Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе «Наглядная геометрия» для обучающихся 1-4 классов. |
Содержание - Начальные классы, ГПД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Авторы – составители: Коваленко Надежда Ивановна, Кокорина Елена Николаевна, Роговая Татьяна Юрьевна - учителя начальных классов. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30 города Белово», Кемеровская область. Дата публикации: 28.02.2018 Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе «Наглядная геометрия» для обучающихся 1-4 классов
Пояснительная записка Цель программы: Формирование у обучающихся правильных представлений о геометрических понятиях и отношениях, обучение графическому моделированию, конструированию, трансформированию моделей, чтение чертежей. Задачи: 1. Обучить доступным видам моделирования и формировать начальные геометрические понятия и представления. 2. Способствовать развитию пространственного, логического мышления, воображения, памяти, внимания, речи. 3. Формировать самостоятельную деятельность обучающихся в работе с задачниками, справочниками, дополнительной литературой. 4.Прививать интерес к изучению геометрии. Принципы программы: - принцип учебно-познавательной деятельности обучающихся; - принцип научности, связанный с целостным представлением о мире; - принцип непрерывности и преемственности между всеми ступенями обучения; - принцип психологической комфортности; - принцип вариативности при решении геометрических задач; - принцип творчества (креативности); - принцип наглядности; - принцип минимакса. Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет познавательную направленность и составлена на основе пособия «Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс», авторы Жильцова Т.В., Обухова Л.А. издательство Москва «ВАКО», 2009. Предлагаемое пособие универсально и может быть использовано параллельно с программами по математике авторов М.И. Моро, Л.Г. Петерсон, Н.Б. Истоминой, Э.И. Александровой, Г.В. Дорофеева. Ни для кого не секрет, что изучение геометрии в начальной школе всегда вызывает у учащихся определённые трудности: отсутствие геометрической зоркости, интуиции, геометрического воображения, неумение выстраивать чёткие логические рассуждения, а в старших классах ещё добавляется проблема пространственного мышления. Это одна из самых актуальных проблем современного математического образования. Задача преподавания геометрии – развивать у учащихся три качества: пространственное воображение, практическое понимание и логическое мышление. Психологи утверждают, что именно в начальной школе следует уделить этому вопросу особое внимание, это самый благоприятный период для достижения поставленной цели. Попытки преодолеть недостатки традиционного курса геометрии предпринимались в различных направлениях, главным образом в плане усовершенствования содержания пропедевтического курса и методики его изложения. Некоторые педагоги, отмечая бедность геометрического материала на страницах учебников математики, расширяют его содержание, включая дополнительные задания геометрического характера, увеличивая количество изучаемых понятий и терминов. Именно поэтому нами разработана программа «Практическая геометрия». Это прекрасный пропедевтический курс геометрии. Основной его принцип – метод геометрической наглядности. Оригинальность методики заключается в том, что ученик познаёт геометрические закономерности через практическую работу с фигурами, измерительными приборами, моделями. В начальных классах геометрический материал изучается в основном на уровне знания-знакомства. В предлагаемой нами программе, никакие правила и определения не заучиваются, обучающиеся практически различают геометрические фигуры, сравнивают их, изображают на бумаге и т.д. Вот почему вышеуказанный курс так необходим сегодня в школе. Особенности реализации программы
Курс рассчитан на детей 6-11 лет. Количество часов в год: 1 класс - 33; 2- 4 классы - 34. Количество часов в неделю – 1. Материал занятий сгруппирован по темам «Знакомство с геометрией», «Линии», «Решение топологических задач», «Взаимное расположение предметов», «Отрезок», «Ломаная линия», «Луч», «Многоугольники», «Решение топологических задач», «Взаимное расположение предметов в пространстве», «Окружность», «Круг», «Касательная лини», «Построение углов», «Деление окружности на части», «Площади фигур», «Тела вращения», «Числовой луч», «Координатная плоскость», «Симметрия», «Объемные фигуры».
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности По программе 1 класса обучающиеся должны приобрести знания и умения. Знать: - названия геометрических фигур (кривая и прямая линии, отрезок, ломаная, луч); - единицы длины. Уметь: - распознавать геометрические фигуры на чертеже; - пользоваться линейкой как измерительным инструментом и циркулем для сравнения длин отрезков, их сложения и вычитания. По программе 2 класса обучающиеся должны приобрести знания и умения. Знать: - названия углов; - технику построения углов; -виды треугольников; -виды четырехугольников. Уметь: - свободно моделировать прямые, тупые, острые углы; - строить многоугольники: треугольники, четырехугольники всех видов; - находить периметры многоугольников. По программе 3 класса обучающиеся должны приобрести знания и умения. Знать: - формулы нахождения площадей геометрических фигур; - названия прямых линий (параллельные, симметричные, перпендикулярные) и уметь находить их; - ориентирование в пространстве; - соблюдение техники личной безопасности; - понятие сегмент, расположение сегмента в круге и его составляющих; - знать свойства четырехугольников; - топологический план местности; - понятия развёрнутого, вертикального и смежного углов; - симметричность и периодичность. - названия многоугольников и тел вращения. Уметь: - строить отрезки заданной длины; - строить геометрические фигуры по заданным параметрам; - пользоваться транспортиром и строить угла заданной величины; - находить площади геометрических фигур; - анализировать геометрические фигуры; - определять разницу между сектором и сегментом; - находить периметры выпуклых и невыпуклых многоугольников; - видеть геометрические фигуры в окружающих предметах; - моделировать из бумаги геометрические фигуры. Словарные слова: периметр, перпендикуляр, равносторонний, равнобедренный, циркуль транспортир, параллелепипед, трапеция, куб, сегмент, конус, сектор. По программе 4 класса обучающиеся должны приобрести знания и умения. Знать: - виды многоугольников, свойство сторон и углов прямоугольников - равносторонние и равнобедренные треугольники; - принципы вариативности при решении поставленных задач; - понятия упорядоченной пары чисел на плоскости для обозначения координат; - понятие передачи изображения; - виды пирамид и понятие «высота пирамиды»; - формулы нахождения площади поверхности тела; - названия прямых линий (параллельные, симметричные, перпендикулярные) и уметь находить их; - технику личной безопасности; - алгоритмы: определения градусной меры угла; - построения равностороннего треугольника, равнобедренного треугольника; - вычисления площади с помощью палетки. - названия многоугольников и тел вращения. Уметь: - строить отрезки, углы, кривые и ломанные линии; - решать топологические задачи; -ориентироваться в пространстве; -чертить окружности и узоры на полуокружности; -определять разницу между равносторонними и равнобедренными треугольниками; -определять координаты точки и строить их на числовом луче; - строить и сравнивать отрезки, делить их на части; - ориентироваться по координатам точек на плоскости; - строить координатный угол; - читать, записывать названных координатных точек и обозначать координатного луча с помощью пары чисел; -моделировать из бумаги; -строить симметричные фигуры на Геоконте; -чертить на бумаге симметричные фигуры; - определять количество вершин, углов, граней, находить объём тела и общую площадь поверхности тела; - строить развёртку цилиндра; - мысленно и на чертеже делить геометрическое тело на части и видеть в нём новые элементы; - чертить развёртки конуса и пирамид; -моделирование плоских предметов; -пользоваться транспортиром и строить угла заданной величины; -находить площади геометрических фигур; - анализировать геометрические фигуры; - видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Словарные слова: симметрия, Геоконт, градус, перпендикуляр, равносторонний, равнобедренный, циркуль, транспортир, конус, куб, цилиндр. Предполагается, что в результате освоения общего курса «Практической геометрии» выпускники начальной школы будут уметь: ü оценивать потребность в дополнительной информации; ü определять возможные источники информации и способы ее поиска; ü осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении; ü анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свертывание информации и представление ее в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы); ü организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям; ü наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях; ü создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы); ü использовать информацию для построения умозаключений; ü использовать информацию для принятия решений; ü при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий. Предполагаемые качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в процессе курса: üдисциплинированность; üответственность за выполнение поручений; üадекватность восприятия критики; üвоспитанность (уважительное отношение к старшим, культура речи, любезность, учтивость, корректность); üтолерантность; üкоммуникативность (общительность); üчестность; üсотрудничество; ü креативность (одарённость, талантливость); ü понимания целостности мира. Формы подведения итогов работы по курсу: опрос, контрольная работа, самостоятельная работы, тест Краткое описание тем программы для 1 класса
Перечень разделов и тем программы для 1 класса (33часа, 1 час в неделю)
Краткое описание тем программы для 2 класса
Перечень разделов и тем программы для 2 класса (34часа, 1 час в неделю)
Краткое описание тем программы для 3 класса
Перечень разделов и тем программы для 3 класса (34часа, 1 час в неделю)
Краткое описание тем программы для 4 класса
Перечень разделов и тем программы для 4 класса (34часа, 1 час в неделю)
Учебно - тематический план для 1 класса
Учебно - тематический план для 2 класса
Учебно - тематический план для 3 класса
Учебно - тематический план для 4 класса
Учебно-методическое обеспечение: Литература для учителя: 1.Алексеева С. Кто отгадает // Начальная школа. - 2002. - № 4. 2.Аржановская Н. В. Математический КВН // Начальная школа. - 2003. - № 8. 3. Богданова Е. А. Формирование эмпирических предпонятий об основных объектах геометрии // Начальная школа. - 2001. - № 10. 4.Белошистая А.Н.Наглядная геометрия во 2-ом классе четырехлетней начальной школы .Методическое пособие для учителя . Мурманск :НИС «Пазори»,2001. 5. Волкова С. И. Математика. Карточки с заданиями для 3 класса трехлетней начальной школы и 4 класса четырехлетней начальной школы. - М.: Просвещение, 1999. 6.Волкова С. И., Столярова Н. Н. Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики // Начальная школа. - 1993. - № 8. 7.Волкова С. К, Столярова Н. Н. Тетрадь с математическими заданиями для 1 класса. -М.: Просвещение, 1993. 8.Глотова Э. А. Угловой градус // Начальная школа; - 2001. - № 11. 9.Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс.-М.: ВАКО, 2004.-288с. – (В помощь школьному учителю). 10.Задачи на сообразительность .М.:АСТ –ПРЕСС,1999 . 11.Зеккер Л. М. Психологические процессы. - Л. 1976. 12.Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 10 кл. – М.: Просвещение, 2001. 13.Краснова О. В. Первые шаги в геометрии // Начальная школа. - 2002.- № 4. 14.Матова А. С. Графический диктант // Начальная школа. - 2003. - № 9. 15.Пазушко Ж. И. Развивающая геометрия в начальной школе // Начальная школа, - 1999,-№ 1. 16.Подходова Н. С. и др. Волшебная страна фигур. В пяти путешествиях. - СПб., 2000. 17.Подходова Н. С. Подготовка учителя к изучению геометрии // Начальная школа. - 2002. - № 1. 18.Покровская Т. А. Элементы геометрии в начальной школе Германии // Начальная школа. - 2002. - № 3. 19.Рудницкая В. Н. 2000 задач по математике. - М., Дрофа, 1999. 20.Селиверстова Н. Ю. Найди закономерности // Начальная школа. - 2003. - № 21.Соколова С. В. Оригами для дошкольников. - СПб., 2003. 22.Сутягина В. И. Функции геометрии в начальном обучении математике // Начальная школа. - 2002. - № 11. 23.Тарасова О. В. Роль наглядной геометрии в обеспечении преемственности при обучении математике // Начальная школа. - 2001. - № 5. 24.Тонких А. П. и др. Логические задачи на уроках математики. - Ярославль: Академия развития, 1997. 25.Уткина Н. Г. и др. Дидактический материал по математике для 2 класса трехлетней, 2 и 3 класса четырехлетней начальной школы. - М.: Аркти- Илекса, 1998. 26.Фазлетдинова Н. Геометрия вокруг нас // Начальная школа. - 2001. - № 25. 27.Шадрина И. В. Обучение геометрии в начальных классах. - М.: Школьная Пресса, 2002. 28.Шадрина И. В. Принципы построения системы обучения младших школьников элементам геометрии И Начальная школа. - 2001. - № 10. Литература для обучающихся: 1.Истомина Н. Б., Редько З. Б.Наглядная геометрия. Тетрадь по математике. 1-й класс, 2 класс,3 класс, 4 класс: 3-е издание, переработанное. 2.Ушакова Т.В.Геометрические задания и задачи для младших школьников. СПб.: ЛИТЕРА ,2006 . 3.Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. «Наглядная геометрия», М. «Дрофа», 2000. Пособие для общеобразовательных учебных заведений. 4.Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет): Рабочие тетради: В 2 частях / О. Холодова. – 7-е изд., перераб.- М.: Роскнига, 2010.-56с.
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».