Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7874403
Методическая разработка. ОРКСЭ. Модуль Основы светской этики. Тема: «Образцы нравственности в культуре Отечества», 4 класс.
Содержание - Начальные классы, ГПД

Демидкина Ольга Викторовна, учитель начальных классов. МБОУ «СОШ № 28» Кемеровская область г. Киселёвск. 
Актуальность данной темы в том, что обучающиеся познакомятся с образцами нравственного поведения, смогут поразмышлять над темой урока опираясь на свой жизненный опыт. Урок на тему «Образцы нравственности в культуре Отечества» проводится с обучающимися 4 класса. При проектировании учебного занятия мною были учтены принципы личностно-ориентированного, индивидуального, дифференцированного, системно-деятельностного и культурологического подходов.


Дата публикации: 24.01.2018 


images

ОРКСЭ. Модуль Основы светской этики.

Тема: «Образцы нравственности в культуре Отечества» 4 класс

Цель урока: Воспитание любви и уважения к Родине; формирование чувства гордости за свою Родину, историю, российский народ.

Ожидаемые результаты:

В результате изучения темы урока обучающиеся смогут:

- давать определение «труженик», «патриот», «воин», «коллективист»;

- ориентироваться в нормах нравственного поведения;

- называть не менее 3 качеств труженика, патриота, воина, коллективиста;

- приводить примеры из личного жизненного опыта;

-аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

Формы организации познавательной деятельности:

-фронтальная;

-индивидуально-групповая;

- парная.

Методы: беседа, обсуждение, чтение с комментированием, устный рассказ, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа с источником информации, методы проблемного обучения, рефлексия.

Педагогические технологии: объяснительно – иллюстративная технология; технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве;  ИКТ – технологии.

Основные понятия: образцы нравственного поведения, труженик, патриот, воин, коллективист.

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

- Эпиграфом к нашему уроку будут слова Кирилизе Жанне

Есть высшее счастье на свете

Любовь и надежду храня,

Оставить свой след на планете

Во имя грядущего дня.

- Как вы понимаете эти строки? 

Да каждый человек должен жить так, чтобы оставить после себя добрую память.

-Вспомните материал прошлого урока, о чём мы говорили? Правильно мы говорили о нравственных поступках, о нравственных идеалах.

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока     

Тема: «Образцы нравственности в культуре Отечества.

-Вспомните, что такое нравственность? Какова цель нашего урока? (ответы детей)

Обобщение учителем.

-Сегодня на уроке для вас особенно важно понять образцы нравственного поведения, которыми руководствуются граждане России, определяя своё поведение и образ жизни.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи.

Россия - великая страна, которая имеет богатую и славную историю. Она развивается своим путем, в основе которого лежат особые культурные традиции. Они основаны на таких вечных ценностях, как ДОБРО, ЧЕСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, МИЛОСЕРДИЕ, СОВЕСТЬ.В нашей стране проживает более 100 разных народов со своим языком, традицией, историей. Все они приумножают славу своей Родины.  

2.1.Найдите образцы нравственного поведения из перечисленных ниже понятий.

Порядочность                            Воин                           Терпимость

Стойкость                                   Патриот

Труженик                                   Врач

Мужество                                    Поэт                                           

Строитель                                  Старательность                                                                     Коллективист

2 .2 Работа с данными понятиями. 

Труженик

- О каком нравственном примере мы начнём   беседу узнаете, прочитав пословицы на слайде.

ü  Землю солнце красит, а человека труд.

ü  Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.

ü  В труде красота человека.

ü  Всякое уменье трудом даётся.

ü  Маленькое дело, лучше большого безделья.

- Что общего между пословицами?

(Они о труде)

- Подберите к слову «труд» родственные слова. (Трудолюбие, трудолюбивый, трудиться, трудяга (прост.) труженик.

Выберите верное определение.  Подумай сам обсуди в группе.

Труженик –настойчивый, упорный человек, но заботится только о своём благополучие.

Труженик-трудолюбивый человек, который своим трудом создаёт материальные и духовные ценности на благо всего народа, всей страны.

Труженик- человек, который трудится на своей земле.

Патриот. 

- О каком нравственном примере поведения для подражания будем говорить дальше узнаете, прослушав песню. Г. Струве «Моя Россия» Текст песни у вас на столах, можете подпевать.

- Кто сможет сказать, какие чувства вдохновили автора на создание этой песни? (Любовь к Родине, восхищение, гордость за свою страну и её достижения). Можно ли автора песни назвать патриотом? Почему?

- Так кто такой патриот? (Человек, который не только любит свою родину, но и трудится на ее благо, стремится быть полезным для нее, бережёт её традиции, культуру, историю.)

 Сверим ваши ответы с определением, приведённым на слайде.

- В чём может выражаться патриотизм для вас?

Воин-защитник.

- Просмотрев слайды с примерами  работ российских художников. Кто изображён?

СЛАЙД  (Александр Васильевич Суворов) 

СЛАЙД  (Богатыри)

СЛАЙД  ( Александр Невский)

 Народы России всегда прославляли  ВОИНА - защитника  Отечества. Воины наделялись разными добродетелями. Вспомните былинных богатырей земли  Русской. Они остаются  нравственным ориентиром, потому что защищали родную матушку - Русь, свой народ, не  щадя своей жизни. В нашей истории кроме литературных образов воина-защитника много реальных примеров.

Например, историческая личность Александра Невского.

«Александр Невский»

- Что вы знаете об этом человеке? Чем он прославился?

(Новгородский князь, Невская битва, Ледовое побоище)

- Александр Невский - это пример мужества и патриотизма. Учёные-историки говорят, несмотря на своё высокое положение, молодой князь сражался с врагом как простой воин.

   22 июня 1941 в 4 часа утра началась война, которая унесла жизни миллионов людей.

Война настолько страшная и жестокая, что сражаться пришлось не только мужчинам, но и старикам, женщинам, детям. Посмотрите на  слайд. 

Это знаменитый памятник воину-освободителю в Берлине. Рассмотрите внимательно изображение, что заметили?

(Солдат на руках держит девочку, в его руке меч)

- Кто знает, что это за девочка? (немецкая девочка)

- Искусствоведы предполагают, что у этого памятника был реальный прототип – солдат, спасший от пуль на берлинских улицах немецкую девочку.

- Кто сможет объяснить, зачем автор изобразил в опущенной руке солдата меч?

(Меч – символ силы, мужества, готовность дать врагу отпор и защитить слабого)

Рассказывает подготовленный ученик.

  Гремела битва за Берлин, а в бомбоубежище прятались мирные жители- старики, женщины, дети. Когда между боями наступило затишье, пятилетняя девочка, не послушавшись маму, выбралась на улицу. Заметив отсутствие дочери, мать бросилась на улицу. И вдруг из окна дома, где засели эсэсовцы, протрещала автоматная очередь-женщина, истекая кровью, замертво рухнула на мостовую. Дочурка, увидев мёртвую маму, разрыдалась. Услышав плач ребёнка, Лукьянович бросился спасать девочку. Дополз, взял на руки, пополз обратно. Когда уже добрался до своих и передал ребенка товарищам, с немецкой стороны прогремел выстрел. Пуля эсесовского снайпера смертельно ранила героя. В медсанбате он пришёл в себя. Рассказал товарищам, что родился в 1919 году в Белоруссии, в рабочей семье. Работал мастером- наладчиком на Минском заводе. Врачи долго и упорно боролись за жизнь героя. Но спасти не смогли…

Игра «Снежный ком» по группам.

- Ребята, сейчас мы сыграем в игру. У вас ровно 1 минута, чтобы обсудить в группе какими качествами должен обладать воин, защитник Отечества. Затем я передам на первую парту лист бумаги. Каждая группа записывает одно качество и передаёт лист дальше. Слова не должны повторяться. Побеждает группа записавшая максимальное количество правильных терминов. У вас ровно 3 минуты на запись слов. Удачи!

(после проведения игры группа записавшая последнее слово читает все записанные слова)

Коллективист

- Со следующим примером нравственного человека вы познакомитесь самостоятельно. Прочитайте по учебнику.

 «Коллективизм – нравственное качество, «коллективист» - человек, который заботится о членах коллектива»

- Какого человека можно назвать «коллективистом»?

Учитель -Мы с детства учимся жить в коллективе, сначала это детский коллектив дошкольного учреждения, затем школьный коллектив, студенческий, а потом и производственный. В нашей стране принято заботиться друг о друге, принимать близко к сердцу все, что происходит с коллективом. Сообща легче справиться с трудностями, стоящими на пути. Чувствовать поддержку своей страны, своих товарищей, семьи – значить быть сопричастным к сильному коллективу, мощной державы.

-Приведите пример, когда вы смогли показать свою пользу, значимость коллективу, или повлиять на коллектив.

 Вывод :  Итак, вернемся к цели урока.

-Какая цель была перед нами ?

(Какими образцами нравственного поведения руководствуются граждане России выбирая своё поведение и образ жизни.)

-Что относится к образцам нравственности в культуре Отечества

 Оцените свою работу на этом этапе урока.

Светофор.                       

Зелёный – всё понятно.

Жёлтый – есть вопросы

Красный – много непонятного

Рефлексия. Обобщение и систематизация знаний. По группам.

1 группа Определите, кто мог произнести (труженик, патриот, воин, коллективист) такие слова:

 «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

 «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».

 «Один за всех и все за одного».

 «На работу с радостью, а с работы с гордостью».

Проверка Слайд Ответы: ПАТРИОТ, ВОИН, КОЛЛЕКТИВИСТ, ТРУЖЕНИК.

2 группа Тест.

 1. Трудолюбивый человек, который своим трудом создаёт материальные и духовные ценности на благо всего народа, всей страны – это …

 А) Патриот; Б) Труженик; В) Воин; Г) Коллективист.

2. Человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги – это …

А) Патриот; Б) Труженик; В) Воин; Г) Коллективист.

 3. Защитник Отечества – это … А) Патриот; Б) Труженик; В) Воин; Г) Коллективист.

 4. Человек, который заботится об интересах коллектива, иногда в ущерб своим собственным – это …

А) Патриот; Б) Труженик; В) Воин; Г) Коллективист

 3 группа  Синквейн  Напишите синквейн используя любое понятие урока. Проверка.

 

Оцените каждый свою работу на уроке.

Я  чувствовал себя   на уроке…

1-2-3-4-5

Материал мне был понятен…

 1-2-3-4-5

Я усвоил основные понятия…    

 1-2-3-4-5

 Я выполнял задания…

1-2-3-4-5

 Мне захотелось поступать согласно  моральным нормам… 

 1-2-3-4-5                                                                             

Хочу поделиться  знаниями с родителями…

1-2-3-4-5

 

- Закончить наш урок я хотела бы  словами из стихотворения С.А. Есенина

Если крикнет рать святая:

“Кинь ты Русь, живи в раю!”

 Я скажу: “Не надо рая,

Дайте Родину мою”

Домашнее задание. Напишите сочинение «В чём должен выражаться патриотизм ваших сверстников».

 

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР