Обобщение опыта работы по музыке в соответствии с авторской программой внеурочной деятельности. |
Содержание - Начальные классы, ГПД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теплинская Ольга Юрьевна, учитель музыки МКОУ СОШ № 4 город Мирный, Архангельская область. Дата публикации: 12.03.2018 Обобщение опыта работы по музыке в соответствии с авторской программой внеурочной деятельности.
«Таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, то есть почву, на которой растут и процветают таланты» Г.Г.Нейгауз В данной программе нашли отражение разработки занятий школьного вокального кружка «Домисолька», позволяющие приобщить детей к певческому искусству, развить и совершенствовать целый комплекс вокальных, ритмических, пластических умений и навыков при применении здоровьесберегающих технологий, наиболее полно реализовать детскую фантазию и творческий потенциал, воспитывать эстетический вкус. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программы связана со спецификой работы школьного вокального кружка. Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период школьного обучения важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение песен с музыкальным сопровождением. Для того, чтобы любой желающий ребенок мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа, направленная в том числе на духовно-нравственное, личностное развитие обучающихся. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной эстрадной музыки, современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации. Цель работы вокального кружка: создать такие условия для воспитанников, чтобы за короткий период времени они смогли овладеть комплексом вокальных упражнений, умений и навыков, направленных на развитие их голосовых возможностей. Задачи:
Специфика программы. Основные содержательные линии: – обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу; – усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний; – обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности. Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в задачах программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся. Тематическое построение программы обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Материал, отобранный для занятий, является педагогически целесообразным, так как специфика вокального пения обусловливает и особенности методической работы с певцом. Подчинение всего материала занятия его основной теме дает возможность достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать. Программа рассчитана на 2 года обучения – младшая и старшая группы. Младшая группа – первый год обучения – это дети 8-11 лет, старшая группа – второй год обучения – дети 12-14 лет. Старшая и младшая группы занимаются один раз в неделю во внеурочное время. Состав участников кружка не более 12 человек. В этом возрасте проявляются творческие способности каждого учащегося. Наиболее подходящая форма для реализации данной программы является форма кружка. Занятия кружка носят комплексный характер: обучающиеся получают теоретические знания в комплексе с практическими навыками. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса. Без знаний этих особенностей сложно выявить верные регистры детских голосов; трудно подобрать для исполнения материал в диапазоне, соответствующем возрастным особенностям; добиться легкого звуковедения, вести детей к вокальному мастерству. Голос ребенка формируется постепенно, в течение длительного периода. Голосовая мышца гортани человека формируется к одиннадцати годам и продолжает развиваться до двадцати лет. По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими. Музыка, литература, живопись – мир искусства в трех видах – охватывает духовную жизнь ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла. При разучивании песенного репертуара мы обращаемся к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять главное и зависимое слова в сочетании, знание видов простых предложений и умение соблюдать правильную интонацию при произношении; на уроках литературы – начальное понятие языка художественной литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах. В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т. п.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания. Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий, а также совместную работу педагога и детей. Оказывать помощь родителям в воспитании детей, развивать у родителей положительное отношение к тому, чем занимается ребенок в свободное от занятий время, – также одна из основных задач педагога. Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управления образовательным процессом являются выступления детей на мероприятиях различного уровня (школьных, городских, районных, региональных, всероссийских), анализ результатов конкурсов и итоги выступлений. Программа является самостоятельным курсом и может быть использована образовательным учреждением любого типа. Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на конкурсах, концертах, фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты, призы. Программа будет успешно реализована:
Данная программа является экспериментальной, и автор оставляет за собой право вносить коррективы в содержание по ходу её реализации. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам В результате обучения пению ребенок должен знать/понимать:
уметь:
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам В результате обучения пению ребенок должен знать/понимать:
уметь:
На занятии ребенок маленькими шагами познает прекрасный мир музыки, поэтому работа вокального кружка в школе способствует развитию учащихся, вырабатывает в них стремление сделать что- то своё, новое, лучшее. Именно во внеурочной деятельности вместе с детьми проявляется творчество. Ведь творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию и воображение, создаёт мощный творческий импульс и радостное, приподнятое настроение. В результате использования инновационных здоровьесберегающих технологий мои воспитанники показывают хорошие результаты: активно принимают участие во всех мероприятиях школы, концертах города, района, воинских частях, а также городских, районных, областных, всероссийских вокальных конкурсах. Ребята становились победителями и лауреатами городского конкурса «Твой звездный час», «Звездная гавань», «Мой шанс»; районного конкурса «Вдохновение» поселок Плесецк, конкурса «Надежда» - поселок Плесецк; областного конкурса «Музыкальная капель» г.Няндома, «Пою, мое Отечество», «Россия, Подвиг, Память» г. Северодвинск; «Чудо – Чадо» г.Архангельске; «Восточная сказка» в г.Казань. Всероссийского конкурса «Золотая Пальмира» в г. Санкт-Петербурге, который состоялся 31 октября 2015 г, где мы стали лауреатами 1 степени и получили сертификат с правом на участие в международном конкурсе в г. Праге или Вене. Ребенок творит ради радости. Это радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успехов в труде способствует приобретению веры в себя, в свои силы, воспитывает целостную, творческую личность.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Содержание программы. Первый года обучения
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.
Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней. 5. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Тема II. Формирование детского голоса.
Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях, хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.
Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука. Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Упражнения первого уровня формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.
Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки. III. Сценическое оформление вокальных номеров. (основы сценического движения). 1.Элементы хореографии. Разучивание движений для передачи образа песни. 2. Работа с фонограммой. Фонограмма - «живой» аккомпанемент музыкального сопровождения. Она представляет собой оркестровую или насыщенную современными эффектами музыку'. Работая с фонограммой, солист должен хорошо чувствовать ритм произведения, уметь четко и вовремя вступать, правильно вести мелодию песни. 3. Работа с микрофоном. При работе с микрофоном следует выполнять несколько правил: 1)Правильно интонировать; 2)Петь точно в микрофон, держа его в нужном направлении; 3)Следить за шнуром. Тема IV. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. 1.Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей Тема V. Концертная деятельность. Выступление вокальной группы. В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
Содержание программы. Второй года обучения
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности. 1. Закрепление навыков певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения. 2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой. 3. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Тема II. Совершенствование вокальных навыков. 1.Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении. 2.Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков уучащихся. Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и nonlegato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица. 3.Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика В.Емельянова. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты. 4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. 5.Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука. Тема III. Работа над певческим репертуаром. 1.Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов. 2.Работа с солистами. Развитие показателей певческого голосообразования как осознанного умения произвольно включать отдельные элементы эстрадного певческого тона, осознанно удерживать их на музыкальном материале, соответствующем возрасту. Освоение музыкальной грамоты. Тема IV. Сценическое оформление вокальных номеров. (основы сценического движения). 1.Элементы хореографии. Разучивание движений для передачи образа песни Знакомство с танцевальными ритмами, а также элементами движений современных танцев. 2.Работа с фонограммой. Фонограмма - «живой» аккомпанемент музыкального сопровождения. Она представляет собой оркестровую или насыщенную современными эффектами музыку'. Работая с фонограммой, солист должен хорошо чувствовать ритм произведения, уметь четко и вовремя вступать, правильно вести мелодию песни. 3. Работа с микрофоном. При работе с микрофоном следует выполнять несколько правил: 1)Правильно интонировать; 2)Петь точно в микрофон, держа его в нужном направлении; 3)Следить за шнуром. Тема V. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса. 1.Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профес-сиональных певцов. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами. 2. Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью. Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня учащихся студии. Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт). В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться. Календарно-тематическое планирование (первый год обучения) (1 час в неделю, 34 часа в год)
Календарно-тематическое планирование (второй год обучения) (1 час в неделю, 34 часа в год)
Библиография 1.Алиев Ю.Б. Настольная книга, школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000. 2.Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать о детском голосе. - М., 1972. 3.Емельянов ВВ. Развитие голоса. Координация и тренаж. - Санкт -Петербург, ] 1997. 4.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, 1997. 6.Копорова Н.Л. «Музыкально-дидактические игры», 2002 г. 7.Михайлова М.Н. «Развитие музыкальных способностей детей» «Академия развития»2003г. 8.Орлова Т.М., Бекина С.И.«Учите детей петь». М., Просвещение, 2001 9. Т.Э. Тютюнникова “Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа” М.”Астрель” 2000г 10.Виктор Емельянов «Развитие голоса» Координация и тренинг» 2007г. 11.Шетинин Михаил Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. 12. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве / Б.В. Асафьев. – Л.: Музыка, 1980. – 188с. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».