Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7427900
Конспект урока математики «Решение задач на нахождение четвертого пропорционального», 4 класс.
Содержание - Начальные классы, ГПД

Минуллина Эльвира Фаизовна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №3» Вахитовского района г. Казани, Республика Татарстан. 
Тип урока ОНЗ. Урок построен в соответствии с ФГОС НОО. Учебный материал носит исследовательский характер, формирует умения применять полученные знания на практике.


Дата публикации: 23.10.2017


Урок математики 4 класс

Тема: Решение задач на нахождение четвертого пропорционального.

Цели: учить решать задачи на нахождение четвертого пропорционального способом отношений; совершенствовать вычислительные навыки…

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель открывает девиз урока, записанный на доске, и читает первую часть предложения. Дети заканчивают его хором: Ждет сегодня нас удача, если мы решим… (Задачу.)

Как вы думаете, почему у нас сегодня такой девиз?

- Какого вида задачи вы уже решали? (Задачи на приведение к единице. На движение и т.д.)

- Сегодня мы продолжим решать задачи и откроем новые знания. Но чтобы их открыть, вы должны выяснить  что вы еще не знаете, а потом самим найти способ решения этой проблемы.

  Вам как всегда на уроках математики, понадобится смекалка, усердие, аккуратность, сообразительность, а я вам в этом помогу. Желаю вам удачи!

Начнём наш урок с повторения.

 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

 

-Составьте  и решите задачу по таблице.

 

Расход ткани

на один костюм

Количество

костюмов

Общий расход

ткани

Первый день

? (одинаковый)

6

18 м

Второй день

?

24 м

(учащиеся устно составляют задачу и записывают решение на планшетах)

-Что нашли сначала? (расход ткани на один костюм).

-Что означает слово «одинаковый»? (расход ткани на 1 костюм один и тот же)

Составьте взаимно обратные задачи. Какие задачи называются взаимно обратными? (Взаимно обратные задачи — это такие задачи, в которых меняется неизвестная величина; известная величина становится искомой.)

Что мы с вами повторили? (алгоритм решения задач на приведение к единице, взаимно обратные задачи.)

Сейчас я вам предложу задание для пробного действия, чтобы мы поняли, чего еще не знаем.

Составьте задачу, используя эти данные.

 

Расход ткани

на один костюм

Количество

костюмов

Общий расход

ткани

Первый день

? (одинаковый)

2

5 м

Второй день

?

15 м

 

- Вы умеете решать задачи на приведение к единице, пользуясь алгоритмом. Запишите решение задачи самостоятельно по действиям.

- Кто не смог решить задачу? В чем ваша трудность?

- Кто справился? Проверяем. Продиктуйте , какие действия вы записали?

- Можем сказать, чье решение правильное? (Нет, потому что не можем проверить; нет способа для проверки.)

- Что нужно сделать? (Остановиться и подумать.)

3.   Выявление места и причины затруднения.

- Такого типа задачи мы с вами не решали. Какую цель вы поставите сегодня перед собой на уроке? ( Научиться решать задачи нового типа.)

- Могли ли мы решить задачу известным способом? Почему? (Нет, так как 5 не делится на 2)

- Сколько костюмов получается из 5м? (2)

- Можем ли мы сравнить во сколько раз 15м больше, чем 5м? (Да, 15:5=3 раза.)

- А сможем ли мы узнать, сколько костюмов можно сшить из 15м, если 15м в 3 раза больше 5 метров? (Да-нет)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Такие задачи, когда известны три величины, а четвертую можно найти с помощью составления пропорций, называются «Задачи на четвертое пропорциональное»

Вы сейчас будете работать в группах, составлять алгоритм решения задач на нахождение четвертого пропорционального. Вспомните правила работы в группах. (…)

        Вы будете создавать новый алгоритм? (Дополним уже известный)

        Какой план ваших действий?

  1. 1.Воспользуемся имеющимся алгоритмом решения задач на приведение к единице.
  2. 2.Дополним уже имеющийся алгоритм.

5. Реализация построенного  проекта.

Ребята работают в группах, дополняют уже имеющийся алгоритм. После того, как все группы справятся с работой, представители групп защищают результат работы группы.

Учитель вместе с детьми вносит дополнения в алгоритм решения задач на приведение к единице. На доске фиксируется новый алгоритм.

Алгоритм для решения задач
на нахождение четвертого пропорционального (общий)

1. Сравнить во сколько раз больше или во сколько раз меньше

  1. 2.Найти неизвестное  значение

 

 

- Найдите среди ваших вариантов решений правильный вариант.

Учащиеся выходят к доске и выделяют правильные варианты решений задач, доказывая по новому алгоритму.

- Мы справились с затруднением?

- Какие задачи вы сможете решать, пользуясь данным алгоритмом? (Задачи на четвертое пропорциональное)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Теперь потренируемся в использовании нового алгоритма

№ 96, стр 28

- Выполните задание, проговаривая новый алгоритм.

Дети комментируют выполнение задания, составляя таблицу:

 

Масса 1 банки

Количество банок

Масса всех банок

одинаковая

10

16 кг

20

? кг

 

-Сначала узнаем во сколько раз 20 больше 10 : 20:10=2 (раза)

Потом найдем вес 20 банок 16Х2= 32 кг

Ответ: 32 кг

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Прочитайте задачи.

Дети читают приготовленный учителем на отдельных листочках текст:

 1) В четырех одинаковых домах 137 квартир. Сколько квартир в 12 таких же домах?

 2) Если кран плохо закручен, из него за 2 часа может вытечь 43 л воды. Сколько литров воды можно сохранить за 6 часов, если хорошо закрыть кран?

 

Запишите условие задачи в таблице самостоятельно.

Учащиеся выполняют задание в тетрадях.

 Проверьте себя.

Учитель открывает записанные на доске таблицы к задачам.

Кто допустил ошибки? (…) Какие ошибки вы допустили? (…). Исправьте их.

2)  Запишите решение задач по действиям и выражением.

Дети выполняют работу 3 минуты.

Проверяем

        Кто допустил ошибку в первом действии? (…)

        Какую ошибку допустили? (Неверно вычислили, ошиблись в выборе действия…)

        Найдите и исправьте ошибку. Кто допустил ошибку во втором действии? (…)

        Какую ошибку допустили? (Неверно вычислили, ошиблись в выборе действия…)

        Найдите и исправьте её. Кто выполнил работу без ошибок? (…)

        Что вам помогло при решении задач? (Пользовались новым алгоритмом.)

8.   Включение в систему знаний и повторение.

№ 99, стр 28

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

        Над задачами какого типа мы сегодня работали? (Задачи на четвертое пропорциональное)

        С каким затруднением столкнулись в начале урока? (Не смогли решить задачи на четвертое пропорциональное)

        Какую цель поставили перед собой? (Научиться решать задачи)

        Вспомните девиз урока (Ждет сегодня нас удача, если мы решим задачу.)

        Кому удалось справиться с трудностями? (…)

        Как вы справлялись с трудностями? (…)

        Кто или что вам помогло больше всего на уроке? (…)

        Над чем еще стоит поработать, потренироваться? (…)

       

Домашнее задание: № 95, 100 стр 28

 

 

 

 

 

 

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР