Обобщение опыта работы по программе внеурочной деятельности в начальной школе «Языковая ступенька». |
Содержание - Начальные классы, ГПД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бычкова Елена Алексеевна, учитель начальных классов МКОУ СОШ № 4 город Мирный Архангельская область. Дата публикации: 13.02.2018 ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ «ЯЗЫКОВАЯ СТУПЕНЬКА»
Всем приходилось слышать о вундеркиндах, ещё в дошкольные годы поражающих своими удивительными способностями. Вундеркиндом, например, считался Виктор Гюго, который в 15 лет получил почётный отзыв французской академии. Иначе как вундеркиндами не назовёшь А. Грибоедова и И. Мечникова. Грибоедов в 11 лет поступил в Московский университет, а в 15 лет уже окончил два отделения философского факультета; у Мечникова любовь к природе проявилась с детских лет, едва начав учиться, он писал «сочинения» по ботанике и «читал лекции» своим братьям и другим детям, очень рано овладел микроскопом, ещё, будучи гимназистом, стал печататься в научных журналах. Один из крупнейших математиков современности академик Н. Виноградов вспоминает: «Писать и читать выучился в три года. Сам» [8, c.37]. Таким образом, ранний «из ряда вон выходящий» подъём умственных способностей может быть предшественником подлинного таланта. Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой жизненно важной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому тому, с чем они сталкиваются. Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Однако ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными нас – педагогов – ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта. Именно в основе любого таланта, способностей лежит речевое развитие человека. Степень речевого развития – это и степень развития мышления, а значит, хорошее владение языком – условие успешной работы по всем учебным предметам. В школе основной формой обучения является урочная деятельность. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его "тайны". Во внеурочной деятельности осуществляется то дальнейшее образование, повышение и расширение знаний, которые на уроке определены далеко не в полной мере. Основным нормативным правовым документом, определяющим внеурочную деятельность, является федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:
Мной разработана и апробируется программа общеинтеллектуального направления по русскому языку, литературному чтению и развитию речи "Языковая ступенька". Не секрет, что от успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников. Приведу цитату К. Д. Ушинского: «Отечественный язык есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи и знания, а потом передаём их. Если ученик или ученица плохо владеют этим орудием, то… для них гораздо труднее учиться. Главным результатом учения в малолетней школе должно быть умственное развитие детей: «Умение выражать свои мысли словесно и письменно…» [1], - и с ним нельзя не согласиться. Русскому языку как учебному предмету отводится большая роль в решении образовательных и воспитательных задач, стоящих перед школой. Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Выработка привычки обращать внимание на свою собственную речь, умение наблюдать и анализировать явления языка воспитывают ответственное отношение к слову, стремление бороться за культуру речи. Организация внеурочной деятельности младших школьников основывается на следующих принципах:
На внеурочных занятиях учащиеся мало пишут, много говорят, самостоятельно готовят творческие работы, вопросы и задания для одноклассников, учатся рассуждать, защищают проекты, проводят исследования, участвуют в драматизации. Целью занятий, проводимых по данной программе, является формирование коммуникативной компетенции обучающихся уровня начального общего образования в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства.
Занятия проводятся по 1 часу в неделю. Курс включает 135 занятий: одно занятие в неделю, 33 занятия в год в первом классе, 34 занятия за учебный год со второго по четвертый класс. Виды деятельности - игровая, познавательная:
Методы: словесные, наглядные, демонстрационные, использование ТСО, практические (практические задания, анализ и решение ситуаций), проблемные, исследовательские. Условия реализации программы Кадровое обеспечение. Для успешной реализации программы педагогу необходимо хорошо знать методику и дополнительную литературу по развитию речи детей младшего школьного возраста. Знать психологию детей младшего школьного возраста, особенности их развития. Знать и владеть педагогическими приемами по обучению детей развитию речи. Педагог тщательно отбирает материал, учитывая возрастные особенности детей. Методическое обеспечение программы.
Технические средства обучения.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Речевая ступенька»:
Учащиеся научатся: - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); - договариваться и приходить к общему решению, работая в паре и группе; - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; - строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; - выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; - быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - владеть монологической и диалогической формами речи.
Учащиеся научатся: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; - моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); - использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) - выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. - пользоваться словарями, справочниками; - строить рассуждения.
У учащихся будут сформированы: - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту); - осознание роли речи в общении людей; - понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи; - устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи. - чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи; - интерес к изучению языка.
Учащиеся научатся на доступном уровне: - адекватно воспринимать оценку учителя; - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; - в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Содержание программы и календарное-тематическое планирование представлены в таблицах 1-5.
Таблица 2 - Календарно-тематическое планирование 1 класс (33 часа)
Таблица 3 - Календарно-тематическое планирование 2 класс (34 часа)
Таблица 4 - Календарно-тематическое планирование 3 класс (34 часа)
Таблица 5 - Календарно-тематическое планирование 5 класс (34 часа)
Направленность курса на развитие познавательных процессов по русскому языку и литературному чтению делает возможным не только глубокое усвоение знаний по предметам, но и способствует развитию самостоятельности творчества. Работа по организации курса внеурочной деятельности начиналась с беседы на уроке, в которой учитель кратко знакомил учащихся в доступной для них форме с целью и задачами курса, рассказывал о примерных темах, видах и формах работы на занятиях, обратив особое внимание на их занимательный творческий характер. Свою беседу учитель строил так, чтобы вызвать у детей желание заниматься на занятиях. Планируя каждое занятие, четко представляем себе, с чем на данном занятии должны познакомиться обучающиеся, что должно быть ими усвоено, чем они должны овладеть на уровне практического применения. Эта целенаправленность и определяет композиционную структуру занятия, этапы и связи между ними, отбор материала, формы подачи, выбор приемов и видов работы. Материал для занятий следует подбирать с учётом его трудности и подготовленности учащихся. С целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на организационный момент, часто планирую нестандартное начало занятия, оно помогает ребятам самим определить тему занятия и сформулировать цели. Основным условием успешной работы является насыщенность каждого занятия занимательным материалом и максимальное использование элементов игры. М. Горький в своё время отмечал, что «именно на игре словом ребёнок учится тонкостям русского языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка» [2]. Следует больше проводить игр в грамматическое лото, домино, игр с буквами и словами, инсценировок шарад, отгадывание ребусов, кроссвордов, головоломок, практиковать хоровой речитатив. Любят ребята из длинных слов составлять короткие. Например, игра «Словостроительство»: возьмём слово «карандаш», задача: из входящих в это слово букв придумать как можно больше существительных: кара, рана, шар, кран.… По времени или по количеству слов можно определить результат. Игра обогащает словарный запас, приучает «не лезть за словом в карман», поднимает на поверхность слова, скрытые в недрах сознания. С удовольствием ребята составляют палиндромы - такие слова, которые могут одинаково читаться и слева направо, и справа налево: заказ, шалаш, топот, ротор, казак. Предложения: А роза упала на лапу Азора - всем известно! У нас получились и такие предложения-палиндромы: Леша на полке клопа нашел. Около Миши молоко. Рвал дед лавр. Способные дети любят «словесные» игры и забавы. Это не только развивает речевую культуру, но и способствует развитию поэтического творчества. Созвучие слов в различных комбинациях увлекает ребят, вырабатывает чувство рифмы и ритма. Ребятам нравится выступать в роли поэтов: даются 4 рифмующихся слова, например: ем - всем, храню- не уроню. Каждый может сочинить четверостишие, примеры сочинений детьми: Я с аппетитом булку ем. Доволен я почти что всем. Я крошку каждую храню, И я её не уроню! Я мороженое ем, Говорю об этом всем. В холодильнике храню Ни за что не уроню! Я с аппетитом тортик ем. Я раздаю его всем-всем! Я в животе его надёжно сохраню И даже с носа крем не уроню! С интересом ученики решают анаграммы – это слова, из которых можно получить другое слово путём перестановки букв или слогов: ракета – карета, арфа – фара, карп – парк. С целью обучения построению свободных высказываний провожу дидактическую игру «Хорошо и плохо»: «Стакан хорош тем, что прозрачен, можно в него наливать жидкость, насыпать крупу и т. д., плох – может разбиться». Наш русский язык безмерно богат синонимами. Ведь каждое слово в синонимическом ряду мы можем развернуть в словосочетания, неожиданные и красочные. Очень полезно развивать у учащихся способность пользоваться синонимами. Они открывают громадные возможности для выбора красок и черт в изображении любого предмета. Поможет в этом игра в синонимы, её можно использовать в качестве словесной разминки. Игру можно усложнить и, таким образом, тренировать память. Например: первый ученик говорит «здание»; второй – «здание, дом»; третий – «здание, дом, квартира» и т. д. Каждый последующий участник игры должен вспомнить, какие слова называл его предшественник и придумать свой синоним. Такая игра не только обогащает словарный запас школьника, но и развивает память, вырабатывает умение слушать, воспитывает выдержку в общении. Эффективность системы обучения значительно повышается, когда знания и умения, приобретаемые учащимися на занятиях внеурочной деятельности, активно используются ими на уроках и в повседневной жизни. Необходимо включать в факультативные занятия такие формы работы, которые повышали бы уровень языкового чутья детей, активизировали и расширяли лингвистический кругозор ребёнка. Дети младшего школьного возраста очень многому хотят научиться, стремятся удовлетворить своё бунтующее творческое воображение. Они часто стараются представить окружающие их предметы и природу в необычных причудливых сочетаниях. Им хочется выразить это по-своему, охотно поделиться впечатлениями. На занятиях необходимо помочь детям выражать свою индивидуальность, свои чувства. Вот несколько практических приёмов, которые я использую. Приём «Круглый стол»: дети садятся по кругу вместе с учителем, учитель объявляет несколько положений, на каждое положение дети должны найти ответ, важно выслушать его целиком, не перебивая. Ребята могут по желанию пропускать ход, но каждый остаётся на своём месте до конца игры. Приём «Я и мои чувства»: позвольте детям в кругу обсудить следующие положения: «Слух помогает мне…», «Зрение помогает мне…», «Обоняние помогает мне…», «Осязание помогает мне…». Приём «Загадывание желаний»: сидим по кругу, пусть представят себе, что здесь сбываются желания, каждый по очереди загадывает желания: «Если бы я был зверьком, я бы…», «Если бы я стал цветком…», «Если бы я стал музыкальным инструментом…». На занятиях часто применяются творческие задания. Каждый из учащихся должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать что-то новое, своё. Это могут быть проблемные вопросы, сбор оригинального дополнительного материала на заданную тему, составление творческих заданий для одноклассников, исправление и рецензирование различных работ, проектная деятельность. Способные дети лучше себя чувствуют в условиях естественного общения. Степень повышения активности детей на занятиях значительно выше при использовании коллективных форм обучения. Устная самостоятельная работа обучающихся на занятии ведётся с использованием их работы в группах и парах. Немаловажное значение здесь имеет фактор контактности, доброжелательности и делового сотрудничества, дети чувствуют себя творчески, непринуждённо, развиваются коммуникативные способности. Таким образом, при использовании коллективных форм обучения, во-первых, учащиеся переходят от монологической речи к диалогу, во-вторых, уделяется большое внимание обучению слушанию и включению в разговор третьего лица с объяснением чего-либо своему сверстнику, с дополнениями, с высказыванием своей точки зрения. Важную роль в речевом развитии детей играет внимательное отношение учителя к речи учащихся. Образцом правильной, ясной, точной, содержательной речи должна быть речь учителя. Поэтому учитель должен тщательно готовиться к занятию: продумывать ход изложения материала, вопросы к учащимся, точность формулировок, уточнять произношение и постановку ударения в словах. Ежеурочное «вмешивание» учителя в речь учащихся считаю необходимым с целью анализа услышанного, исправления недочётов произношения, постановки ударения, выбора слов, наиболее точно выражающих мысли и отражающих действительность, помощи в синтаксически правильном оформлении мысли. В конце занятий, чтобы проверить успешность усвоения темы можно использовать следующие обучающие игры:
Одним из доминирующих личностных качеств способного ребёнка является любопытство. При удовлетворении любопытства ребёнка надо придерживаться такого правила: не давать ему готового ответа, а дать ребёнку возможность самому дойти до сущности. Используя это качество детей, мы определяем вид домашних заданий. Выполнять домашние задание не является строго обязательным, оно выполняется по желанию, но проверка их осуществляется на каждом занятии. При этом поощряются те обучающиеся, которые проявили инициативу, самостоятельность, выполняли домашнее задание с использованием различных дополнительных источников, творчески. В конце каждого занятия учащиеся дают самооценку, пытаются оценить свою работу на уроке, учитель может в корректной форме поправить ученика, указать в основном на его достоинства, найти успех в его работе. Таким образом, формируется положительная мотивация. При работе необходимо учитывать принцип занимательности, помогающей возбудить у учащихся непосредственный интерес к предмету, вызвать стремление к получению знаний. Увлекательность создаётся уже самим материалом, однако этого недостаточно. Глубокий и устойчивый интерес школьников обеспечивает: создание проблемных ситуаций; элементы конкурса, соревнования; применение наглядных пособий; подача материала в увлекательной форме; разнообразные методы и приёмы работы с учащимися, а именно составление мини-рассказов, проектный метод обучения, изучение пословиц и поговорок, и введение их в творческие работы учащихся. Работа курса внеурочной деятельности не дублирует материал уроков, а расширяет и углубляет познания детей, воспитывая у них внимание и любовь к слову. Именно на внеурочных занятиях создаются условия для максимальной самостоятельности детей и развития творческой познавательной активности учащихся.
Список информационных источников 1.Ушинский, К.Д. О средствах распространения образования посредством грамотности/ Педагогические сочинения: В 6т.Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990.-416 с. 2.Горький, А.М. Человек, уши которого заткнуты ватой/ - Ст. в кн. Умом и сердцем/ А.М. Горький. - М.: Полит. литература, 1980. - 307 с. 3.Даровский, А.И. Сто советов по развитию одаренных детей. Родителям, воспитателям, учителям/ А.И.Даровский. - М.: Роспедагогика, 1997. – 309 с. 4.Винокурова, Н.К. Развитие творческих способностей учащихся/ Н.К. Винокурова - М.: Академия, 1999. – 144 с. 5.Ладыженская, Т.А. Речевые секреты/ Т.А. Ладыженская.-М.:Просвещение,1992.-144 с. 6.Ладыженская, Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках/ Т.А. Ладыженская.-М.: Баласс, С-инфо, 1997.- 96 с. 7.Ладыженская, Т.А. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках / Т.А. Ладыженская.- М.:Просвещение, 1996. – 255 с. 8.Лейтес, Н.С. Судьба вундеркиндов/ Н.С. Лейтес. – Семья и школа. – 1990.- №12. – с.37 |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».