Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7870963
Технологическая карта урока по окружающему миру. Тема: «Ледяна зона».
Содержание - Начальные классы, ГПД

Иванова Ольга Геннадьевна, учитель начальных классов, МОБУ «Куярская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района, Республики Марий Эл. 
Данный конспект урока предназначен для учащихся 4 класса по окружающему миру. Урок составлен по программе «Перспективная начальная школа».


Дата публикации: 27.07.2017


Технологическая карта урока  по окружающему миру

Тема: «Ледяна зона»

Тип урока: комбинированный

Цель: формирование у учащихся понятие «Зона Арктических пустынь»

Задачи:

  1. познакомить учащихся с особенностями природной зоны, расположенной на Крайнем Севере
  2. Развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.
  3. Воспитывать  бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

Формирование знаний о зоне Арктических пустынь

Регулятивные УУД:

- учатся понимать цель выполняемых действий;

- получают возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

- высказывают свою версию, пытаются предлагать способ её проверки;

Познавательные  УУД:

- извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- наблюдают и делают  самостоятельные  выводы;

- получат возможность использовать  информацию справочного бюро;

Коммуникативные  УУД:

-формировать готовность к сотрудничеству с другими людьми.

Личностные УУД:

- имеют адекватное представление  об учении и поведении в процессе учебной деятельности;

осуществляют самоконтроль и соотносят собственный опыт

Оборудование»

у учителя

- персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, карта “Природные зоны России”

- презентация учителя

у учащихся

- учебник «Окружающий мир» для четвёртого класса в 2-х ч.,  Авторы: Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А., Москва, Академкнига/учебник,2007 г.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

 

Самоопределение к учебной деятельности

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Вначале урока я вам предлагаю послушать музыку

                                 Где-то на белом свете

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря.

Трутся об ось медведи –

Вертится Земля.

Мы отправляемся с вами туда,

Где царство холода, снега и льда!

- Ребята, как вы думаете, о какой природной зоне поется  в данной песне?

1.Самоконтроль готовности.

2.Реакция на учителя, внимание.

3. Самоопределение.

Личностные:

имеют адекватное представление  об учении и поведении в процессе учебной деятельности.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу.

 

Целепола-гание Постановка учебной задачи

-1. Формулирование темы

- О чем мы сегодня будем говорить?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

2. Постановка проблемы.

-Что нам предстоит сегодня узнать?        

-Ребята, а какие вопросы возникли, когда вы услышали слово «Арктика»?

- Кто-нибудь из вас знает, что обозначает слово «Арктика»?

3. Постановка целей и задач.

- Какую цель поставим перед собой?

- О чем поподробнее хотелось бы узнать об этой зоне?

Формулируют тему урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют цели и задачи  урока.

(Почему в арктической зоне суровые климатические условия?

Какие растения и животные населяют арктическую пустыню?

Как они приспособились к жизни в Арктике?)

Личностные:

Имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные:

получают возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

 

 Актуализация знаний

и фиксации затруднений в деятельности.

 

-Чтобы хорошо усвоить новый материал, мы должны быть вспомнить материал прошедшего урока. Ответьте мне на следующие вопросы:

- Что такое природная зона? (Участки суши со сходными природными условиями, сменяющимися в определенном порядке от полюса к экватору).

- Сколько вы знаете природных зон нашей страны?

- Почему с севера на юг сменяются несколько зон?

- Как называется самая северная зона?

- Каким цветом она обозначена на карте?

Отвечают на вопросы учителя

Регулятивные:учатся понимать цель выполняемых действий;

Познавательные:

 Умеют осуществлять поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные:

Умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на вопросы.

 

Изучение нового материала

1. Показ на карте. Рассказ учителя.

- Самая северная зона называется Зоной Арктических пустынь.

- «Арктос» в переводе с греческого — медведь. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы, т. е. вокруг Северного полюса.

Эта зона занимает самый север нашей страны — остро­ва Северного Ледовитого океана и узкую полоску его побе­режья.

В зоне арктических пустынь лежат о. Земля Франца Иосифа, северная часть о. Новой Земли, о. Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля. ( Показывает по карте ).

2. Работа в группах.

-- Сегодня мы отправимся за Полярный круг, в зону арктических пустынь на льдине

- Для этого мы разделились на три группы:  льдина географов,  льдина биологов, зоологов.

Каждая микрогруппа получает задание и карточку-план, работает с учебником.(с. 66-70) или энциклопедией.     (Слайд 6)

На «льдина географов» мы должны выяснить климатические условия в зоне арктических пустынь; на «льдине ботаников» какие встречаются растения; на «льдине зоологов» - каков животный мир. Итак, в путь!

Все группы начинают готовиться. Затем заслушиваются по одному представителю от группы. 

- Итак, послушаем тех, кто плывет на «льдине географов». Они познакомят нас  об особенностях климатических условий данной зоны.

- К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы. Смотрите, плывет зеленая льдина! Откуда она здесь? Об этом нам расскажет следующая группа

Фронтальная работа

Слушают, анализируют информацию.

Работают в группах, находят нужную информацию, анализируют её, готовят сообщение.

Познавательные

наблюдают и делают  самостоятельные  выводы; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации

Коммуникативные:

Умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на вопросы.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и тетради.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности.

Физкульминутка

Физкультминутка «Снежинки, узорчатые льдинки»
Что это? Что за чудеса!

Посмотри вверх, на небеса! (голову поднимают вверх)

Это снежинки, узорчатые льдинки! (поднимают руки вверх)
Медленно падают с неба они, (медленно опускают руки вниз)

Без них не бывает зимы.
Словим больше снежинок, (расставляют руки перед собой и делают хватательные движения).

Узорчатых волшебных льдинок!
Сколько их не сосчитать, (головой отрицательно вращают влево-вправо)

Белые сугробы, как пройти?

Поднимаем выше ноги мы, (ходьба на месте, колени высоко поднимаются).
Все идем по снегу, и идем! (ходьба на месте).

Мы пришли в уютный дом!

Учащиеся выполняют  физические упражнения.

Личностные

Здоровье сбережение

Изучение нового материала

- А  впереди нас ждет «льдина зоологов». Они расскажут, какие животные обитают в этой зоне.

- Итак, все научные группы хорошо поработали.

- Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной?

(В Арктике совсем не пусто. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают своих детенышей.)

Работают в группах, находят нужную информацию, анализируют её, готовят сообщение.

Познавательные

наблюдают и делают  самостоятельные  выводы; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации

Коммуникативные:

Умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на вопросы.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и тетради.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности.

 Первичное закрепление

 1. Составление цепей питания.  

-  Сравни природные условия своей местности с природными условиями Арктики?

-Какие растения характерны для арктической зоны?

- Какие животные характерны для арктической зоны?

- Составьте две-три цепи питания, которые сложились в Арктике

                                                    

- Наше исследование закончено, пришло время  обобщить полученные вами сведения. 

Читают, отвечают на вопросы

Познавательные

получат возможность использовать информацию справочного бюро; извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывают полученную информацию;

Регулятивные: высказывают свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;

Коммуникативные:

Умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.

 

Самостоятельная работа с проверкой

 

Дифференцированные   задания.

Перед вами карточки с тремя уровнями заданий: 1 уровень вопросы несложные, 2 уровень – вопросы посложнее, 3 уровень вопросы самые сложные. Выполните задания на карточках и проверьте насколько хорошо вы усвоили новый материал.

1 уровень

1. Из перечисленных растений вычеркните те, которые не встречаются в Арктике: мхи, лишайники, полярный мак, незабудка, карликовая берёза, сосна.

2. Из перечисленных животных вычеркни тех, которые не живут в Арктике: белый медведь, песец,  морж, тюлень, кайры, тупики, чайки, гагары, гренландский кит, морской окунь.

2 уровень. 1. Составь 2 цепи питания: рачки- … - ……, рачки -…- ….

3уровень

Если высказывание верное, учащиеся ставят знак «+». Если высказывание неверное, ставят знак «-»

1.Природная зона арктических пустынь расположена на острове Тихого океана.

2. В Арктике для растений и животных сложились суровые растения.

3. В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени

4. В ледяной зоне  растут кедры, березы, черемуха.

5. Большое скопление птиц на скалах называют « птичьими базарами»Проверка карточек.

- Оцените свою работу . Кто выполнил задания 1 уровня поставьте оценку 3, кто выполнил задания 1 и 2 уровня поставьте оценку 4, кто выполнил задания 1, 2, 3 уровня поставьте оценку 5. Поставьте эту оценку на лист.

Сдайте листы на проверку. Я перепроверю и поставлю оценку по желанию, т. к. это новый материал.

Выбирают карточку.

Самостоятельно выполняют с последующей самопроверкой.

Коммуникативные: формировать готовность к сотрудничеству с другими людьми.

Познавательные: умеют анализировать информацию, производить мыслительные логические операции.

Регулятивные: планируют свою деятельность.

 

Итог урока. Рефлексия      деятельнос-ти.

– С какой природной зоной познакомились на уроке?

-Ребята вернемся к тем задачам, которые мы поставили в начале урока. Все ли мы выполнили.   - Чтобы вам хотелось ещё узнать нового по изученной теме?

- Перед вами наборы  льдинок разного размера

Большая льдинка– для тех, кто хорошо усвоил новый материал;

Средняя льдинка – для тех, у кого остались какие-то сомнения в этой теме;

Маленькая льдинка - для тех, кому изучение новой темы показалось сложным;

Оцените свою работу на уроке.

 

Домашнее задание    с.66-70 пересказ, сообщение о любом растении или животном Арктики

Отвечают.

Оценивают.

Личностные:

осуществляют самоконтроль и соотносят собственный опыт

Регулятивные:

Оценивают свою работу на уроке, адекватно воспринимают высказывания учителя или товарищей.

Коммуникативные:

Умеют излагать свое мнение

 
               

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР