Конспект урока математики «Решение задач на нахождение четвертого пропорционального», 4 класс. |
Содержание - Начальные классы, ГПД | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Минуллина Эльвира Фаизовна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №3» Вахитовского района г. Казани, Республика Татарстан. Дата публикации: 23.10.2017 Урок математики 4 класс Тема: Решение задач на нахождение четвертого пропорционального. Цели: учить решать задачи на нахождение четвертого пропорционального способом отношений; совершенствовать вычислительные навыки… Ход урока:
Учитель открывает девиз урока, записанный на доске, и читает первую часть предложения. Дети заканчивают его хором: Ждет сегодня нас удача, если мы решим… (Задачу.) Как вы думаете, почему у нас сегодня такой девиз? - Какого вида задачи вы уже решали? (Задачи на приведение к единице. На движение и т.д.) - Сегодня мы продолжим решать задачи и откроем новые знания. Но чтобы их открыть, вы должны выяснить что вы еще не знаете, а потом самим найти способ решения этой проблемы. Вам как всегда на уроках математики, понадобится смекалка, усердие, аккуратность, сообразительность, а я вам в этом помогу. Желаю вам удачи! Начнём наш урок с повторения.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
-Составьте и решите задачу по таблице.
(учащиеся устно составляют задачу и записывают решение на планшетах) -Что нашли сначала? (расход ткани на один костюм). -Что означает слово «одинаковый»? (расход ткани на 1 костюм один и тот же) Составьте взаимно обратные задачи. Какие задачи называются взаимно обратными? (Взаимно обратные задачи — это такие задачи, в которых меняется неизвестная величина; известная величина становится искомой.) Что мы с вами повторили? (алгоритм решения задач на приведение к единице, взаимно обратные задачи.) Сейчас я вам предложу задание для пробного действия, чтобы мы поняли, чего еще не знаем. Составьте задачу, используя эти данные.
- Вы умеете решать задачи на приведение к единице, пользуясь алгоритмом. Запишите решение задачи самостоятельно по действиям. - Кто не смог решить задачу? В чем ваша трудность? - Кто справился? Проверяем. Продиктуйте , какие действия вы записали? - Можем сказать, чье решение правильное? (Нет, потому что не можем проверить; нет способа для проверки.) - Что нужно сделать? (Остановиться и подумать.) 3. Выявление места и причины затруднения. - Такого типа задачи мы с вами не решали. Какую цель вы поставите сегодня перед собой на уроке? ( Научиться решать задачи нового типа.) - Могли ли мы решить задачу известным способом? Почему? (Нет, так как 5 не делится на 2) - Сколько костюмов получается из 5м? (2) - Можем ли мы сравнить во сколько раз 15м больше, чем 5м? (Да, 15:5=3 раза.) - А сможем ли мы узнать, сколько костюмов можно сшить из 15м, если 15м в 3 раза больше 5 метров? (Да-нет) 4. Построение проекта выхода из затруднения. - Такие задачи, когда известны три величины, а четвертую можно найти с помощью составления пропорций, называются «Задачи на четвертое пропорциональное» - Вы сейчас будете работать в группах, составлять алгоритм решения задач на нахождение четвертого пропорционального. Вспомните правила работы в группах. (…) – Вы будете создавать новый алгоритм? (Дополним уже известный) – Какой план ваших действий?
5. Реализация построенного проекта. Ребята работают в группах, дополняют уже имеющийся алгоритм. После того, как все группы справятся с работой, представители групп защищают результат работы группы. Учитель вместе с детьми вносит дополнения в алгоритм решения задач на приведение к единице. На доске фиксируется новый алгоритм.
- Найдите среди ваших вариантов решений правильный вариант. Учащиеся выходят к доске и выделяют правильные варианты решений задач, доказывая по новому алгоритму. - Мы справились с затруднением? - Какие задачи вы сможете решать, пользуясь данным алгоритмом? (Задачи на четвертое пропорциональное) 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. - Теперь потренируемся в использовании нового алгоритма № 96, стр 28 - Выполните задание, проговаривая новый алгоритм. Дети комментируют выполнение задания, составляя таблицу:
-Сначала узнаем во сколько раз 20 больше 10 : 20:10=2 (раза) Потом найдем вес 20 банок 16Х2= 32 кг Ответ: 32 кг 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Прочитайте задачи. Дети читают приготовленный учителем на отдельных листочках текст: 1) В четырех одинаковых домах 137 квартир. Сколько квартир в 12 таких же домах? 2) Если кран плохо закручен, из него за 2 часа может вытечь 43 л воды. Сколько литров воды можно сохранить за 6 часов, если хорошо закрыть кран?
Запишите условие задачи в таблице самостоятельно. Учащиеся выполняют задание в тетрадях. Проверьте себя. Учитель открывает записанные на доске таблицы к задачам. Кто допустил ошибки? (…) Какие ошибки вы допустили? (…). Исправьте их. 2) Запишите решение задач по действиям и выражением. Дети выполняют работу 3 минуты. Проверяем – Кто допустил ошибку в первом действии? (…) – Какую ошибку допустили? (Неверно вычислили, ошиблись в выборе действия…) – Найдите и исправьте ошибку. Кто допустил ошибку во втором действии? (…) – Какую ошибку допустили? (Неверно вычислили, ошиблись в выборе действия…) – Найдите и исправьте её. Кто выполнил работу без ошибок? (…) – Что вам помогло при решении задач? (Пользовались новым алгоритмом.) 8. Включение в систему знаний и повторение. № 99, стр 28 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. – Над задачами какого типа мы сегодня работали? (Задачи на четвертое пропорциональное) – С каким затруднением столкнулись в начале урока? (Не смогли решить задачи на четвертое пропорциональное) – Какую цель поставили перед собой? (Научиться решать задачи) – Вспомните девиз урока (Ждет сегодня нас удача, если мы решим задачу.) – Кому удалось справиться с трудностями? (…) – Как вы справлялись с трудностями? (…) – Кто или что вам помогло больше всего на уроке? (…) – Над чем еще стоит поработать, потренироваться? (…)
Домашнее задание: № 95, 100 стр 28
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».