Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7430004
Обобщение опыта работы по музыке в соответствии с авторской программой внеурочной деятельности.
Содержание - Начальные классы, ГПД

Теплинская Ольга Юрьевна, учитель музыки МКОУ СОШ № 4 город Мирный, Архангельская область.
В статье представлен опыт работы вокального кружка «Домисолька» в соответствии с авторской программой внеурочной деятельности по музыке. Целью занятий, проводимых по данной программе, является создание условий для воспитанников, чтобы за короткий период времени они смогли овладеть комплексом вокальных упражнений, умений и навыков, направленных на развитие их голосовых возможностей.


Дата публикации: 12.03.2018


Обобщение опыта работы по музыке в соответствии с авторской программой внеурочной деятельности.

Похожее изображение

 

«Таланты создавать нельзя,

но можно создавать культуру, то есть почву,

на которой растут и процветают таланты»

                                                                                                                                                                                                                                                      Г.Г.Нейгауз

В данной программе нашли отражение разработки занятий школьного вокального кружка «Домисолька», позволяющие приобщить детей к певческому искусству, развить и совершенствовать целый комплекс вокальных, ритмических, пластических умений и навыков при применении здоровьесберегающих технологий, наиболее полно реализовать детскую фантазию и творческий потенциал, воспитывать эстетический вкус.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, навыков, помогает реализовать потребность в общении.

 

Актуальность программы связана со спецификой работы школьного вокального кружка. Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Именно в период школьного обучения важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение песен с музыкальным сопровождением.

Для того, чтобы любой желающий ребенок мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве,   научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние,   разработана программа, направленная в том числе на духовно-нравственное, личностное развитие обучающихся.

В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной эстрадной музыки, современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.

Цель работы вокального кружка: создать такие условия для воспитанников, чтобы за короткий период времени они смогли овладеть комплексом вокальных упражнений, умений и навыков, направленных на развитие их голосовых возможностей.

Задачи:

  • формирование у воспитанников музыкальной культуры
  • развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
  • освоение образцов эстрадной музыки, искусства вокала, хорового пения,
  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
  • воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса обучающихся; потребности в музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры обучающихся.

Специфика программы.

Основные содержательные линии:

– обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;

– усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;

– обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в задачах программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.

Тематическое построение программы обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Материал, отобранный для занятий, является педагогически целесообразным, так как специфика вокального пения обусловливает и особенности методической работы с певцом. Подчинение всего материала занятия его основной теме дает возможность достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать.

Программа рассчитана на 2 года обучения – младшая и старшая группы.

Младшая группа – первый год обучения – это дети 8-11 лет, старшая группа – второй год обучения – дети 12-14 лет.

Старшая и младшая группы занимаются один раз в неделю во внеурочное время.

Состав участников кружка не более 12 человек.

В этом возрасте проявляются творческие способности каждого учащегося. Наиболее подходящая форма для реализации данной программы является форма кружка. Занятия кружка носят комплексный характер: обучающиеся получают теоретические знания в комплексе с практическими навыками. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.

Без знаний этих особенностей сложно выявить верные регистры детских голосов; трудно подобрать для исполнения материал в диапазоне, соответствующем возрастным особенностям; добиться легкого звуковедения, вести детей к вокальному мастерству. Голос ребенка формируется постепенно, в течение длительного периода. Голосовая мышца гортани человека формируется к одиннадцати годам и продолжает развиваться до двадцати лет.

По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими. Музыка, литература, живопись – мир искусства в трех видах – охватывает духовную жизнь ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла.

При разучивании песенного репертуара мы обращаемся к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять главное и зависимое слова в сочетании, знание видов простых предложений и умение соблюдать правильную интонацию при произношении; на уроках литературы – начальное понятие языка художественной литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.

В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т. п.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания.

Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий, а также совместную работу педагога и детей. Оказывать помощь родителям в воспитании детей, развивать у родителей положительное отношение к тому, чем занимается ребенок в свободное от занятий время, – также одна из основных задач педагога.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управления образовательным процессом являются выступления детей на мероприятиях различного уровня (школьных, городских, районных, региональных, всероссийских), анализ результатов конкурсов и итоги выступлений.

