Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7871014
Статья Творческая проектная деятельность учащихся начальных классов на уроках технологии.
Содержание - Начальные классы, ГПД

Пожидаева Елена Петровна, учитель начальных классов МКОУ СОШ № 4, город Лиски, Воронежская область. 
Данный материал предназначен для педагогов начальных классов. Он  покажет учителям, как на уроках технологии  в начальной школе могут быть предоставлены широкие возможности для реализации метода проектов, так как учащиеся учатся решать проблемы, ставить определенную цель, искать пути ее достижения, проектировать этапы предстоящей работы, получают конечный результат, который может найти практическое применение.

 


Дата публикации: 03.08.2017


 

Статья

Творческая проектная деятельность учащихся начальных классов на уроках технологии

В последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, портфель ученика, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность.

Сегодня умения открывать знания и пользоваться источниками информации для жизни гораздо важнее, чем просто запоминать и накапливать знания. В наибольшей степени такому подходу отвечает творческий проект, который является одним из главных способом обучения младших школьников на уроках технологии. Это позволяет ученику под руководством учителя выполнять различные творческие задания, ставить определенные цели, искать пути их рационального достижения, анализировать полученные результаты.

Особое значение творческой проектной деятельности учащихся в начальной школе заключается в том, что в процессе интересной для них деятельности они готовятся к весьма серьезному учебному труду.  Как уже, было сказано выше, на уроках технологии в начальной школе могут быть предоставлены широкие возможности для реализации метода проектов, так как учащиеся учатся решать проблемы, ставить определенную цель, искать пути ее достижения, проектировать этапы предстоящей работы, получают конечный результат, который может найти практическое применение.

 

Организация творческой проектной деятельности младших школьников на уроках технологии. Задачи и основные этапы проектной деятельности учащихся в начальных классах

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является главной и ведущей среди других видов деятельности. В связи с этим более актуальным становится использование в образовательном процессе методов, способствующих формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В начальной школе решить эту проблему пытаются через организацию творческой проектной деятельности.

ФГОС II поколения определяют задачу формирования компетенций младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься творческой проектной деятельностью. Проект в образовательной деятельности есть особое результативное действие, совершаемое в специально организованных педагогом безопасных условиях, которые дают младшему школьнику возможность действовать самостоятельно и получать результат. Можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности этот результат. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты.

Творческая проектная деятельность учащихся начальных классов на уроках технологии - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) реализации проекта.

Основу творческой проектной деятельности составляет метод проектов, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения творческих проектов. В начальной школе учащиеся используют различные виды творческих проектов. Виды проектов учащихся представлены в таблице 1.

                                                                                                                                               Таблица 1

Виды проектов учащихся

Критерии

Проекты

  1. 1.Количество учебных предметов охваченных проектом

Внутрипредметные (монопредметные), межпредметные, надпредметные (включают дисциплины, не входящие в школьную программу).

  1. 2.Время выполнения и объём работы над проектом

Краткосрочные – это проекты, которые выполняются в течение одного или нескольких уроков,

среднесрочные – проекты, которые для своего выполнения требуют от недели до месяца,

долгосрочные – проекты продолжительностью восемь недель и более.

  1. 3.Число участников проекта

Индивидуальный проект (выполняет один учащийся),

групповой проект (выполняется небольшой группой учащихся), коллективный проект (выполняет весь класс).

 

На начальной ступени образования для полноценной организации творческой проектной деятельности необходимо учитывать возрастные возможности младших школьников. Прообразом творческой проектной деятельности могут стать проектные задачи.

Творческая проектная задача, как правило, носит групповой характер. Решение творческих проектных задач дает возможность младшим школьникам освоить основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.

Творческие проектные задачи можно рассматривать как шаг к проектной деятельности в основной школе, позволяющие поддержать детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения, помогают сложиться учебному сообществу.

Анализ литературы показал, работа над творческим проектом состоит из трех основных этапов:

1. Поисково-исследовательский этап.

1.1. Выбор темы проекта, ее обоснование, определение цели проекта или получение проектного задания от учителя.

1.2. Формирование рабочих групп и определение исходного положения: что уже есть и что необходимо иметь.

1.3. Сбор интересующей информации по проекту исторической, экологической, стихи, рассказы, песни, сказки и т.д.

1.4. Планирование. Уточнение информации, составление понедельного плана работы с утверждением его учителем; распределение обязанностей. Выдвижение ряда идей. Выбор оптимальной идеи.

2. Технологический этап.

2.1. Выполнение проекта. Определение основной проблемы и выделение подпроблем, посильных для решения младшим школьникам. (Что самое трудное в работе над проектом?)

2.2. Есть ли другие пути решения основной проблемы?

2.3. Сравнение вариантов, их положительных и отрицательных сторон (в том числе экономических), выбор наилучшего.

2.4. Разработка конструкторской документации (рисунки, схемы, эскизы, словесное описание, чертеж).

2.5. Разработка технологии изготовления проектного изделия, порядка действий.

2.6. Подбор материалов, инструментов, приспособлений, шаблонов и т.д. для изготовления проекта.

2.7. Изготовление отдельных деталей изделия.

3. Заключительный этап.

3.1. Сборка и отделка изделия. Контроль качества.

3.2. Подготовка материалов для защиты проекта. Анализ удач и неудач.

3.3. Разработка товарного знака.

3.4. Защита проекта .

Учитель определяет совместно с учащимися суть каждого этапа проекта. Уже в 3 - 4 классе у младших школьников происходит формирование понятий: «проблема», «конструкция», «реклама», «себестоимость», «трудоемкость» и т.д.

Исходя из анализа практического опыта, отметим, что такой подход дает возможность творчески работать каждому учащемуся. Главной же задачей учителя при организации работы по творческому  проекту является оказание содействия процессу творчества. Учитель должен стараться создать в классе атмосферу раскованности, приветствовать творческие находки детей и вместе с ними радоваться успехам.

Начиная работу над творческим проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема творческого проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком так, чтобы вызвать их интерес, должна быть не только близка и интересна, но и доступна младшим школьникам.

На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. Определить роль каждого члена группы, по необходимости. Здесь же происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.

На третьем этапе учитель отходит на второй план. Всю работу должны делать дети. Учитель на контроле: хорошо ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала.

Четвертый этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения проблемы. Для успешной работы на этом этапе нужно научить, учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

Проанализировав специальную литературу, мы выявили методические особенности работы над отдельными этапами творческого проекта.

1. Сбор интересующей информации по проекту. Само понятие «сбор информации» подсказывает школьнику, что необходимо найти интересные сведения о его работе над проектом. Какие это будут сведения - выбор учащегося: от стихов, песен, сказок до информации, найденной в различных источниках, в том числе, в Интернете. Стремиться к тому, чтобы школьник мог получить информацию о различных сторонах своего будущего проекта из других школьных предметов, то есть необходимо использовать межпредметные связи.

2. Планирование. Важный этап творческой проектной деятельности. После выбора темы школьники уже готовы к этой работе и им необходимо решить проблему. При планировании ученик предполагает, сколько времени займет тот или иной этап, насколько трудоемки отдельные этапы, какие этапы можно объединить в один, какие можно опустить в той или иной теме проекта. В любом случае после проведения планирования, школьник записывает в рабочую тетрадь сроки выполнения каждого этапа.

3. Выполнение творческого проекта. Определение проблемы. Самым важным и самым сложным на данном этапе является необходимость введения и удержания проблемности, новизны (объективной или субъективной). Особенностью возникающих в ходе выполнения проекта вопросов, как правило, является наличие противоречия или множественности ответов в их решении. Проблемные вопросы не должны быть очень трудными, они должны быть разрешимыми для учащегося. Естественно, выделив проблемные моменты, учитель должен показать школьнику и возможные пути их решений.

Это учитель может сделать с помощью сообщения младшим школьникам дополнительных сведений. Актуализации ранее усвоенных знаний, анализа условий, в которых выполняется творческий проект и условий, в которых его можно применять; ознакомления с аналогичными конструкционными решениями; вовлечения учащихся в диалог с помощью наводящих вопросов, коллективного обсуждения проблемы всем классом с защитой собственного решения и его обоснования. Для успешной работы на данном этапе итогом проведенного занятия должна стать уверенность младшего школьников том, что он обладает творческим потенциалом.

4. Нахождение альтернативных путей решения проблемы. В этой работе главное - чтобы учащийся нашел как можно больше вариантов ответов на проблемные вопросы. Свои варианты учащийся должен как-то зафиксировать, иначе его идеи могут затеряться. Хорошие результаты дают зрительные опоры - листы картона, пластилин, кусочки различной проволоки, кусочки ткани, кожи. Манипулируя ими, делая изделие сразу и быстро меняя его форму, размеры, цвет, вес, школьники, таким образом, создают подвижные варианты своего проекта. Этот способ быстрого переделывания позволяет младшим школьникам анализировать и путем исправлений выбирать решения по проблемным вопросам. Также следует отметить, что варианты различных решений могут быть не только в целом по проекту, но и по отдельным его деталям, частям.

5. Сравнение вариантов, их положительных и отрицательных сторон. Применительно к каждому из вариантов, полученных на предыдущем этапе работы, теперь необходимо ответить на вопрос, какой же из них самый приемлемый для успешного решения трудных вопросов по проекту. Удачным считается вариант, который обеспечивает минимальную себестоимость, простоту изготовления, удобство и минимальную трудоемкость при сборке, хороший дизайн. Оценивать варианты можно с учетом: посильности выполнения; наличия требуемых материалов и их взаимозаменяемости; габаритов; веса; надежности и качества; художественного оформления; условий эксплуатации; безопасности изготовления;  безопасности применения. Из названных параметров в зависимости от выполняемого проектного изделия можно выделить 1-2 наиболее важных и по ним провести сравнение полученного с требуемым.

6. Разработка конструкторской документации. Для того, чтобы младшие школьники не испытывали больших трудностей на этом этапе работы, необходимо обращать внимание на их графическую грамотность.

7. Подбор материалов, инструментов, приспособлений. Выполнение этого этапа творческой проектной деятельности тесно связано со следующим этапом.  Но все-таки его необходимо выделять, и эта необходимость связана со следующими моментами: какие особенности, требования необходимо учитывать при подборе инструментов; возможности замены одних инструментов на другие; умения пользоваться или работать теми или иными инструментами, особенности того или иного материала и возможность его замены на другие материалы; особенности клеев, красок и других материалов, служащих для отделки и соединения частей и деталей проектного изделия и т.д.

В результате работы по данному этапу должен быть дан ответ на вопрос: доступны ли нам необходимые для работы материалы и инструменты? Также важно на данном этапе работы научить школьника сравнивать один инструмент с другим, искать различия, предлагать свои варианты инструментов и приспособлений для конкретной работы по своему проекту.

8. Разработка технологии изготовления проектного изделия. Младшие школьники к концу учебного года уже знакомы с основными принципами составления технологических карт во втором классе это будет упрощенный вариант и теперь им предстоит уже каждому по своему проекту выполнить такую работу. При составлении технологических карт важно научить школьника планированию технологического процесса, умению разобраться в нужной последовательности выполнения трудовых операций.

9. Изготовление отдельных деталей изделия. Трудовые операции по проектной деятельности у младших школьников проходят как ручной труд и имеют свои особенности. Труд должен быть посильным с точки зрения их интеллектуальной и физической подготовленности, отвечать физиологическим возможностям учащегося, ограничиваться его возможностями и способностями управлять рабочими движениями при использовании инструментов, обеспечиваться санитарно-гигиеническими и безопасными условиями труда, находить понимание у учителя, даже  в случае, если детали выполнены неточно.

Для активизации мыслительной деятельности младшего школьника на данном этапе работе, на доске или в рабочей тетради можно записать поисковую схему конструкции:

-          определение самой длинной по времени изготовления детали, и поиск возможностей сокращения времени не ее обработку за счет замены обрабатывающего инструмента на другой; замены материала и соответственно способа обработки; замена заготовки на идеальную;

-          выделение единственно нужной части проектного изделия;

-          отделение мешающей части проектного изделия;

-          объединение однородных частей проектного изделия;

-          выделение деталей, требующих наиболее точного выполнения;

-          удаление одной детали с передачей ее функций другой;

-          совмещение деталей и изменение их расположения для получения наибольшей красоты проектного изделия.

10. Сборка и отделка изделия. Контроль качества. Это завершающий этап практической деятельности по проекту. Школьники еще многого не знают в этом возрасте и попадают в обстановку, когда приходится действовать при отсутствии исчерпывающей информации, но чем младше школьник, тем строже должны быть требования к его действиям. Чем чаще школьник добивается успеха в проектной деятельности, чем больше он получает удовлетворения от нее, тем сильнее он проявляет творческую инициативу. Школьник имеет необходимую степень самостоятельности, пробуждающую в нем ту ответственность, о которой мечтают родители.

Сотрудничество с учителем является очень полезным для ребенка, школьник ощущает себя повзрослевшим, видит, что его мнение важно для учителя и старается приложить все свои умения, чтобы подтвердить полезность такого сотрудничества и укрепить его. Существует множество различных вариантов отделки проектного изделия. В связи с этим огромная возможность испортить все дело, либо, наоборот, придать изделию приятный, красивый вид.

11. Подготовка материалов для защиты проекта. В начальной школе этот этап деятельности вызывает некоторые трудности относительно того, с чего же его начать. Поэтому мы записываем на доске (либо раздаем ксероксный вариант), а школьники записывают в своих рабочих тетрадях стержневые вопросы, ответы на которые и будут подготовкой к защите проекта:

Почему ты выбрал именно эту тему проекта? В чем была проблема? Как ее решил? Назначение и устройство проектного изделия? Что нам удалось и почему? Кто внес наибольший вклад в успех дела? Что не получилось или вышло неудачно? Почему? Что особенно понравилось в работе над проектом? Что было самым трудным в проекте?

Для младшего школьника в этом возрасте будет достаточно информации по названным вопросам. Также мы обговариваем и количество написанного: одной страницы вполне достаточно, но если кому-то очень нравится данный этап проектной деятельности, то могут писать и больше. В то же время описательная часть проекта входит в общую проектную деятельность и является обязательной стороной проекта. Объем творческой проектной работы в размере 4 - 7 страниц (включая необходимые рисунки, эскизы, простейшие чертежи, схемы) проясняет ход и смысл проектной деятельности школьника. Очень важно на этом этапе работы предоставить младшему школьнику возможность понять, что он автор выполненного изделия, что именно он довел дело до конца, сумел применить знания, которые у него были. Он - автор, и теперь остается лишь защитить это авторство.

12. Защита проекта. Это один из самых важных, эмоционально напряженных этапов творческой проектной деятельности младшего школьника. При защите творческого проекта ученик не только представляет материальные результаты своего труда, но и, рассказывая о проделанной работе, дает ей оценку - защищает свое субъективное, а может, и объективное авторство на проект.

Для того чтобы помочь школьнику успешно справиться с этой деятельностью, необходимо предложить ему примерный план защиты проекта. Базируется он на материалах предыдущего этапа, записанных школьником в виде ответов на вопросы.  Имеет следующие пункты: название изделия, темы проекта, кто автор, руководитель проекта; назначение, устройство, габаритные размеры проектного изделия;  материалы, применяемые в проекте, их особенности, преимущества перед другими материалами, недостатки; применяемые инструменты и приспособления в том числе придуманные; положительные качества проектного изделия, отличающего его от подобных изделий, его полезность экологическая оценка (вредит ли природе и здоровью человека проектное изделие или его применение); предположительная цена проектного изделия; эффективность рекламы изделия; чему научился за время выполнения творческого проекта; собственная оценка творческой проектной деятельности.

На защиту выносится описательная часть творческого проекта и само изделие. Защита проекта происходит в виде четырехминутного выступления автора (или авторов) проекта. Акцент в данном выступлении должен быть сделан на самые сильные стороны проекта. После краткой речи автора творческого проекта с анализом своей работы и ее самооценки присутствующие могут задавать ему вопросы. У каждого из присутствующих на столе должны быть разложены описательные части проектов, а также критерии оценок, которыми необходимо пользоваться при оценке работы над проектом.

В зависимости от возраста и класса учащиеся постепенно овладевают технологическими специальными и общетрудовыми знаниями и навыками. Согласно программе обучения предъявляются различные требования к оформлению проекта.

Требования к оформлению творческих проектов представлены в таблице 2.

