Конспект интегрированного урока «Повторение и обобщение изученного по теме «Виды предложений». Закрепление знаний учащихся о ПДД». |
Содержание - Начальные классы, ГПД |
Сабирзянова Эльвира Мухаметбакиевна, учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия № 3» Вахитовского района г. Казани, Республика Татарстан. Дата публикации: 19.10.2017 Конспект урока Предмет: русский язык, ОБЖ Тип урока: интегрированный урок Класс : 4 Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Виды предложений». Закрепление знаний учащихся о ПДД.
Цели: проверить степень освоенности знаний, полученных при изучении темы «Виды предложений»; отработка навыков орфографически правильного письма; формирование и развитие навыков безопасности жизнедеятельности через урочную деятельность. Развивать речь учащихся, мышление, познавательный интерес, логическое мышление.
Ход урока:
– Все люди, и большие и маленькие, как только выйдут из дома на улицу, сразу становятся пешеходами. Легко ли быть пешеходом? Чего легче? Шагнул левой ногой, шагнул правой. Только и всего. Шагать и в правду не трудно: по комнате, по парку, по лесной тропинке. Но улица – не парк, а шоссе – не тропинка. Настоящий пешеход тот, кто не шарахается автомобилей. Настоящий пешеход не мешает автомобилям, и сам никогда под машину не пойдет. Все машины ездят по строгим правилам. Каждый водитель знает их назубок. Они учились в автомобильных школах, ходили на уроки, сдавали экзамены на знание правил дорожного движения прежде, чем получить права. Для пешеходов тоже есть правила. Если их не знать, ни за что не стать хорошим пешеходом. Девиз, с которым мы с вами отправимся занимательное путешествие: "Дисциплина на улице - залог безопасности”. Чтобы сохранить здоровье и жизнь, вы должны строго соблюдать правила уличного движения. Они совсем не сложные. И сегодня мы с вами их вспомним. - Как изменится жизнь нашего города, если все жители станут грамотными пешеходами? - Посмотрите, какой красивый наш город! В нем есть большие и крошечные улицы, проспекты, площади. И все эти улицы разделяют дороги. Как разобраться в их сплетениях? (Слайд)
1) СЛОВАРНАЯ РАЗМИНКА. - Давайте докажем, что мы хорошо знаем ПДД и проведём словарный диктант “Грамотный пешеход”. 1. Проезжая часть с твёрдым покрытием. (Шоссе, дорога, трасса) 2. Человек, едущий на транспорте. (Пассажир) 3. Человек, совершающий движения пешком. (Пешеход) 4. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус) 5. Место пересечения улиц и дорог на одном уровне. (Перекресток) 6. Транспортное происшествие? (Авария) 7. Две пары ног на мостовой, и две руки над головой. Что это? (Троллейбус) 8. Кто находится за рулём машины. (Шофёр) 9. Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма. . По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (Трамвай) 10. Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар) Рублика «ЭТО ИНТЕРЕСНО»:Это было 200 лет назад. В столице Франции - Париже – построили новый театр. Богатые зрители ехали в каретах, бедные шли по той же дороге пешком. Неразбериха, толкотня, шум, гам. И многие театралы вместо зрительного зала попали в больницу. Нужно было срочно что-то придумать. Думали-думали и придумали! По обе стороны улицы, ведущей к театру, отгородили небольшие таблички, на которых написали…Что написали? (Дорога для пешеходов. Только написали по-французски. А по-французски дорога для пешеходов звучит ТРОТУАР.) Задания: - Найдите и отметьте все одушевленные существительные. (пассажир, пешеход, шофёр) - Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв. (авария) - Слово, в котором букв больше, чем звуков. (шоссе, трасса, пассажир, троллейбус) - Найдите и разберите существительное, в котором есть приставка, корень, суффикс, окончание.(перекрёсток) - Составьте предложение, используя в нем как можно больше слов из записанных нами, связанное с ПДД. Определите, какое оно – простое или сложное? 2) «ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ» - По предложениям, которые вы составили, становится ясно, что на дороге надо быть предельно внимательным, четко следовать определенным правилам. Но и на уроке русского языка необходимо быть зорким и видеть все препятствия. (На слайде построчно появляется стихотворение. В некоторых словах пропущены орфограммы, правописание которых учащиеся объясняют по цепочке. По щелчку нужные буквы встают на место пропусков.)
Он ст…ит на п…р…крёстке
(Слово СВЕТОФОР происходит от греческого слова phoros- несущий, означает «несущий свет» (сложение основ с соединительной гласной –о-). Светофор - устройство, предназначенное для регулирования движения людей, велосипедов, автомобилей и иных участников дорожного движения.) (выставляется знак «СВЕТОФОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ») - А теперь рублика «ЭТО ИНТЕРЕСНО» УЧЕНИК: Первый светофор появился в 1868 году в Лондоне. Он был установлен в центре города, на колонне высотой в 6 метров. На светофоре находились красные и зеленые стекла. Желтого сигнала тогда еще не было. Устройство управлялось вручную и имело два семафорных крыла. Крылья могли занимать разные положения: горизонтальное — сигнал «стоп»; и опущенные — можно двигаться с осторожностью. К семафору был приставлен слуга, в обязанности которого входило поднимать и опускать стрелу и поворачивать фонарь. Однако устройство оказалось неудачным: скрежет цепи подъёмного механизма был настолько сильным, что проезжавшие лошади шарахались и вставали на дыбы. Не проработав и месяца, семафор взорвался, находившийся при нём полицейский был ранен. Первые электрические светофоры появились в Америке. УЧЕНИК: У нас, в России светофоры появились в 20–х годах ХХ века. В 1929 году в Москве установили первый в нашей стране светофор с тремя сигналами. Он представлял собой круг, разделенный на три сектора: красный, желтый, зеленый. По кругу, как по циферблату часов двигалась стрелка. Зайдет стрелка на красный цвет, значит, движение запрещается, укажет на желтый – надо подождать, пока не перейдет на зеленый, означающий, что путь свободен. Управлял таким светофором специально приставленный к нему регулировщик, но уже через несколько лет такой светофор заменили на электрический, действующий и сегодня, хотя внешне он изменился. (Слайд) 3) «РАССТАВЬ ЗНАКИ» УЧИТЕЛЬ. У большого перекрестка Нас встречает светофор И заводит очень просто С пешеходом разговор. (Слайд - стихотворение про светофор)
- Давайте вспомним, что обозначают цвета светофора: Красный свет нам говорит: «Стой, опасно, путь закрыт!»
Желтый свет предупреждает, Он постоять нас вынуждает.
Зеленый свет нам замигал, Путь свободный указал.
- Объясните знаки препинания в предложениях, во втором и третьем – определите простое или сложное предложение, постановку запятых, подчеркнув грамматическую основу в этих предложениях.
III. ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ» (Слайд)
ПРЕДЛОЖЕНИЕ простое сложное однородные чл. более двух простых предложений
- Какие виды предложений мы с вами рассмотрели? (Простые и сложные) - Какое предложение называется простым? - Чем отличаются простые предложения от сложных? (В сложных 2 и более грамматических основ) - Чем могут быть осложнены предложения? (Однородными членами). - А с какими предложениями мы познакомились на предыдущих уроках? (С прямой речью) - Что такое прямая речь?
IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Раз, два, три, четыре, пять! Ох, устали мы читать. (Потягивания.)
V. ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПРЯМАЯ РЕЧЬ»
1) - Достройте схемы (маркером на доске. Схемы на листах разного цвета, пронумерованы)
2) (Учитель читает предложения. Дети выбирают схему к предложению, поднимают номер схемы. Запись предложения. Проверка по Слайду): 1 предложение. Учитель спросил Для кого предназначен тротуар? «ПЕШЕХОДНАЯ ДОРОЖКА» «ПЕШЕХОДНАЯ ЗОНА» Рублика «ЭТО НАДО ЗНАТЬ!» УЧЕНИК:Иногда на улицах и дорогах устанавливают специальную дорожку, предназначенную только для пешеходов. Пешеходная дорожка и тротуар специально предназначены для пешеходов – там нет машин, а значит, и опасности. Тротуар приподнят над проезжей частью и окаймлен бордюрным камнем. Проезжая часть предназначена для движения транспорта. Выходить на нее опасно. По тротуару и пешеходной дорожке нужно идти, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать встречным пешеходам. Нельзя устраивать игры на дорожке для пешеходов, кататься на велосипедах, санках. Этот знак используется редко, в основном во время изменения организации движения (временно). В «Пешеходной зоне» запрещается движение любых транспортных средств (улица Баумана). Это знак особых предписаний. 2 предложение. Пристегнитесь ремнём безопасности! попросил водитель автомобиля. «ПРИСТЕГНУТЬ РЕМНИ БЕЗОПАСНОСТИ» Рублика «ЭТО НАДО ЗНАТЬ!» УЧЕНИК: В Правилах дорожного движения упоминается о ремне безопасности. 2.1.2. Водитель механического транспортного средства обязан: при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. 5.1. Пассажиры обязаны: при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими. Все понятно. Есть ремень – пристегнись. УЧЕНИК: Дети младшего возраста в легковом автомобиле могут ехать только в специальных детских креслах на заднем сиденье и пристегнутые ремнем безопасности. У пассажиров и водителей, пользующихся ремнями безопасности, при столкновении в два раза больше шансов сохранить жизнь, а при опрокидывании – в пять раз. При скорости движения до 60 км/ч восемь человек из десяти, пристегнутых ремнями, вообще не получают травм. Таким образом, вот ответы на вопрос, почему нужно пристегиваться: Совершенно не сложно потратить 5 секунд, чтобы пристегнуться. Обязательно используйте ремень безопасности! 3 предложение. Мама напомнила мне Катайся на велосипеде только на спортплощадке, где нет машин и людей. «ВЕЛОСИПЕНДАЯ ДОРОЖКА» «ДВИЖЕНИЕ НА ВЕЛОСИПЕДАХ ЗАПРЕЩЕНО» ЗНАК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ Рублика «ЭТО НАДО ЗНАТЬ!» УЧЕНИК:Есть два дорожных знака для велосипедистов – «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено», а также могут быть установлены специальные светофоры для велосипедистов – на всех линзах таких светофоров либо изображены велосипеды, либо под ними висит таблички, на которой нарисован велосипед. Если вы сели за руль велосипеда, то стали водителями. А для велосипедистов также существуют правила дорожного движения. Наверное, каждому велосипедисту хочется мчаться с кем-то наперегонки! Ведь это так несложно - сел на велосипед, взялся за руль и крути педали ... Но не всё так просто. Существуют требования Правил дорожного движения, которые посвящены езде на велосипеде. Их надо знать и обязательно выполнять. Прежде всего, необходимо запомнить: Детям до 14 лет ездить на велосипеде по дорогам и улицам запрещено! Почти все это знают, но, к сожалению, не все это правило выполняют. А ещё дети и подростки нередко забывают, что на велосипеде нельзя кататься внутри дворов - там, где разрешено движение автомобилей. Тем, кому не исполнилось 14 лет, можно ездить на велосипеде по специальным велосипедным дорожкам и закрытым для транспортных средств площадкам.
УЧЕНИК: Есть ещё несколько правил, которые должен знать каждый велосипедист: 1. Необходимо хорошо знать устройство велосипеда и содержать его в хорошем состоянии. Особенно внимательно надо следить за креплением руля и надёжностью тормозов. 2. Запрещается кататься на велосипеде по тротуарам, дорожкам парков и бульваров. 3. Категорически запрещается цепляться за любое проезжающее мимо транспортное средство - это очень опасно! И уж совсем не стоит демонстрировать другим свою «ловкость» и ездить на велосипеде, держась за руль одной рукой или совсем «без рук».
4 предложение. Уступайте места пожилым пассажирам, инвалидам и пассажирам с маленькими детьми объявил водитель автобуса. «АВТОБУСНАЯ ОСТАНОВКА» Многие из вас постоянно ездят на общественном транспорте. Кажется, ничего трудного нет – сел и поехал. Однако, и для пассажиров существуют правила безопасности. Правило № 1: Если на остановке много народа, не становись в первый ряд. Тебя случайно могут толкнуть под колёса. Правило № 2: Во время движения нельзя стоять на ступеньках и нельзя прислоняться к двери, можно выпасть, а также можно помешать входу и выходу пассажиров. Правило № 3: Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна. Правило № 4: Нельзя спать во время движения. Если водителю резко затормозить, можно больно удариться. Рекомендуется свободные места занимать сразу, чтобы не мешать проходу. Но при этом помните, что надо уступать места пожилым пассажирам, инвалидам и пассажирам с маленькими детьми. Нельзя громко разговаривать в транспорте, т.к. это мешает водителю. - Составьте свое предложение с прямой речью по любой другой оставшейся схеме. VI. ОСТАНОВКА «Поэтическая минутка» - БУРИМЕ
- А теперь настало время проверить вашу смекалку. Составьте стихотворение на дорожную тематику, используя слова: мотор - светофор, пешеход – переход; пешеход – гололед, совет – свет. (Слайд. Рисунки по ПДД с надписью: «Будьте осторожны на дорогах!!!»)
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Игра «Необычный дорожный знак» - Я предлагаю вам придумать и нарисовать необычный дорожный знак на одну из тем: 1-й вариант. Предупреждающий – Внимание! Идет урок! 2-й вариант. Запрещающие – Запрещено злиться и ругаться. 3-й вариант. Разрешающие – Разрешено улыбаться и дарить подарки. 4-й вариант. Информационно-указательные – Школа для воспитанных и добрых детей.
VIII. ИТОГ УРОКА. СТАНЦИЯ «Конечная». 1) - Вот и подходит к концу наш урок. Но прежде, чем закончить его, я хочу проверить, что вам удалось запомнить. - Чем грозит несоблюдение ПДД? - Какие знаки вы запомнили? - Ребята, продолжите две фразы: - Сегодня на уроке мы показали, что в нашей гимназии дети не только знают правила дорожного движения, но и уважают их и стараются соблюдать. - Мне хочется закончить урок такими словами: «Всё время будь внимательным и помни наперёд: Свои имеют правила шофёр и пешеход! Берегите себя!» 2) Рефлексия: – У каждого на столе лежат сигналы светофора. Если у вас есть большие проблемы по данным темам, поднимите красный сигнал, если вы себя чувствовали не совсем комфортно на уроке, поднимите желтый сигнал светофора, а если у вас всё в порядке – зелёный сигнал светофора!
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».