Тарбеева Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов, МОУ Тугутуйская сош, с. Тугутуй, Эхирит-Булагатский район, Иркутская область. Конспект урока представлен в виде технологической карты. Разработан по требования ФГОС для учащихся 2 класса.
Дата публикации: 20.03.2018
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
нАЗВАНИЕ РАБОТЫ.
Конспект урока ПО литературноМУ чтениЮ вО 2 КЛАССе по УМК «Школа России»
НА ТЕМУ: Л. Н. толстой «старый дед и внучек»
Цели деятельности учителя
|
Создать условия для ознакомления с биографией и творчеством Л. Н. Толстого, обучения умению определять главную мысль произведения; содействовать воспитанию уважения к пожилым людям
|
Тип урока
|
Изучение нового материала
|
Планируемые образовательные результаты
|
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: отличать басню от рассказа, определять особенности басенного текста, воспринимать на слух художественное произведение; получат возможность научиться: соотносить пословицы и смысл басенного текста, характеризовать героев басни с опорой на текст.
Метапредметные: познавательные: используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления, работают в паре.
Личностные: проявляют художественно-эстетический вкус; осознают эстетические потребности, ценности на основе опыта прослушивания произведений художественной литературы
|
методы и формы обучения
|
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная. Методы: словесный, наглядный, практический
|
Образовательные ресурсы
|
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/01/25/urok-literaturnogo-chtenya-po-teme-staryy-ded-i-vnuchek-l-n,
|
Оборудование
|
Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; портрет Л. Н. Толстого, выставка книг Л.Н. Толстого, материал для работы парами, смайлики.
|
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока
|
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формы
организации взаимодействия
на уроке
|
Формируемые умения
(универсальные учебные
действия)
|
Промежуточный
контроль
|
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
|
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
|
Приветствует учащихся, проверяет готов-ность к уроку; настраивает на учебную деятельность.
У нас сегодня в кассе радость – приехали гости. А когда гости, то настроение поднимается. Подарите свое настроение с помощью улыбки друг другу и нашим гостям.
А какие цели поставите перед собой на уроке?
|
Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку
|
Фронтальная, индивидуальная
|
Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, ставить перед собой цели.
|
Устные ответы, наблюдения учителя
|
II. Актуализация знаний
|
1. Проверка домашнего задания.
Игра «Сложи название».
2. Выставка книг Л.Н.Толстого
|
-Дом. заданием было проиллюстрировать изученные басни И.Крылова
- Замечательные иллюстрации подготовили вы к уроку.
-На парте лежат слова: Лебедь. Стрекоза Рак Щука Муравей.
-Что объединяет всех этих животных? (герои басен)
- Разбейте животных на 2 группы по принадлежности к разным басням. Проверим.
-Кто автор этих басен?
- Чему учат нас басни Толстого?
-А хотите, дальше продолжать учится быть добрыми, честными?
- Тогда мы продолжаем урок.
- На перемене вы рассматривали книги. Что общего у этих книг? Чем они отличаются?
Для кого эти книги?
Есть знакомые произведения?
|
Выставка рисунков
Разбить слова на названия: Лебедь, рак и щука. Стрекоза и муравей.
Рассмотреть книги, найти знакомые.
|
Фронтальная, индивидуальная
|
Познавательные: умения представлять информацию в виде рисунка.
Коммуникативные: умение работать в паре, аргументировать свою позицию, контролировать действия партнера.
Познавательные: на основе анализа слов – названий делать выводы.
Регулятивные: высказывать свое предположение на основе выставки книг.
|
Устные ответы, наблюдения учителя
|
III. Постановка учебной задачи
|
Игра «Найди лишнее»
|
Вы уже можете сказать, о каком авторе мы сегодня будем говорить? (сл.2)
-Верно. Это Л.Н. Толстой. Его книги переведены на многие языки мира.
-А вот какое произведение будем читать, узнаете, выполнив задание.
Возьмите конверт с цветными полосками. На них на писаны названия четырех произведений: Старый дед и внучек, Сказка о рыбаке и рыбке, Гуси-лебеди, У страха глаза велики.
Найдите лишнюю. Обоснуйте свой ответ. (сл.3)
Какую учебную задачу мы поставим на урок?
|
Л.Н.Толстой
Работа с цветными полосками.
Ставят учебную задачу.
|
Фронтальная, парная
|
Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.
Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу, оценивать правильность выполненных действий и вносить коррективы.
Познавательные: выполнять действие анализа.
Регулятивные: уметь различать способ чтения, выполнять задание в соответствии с поставленной учебной задачей.
Познавательные: уметь раскрыть тему задания в устном сообщении кратко и точно, находить ответы на заданные вопросы.
Регулятивные: умение отслеживать ошибки своих одноклассников
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение; извлечение необходимой информации из текстов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; умеют осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.
Личностные: высказывают своё отношение к героям, выражают свои эмоции
|
Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные
задания
|
IV. Изучение нового (Совместная деятельность по достижению цели)
|
Речевая разминка
Чтение текста с.108
Контроль понимания прочитанного
|
- Но перед тем, как перейти к изучению нового материала, проведем небольшую разминку. (сл.4)
Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки.
Все четыре большие болтушки. Целый день на пороге избушки Тараторили будто индюшки.
-Как называется такой жанр?
-Прочитайте в разных интонациях (удивление, раздражение, радости, грусти, вопросительно, скороговоркой)
-Для чего проводим речевую разминку?
-Я приглашаю мою помощницу, которая расскажет о биографии Л.Н.Толстого. (сл.5,6,7)
С.108 прочитаем текст. (сл.8)
1) Сколько лет прожил Л.Н.Толстой?
2) Каким он был человеком?
3) Как Толстой помогал детям из бедных семей?
|
Чтение хором
Скороговорка
Читать быстрее, проговаривать трудные слова, говорить правильно и четко.
Ребенок рассказывает о биографии автора
|
Фронтальная, индивидуальная
|
Выполнение задания
Работа с учебной статьей
|
|
Физкультминутка
|
Дружно маме помогаем-
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полоскаем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
|
Выполняют движения согласно инструкции
|
Фронтальная
|
Выполнение движений
|
V. Работа по теме урока
|
Словарная работа
Работа с текстом до чтения (антиципация)
Работа с тестом во время чтения
Анализ 1 части
Анализ 2 части
Работа с текстом после чтения
Работа по иллюстрации и заголовку
|
- Произведение «Старый дед и внучек», рассказывает об истории , которая произошла в одной семье. Написана она очень давно, при чтении нам встретится слово, которое в наше время практически не употребляется.
- Я приглашаю еще одну свою помощницу, которая работала со словарем. (сл.9,10)
Лохань – деревянная чашка.
Невестка – жена сына.
Слаживает – складывает
-Ребята, как вы думаете, о чем будет это произведение?
-Посмотрите на иллюстрацию. Давайте подумаем, какое это произведение по настроению?
-А теперь наконец-то прослушаем это произведение и проверим, правы ли мы были. (сл.11)
Учитель читает рассказ «Старый дед и внучек» (или аудиозапись).
-Понравилось вам произведение? Дети, вы ведь сами сказали, что текст грустный. А разве может нравится что-то грустное? Чем понравился? Почему?
-Понравилась ли вам эта семья?
-Хотели бы вы быть членом такой семьи?
-Есть в тексте то, что вас УДИВИЛО или заставило задуматься?
-Есть в тексте то, с чем вы НЕ СОГЛАСНЫ?
Вторичное чтение (осознанное)
-Сейчас мы будем читать по цепочке. А вы проследите, на какие две смысловые части можно разделить текст.
-Итак, на какие смысловые части можно разбить текст?
-Почему же дедушку не сажали за стол?
- Что случилось во время обеда за печкой?
- Почему дед уронил и разбил чашку?
- Что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?
-Правильно ли она сделала?
Что и зачем мастерил Миша из дощечек?
Почему его родители заплакали?
-Как после этой истории стали относится к дедушке?
-Посмотрите на иллюстрацию. Чем заняты герои произведения?
-Какое у них настроение?
-Почему?
-О чем они сейчас разговаривают?
- Сравните заголовок и иллюстрацию.
-Какая главная мысль текста?
-Как вы думаете, хорошо ли , уютно было дедушке в такой семье? Почему?.
-А что надо сделать , чтобы старым людям было хорошо?
Для этого проведём маленькое перевоплощение.
-Представь себе, что прошло много, много лет и ты сейчас старый дедушка. Как бы ты хотел, что бы к тебе относились? Что хочется больше всего?
-Чему учит это произведение?
-Какой жанр этого произведения?
-Что такое басня? (сл.12)
|
Подготовленная ученица объясняет значение непонятных слов
Слушают аудиозапись
Отвечают на вопросы
Читают по цепочке
Отвечают на вопросы
Анализируют иллюстрацию
Один ученик выходит к доске
|
Фронтальная, индивидуальная
|
Устные ответы, выполненные задания
|
VI. Закрепление знаний и способов действий
|
1. Соотнесение рассказа и пословицы
|
– А какие маленькие жанры отражают в себе поучения? Соедините начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания.
В недружной семье и сердце на месте
В семье разлад, добра не бывает
Когда семья вместе, так и дело идет прекрасно.
В семье согласно, так и дому не рад.
Не будет добра, коли в семье вражда.
– Какой темой они объединены?
- Проверьте. (сл.13) Оцените свою пару.
|
Отвечают на вопросы.
|
Парная
|
Познавательные: осуществляют структурирование знаний; построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Коммуникативные: умение работать в паре, аргументировать свою позицию, контролировать действия партнера.
|
Устные ответы,
выполненные
задания
|
VII. Итоги урока.
Рефлексия
|
Обобщение полученных
на уроке сведений. Заключительная беседа.
Выставление оценок
|
– С каким писателем мы сегодня познакомились?
– Какой рассказ мы прочитали?
– Какая главная мысль рассказа?
– Чему научил вас этот рассказ?
-Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?
-Зачем нам нужен был этот урок?
-Закончите предложения: (сл.14)
Я почувствовал…..
Я задумался………..
Я понял………….
-Покажите с помощью цветных смайликов, каким на ваш взгляд получился урок по цвету?
-Оцените свою работу на уроке.
|
Отвечают на вопросы
|
Фронтальная, индивидуальная
|
Познавательные: ориентируются в системе знаний – отличают новое от уже известного.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.
Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний, оценивают усваиваемое содержание
|
Устные ответы
|
Домашнее
задание
|
Инструктаж по выполнению домашнего задания
|
Выразительное чтение рассказа; составить рассказ о том, как вы заботитесь о своих родных и близких.
-Закончить урок хочу следующими словами: Ребята, учитесь любить и заботиться. Любите и заботьтесь о своих родителях, близких и друзьях. И помните любовь- это огромная сила, которая может сделать невозможное. Я желаю огромной любви вам, ребята, и всем нашим гостям.
|
Задают уточняющие вопросы
|
Фронтальная, индивидуальная
|
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
|
|
Ресурсный материал
Рассказ о Л. Н. Толстом
Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году – почти 200 лет назад. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире.
Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное – он очень любил детей. В то время в России было ещё очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич открыл в своем имении – Ясной Поляне – школу, написал учебник для детей – «Азбуку» – и сам учил их.
Толстой создавал рассказы и басни, которые учили добру. Произведения писателя для взрослых знают не только у нас в стране, но и во многих зарубежных странах. Со всего мира приезжали ко Льву Николаевичу писатели, художники, музыканты. Приходили к нему за советом и простые люди, чаще всего крестьяне, были и нищие. И всем Толстой помогал, своим примером учил окружающих добру, состраданию. |