                                                                                                                                               Таблица 2

Требования к оформлению проекта

 

Класс

Вид проекта

Требования к оформлению проекта

1 класс

 

 

 

 

 

2 класс

Коллективная работа (проведение праздника с изготовлением сувениров или коллективного панно)

Оценка детьми, насколько интересным был данный творческий  проект и понравился ли он; роль каждого ученика в выполнении проекта (в устной форме)

Индивидуальный творческий проект (самостоятельное выполнение изделия и его публичная защита)

Обоснование выбора темы и порядок роботы по выполнению изделия. Использование инструментов и материалов (устно)

3 класс

Индивидуальный творческий проект (самостоятельное выполнение изделия и его публичная защита)

Обоснование выбора темы и порядок работы по выполнению изделия. Использование инструментов и материалов, правила техники безопасности (в устной форме)

4 класс

Индивидуальный творческий проект (самостоятельное выполнение изделия и его публичная защита)

Обоснование выбора темы и порядок работы по выполнению изделия. Использование инструментов и материалов, правила техники безопасности  и порядок работы по выполнению изделия, эскиз изделия (письменно)

 

Постоянно оценивая работу учащихся, учитель следит за их успеваемостью, определяет сильные и слабые стороны. Это позволяет преподавателю планировать дальнейшую работу. Ученикам оценки помогают получить представления об уровне своих достижений и узнать, что необходимо сделать для дальнейшего продвижения вперед.

Каждый учитель должен задать себе вопрос: «Как мои комментарии и оценки помогают процессу обучения ребенка?» Действительно, оценка – это способ общения учителя с учеником, а также способ влияния на ученика. Она должна усиливать мотивацию учащегося. Но оценка неэффективна до тех пор, пока школьник не знает, почему он получил именно эту оценку и что необходимо сделать, чтобы улучшить её. Обычно учащиеся, имеющие хорошие оценки за проектирование, получают высокие баллы и за готовые изделия.

Промежуточная оценка. Письменные или устные комментарии учителя акцентируют внимание учащегося на том, что необходимо сделать для того, чтобы достигнуть лучших результатов. Преподаватель может похвалить ученика, чтобы стимулировать его дальнейшую работу.

Итоговая оценка. Работа учащихся оценивается по пятибалльной системе. Учитель может оценивать успехи учащегося или в конце каждого урока – раз в неделю, или по результатам этапа работы, или когда работа завершена. После завершения проекта обычно выставляются две оценки: одну – за проектирование, другую – за изготовление изделия. Иногда выставляют третью оценку – за защиту или презентацию проекта.

Как правило, защиту проектов устраивают в форме выставки работ учащихся. Презентацию проектов учащихся проводят либо индивидуально, либо группами. Для оценки проектов можно пригласить также учителей технологии средних школ, учителей других областей. Обычно к моменту защиты проекта у школьников имеются поурочные оценки выполнения проектов, которые преподаватель учитывает на защите.

Предлагаются следующие критерии оценки творческой проектной деятельности младшего школьника:

1. Обоснованность выбора темы проекта.

2. Правильность определения необходимых для выполнения творческого проекта информационных материалов, технологических материалов, инструментов, помощников.

3. Эффективность планирования творческой проектной деятельности.

4. Видение проектной проблематики.

5. Умение находить несколько путей решения одной проблемы.

6. Оригинальность выбранного варианта решения проблемы и возможность его практического воплощения.

7. Правильность оформления документации: соответствие рисунков, схем, эскизов и чертежей предъявляемым требованиям.

8. Правильность выполнения технологических операций и использования технологических инструментов.

9. Качество изделия.

10. Оригинальность товарного знака проекта и защиты проекта.

Руководствуясь приведенными критериями, можно оценить творческую проектную деятельность учащегося начальной школы, учитывая каждый этап творческой проектной деятельности школьника и входящие в него компоненты.

Подводя итог вышесказанному, подчеркнем, что выполнение проектов учащихся начальной школы предусматривает самостоятельную творческую работу, он ориентирован на развитие у младших школьников творческой активности, познавательных навыков, индивидуальности, мышления, умений самостоятельно приобретать знания, адаптироваться к современным условиям жизни. При выполнении творческого проекта учащийся решает определенную проблему. Результатом творческой проектной деятельности школьника в образовательной области «Технология» является проектное изделие, отвечающее требованиям субъективной или объективной по отношению к учащемуся новизны.

Изучение особенностей  творческой проектной деятельности младших школьников в современном технологическом образовании и основ выполнения проектов позволило выделить условия организации творческой  проектной деятельности, при соблюдении которых возможно достичь максимальных результатов для развития творческих, познавательных, коммуникативных, личностных и социальных способностей учащихся.

При организации учебного проектирования учитель начальных классов должен уметь осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся. Это осуществляется разными способами: через содержание учебного материала, когда разным группам учащихся предлагаются для разработки проекты различной степени сложности; различные виды деятельности, если одна группа учащихся изучает учебную, научно-популярную, техническую литературу по теме проекта, другая занимается проектированием изделия, третья – изготовляет чертежи и т.д.. Работу учащихся «в своем темпе», обусловленным личной подготовкой, способностями и умением работать; комплексными способами, среди которых можно выделить комплект приемов индивидуализации  творческой деятельности младших школьников в процессе учебного проектирования. 

Значение творческой проектной деятельности в развитии личности младших школьников

Одной из основных тенденций модернизации начального образования является активизация его развивающей функции. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности.

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результатa. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средствo развития oбучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация целеполагание планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самoпрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Творческая проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Творческая проектная деятельность младших школьников  предполагает коллективную групповую работу под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но и учатся деловому творческому общению.

Проектная деятельность учащихся в начальной школе организуется с познавательными и практическими целями. Результаты исследований ученики реализуют в школьной и в повседневной жизни. Тесная связь теории и практики стимулирует учащихся к творчеству, формирует устойчивый интерес к самостоятельным исследованиям. Ученикам, знакомым с творческой проектной деятельностью, будет легче учиться в школе, переходящей на новые методы и формы работы.

Проектная деятельность учащихся реализует основные задачи, поставленные перед школой будущего, ведь главная идея ФГОС – это «развитие личности ученикa в системе образования, возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию процесса умения учиться».

Главная идея выполнения проектов в начальной школе - это направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы.

Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, сoгласoванные методы, способы деятельности, направленная на достижение  общего результата. Творческая проектная деятельность в начальной школе способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.

Включая младших школьников в творческий проект можно формировать у них следующие умения:

- определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия;

- выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности;

- проводить наблюдения, ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мирa.

осуществление творческого проекта младших школьников проводится с целью воспитания учащихся, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения. Работая над творческими проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мирa, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами. Такая работа гoтoвит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания.

Выполнение проекта осуществляется по определенному, достаточно сложному алгоритму, и при этом каждый ученик может выбрать любую тему проекта - все, что захочет и что сумеет сделать, учитывая свои интересы, наклонности, способности и решая определенную проблему. Но на всех этапах педагог выступает как помощник. Учитель начальных классов не передает знания, а направляет деятельность школьника, консультирует, мотивирует, наблюдает, координирует деятельность учащихся.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: oни выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Следует признать, что каждый ученик имеет право выбирать проект из предложенных вариантов, участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях, в любой момент начать новый проект.

С самого начала ученик оказывается в ситуации неопределенности, именно это и стимулирует его познавательную активность. С другой стороны, ситуация неопределенности при выполнении проекта вызывает у учащихся специфические сложности, которые носят объективный характер.

Анализ практики показывает, что учащимся бывает трудно: намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи; искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы; осуществлять и аргументировать выбор, предусмотреть последствия выбора; действовать самостоятельно (без подсказки учителя); сравнивать полученное с требуемым; корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов; объективно оценивать процесс и результат проектирования. Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей творческих проектов.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах (проблематизация,  целеполагание, планирование, реализация, самооценка и рефлексия) он выбирает, принимает решения, выстраивает систему взаимоотношений с людьми,  оценивает. Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы: цель работы, гипотеза, задачи, объект, методы исследования. Учителя, дети и родители активно включаются в исследовательскую деятельность.

По итогам выполнения творческих проектов можно заниматься с младшими школьниками подготовкой к учебным конференциям. Уже к концу второго года обучения ребята сами могут определить тему исследования. А кaк ввести их в проблемную ситуацию, как заинтересовать их тематикой проекта, поддержать любознательность, интерес к проекту – это задaчa учителя.

Ребята понимают, что выполнение творческого проекта – это активный поиск, исследование, проектная деятельность носит творческий и проблемный характер, она позволяет учащимся проявить себя, свои аналитические и творческие способности. Работа учащихся может не ограничиваться рамками только урока. Учитель становится для младших школьников не только руководителем, но и вдохновителем, экспертом в разных областях знаний.

Главная его роль – создать условия  для развития творческих способностей и познавательных интересов, атмосферы сотрудничества и сотворчества. Открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников на уроках технологии мoгут быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

- рефлектировать  (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

- целеполагать  (ставить и удерживать цели);

- планировать (составлять план своей деятельности);

- работать по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом;

-     понимать причины возникающих затруднений;

-     осуществлять поиск способов выхода из ситуации.

        - Познавательные УУД:

моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное).

-     находить, сопоставлять и отбирать необходимую информацию;

-     использовать словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; информацию, полученную из различных источников.

- Коммуникативные УУД:

-     проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

-     вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других);

-     организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

-     предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

-     оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

-     при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;

-     учиться подтверждать аргументы фактами.

Творческая проектная деятельность в начальной школе при этом является той качественной основой, кoтoрая может реализовать гуманистический подход к oбучению, так как способствует формированию раскрепощенной, творческой личности, деятельность кoтoрой в этом возрасте направленa на воплощение своих идей.

 

Условия организации творческой проектной деятельности учащихся начальных классов на уроках технологии

 

На изучение учебного предмета «Технология» согласно базисному учебному плану начального общего образования, определенному ФГОС, отводится  всего 135 ч, т.е. не менее 1 часа в неделю во всех классах начальной школы, из них в 1 классе 33 ч.-1ч. в неделю, 33 учебные недели), по 34 ч. во 2, 3 и 4 классах -1 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе.

На начальной ступени образования технологическая подготовка школьников должна быть направлена на:

- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека в процессе его деятельностного освоения;

- развитие личностных качеств и творческих способностей каждого ребенка;

- воспитание уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности;

- расширение и обогащение практического опыта детей, знаний о профессиональной деятельности людей, о технике;

- формирование элементарных обобщенных знаний по технологии ручной обработки доступных детям материалов.

Одним из инновационных направлений в предмете является включение младших школьников в творческую проектную деятельность. Вместе с тем, если в школе по-прежнему ведётся традиционное трудовое обучение, то и здесь можно внедрять работу с творческими проектами или вводить технологию поэтапно, отдельными модулями. Легче всего начинать эту работу с творческих проектов, так как при работе с проектами уменьшается время на учителя, который перестаёт быть снабженцем материалами (творческие проекты школьники делают, в основном, из своих материалов), а превращается в консультанта опытного руководителя творческой деятельностью младших школьников.

Традиционно выполнение творческого проекта относят на четвёртую четверть учебного года. Также возможно распределение данных часов следующим образом:

- в сентябре – 2ч (определение задач и содержания деятельности по изготовлению учебных проектов);

- конец I четверти – 2 ч (определение конкретной тематики проекта; обсуждение плана работ, сбора информации);

- начало III четверти – 2 ч (обсуждение собранной информации, предполагаемой конструкции изделия, технологии исполнения, правил техники безопасности)

- март – апрель – 6 – 8 ч (изготовление изделия, консультации учителя по изготовлению проектов, по оформлению документации, изделия; предзащита в классе);

- апрель – 2 ч (защита проекта)

Организуя творческую деятельность младших школьников в процессе выполнения творческих проектов, учителю необходимо учитывать следующие условия:

- тема учебного творческого проекта должна иметь личную или общественную значимость, быть интересной для выполнения учащимися, завершаться конкретным результатом;

- в работе над проектами использовать методы активизации творчества учащихся (ассоциативные методы поиска творческих решений, метод контрольных вопросов, метод «мозгового штурма» (мозговой атаки), метод морфологического анализа, различные игры и т.д.);

- использовать преимущественно групповую форму работы над проектами с четким распределением обязанностей членов группы;

- организовать самостоятельную работу младших школьников на всех этапах выполнения творческих проектов.

Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и, в конечном счете, низкой эффективности обучения.

В качестве идей для творческих проектов на уроках технологии могут быть: изделия из ткани, бумаги, картона, папье-маше, сувениры-закладки, прихватки, панно; изделия из жести, проволоки; вязаные салфетки, коврики, накидки; изделия из глины, аппликации из соломы; изделия из шишек, желудей, каштанов, скорлупы орехов, корней, веток, ракушек, камешков. Альбомы с эскизами и изделиями народных промыслов элементы оформления интерьера комнаты, рабочего места, уголка для игр, балкона и др.; разработки по проведению и организации семейных праздников; изделия из дерева, игрушки, наглядные пособия и др.; мягкие игрушки из ткани, меха.

Задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы подготовить на основе анализа изучаемого материала перечень возможных тем проектов, которые будут предложены школьникам. Количество тем в перечне должно превышать число младших школьников в классе, чтобы дать им возможность выбора собственной темы.

Также следует иметь в виду и возможность выполнения одной и той же темы творческого проекта разными учащимися. Такой подход позволяет обеспечить соревнование при выполнении проекта и подготавливает школьника к условиям конкуренции в будущем. Также важно при разработке перечня тем предусмотреть темы для групповой работы, а также комплексные темы, содержащие несколько различных направлений работы.

Однако бывает и так, что учащийся сам выбирает тему проекта, т.е. такую тему, которой нет в перечне, предложенном учителем. Представляется, что это наилучший вариант. Правильный выбор темы с учётом возрастных и индивидуальных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность школьников при выполнении задания.

 

Методические рекомендации для учителей начальных классов

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе младшие школьники должны научить, не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации, саморазвитии и социализации. Ни для кого не секрет, что обучающиеся не могут применять на практике, имеющиеся знания.

Безусловно, творческая  проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа учителя начальных классов строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От младших школьников  требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот творческий проект, для исполнения которого необходимы различные знания, которые  позволяют  разрешить целый ряд проблем.

При работе над творческими проектами  необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы проектов учащихся младшего школьного возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации творческой проектной деятельности.

Длительность выполнения творческого проекта целесообразно ограничить 1-4 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Для более эффективного использования творческих проектов на уроках технологии учителю начальных классов необходимо создавать следующие условия:

- тема учебного творческого проекта должна иметь личную или общественную значимость, быть интересной для выполнения учащимися, завершаться конкретным результатом;

- в работе над проектами использовать методы активизации творчества учащихся (ассоциативные методы поиска творческих решений, метод контрольных вопросов, метод «мозгового штурма» (мозговой атаки), метод морфологического анализа, различные игры и т.д.);

- использовать преимущественно групповую форму работы над проектами с четким распределением обязанностей членов группы;

- организовать самостоятельную работу младших школьников на всех этапах выполнения творческих проектов.

Младшие школьники, приступая к созданию проекта, должен владеть:

• специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы;

• необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми) в содержательной области проекта.

Творческие проекты, в связи с этим, начинаем реализовывать с 1 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяем развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

В рамках традиционных учебных занятий используют:

• проблемное введение в тему урока;

• постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

• совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

• групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

• выдвижение идеи (мозговой штурм);

• постановку вопроса (поиск гипотезы);

• формулировку предположения (гипотезы);

• обоснованный выбор способа выполнения задания;

• составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

• поиск дополнительной литературы;

• подготовку доклада (сообщения);

• самоанализ и самооценку, рефлексию;

• поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Младшие школьники сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом творческом проекте, могут принять участие в следующем. Могут быть творческими работами проекта: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина. При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.

Лучшая форма работы над творческим проектом  реферативно-исследовательская. Тема должна быть простой и понятной для детей младшего школьного возраста. Любопытство и увлечённость дети проявляют при выполнении исследовательской части работы. Им нравится делать опыты, рисовать, мастерить, наблюдать, трогать объекты руками, определять запах, фантазировать.  Особый интерес у учащихся вызывает проектный продукт и его презентация. Он должен быть ярким, разнообразным, необычным, запоминающимся, вызывающим восхищение. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ученика ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом младшим школьникам нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

Согласно современным целям начального образования умения открывать знания и пользоваться источниками информации гораздо важнее, чем просто запоминание и накапливание знаний.

Важными задачами образования становиться подготовка учеников к решению проблем в определенных ситуациях, овладению творческим подходом в решении их возникающих проблем.

На уроках технологии в начальной школе учитель должен помогать развивать у учащихся чувство прекрасного, формировать художественный вкус,  ученики совершенствуют навыки по выполнению работ из различных материалов, учатся самостоятельно изготавливать полезные и нужные в повседневной жизни изделия, украшать их.

Выполнение творческих проектов в начальных классах на уроках технологии позволяет ученикам под руководством учителя ставить определенные цели, искать пути их рационального достижения, анализировать полученные результаты. Творческая проектная деятельность учащихся ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний. Учащиеся не только выполняют совместную работу, но и учатся сообща решать поставленные задачи. Важным является направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы.

Предложенные в данной статье методические рекомендации могут быть использованы в деятельности учителей начальных классов, а также в процессе подготовки будущих учителей начальных классов.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР