«Воспитание нравственных ценностей подрастающего поколения в начальной школе» (статья). |
Содержание - Начальные классы, ГПД |
Ащук Елена Юрьевна, учитель начальных классов, МОУ «СОШ № 7», г. Саянск, Иркутская область. Дата публикации: 15.03.2018 «Воспитание нравственных ценностей подрастающего поколения в начальной школе»
В наше стремительное беспокойное время, когда у взрослых нервы на пределе из – за множества бытовых проблем, дети своим неуправляемым поведением как бы отражают нашу действительность. Ни уговоры, ни бесконечные беседы, ни разгневанный тон взрослых не в состоянии успокоить души воспитанников, направить их мысли и стремления на путь познания и добра. Мы говорим с ними будто на разных языках, и наши титанические усилия не дают желаемых результатов. И тогда мы задаем себе вечный вопрос: « Что делать?» Конечно, рецептов на все случаи никогда не бывает. Человек, если он хочет быть достойным этого звания, не может жить без морали и нравственности. Качества эти не врождённые. Есть множество примеров, когда дети высокообразованных родителей становились подонками общества. И, наоборот, в неблагополучных семьях вырастали яркие личности с неутомимой страстью к добрым делам. Кто же виноват в этом? Семья? Школа? Улица? Да. Каждый по отдельности и все вместе. Мы, учителя, должны помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра в классе, за пультами управления, но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня. Актуальность проблемы нравственного воспитания выражается в том, что обществу сегодня нужен гражданин, обладающий качествами: самостоятельность в выборе и принятии решений; способность нести ответственность за свои дела и поступки, оценивать и осмысливать их; идентифицировать себя как носителя национальной культуры, способность к проявлению толерантности. Школа должна сформировать устойчивые нравственные свойства личности, способной ориентироваться в окружающем мире и жить по нормам и законам морали и нравственности. В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров ». В связи со сложившейся ситуацией в обществе и возникла потребность разработать новые требования к системе образования и закрепить их в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО). В рамках стандарта была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Согласно Концепции четко определены понятия социализации, базовых национальных ценностей, каждая из которых раскрывается в системе нравственных представлений ( ценностей). Одной из основных задач становится «ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности».Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, а выпускник школы, должен быть «носителем ценностей гражданского общества». Нравственность-это правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а так же выполнение этих правил, поведение [Ожегов, 2009г:167]. Процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных методов, приемов и средств. Учитель является консультантом, помощником в проявлении индивидуальности школьника, действующим под лозунгом «Я вместе с вами». Следует помнить, что великим воспитателем, родником доброты и фантазии является природа родного края. Мы возвращаемся к истокам культурного наследия народа: музыкотерапия, цветотерапия, аромотерапия, смехотерапия, игротерапия, трудотерапия. Терапия – термин медицинский, он означает изучение и лечение патологий. Откуда они взялись у наших детей? Главный член общества – ребёнок – оказался обделённым в самом главном – в духовном общении с матерью, отцом, бабушкой…Сетуя на занятость, нехватку времени, родители заботятся лишь о материальной стороне. Лишая ребёнка ласки и душевной теплоты, взрослые формируют в его сознании комплекс неполноценности, что способствует развитию психических заболеваний, повышенной агрессивности и жестокости. Учёные опросили многих молодых людей с целью выяснения, каким характером каждый хотел бы обладать. Большинство ответило: «Твердым, решительным, чтобы уметь противостоять другим». А на вопрос: « Каким вы хотели бы видеть других» - почти все ответили: «Добрыми». Все хотят видеть доброту, добрые чувства, но не в себе, а в других. Добрые чувства – это то, в чем все нуждаются, но не все могут проявить. Когда человек проявляет свои добрые чувства к другим, он становится богаче душой. Это правило ребёнок должен знать с детства. Детство - это время, когда ты только начинаешь узнавать мир. Это годы, полные доброты и наивности, все мы скучаем по своему детству, ведь в нём – истоки всего лучшего, что есть в нас. Спустя столько лет, до сих пор у меня лежат журналы моего детства "Мурзилка". В детстве, так ждала, когда почтальон положит его в ящик. С интересом листала страницы. Цветные, красочные, интересные. Вот пришло время, и рядом с методичкой журнал «Мурзилка с замечательным разделом - картинная галерея. Вот это и есть цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Современные ученые считают, что цветотерапия является одним из самых перспективных и надёжных методов лечения и оздоровления. Наш мозг воспринимает цвет точно так же, как желудок еду. Ученые выяснили, что цвет оказывает сильнейшее влияние на самочувствие человека, его работоспособность и настроение. А дальше - знакомство с художниками, картинами - вот здоровье нации. Далее, появились упражнения, обеспечивающие условия для формирования нравственных поступков автором которых является доктор педагогических наук, профессор Щуркова Надежда Егоровна, её книга «Собранье пёстрых дел». Пять минут с искусством Эта гибкая, легкая форма приобщения детей к искусству. В ней реализуется, прежде всего, исходный принцип «малой дозировки». Название говорит само за себя: дети в течение коротких, но сгущенных по эмоциональному напряжению минут воспринимают одно или несколько произведений. Ни анализа, ни оценок не производится. Свободное общение и свободное впечатление – без попытки навязать какую-либо точку зрения. Принципы отбора художественного произведения могут быть самыми разными: в связи с учебным материалом, погодой, настроением. Активизируются два психологических канала восприятия: визуальный и аудиальный, и оба друг друга усиливают – в итоге дети получают сильное впечатление, положительные эмоции вызывают интерес к искусству. Очень важна и поставленная перед детьми перспектива будущей «пятиминутки»: «В следующий раз мы с вами…». Возможно, дети, увлеченные такими прекрасными минутами общения с искусством, станут приносить в школу репродукции, пластинки, скульптурные копии, фотографии, книги. Волшебный стул«На «волшебный стул» приглашается один из участников игры: как только он садится, «высвечиваются» и становятся очевидными все его достоинства. Предполагается, что при этом ни один недостаток не способен «высветить» «волшебный стул», зато все положительные стороны личности ярко представлены для глаз присутствующих. Дети называют качества («умный»,«добрый»…) или указывают на поведенческие характеристики («он всегда помогает», «у него можно попросить что-то…). «Час тихого чтения» возникает в противовес беспредельному увлечению школьников теле- и видеофильмами, вытесняющими из жизни школьника общение с книгой. В тот день, когда проводится час тихого чтения, дети и педагоги приносят с собой в школу внепрограммную книгу, которую они «сейчас читают», им предоставляется общее для всех членов школьного коллектива время, когда в тишине и удобстве каждый человек может спокойно почитать принесенную им книгу. Воспитательный потенциал «часа тихого чтения» не исчерпывается до конца, если по окончании его не обнародуется список читаемых детьми и педагогами книг. Этот список вывешивается к концу учебного дня: «Что сегодня мы читаем?» и «Что читали учителя?». Создается эмоциональная атмосфера, выделяются интеллектуальные лидеры, расширяется поле библиографических знаний. При этом важной является одна методическая и этическая деталь: что бы ни читали дети, их выбор не должен иметь оценки, нет «хорошего» или «плохого» чтения – всякое чтение достойно, из всякой книги можно извлечь ценное. Идею «часа тихого чтения» порой дети переносят в семью, приобщая родителей к чтению книг, давно ими забытых. Калейдоскоп Каждый из нас с детства помнит эту незамысловатую игрушку. В школьном возрасте во время игры у детей особенно ярко проявляются умения видеть, восхищаться, запоминать и обмениваться впечатлениями. Через маленькое отверстие этой игрушки мы можем увидеть не только узоры, но и страницы интересных книг, кадры любимых кинофильмов, отправиться в путешествие. Калейдоскоп поможет вспомнить разные истории и посмотреть на самих себя со стороны, когда мы находимся дома, в школе или гуляем во дворе. Калейдоскоп передаётся из рук в руки. Дети поочерёдно сообщают, что им привиделось за чудесными узорами. Они говорят: «Я вижу…», «Мне кажется…», «Я сразу вспомнил…». Три желания Это одна из форм духовного общения ребёнка с художественным образом. Издавна фантазией людей были созданы представители зла(Баба яга, Леший) и представителями добрых дел(Золотая рыбка, Герда). Эта форма работы актуализирует духовные усилия каждого ребенка, он проявляет себя как индивидуальность, не просто способная оценить мир, но и желающая изменить его во имя улучшения будущей жизни. «Случайно амфору я взял И приоткрыл сосуд. Он силой страшной обладал, И джинн мне крикнул вдруг: “Что хочешь повелитель мой? И тут мне стало страшно: джинн беспрекословно подчиняется своему повелителю. А что, если его повелителем окажется дурной человек? А что, если амфора со всемогущим джинном попадет в руки к нам? Что мы попросим его сделать? Каких три желания ты попросишь выполнить его? Что желаем своей Родине? Друзьям? Родным? Лично себе? Ребята садятся в круг и, поочередно передавая из рук в руки символический предмет- носитель волшебной силы (например, волшебную палочку), произносят три своих желания. По ответам классный руководитель может судить о степени духовной подготовленности данной группы учащихся и каждого в отдельности. Музыкотерапия-терапия звуком. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Музыка занимает особое место в воспитании нравственности младших школьников. Она влияет на психику и на физиологию человека, она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Я очень люблю музыку. В ней я слышу радость, скорбь, надежду, стремление к счастью. Музыка правдива и очень красива. Все эти слова есть в прекрасных произведениях Петра Ильича Чайковского. Так и произошло знакомство ребят с этим удивительным композитором. «Тихо, тихо, сядем рядом -
Чутко дремлют лес и луг.
Музыка, к которой мы сегодня пришли в гости, написана великим русским композитором Петром Ильичом Чайковским. То, о чём ты сейчас узнаешь, произошло очень-очень давно. В Петербурге, где долгое время жил П. И. Чайковский издавался журнал, Журнал выходил каждый месяц и в каждом его номере читателей ждал сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочинённых П. И. Чайковским. Каждая имела название одного из месяцев года. 12 месяцев в году, 12 номеров журналов, 12 музыкальных пьес. Все они потом были объединены в альбом красочных музыкальных зарисовок, который стал называться «Времена года». Давайте вместе перевернём странички музыкального календаря природы и внимательно прислушаемся к каждой. Начинается «Сентябрь» с призывного, фанфарного сигнала, больше похожего на звуки, громкоголосого рога. И сразу же за этим сигналом в музыке слышится скачка - стремительный чёткий и звонкий топот лошадиных копыт. Пьеса называется «Охота». «Октябрь»-это уже настоящая осень. Пьеса «Октябрь» называется ещё» Осенняя песня. «Унылая пора, очей очарованье», - писал об осени А.С. Пушкин. Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников - краски, у поэтов - слово, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать природу. Так же, как это делает в своей музыке П. И. Чайковский. Хотя ноябрь - это последний месяц осени, в России в это время приходит зима. Замерзаю треки, выпадает снег. Поэтому и музыка «Ноября» называется «На тройке». Слушаешь её, и кажется, будто сам сидишь в санях, а лошади несут тебя по снежной дороге. Прислушайся, снова звучит тихий звон колокольчиков. Это последняя пьеса из альбома «Времена года». Она называется «Святки». Святки - старинный праздник перед Новым годом. Музыка декабря, не рассказывает нам именно о святках. Это просто вальс, который можно слушать, а можно под него и танцевать. Первой пьесе альбома П. И. Чайковский дал ещё одно название «У камелька». «Камелёк» - уютное, ласковое слово. Слушаешь неторопливое звучание мелодии и видишь перед собой огонь, угасающий в камине или в печке. Каждый знает, что такое масленица. Это весёлый, шумный праздник. Народ провожает зиму. Об этом и рассказывает музыка «Февраля». Вслушайтесь в неё - это по-настоящему весёлая пляска. Музыка первого месяца весны называется» Песня жаворонка». Она нежная и звонкая. Очень похожа на разливающиеся над полями трели жаворонков. Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели.! В лесу появились первые цветы. Музыка похожа на вальс, хочется просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку. Музыка «Мая» задумчивая. Композитор назвал её «Белые ночи». В мае в Петербурге наступают удивительные белые ночи. Вот и наступило лето. О чём же рассказывает музыка «Июня»? П. И. Чайковский назвал пьесу «Баркаролой». Слово это родилось в Италии, и переводится оно «песня в лодке», потому что «барка», по-итальянски и означает «лодка». Тот, кто пробовал петь в лодке на озере, море знает, что голос на воде звучит особенно звонко. Здравствуй, лето. Лето в разгаре. Жарко. Сколько работы у жителей деревни в это время! Музыка «Июля» рассказывает о работе. И вместе с тем это ещё одна песня – композитор назвал её «Песня косаря». Август-эту пьесу композитор назвал «Жатва». Какие чудные запахи передаёт мелодия. Эта удивительная музыка звучит и сегодня. Об этом и мечтал П. И. Чайковский. Нравственный мир ребенка сложен и изменчив. Духовные ценности в отличии от материальных мы не всегда можем увидеть и они не покупаются, но мы можем их почувствовать через поступки и поведение окружающих людей: горящие глаза ребёнка, душа, которая открыта для моих слов. Например, если для человека важна красота, то он будет стремиться создавать её вокруг себя, совершать красивые поступки. Таким образом, это более высокие ценности, которые являются общечеловеческими и значимы во все времена. Как было бы прекрасно, если добро и красота шли рука об руку. Нравственность- это залог человеческой, а не животной жизни. Она не приходит сама, она воспитывается через улыбку, голос, жест матери, доброе слово учителя, наставника, через игру, занятие любимым делом. Дети должны жить в мире красивого, сказки, музыки, рисования, фантазии и творчества. Диакон Андрей Кураев писал: «Уроки нравственности необходимы для того, чтобы ребенок открыл внутренний мир своей души, познакомился со своей душой, научился бы реагировать не только на боль пальчика, но и на боль своей совести, чтобы он научился делать запросы к совести, прося ее проанализировать вот то или иное его стремление и ответить - к добру оно или ко злу». |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».