятельности при работе с книгой.

 

4 класс

Тема

раздела

Количество

часов

 

Планируемые образовательные результаты

по теме

1

Состав слова

2

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударною гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова.

 

2

Такие разные слова

4

Ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.

3

Главные и второстепенные члены предложения

2

Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения. Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого. Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения. Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу).

 

4

Части речи

26

Классифицировать и обобщить полученные ранее знания о частях речи. Определение частей речи в тексте. Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов — имён существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных. Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со страничкой для любознательных. Познакомиться с этимологией слов синоним и антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях. Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями. Определять грамматические признаки имен существительных: одушевлённое или неодушевленное, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного. Классифицировать имена существительные по определённому грамматическому признаку. Выбирать из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком. Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Анализировать высказывания русских писателей о русском языке.

Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями. Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст.

Составлять по рисункам диалоги. Находить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях. Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях. Определять, каким членом предложения является глагол в предложении.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. Распознавать наречие среди других частей речи.

Определять роль наречия и частиц в предложении.

 

 

 

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР