Конспект занятия по авторской программе внеурочной деятельности «Языковая ступенька» на тему «Описание», 2 класс |
Содержание - Начальные классы, ГПД | ||||||||||||||||||||
Бычкова Елена Алексеевна, учитель начальных классов МКОУ СОШ № 4 город Мирный Архангельская область. Дата публикации: 13.02.2018 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЯЗЫКОВАЯ СТУПЕНЬКА» НА ТЕМУ «ОПИСАНИЕ»
Тема: Описание. Цель: создать условия для формирования у учащихся знаний об описании как типе текста. Задачи: 1) познакомить учащихся с новым типом текста - описанием. 2) развивать и обогащать речь учащихся, творческое воображение, внимание. 3) воспитывать культуру общения. Тип занятия: изучение нового материала. Технологическая карта занятия приведена в таблице 1. Таблица 1 - Технологическая карта занятия
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная. Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский. Формы реализации методов: драматизация, беседа, анализ текста, коллективные формы работы. Средства обучения: стимульный материал. Система контроля: сочетание элементов самоконтроля с контролем учителя. Оборудование: 1. Термин «описание» - название темы 2. Карточки с изображением грибов 3. Картина лесной природы с изображением дятла 4. Карточки для работы в парах 5. Карточки для работы в группах Ход занятия.
Актуализация. Мотивация. Целеполагание. Учитель: - Однажды, прогуливаясь по лесу, я услышала такой разговор. Послушайте его внимательно. (Сценка в исполнении детей) Удод: - Какой я красивый! Вы посмотрите на мой веерообразный хохолок на голове. Он у меня как хвост павлина. Воробей: - Одним словом, ты у нас просто красавец! А какие у тебя перья: яркие, рыжие, с черными и белыми пятнышками. Ну, просто - загляденье!
Сорока: - Красавец удод! Красавец! Клюв длинный! А гнездо-то у тебя неопрятное! Как можно в таком доме несколько лет жить? Удод: - Зато я – красивый! Сорока: - Надо следить не только за собой, но и за домом, в котором ты живёшь! Иначе с тобой никто дружить не будет! Учитель: - Чей разговор я услышала? - Кто главный герой в этом разговоре? - Что вы узнали об этой птице? Как вёл себя удод? - Какие замечания сделала ему сорока? Обобщение: - О культуре человека, его аккуратности и опрятности судят не только по его внешнему виду, но и по чистоте в его доме. Учитель: - А у вас, учеников, где должен быть порядок? Ученики: - На рабочем месте, в портфеле. Учитель: - Вернемся к главному герою. Ответьте на мои вопросы. - Какой удод? Какая у него окраска? Какие перышки? Какой клюв? Какой хохолок на голове? Учитель: - Что мы делали, говоря об удоде? Ученики: - Описывали его. Учитель: - Сформулируйте тему нашего занятия. Ученики: - Описание. Учитель: - Поставим цели урока. Чему будем учиться? Учитель обобщает: - Итак, мы познакомимся с текстом-описанием; узнаем, для чего оно служит; выясним, какие слова помогают составлять текст-описание и как правильно отбирать слова для описания. II. Усвоение новых знаний и способов действий. 1) Учитель: - Что мы можем описывать? Ученики: - Предметы, людей, природу, животных. Учитель: - Какой вопрос мы задаем, когда хотим услышать описание? Ученики: - Какой. Учитель: - Значит, какие части речи нужны для того, чтобы составить текст- описание? Ученики: - Имена прилагательные. Учитель: - можно ли описывать тот предмет, который не видишь? Ученики: - Можно. Учитель: - Верно, нужно описывать предмет так, чтобы человек, который тебя слушает, смог представить этот предмет. - Проверим. Поиграем в игру «Узнай по описанию»: узнайте гриб по описанию и соедините стрелками изображение гриба с его названием. (На доске) 1. Лета первая примета. 2. Он в осиннике родится, Под березой в холодке, Как в траве не притаится, Гриб коричневого цвета Всё равно его найдем: На пятнистом корешке. Шляпа красная на нём. (Подберезовик) (Подосиновик) 3. У этих грибов шляпки ничем не примечательные, а в сырую погоду блестят, будто смазанные маслом. (Маслята) 4. Самый лучший гриб, в народе его называют «царём грибов», а иногда «полковником». (Боровик, белый гриб) 5. Эти грибы растут осенью на пнях. Шляпка у них желтовато-серая, как бы присыпанная сверху молотыми сухариками. Ножка тонкая, длинная, коричневая. (Опенок) 6. Эти грибы узнаешь по цвету и еще по тому, что на срезанной ножке гриба выступает капелька оранжевого сока. (Рыжики) Учитель: - В названиях каких грибов два суффикса? Ученики: - Подосиновик, подберезовик. Учитель: - Верно, молодцы. Учитель: - Не видя предмет, вы его узнали по описанию. А почему? Ученики: - Вы его описали так хорошо, что мы смогли его представить. Учитель: - Подведём небольшой итог. - Что такое описание? - На какой вопрос мы отвечаем, описывая предмет? - Какие части речи нужны для описания? Что они обозначают? - Сделаем вывод: описание- это текст, в котором названы признаки предмета. Чтобы составить описание, мы отвечаем на вопрос «какой?» и используем имена прилагательные. Физминутка. Дует ветер нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерок все тише, тише. Деревцо все выше, выше. 2) Учитель: - Продолжим разговор об описании. Вы слышали такое выражение «братья наши меньшие»? О ком так говорят? Ученики: - О животных. Учитель: - А почему так говорят? - Мы, люди, должны заботиться о них, как о младших братьях, стараться сохранить, не дать исчезнуть с лица Земли. Давайте же присмотримся к ним. (На доске картина леса, на дереве изображен дятел) Учитель: - Кого мы встретили в лесу? Ученики: - Дятла. Учитель: - Прочитайте внимательно текст, написанный на доске. На доске текст: На засохшем дереве пристроился дятел. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке ярко-красное пятно, на чёрных крыльях белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый…(Г. Скребицкий) Учитель: - Кто автор этого текста? - Какой это писатель? (натуралист) - Кого описывает автор? Сформулируйте тему текста. - Какие признаки дятла указывает автор? Прочитайте. - Как вы думаете, автору нравится эта птица? - Прочитайте то предложение, в котором заключена основная мысль. - Прочитайте в тексте только те слова, которые отвечают на вопрос «какой?» - Какой главный признак отобрал автор, чтобы раскрыть основную мысль? (Посмотрите на рисунок. Почему дятел нарядный?) - Этот признак называется окраска птицы. Именно по описанию окраски птички мы смогли понять, что дятел действительно нарядный. - Обобщим. С каким типом текста мы работали? Какова тема текста-описания? Какова основная мысль? Озаглавим текст. Выберите такой заголовок, чтобы в нем была отражена основная мысль. («Пестрый дятел», «Дятел- нарядная птица») Учитель: - Подведем итог. Описывая какой-либо предмет, важно отбирать те признаки, которые помогают нам раскрыть основную мысль. III.Закрепление знаний и способов действий.
которые раскрывают основную мысль. - Вы, наверное, встречали на улице собак и кошек, у которых нет хозяина. Может быть их бросили недобрые люди. Одна девочка захотела помочь такому брошенному животному и поместила в газете объявление. Прочитайте, оно у вас на партах: «Ищет хозяина кошка. Очень хорошая и красивая». - Какая основная мысль должна быть у этого объявления? Ученики: - Найти хозяина кошке. Учитель: - Сможет ли девочка по такому объявлению найти хозяина для кошки? Почему? Ученики: - Трудно понять, какая эта кошка. Учитель: - Поработайте в парах. Задание: дополните объявление девочки так, чтобы хозяин для кошки обязательно нашелся. Выборочный опрос пар. Учитель: - Какие признаки кошки вы включили в своё объявление? Ученики: - Внешний вид, повадки. Учитель: - Какой вывод о признаках мы подтвердили? Ученики: - Важно правильно отбирать признаки предмета, который описываешь.
- Поработайте в группах, а затем мы проверим результаты вашей работы. Задания для работы в группах. Карточка №1.
…рост, Стоит Алёна …хвост, Платок … …шубка, … стан, …зубки. … сарафан. (Мышь) (Берёза)
Карточка №2. Отредактируйте текст. Дополните его пропущенными словами. На берегу ручья, у … лесного болотца густо цветут цветки незабудки. Очень хороши и красивы эти маленькие цветки. В маленьких лепестках незабудок как бы отразилась…летнего неба. Вопросы учителя при проверке этой карточки. - Почему некоторые слова исключили? - Каким словом заменили слово «маленькие»? - Как называют слова, близкие по смыслу, но разные по написанию? - Для чего их используют в речи? - В описании для более красочного изображения используют слова-синонимы. Карточка №3. 1.Дополни стихотворение о коте словами, чтобы понять какие признаки отобрал автор для описания. Жил был кот. … он был с комод. … с аршин. … с кувшин. … трубой. … рябой. Ай да кот! (Н. Заболоцкий) Слова для справок: ростом, сам, глазищи, хвост, усищи. 2. Придумайте название стихотворению. Используйте слова автора, в которых выражена основная мысль. Карточка №4. Вставьте пропущенные слова, чтобы получилось более яркое описание предмета. Спешат гости на пир! Шмель прилетел неуклюжий, толстый, как … . Прибежали муравьи: поджарые, быстрые, голодные. Набросились они на пыльцу и раздулись у них животы, словно …. Копошится шершень на слюдяных крыльях, полосатый, злой и голодный, похожий на …. Все гудят и торопятся: пиру конец. (Н. Сладков) Учитель после проверки карточки: - Описанию помогают сравнения с чем-либо или кем- либо. Для этого используют слова: «как будто», «как», «словно», «похож на». Итог работы в группах подводит учитель. IV. Домашнее задание. Творческое: представь, что мама купила такую вещь, которая тебе очень понравилась. Ты хочешь поделиться своей радостью с товарищем и рассказываешь, какая у тебя чудесная вещь. Начало может быть такое: Витя, ты знаешь, какую чудесную вещь мне купила мама! Это … V. Рефлексия. Учитель: - Подведём итог занятия. - Какая тема была? Что вы не знали, а сейчас знаете? - Какую цель ставили, чтобы раскрыть эту тему? - Какие задания вам показались наиболее интересными? - Пригодятся ли вам знания этого занятия в дальнейшей жизни? Где? VI. Самооценка.
Список информационных источников 1.Ладыженская, Т.А. Речевые секреты/ Т.А. Ладыженская.-М.:Просвещение,1992.-144 с. 2.Ладыженская, Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках/ Т.А. Ладыженская.-М.: Баласс, С-инфо, 1997.- 96 с. 3.Ладыженская, Т.А. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках / Т.А. Ладыженская.- М.:Просвещение, 1996. – 255 с. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».