Программа является самостоятельным курсом и может быть использована образовательным учреждением любого типа.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на конкурсах, концертах, фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты, призы.

Программа будет успешно реализована:

  • если будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал;
  • будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;
  • будет использован разнообразный методический материал по программе учебного курса;
  • будет оборудована школа техническими средствами, отвечающими условиям организации учебного процесса.

Данная программа является экспериментальной, и автор оставляет за собой право вносить коррективы в содержание по ходу её реализации.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
(1-й год обучения)

В результате обучения пению ребенок должен

знать/понимать:

  • строение артикуляционного аппарата;
  • особенности и возможности певческого голоса;
  • гигиену певческого голоса;
  • соблюдать певческую установку;
  • понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
  • понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
  • поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;                   

 

уметь:

  • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • петь короткие фразы на одном дыхании;
  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;
  • петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
  • петь легким звуком, без напряжения;
  • к концу года спеть выразительно, артистично, интонационно чисто в унисон несложную в мелодическом отношении песню.
  • петь в микрофон.

 

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
(2-й год обучения)

В результате обучения пению ребенок должен

знать/понимать:

  • соблюдать певческую установку;
  • понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
  • поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;                   
  • реабилитация при простудных заболеваниях;

 

уметь:

  • правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • точно повторить заданный звук;
  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;
  • правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
  • петь чисто и слаженно в унисон;
  • петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
  • дать критическую оценку своему исполнению;
  • к концу года показать результат исполнения двухголосия без музыкального сопровождения;
  • принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива;
  • сохранять певческую установку при хореографических движениях.

 

На занятии ребенок маленькими шагами познает прекрасный мир музыки, поэтому работа вокального кружка в школе способствует развитию учащихся, вырабатывает в них стремление сделать что- то своё, новое, лучшее. Именно во внеурочной деятельности вместе с детьми проявляется творчество. Ведь творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию и воображение, создаёт мощный творческий импульс и радостное, приподнятое настроение.

В результате использования инновационных здоровьесберегающих технологий мои воспитанники показывают хорошие результаты: активно принимают участие во всех мероприятиях школы, концертах города, района, воинских частях, а также городских, районных, областных, всероссийских вокальных конкурсах. Ребята становились победителями и лауреатами городского конкурса «Твой звездный час», «Звездная гавань», «Мой шанс»; районного конкурса «Вдохновение» поселок Плесецк, конкурса «Надежда» - поселок Плесецк; областного конкурса «Музыкальная капель» г.Няндома, «Пою, мое Отечество», «Россия, Подвиг, Память» г. Северодвинск; «Чудо – Чадо» г.Архангельске; «Восточная сказка» в г.Казань. Всероссийского конкурса «Золотая Пальмира» в г. Санкт-Петербурге, который состоялся 31 октября 2015 г, где мы стали лауреатами 1 степени и получили сертификат с правом на участие в международном конкурсе в г. Праге или Вене.

Ребенок творит ради радости. Это радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успехов в труде способствует приобретению веры в себя, в свои силы, воспитывает целостную, творческую личность.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОКАЛЬНОГО КРУЖКА

              

           Содержание программы. Первый года обучения

 

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

 

  1. 1.Диагностика. Прослушивание детских голосов

Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

  1. 2.Строение голосового аппарата.

Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.

  1. 3.Правила охраны детского голоса.

Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

  1. 4.Вокально-певческая установка.

Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

5. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

 

Тема II. Формирование детского голоса.

  1. 1.Певческое дыхание.

Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

  1. 2.Звукообразование.

Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и nongаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

  1. 3.Понятие о сольном и ансамблевом пении.

Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях, хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.

  1. 4.Дикция и артикуляция. Артикуляционная гимнастика В. Емельянова.

Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.

  1. 5.Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).

Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

  1. 6.Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса.

Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.

Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

Упражнения первого уровня  формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.

  1. 7.Работа с произведениями современных отечественных композиторов.

Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

  1. 8.Работа с солистами.

Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.

III.               Сценическое оформление вокальных номеров.                         

(основы сценического движения).

1.Элементы хореографии.

Разучивание движений для передачи образа песни.

2. Работа с фонограммой.

Фонограмма - «живой» аккомпанемент музыкального сопровождения. Она представляет собой оркестровую или насыщенную современными эффектами музыку'. Работая с фонограммой, солист должен хорошо чувствовать ритм произведения, уметь четко и вовремя вступать, правильно вести мелодию песни.

3.  Работа с микрофоном.

При работе с микрофоном следует выполнять несколько правил:

1)Правильно интонировать;

2)Петь точно в микрофон, держа его в нужном направлении;

3)Следить за шнуром.

Тема IV. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

1.Прослушивание аудио- и видеозаписей.

Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также  индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей

Тема V. Концертная деятельность.

Выступление вокальной группы.

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

 

Содержание программы. Второй года обучения

 

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

1. Закрепление навыков певческой установки.

Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.

    2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.

Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.

         3. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

 

Тема II. Совершенствование вокальных навыков.

1.Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.

         2.Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся.

Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков уучащихся. Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и nonlegato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

         3.Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика В.Емельянова.

Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.

         4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).

Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

         5.Укрепление дыхательных функций в пении.

Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.

Тема III. Работа над певческим репертуаром.

1.Работа с произведениями современных отечественных композиторов.

Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

           2.Работа с солистами.

Развитие показателей певческого голосообразования как осознанного умения произвольно включать отдельные элементы эстрадного певческого тона, осознанно удерживать их на музыкальном материале, соответствующем возрасту. Освоение музыкальной грамоты.

Тема IV. Сценическое оформление вокальных номеров.                

(основы сценического движения).

1.Элементы хореографии.

Разучивание движений для передачи образа песни

Знакомство с танцевальными ритмами, а также элементами движений               современных танцев.

2.Работа с фонограммой.

Фонограмма - «живой» аккомпанемент музыкального сопровождения. Она представляет собой оркестровую или насыщенную современными эффектами музыку'. Работая с фонограммой, солист должен хорошо чувствовать ритм произведения, уметь четко и вовремя вступать, правильно вести мелодию песни.

3. Работа с микрофоном.

При работе с микрофоном следует выполнять несколько правил:

1)Правильно интонировать;

2)Петь точно в микрофон, держа его в нужном направлении;

3)Следить за шнуром.

Тема V. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

1.Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профес-сиональных певцов.

Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами.

         2. Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами.

Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью. Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня учащихся студии.

Тема VI. Концертная деятельность.

Выступление солистов и группы (дуэт). В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

Календарно-тематическое планирование

(первый год обучения)

(1 час в неделю, 34 часа в год)

 

Тема

Содержание программы

 

«Вокально – хоровая работа»

1

Вводное занятие

Прослушивание голосов. Знакомство с обучающимися кружка.

Составление расписания занятий. Подбор репертуара.

2

Вокалотерапия Здоровьесберегающие технологии

Беседы о гигиене и охране певческого голоса.

Знакомство с голосовым аппаратом.

Определение зоны диапазона вокалистов. Работа над звуковедением. Пение распевок на легато (связанное пение), нон легато и стаккато.

3

Певческая установка

Посадка певца, положения корпуса, головы. Пение сидя и стоя.

4

Певческое дыхание

Здоровьесберегающие технологии

Дыхательная гимнастика   А. Стрельниковой.

Разучивание комплекса дыхательной гимнастики

5

Певческое дыхание

Знакомство с разными видами дыхания.

6-7

Вокалотерапия

Здоровьесберегающие технологии

Работа над чистотой интонирования и уровнем звучания во всем диапазоне, используя головной и грудной регистры.

Применение гласных и звукосочетаний направленных на лечебное воздействие, (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).

8

Пение вокальных упражнений

Пение упражнений в унисон. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

9-10

Работа в ансамбле

Формирования чувства ансамбля. Выработка активного унисона, чистоты интонирования, устойчивого одноголосного пения при сложном аккомпанименте. Знакомства с разными приемами ансамблевого пения с солистам.

11-12

   13

Пение репертуарных песен

Артикуляция Здоровьесберегающие технологии

            Разучивание репертуарной песни. Отработка голосоведения, дикции и артикуляции, динамических оттенков.

Пение выбранного произведения. Исправление ошибок при пении.

Артикуляционная гимнастика В.Емельянова.

Знакомство с комплексом занятий артикуляционной гимнастики.

14

Вокальная дикция

Работа над особенностями произношения при пении гласных, умение их округлить, быстрое и четкое пропевание согласных, скороговорок .

15

Ритмотерапия Здоровьесберегающие технологии

Методика К.Орфа

Речевые игры

Упражнения направленные на развития ритмического слуха. (постукивание в ладоши, покаленям).

16-17

      Пение вокальных упражнений для развития певческого голоса

Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.

.

18

     19

Индивидуальная работа с солистами и ансамблем

Пение вокальных упражнений

Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.

Пение учебно-тренировочного материала с введением элементов хореографии.

20

Пластическое интонирование Здоровьесберегающие технологии

Использование элементов ритмики, движение под музыку

21

Беседы о видах микрофонов

Работа с микрофоном

Показ и рассказ о видах микрофонов.(стационарный,шнуровой,радиомикрофон,петельчатый,головной). Формирование умений и навыков работы с микрофоном.

22-23

Пение вокальных упражнений

Пение учебно-тренировочного материала с введением элементов хореографии.

24

Комплекс вокальной гимнастики

Отработка дыхания при движении и исполнении вокального упражнения. Соблюдения артикуляции, дикции, динамических оттенков.

25

Подбор и разучивание песенного материала

Подбор патриотических репертуарных песен. Разучивание и исполнение. Пение репертуара на сцене. Пение в характере.

26

Пение вокальных произведений

Разучивание произведений под фонограмму. Работа над темпом, динамикой, ритмом, характером.

27-28

Пение вокальных упражнений

Разучивание комплекса вокальных упражнений. Пение вокальных упражнений для постановки голоса и дыхания. Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных. Разучивание дыхательных упражнений.

29

Сценическая культура

Формирование культуры поведения на сцене, отображение образа   песни через сценический костюм, пение под фонограмму.

30

Образ в песне, сценический костюм

Сценический костюм. Отображение стиля, смысла в песне через костюм.

31

Сценический образ

Работа над выразительным исполнением произведения. Создание собственного образа в песне

32

Подготовка к отчетному концерту

Повторение всех репертуарных песен. Устранение ошибок в исполнении. Повторение текстов. Пение в характере с разученными хореографическими движениями. Пение под фонограмму «минус». Подбор сценических костюмов и атрибутов. Работа с микрофонами.

33

Просмотры и анализ записи выступлений на детском Евровидении и вокальных конкурсах

Обсуждение выступлений вокалистов.

34

Заключительное занятие

Подведение итогов.














































 
























Календарно-тематическое планирование

 (второй год обучения)

 (1 час в неделю, 34 часа в год)

 

Тема

Содержание программы

 

«Вокально – хоровая работа»

1

Вводное занятие

Здоровьесберегающие технологии

Составление расписания занятий. Подбор репертуара.

Беседа о гигиене детского голоса. Строение голосового аппарата. Звукообразование.

2

Певческая установка

Закрепление навыков певческой установки. Посадка певца, положения корпуса, головы. Пение сидя и стоя.

3

Певческое дыхание Здоровьесберегающие технологии

Упражнения на дыхания

Дыхательная гимнастика   А. Стрельниковой.

4-5

Певческое дыхание

Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука. Отработка дыхания перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.

6

Вокалотерапия

Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара), используя правильное положение артикуляционного аппарата. А*капелла: закрепление понятия, развитие навыков исполнения. Работа над репертуаром.

7

Вокалотерапия

Расширение   диапазона   пения вокалистов. Закрепление певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение legato и nonlegato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

8

Пение вокальных упражнений

Пение упражнений в унисон. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.

9

Вокальная дикция

Работа над особенностями произношения при пении гласных, умение их округлить, быстрое и четкое пропевание согласных, скороговорок .

10

Артикуляция Здоровьесберегающие технологии

Артикуляционная гимнастика В.Емельянова.

Развитие артикуляционного аппарата.

Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.

11-12

Пение репертуарных песен

Пение выбранного произведения. Исправление ошибок при пении.

Работа над чистотой интонации и певческими навыками в песне. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры.

13

Ритмотерапия Здоровьесберегающие технологии

Речевые игры и упражнения  Карла   Орфа

Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. Пение двухголосных канонов.

14

Пластическое интонирование Здоровьесберегающие технологии

Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.

.

15-16

Пение вокальных упражнений

Пение учебно-тренировочного материала с введением элементов хореографии.

17

Работа с микрофоном

Формирование умений и навыков работы с микрофоном.

Просмотр и прослушивание примеров исполнения.

18

Пение вокальных упражнений

Пение учебно-тренировочного материала с введением элементов хореографии.

19

Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков

Отработка дыхания при движении и исполнении вокального упражнения. Соблюдения артикуляции, дикции, динамических оттенков.

20-21

Работа в ансамбле

Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в музыкальных произведениях. Работа над выразительностью поэтического текста, певческими навыками. Введение элементов двухголосия в произведениях.

22-23

Разучивание песен

Подбор патриотических репертуарных песен. Разучивание и исполнение. Пение репертуара на сцене. Пение в характере. Отработать навыки исполнения двухголосия. Интонирование произведений в различных видах мажора и минора. Закрепить ритмическую устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком.

24-25

Пение вокальных произведений

Групповая вокальная работа

Разучивание произведений под фонограмму.

Самостоятельность голосоведения, устранение   трудности первого этапа двухголосного пения – частые переходы второго (нижнего) голоса на партию ведущего, первого. Дети, поющие второй (нижний голос), уверенно ведут свою партию и не сбиваются на партию первого (верхнего) голоса. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.

26-27

Индивидуальная работа с солистами и ансамблем

Разучивание сольных партий в песне. Отработка цезур и динамики. Пение в характере. Пение песни в сценическом образе. Работа на сцене и работа с микрофоном. Отработка положения рук при пении. Отработка пластических движений во время исполнения песни.

28

Пение вокальных упражнений

Отработка комплекса вокальных упражнений. Пение вокальных упражнений для постановки голоса и дыхания. Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных. Закрепление упражнений на дыхание.

29

Сценическая культура

Формирования культуры поведения на сцене, отображения образа   песни через сценический костюм, пение под фонограмму.

30

Образ в песне, сценический костюм

Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами. Просмотр видиозаписей. Работа над выразительным исполнением произведения. Создание собственного образа в песне. Вокальная маска.

31

Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами.

Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью. Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня учащихся вокального кружка

32

Подготовка к отчетному концерту

Повторение всех репертуарных песен. Устранение ошибок в исполнении. Повторение текстов. Пение в характере с разученными хореографическими движениями. Пение под фонограмму «минус». Подбор сценических костюмов и атрибутов. Работа с микрофонами.

33

Концертная деятельность

Повторение всех репертуарных песен. Устранение ошибок в исполнении. Повторение текстов. Пение в характере с разученными хореографическими движениями. Пение под фонограмму «минус». Подбор сценических костюмов и атрибутов. Работа с микрофонами у стойки и в руке.

 

34

Резервное время (репетиционное занятие)

Резервное время используется на репетиционные моменты во время выезда на конкурсы, фестивали. Также используется в случае необходимости проведения дополнительных индивидуальных занятий с учащимися.

Обсуждение итогов выступления.

 

 

 
































































































































































































Библиография

1.Алиев Ю.Б. Настольная книга, школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.

2.Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать о детском голосе. - М., 1972.

3.Емельянов ВВ. Развитие голоса. Координация и тренаж. - Санкт -Петербург, ] 1997.

4.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, 1997.

6.Копорова Н.Л. «Музыкально-дидактические игры», 2002 г.

7.Михайлова М.Н. «Развитие музыкальных способностей детей» «Академия   развития»2003г.

8.Орлова Т.М., Бекина С.И.«Учите детей петь». М., Просвещение, 2001

9. Т.Э. Тютюнникова “Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа” М.”Астрель” 2000г

10.Виктор Емельянов «Развитие голоса» Координация и тренинг» 2007г.

11.Шетинин Михаил Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой.

12. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве / Б.В. Асафьев. – Л.: Музыка, 1980. – 188с.


 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР