Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7381649
Конспект урока по обучению грамоте на тему «Звук [э], буквы Э,э.
Содержание - Начальные классы, ГПД

Нургалиева Динара Назиповна, учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан. 
Данный урок обучению грамоте «Звук [э], буквы Э,э» разработан для 1-ых классов по учебнику В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин. Л.А.Виноградская, М.В. УМК «Школа России») Цели урока: · рассмотреть особенность звука [э], научить выделять его в словах, показать зрительный облик буквы, научить распознавать указанную букву среди других, способствовать формированию навыка чтения слогов и слов с указанной буквой, · способствовать развитию фонематического слуха, монологической речи, чувства рифмы, обогащать словарный запас, расширять кругозор учащихся, · прививать интерес к чтению. На уроке созданы проблемные ситуации, активизирующие мыслительную деятельность обучающихся. Они открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков. Подобран соответствующий психологический настрой к уроку. На этапе усвоения нового материала применялся частично-поисковый метод. Обобщение изученного материала проходило по плану, где ребята уже самостоятельно давали полные ответы. На последнем этапе урока дети вместе с учителем анализировали успешность достижения цели и оценили работу каждого на уроке с помощью «Листа успеха». Урок построен с использованием наглядности, позволяющей младшим школьникам легче воспринимать новый материал, а затем применять умения и навыки на практике. Работу можно использовать в качестве демонстрационного материала к уроку.


Дата публикации: 05.02.2018


Картинки по запросу обучение грамоте

Урок обучения грамоте по теме:

«Звук [э], буквы Э, э.

Цели:

  • рассмотреть особенность звука [э], научить выделять его в словах, показать зрительный облик буквы, научить распознавать указанную букву среди других, способствовать формированию навыка чтения слогов и слов с указанной буквой,
  • способствовать развитию фонематического слуха, монологической речи, чувства рифмы, обогащать словарный запас, расширять кругозор учащихся,
  • прививать интерес к чтению.

1.Организационный момент.

        -Рада снова видеть всех.

         Ждёт сегодня вас успех!

         А ещё скажу я вам:

         Улыбнитесь всем гостям,

         Соберитесь, подтянитесь

         И тихонечко садитесь.

2. Актуализация знаний.

      -  Ребята, у меня для вас сюрприз. Отгадайте, что.

                 На столе передо мной

                 Закружился шар земной.

                 Арктика, экватор, полюс…

                 Уместил всю Землю… (глобус)

     -  Глобус – модель нашей планеты. И сегодня мы отправимся в путешествие и побываем в разных уголках нашей планеты.

        Перед тем, как отправиться в путешествие, мы должны убедиться , достаточно ли у нас знаний. В названных мною словах выделите и запомните указанные звуки, соедините их между собой и назовите получившееся слово.

        В слове ЭХО – гласный ударный звук.

        В слове МАКИ – согласный звонкий звук.

        В слове УРОК – гласный безударный звук.  (Эму)

        - Мы с вами – путешественники, прибыли в далёкую Австралию, где в полупустынях обитает эму. (Отметить это место на глобусе.)  А кто такой эму?  (Ответы детей, фотография страуса, сообщение ученика.)

3. Определение темы урока.

         -Определите звук в слове ЭМУ, с которым мы ещё не знакомились и сформулируйте тему урока. (Тема урока:  Звук [ э ] и буква, которая его обозначает.)

4. Работа с «новым» звуком.

       -  Произнесите слово ЭМУ по слогам. ( Э-му )

       -  Сколько в слове слогов? (Два)

       -  Определите ударный слог. ( Э-му, ударный первый слог)

        - Произнесите первый слог, из какого звука он состоит?  (Первый слог состоит из звука [ э]. )

        -  Произнесите звук [ э]  и дайте ему характеристику.  ( Звук [  э ] - гласный,  состоит из голоса, его можно пропеть: э-э-э-э-э.)

Игра «Узнай звук»  (Если в слове есть звук [ э ] дети хлопают, если нет – топают.)

          Эльфы, ёлка, поэт, юбка, эхо, щётка.

          - Есть ли в нашем классе дети, в именах которых есть звук [э]?  (Эля, Элина)

5. Введение буквы.

             -Выберите среди данных букв букву, которая обозначает звук  [э]  :

        Ё                   Ы                      О                       Э                    У                       А         

              -На что похожа буква  Э? (Ответы детей)

( Картинки. Дети читают стихи. )

Это Э                                                      Буква Э на  С дивится,

С открытым ртом                                  Словно в зеркало глядится.

И с большущим языком.                       Сходство есть, наверняка,

                                                                 Только нету языка.

Работа в парах.

Сконструируйте букву  Э  из ниточки.

Покажите букву  Э в алфавите. Кто её «соседи»?

      Сказка.

     -Э-э,- ворчливо протянула буква Э, - поставили меня чуть ли не в самый конец алфавита…Эх, меня занесло куда! Эх, мне бы на первое место! Эй, буквы, пропустите-ка меня вперёд!..

     Но буквы сказали:

     -Стой, где стоишь. И не болтай понапрасну длинным своим языком. Не всё ли равно, на каком месте стоять? Важно полезной быть!

      -Почему  две буквы Э, э?  Когда употребляем большую букву Э?

       Чем отличаются?

      -Поселим букву Э в «Буквоград». Объясните в каком домике она должна жить.

6. Физкультминутка.

Встаньте, потянитесь и станьте буквой Э. (Дети выполняют.)

Молодцы! Вот сколько у нас букв Э.  Буквы, а  побежим - ка мы в лес.  ( Дети бегут на месте.)  Прибежали . Угадайте, что в лесу живёт:

         Живёт без тела,

         Языка не имеет,

         А всем ответит. (Эхо)

7. Игра «Эхо».

           -Услышьте в каждом слове слово и повторите его протяжно, как эхо:

Смех(мех), олень(лень), экран(кран).

            -С какой буквой мы познакомились?  (Мы познакомились с буквой Э.)

             -Какой звук она обозначает? (Буква э обозначает гласный  звук [э].)

8. Чтение слогов.

             -Прочитайте записанные слоги громко, тихо:

                           мэ          дэ  

                           сэ           бэ

                           тэ           пэ

           -Какие из этих слогов можно достроить до слов с помощью буквы р? (мэр, сэр, пэр)

           -Следующие слоги прочитайте с вопросительной , с восклицательной интонацией:

                      эл          эг          эн          эр          эй         

                      эм          эс          эк          эт          эх

           -Есть ли среди этих слогов слова? (Эй, эх – междометия)

           -Используя междометия эй, эх, озвучим картинку. ( К доске выходят два ученика: рыбка и рыбак.)

  ( -Эй, рыбак, опять меня поймать не можешь!

    -Эх, опять сорвалась!)

9. Чтение слов.

Букварь, стр.144.

          -Самостоятельно прочитайте столбики слов и подготовьтесь к чтению вслух.

          -Перечитаем.

ЭМУ                     -Значение какого слова непонятно? (Эра – очень большой, огромный               
ЭРА                         отрезок времени.)
ЭЙ!
ЭХО

ЭГОИСТ                -Прочитайте слово состоящее из четырёх слогов.

ЭНЕРГИЯ               Что такое энергия? (ответы детей) Слово ЭНЕРГИЯ – многозначное.

ЭКРАН                  -Про Колю, мальчика из другой школы, я скажу, что он ЭГОИСТ. Кто

ЭТАЖ                      из вас хотел бы про себя это услышать? Почему? Что обозначает это                      

                                 слово?  (Ответы детей.)

ЭСКИМО
ЭСКИМОС
ЭКСКАВАТОР
ЭСКАЛАТОР

-Подберите слова к верхнему рисунку. Составьте с этими словами предложение.

-Почему эскимос так тепло одет?

-И вот мы на севере нашей страны.  (Отметить это место на глобусе.)  Там, где живут белые медведи, тюлени, моржи .На севере живут разные народы: ненцы, эскимосы, якуты.

-Прочитайте слова сходные по звучанию. (Экскаватор, эскалатор)  А сходны ли они по значению? (Выяснение лексического значения слов с опорой на картинки.)

-Что берут с собой путешественники, чтобы запечатлеть увиденное? (Фотоаппарат)

Игра «Фотографы».

ПОЭТ                  - Можно ли сказать, что эти слова взаимосвязаны? Докажите.

ПОЭМА                 (Ответы детей.)
ПОЭЗИЯ

ЭКОЛОГИЯ        - Экология, эколог. Что это за слова? (Однокоренные) Докажите.
ЭКОЛОГ                  (Ответы детей.)
МЭР
 

10 . Физкультминутка для глаз.

        -Ребята, посмотрите на глобус. Где оказался наш путешественник? (На море)

        -И мы на море. Можем отдохнуть и порисовать.  (Дети под музыку рисуют кончиком пальчика и следят за ним  глазами:  горизонт, радугу, лодочку, пловца, солнышко, яркое солнышко. От яркого солнышка зажмуривают глаза, открывают, моргают.)

Вынырните из-за парт как дельфинчики, потянитесь.

11. Работа с текстом.

         -На море хорошо, но пора на сушу. Отправимся в степи (отметить это место на глобусе), богатые травянистой растительностью. Цветущая степь очень красива (картинка).

Букварь, стр.145.

         -Прочитайте название текста. («Бегающие кустики»)

         -Рассмотрите иллюстрацию. Что видите? (Ответы детей)

         -А бывают ли бегающие кустики? Вы видели на улицах такие?

         -Кто автор этого текста? Из какой он книги? («Загадочные истории»)

         -Мы будем читать текст-загадку и нам надо будет разгадать тайну бегающих кустиков.

          -Прочитайте первую часть текста. ( Дети читают самостоятельно.)

          -Удивились бы вы, если бы дерево зашагало, цветок полетел, кустик запрыгал и побежал?

          -Согласны ли вы с автором, что эта картина невероятна?

 Самостоятельное чтение второй части текста – отгадки.

           -Дочитывая текст, подготовьте ответ на вопрос: бывают или нет бегающие кустики?

           -Бывают бегающие кустики?  (Да)

           -Что это за растение? (Перекати-поле) (Картинка)

            -Перечитаем вслух как получилось, что кустик  перекати-поле научился бегать. (Дети читают вслух «по цепочке».)

            -Какие слова использовал автор, чтобы передать движение кустика? (Запрыгал, полетел, мчится.)

           -С кем сравнивает автор кустик говоря «запрыгал», «полетел», «мчится» (с лягушкой, с птицей, со зверем)

            -Когда сообщил нам автор название кустика?  (В конце рассказа.)

            -Как интересно рассказал нам автор об удивительном растении, до конца сохранив тайну его названия.

            -Какие открытия вы для себя сделали? (Ответы детей.)

            -На уроках чтения мы будем ещё много раз встречаться с произведениями Н.Сладкова, открывать с ним чудеса природы. Он великий знаток природы, любящий её, за это мы можем назвать его писателем-…(экологом.  Дети подбирают это слово из записанных на доске слов.)

            -Мы побывали в разных уголках нашей планеты. Пора возвращаться в гимназию. (Показать это место на глобусе.) Название какой профессии записано ещё на доске?  (Поэт)

12. Работа в группах. Рифма.

            -Поиграем в «поэтов».

Мы будем восстанавливать стихотворение. Что надо помнить, чтобы стихотворение получилось? ( Последние слова строк должны быть созвучны.)

(Ребята выполняют задание. )

          -Какое стихотворение получилось?

                          Эхо звонкое в горах .

                          Скажешь: «Ах!» Ответит: «А-а-а-х!»

                          Скажешь: «Эх!»  Ответит: «Э-э-э-х!»

                          Это эхо дразнит всех.

          -Озаглавьте стихотворение. (Эхо.)

 

13. Итог урока.

          -Назовите первый звук в слове ЭХО. (Звук [э].)

          -Охарактеризуйте его. (Звук [э] состоит из голоса, он гласный.)

          -Какой буквой его обозначают? ( Звук [э] обозначают буквой Э)

          -На следующем уроке мы узнаем, что звук [э] прячется не только в букве Э.

14 . Рефлексия.

           -Кому на уроке было интересно, всё понятно, кто сделал для себя какие-то открытия – похлопайте в ладоши. Молодцы!