Иванова Ольга Геннадьевна, учитель начальных классов, МОБУ «Куярская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района, Республики Марий Эл. Данный конспект урока предназначен для учащихся 4 класса по окружающему миру. Урок составлен по программе «Перспективная начальная школа».
Дата публикации: 27.07.2017
Технологическая карта урока по окружающему миру
Тема: «Ледяна зона»
Тип урока: комбинированный
Цель: формирование у учащихся понятие «Зона Арктических пустынь»
Задачи:
- познакомить учащихся с особенностями природной зоны, расположенной на Крайнем Севере
- Развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
Формирование знаний о зоне Арктических пустынь
Регулятивные УУД:
- учатся понимать цель выполняемых действий;
- получают возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
- высказывают свою версию, пытаются предлагать способ её проверки;
Познавательные УУД:
- извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- наблюдают и делают самостоятельные выводы;
- получат возможность использовать информацию справочного бюро;
Коммуникативные УУД:
-формировать готовность к сотрудничеству с другими людьми.
Личностные УУД:
- имеют адекватное представление об учении и поведении в процессе учебной деятельности;
осуществляют самоконтроль и соотносят собственный опыт
Оборудование»
у учителя
- персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, карта “Природные зоны России”
- презентация учителя
у учащихся
- учебник «Окружающий мир» для четвёртого класса в 2-х ч., Авторы: Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А., Москва, Академкнига/учебник,2007 г.
Этап урока
|
Действия учителя
|
Деятельность обучающихся
|
УУД
|
|
Самоопределение к учебной деятельности
|
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Вначале урока я вам предлагаю послушать музыку
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся об ось медведи –
Вертится Земля.
Мы отправляемся с вами туда,
Где царство холода, снега и льда!
- Ребята, как вы думаете, о какой природной зоне поется в данной песне?
|
1.Самоконтроль готовности.
2.Реакция на учителя, внимание.
3. Самоопределение.
|
Личностные:
имеют адекватное представление об учении и поведении в процессе учебной деятельности.
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу.
|
|
Целепола-гание Постановка учебной задачи
|
-1. Формулирование темы
- О чем мы сегодня будем говорить?
- Попробуйте сформулировать тему урока.
2. Постановка проблемы.
-Что нам предстоит сегодня узнать?
-Ребята, а какие вопросы возникли, когда вы услышали слово «Арктика»?
- Кто-нибудь из вас знает, что обозначает слово «Арктика»?
3. Постановка целей и задач.
- Какую цель поставим перед собой?
- О чем поподробнее хотелось бы узнать об этой зоне?
|
Формулируют тему урока.
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют цели и задачи урока.
(Почему в арктической зоне суровые климатические условия?
Какие растения и животные населяют арктическую пустыню?
Как они приспособились к жизни в Арктике?)
|
Личностные:
Имеют мотивацию к учебной деятельности.
Регулятивные:
получают возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
|
|
Актуализация знаний
и фиксации затруднений в деятельности.
|
-Чтобы хорошо усвоить новый материал, мы должны быть вспомнить материал прошедшего урока. Ответьте мне на следующие вопросы:
- Что такое природная зона? (Участки суши со сходными природными условиями, сменяющимися в определенном порядке от полюса к экватору).
- Сколько вы знаете природных зон нашей страны?
- Почему с севера на юг сменяются несколько зон?
- Как называется самая северная зона?
- Каким цветом она обозначена на карте?
|
Отвечают на вопросы учителя
|
Регулятивные:учатся понимать цель выполняемых действий;
Познавательные:
Умеют осуществлять поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные:
Умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на вопросы.
|
|
Изучение нового материала
|
1. Показ на карте. Рассказ учителя.
- Самая северная зона называется Зоной Арктических пустынь.
- «Арктос» в переводе с греческого — медведь. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы, т. е. вокруг Северного полюса.
Эта зона занимает самый север нашей страны — острова Северного Ледовитого океана и узкую полоску его побережья.
В зоне арктических пустынь лежат о. Земля Франца Иосифа, северная часть о. Новой Земли, о. Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля. ( Показывает по карте ).
2. Работа в группах.
-- Сегодня мы отправимся за Полярный круг, в зону арктических пустынь на льдине
- Для этого мы разделились на три группы: льдина географов, льдина биологов, зоологов.
Каждая микрогруппа получает задание и карточку-план, работает с учебником.(с. 66-70) или энциклопедией. (Слайд 6)
На «льдина географов» мы должны выяснить климатические условия в зоне арктических пустынь; на «льдине ботаников» какие встречаются растения; на «льдине зоологов» - каков животный мир. Итак, в путь!
Все группы начинают готовиться. Затем заслушиваются по одному представителю от группы.
- Итак, послушаем тех, кто плывет на «льдине географов». Они познакомят нас об особенностях климатических условий данной зоны.
- К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы. Смотрите, плывет зеленая льдина! Откуда она здесь? Об этом нам расскажет следующая группа
|
Фронтальная работа
Слушают, анализируют информацию.
Работают в группах, находят нужную информацию, анализируют её, готовят сообщение.
|
Познавательные
наблюдают и делают самостоятельные выводы; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации
Коммуникативные:
Умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на вопросы.
Регулятивные: ориентируются в учебнике и тетради.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности.
|
Физкульминутка
|
Физкультминутка «Снежинки, узорчатые льдинки» Что это? Что за чудеса!
Посмотри вверх, на небеса! (голову поднимают вверх)
Это снежинки, узорчатые льдинки! (поднимают руки вверх) Медленно падают с неба они, (медленно опускают руки вниз)
Без них не бывает зимы. Словим больше снежинок, (расставляют руки перед собой и делают хватательные движения).
Узорчатых волшебных льдинок! Сколько их не сосчитать, (головой отрицательно вращают влево-вправо)
Белые сугробы, как пройти?
Поднимаем выше ноги мы, (ходьба на месте, колени высоко поднимаются). Все идем по снегу, и идем! (ходьба на месте).
Мы пришли в уютный дом!
|
Учащиеся выполняют физические упражнения.
|
Личностные
Здоровье сбережение
|
Изучение нового материала
|
- А впереди нас ждет «льдина зоологов». Они расскажут, какие животные обитают в этой зоне.
- Итак, все научные группы хорошо поработали.
- Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной?
(В Арктике совсем не пусто. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают своих детенышей.)
|
Работают в группах, находят нужную информацию, анализируют её, готовят сообщение.
|
Познавательные
наблюдают и делают самостоятельные выводы; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации
Коммуникативные:
Умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на вопросы.
Регулятивные: ориентируются в учебнике и тетради.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности.
|
Первичное закрепление
|
1. Составление цепей питания.
- Сравни природные условия своей местности с природными условиями Арктики?
-Какие растения характерны для арктической зоны?
- Какие животные характерны для арктической зоны?
- Составьте две-три цепи питания, которые сложились в Арктике
- Наше исследование закончено, пришло время обобщить полученные вами сведения.
|
Читают, отвечают на вопросы
|
Познавательные
получат возможность использовать информацию справочного бюро; извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывают полученную информацию;
Регулятивные: высказывают свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
Коммуникативные:
Умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
|
|
Самостоятельная работа с проверкой
|
Дифференцированные задания.
Перед вами карточки с тремя уровнями заданий: 1 уровень вопросы несложные, 2 уровень – вопросы посложнее, 3 уровень вопросы самые сложные. Выполните задания на карточках и проверьте насколько хорошо вы усвоили новый материал.
1 уровень
1. Из перечисленных растений вычеркните те, которые не встречаются в Арктике: мхи, лишайники, полярный мак, незабудка, карликовая берёза, сосна.
2. Из перечисленных животных вычеркни тех, которые не живут в Арктике: белый медведь, песец, морж, тюлень, кайры, тупики, чайки, гагары, гренландский кит, морской окунь.
2 уровень. 1. Составь 2 цепи питания: рачки- … - ……, рачки -…- ….
3уровень
Если высказывание верное, учащиеся ставят знак «+». Если высказывание неверное, ставят знак «-»
1.Природная зона арктических пустынь расположена на острове Тихого океана.
2. В Арктике для растений и животных сложились суровые растения.
3. В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени
4. В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха.
5. Большое скопление птиц на скалах называют « птичьими базарами»Проверка карточек.
- Оцените свою работу . Кто выполнил задания 1 уровня поставьте оценку 3, кто выполнил задания 1 и 2 уровня поставьте оценку 4, кто выполнил задания 1, 2, 3 уровня поставьте оценку 5. Поставьте эту оценку на лист.
Сдайте листы на проверку. Я перепроверю и поставлю оценку по желанию, т. к. это новый материал.
|
Выбирают карточку.
Самостоятельно выполняют с последующей самопроверкой.
|
Коммуникативные: формировать готовность к сотрудничеству с другими людьми.
Познавательные: умеют анализировать информацию, производить мыслительные логические операции.
Регулятивные: планируют свою деятельность.
|
|
Итог урока. Рефлексия деятельнос-ти.
|
– С какой природной зоной познакомились на уроке?
-Ребята вернемся к тем задачам, которые мы поставили в начале урока. Все ли мы выполнили. - Чтобы вам хотелось ещё узнать нового по изученной теме?
- Перед вами наборы льдинок разного размера
Большая льдинка– для тех, кто хорошо усвоил новый материал;
Средняя льдинка – для тех, у кого остались какие-то сомнения в этой теме;
Маленькая льдинка - для тех, кому изучение новой темы показалось сложным;
Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание с.66-70 пересказ, сообщение о любом растении или животном Арктики
|
Отвечают.
Оценивают.
|
Личностные:
осуществляют самоконтроль и соотносят собственный опыт
Регулятивные:
Оценивают свою работу на уроке, адекватно воспринимают высказывания учителя или товарищей.
Коммуникативные:
Умеют излагать свое мнение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|